Музыкальные жанры

Содержание

Слайд 2

ВАРИАЦИИ С латинского – «изменение» Это музыкальная форма, которая состоит из

ВАРИАЦИИ

С латинского – «изменение»
Это музыкальная форма, которая состоит из темы и

ее измененных повторений (вариаций)
СХЕМА: А-А1-А2-А3-А4-….
Тема вариаций может быть сочинена самим композитором, заимствована из народной музыки или из произведения другого композитора.
Пишутся в простой форме: периода, двухчастной, трехчастной
Вариации могут быть самостоятельным произведением или частью другого более крупного произведения
Слайд 3

ВИДЫ ВАРИАЦИЙ: Старинные (basso ostinato) «Глинкинские» (soprano ostinato) Строгие (классические) Свободные (романтические) Двойные, тройные и т.д.

ВИДЫ ВАРИАЦИЙ:

Старинные (basso ostinato)
«Глинкинские» (soprano ostinato)
Строгие (классические)
Свободные (романтические)
Двойные,

тройные и т.д.
Слайд 4

СТАРИННЫЕ (BASSO OSTINATO) остинато с итал. – неизменный в Европе в

СТАРИННЫЕ (BASSO OSTINATO)

остинато с итал. – неизменный
в Европе в XVI

веке модные танцы пассакалья и чакона писались в форме, основанной на постоянном повторении темы в басу
Слушаем И.С. Бах. Пассакалья и фуга для органа до минор
Слайд 5

«ГЛИНКИНСКИЕ» (SOPRANO OSTINATO) это вариации в русской классической музыке, в которых

«ГЛИНКИНСКИЕ» (SOPRANO OSTINATO)

это вариации в русской классической музыке, в которых мелодия

повторяется одна и та же, сопровождение меняется.
Впервые использовал М.И. Глинка.
Слушаем М.И. Глинка. Персидский хор из оперы «Руслан и Людмила»
Слайд 6

СТРОГИЕ (КЛАССИЧЕСКИЕ) вариации в западноевропейской классической музыке, в которых сохраняются общие

СТРОГИЕ (КЛАССИЧЕСКИЕ)

вариации в западноевропейской классической музыке, в которых сохраняются общие контуры

темы, ее форма и гармония.
Меняется мелодия, лад, тональность, фактура.
Слушаем В.А. Моцарт. 1 часть Сонаты для фортепиано Ля мажор (тема и 6 вариаций)
Слайд 7

СВОБОДНЫЕ (РОМАНТИЧЕСКИЕ) Появились во 2-ой пол. XIX века Основаны на больших

СВОБОДНЫЕ (РОМАНТИЧЕСКИЕ)

Появились во 2-ой пол. XIX века
Основаны на больших изменениях темы.

Связь таких вариаций с темой весьма слабая
Слушаем И. Брамс «Вариации на тему Паганини» для фортепиано (на тему Каприса для скрипки № 24 ля минор Н. Паганини)
Слайд 8

ДВОЙНЫЕ вариации на 2 темы, которые варьируются поочередно (аа1а2а3bb1b2b3). Слушаем М.И.

ДВОЙНЫЕ

вариации на 2 темы, которые варьируются поочередно (аа1а2а3bb1b2b3).
Слушаем М.И. Глинка. Оркестровая

фантазия «Камаринская»
В основе 2 темы:
1) мелодия русской свадебной песни «Из-за гор гор высоких»
2) русская плясовая «Камаринская»
Слайд 9

СОЧИНЕНИЕ СТРОГИХ ВАРИАЦИЙ Сохраняются контуры темы, ее форма и гармония. Меняется мелодия, лад, тональность, фактура

СОЧИНЕНИЕ СТРОГИХ ВАРИАЦИЙ

Сохраняются контуры темы, ее форма и гармония.
Меняется мелодия,

лад, тональность, фактура
Слайд 10

С лат. – «четвертый» Появился в XVIII в. Лучшие образцы –

С лат. – «четвертый» Появился в XVIII в.
Лучшие образцы – у венских

классиков (творчество композиторов XVIII века Й. Гайдна, В.А. Моцарта, Л. Бетховена)
Ансамбль из 4 музыкантов-исполнителей (инструменталистов или вокалистов).
Музыкальное произведение для 4 инструментов или голосов.

КВАРТЕТ

Слайд 11

Среди инструментальных квартетов (камерных) наиболее популярны струнно-смычковые (струнные) - 2 скрипки,

Среди инструментальных квартетов (камерных) наиболее популярны струнно-смычковые (струнные) - 2 скрипки,

альт и виолончель.
Написан в сонатной форме, из 3 частей:
1 – быстрая, (экспозиция, разработка, реприза)
2 –медленная, лирическая
3 – быстрый финал
Слушаем Й. Гайдн.
Струнный квартет № 1, 1 часть

СТРУННЫЙ КВАРТЕТ

Слайд 12

ВОКАЛЬНЫЙ КВАРТЕТ Виды: женские, мужские и смешанные (сопрано, аль, тенор, бас)

ВОКАЛЬНЫЙ КВАРТЕТ

Виды: женские, мужские и смешанные (сопрано, аль, тенор, бас)
Могут быть

самостоятельными произведениями или частями оперы, оратории.
Может быть с инструментальным или хоровым сопровождением
Слушаем Квартет «Какое чудное мгновенье» из оперы М.И. Глинки «Руслан и Людмила» (в форме канона – герои повторяют одну и ту же фразу, но вступают друг за другом)
Слайд 13

КОНЦЕРТ Это музыкальное произведение виртуозного характера для одного, реже 2-3 солирующих

КОНЦЕРТ

Это музыкальное произведение виртуозного характера для одного, реже 2-3 солирующих инструментов

и оркестра.
Пишется в сонатной форме:
1 - быстрая (экспозиция, разработка, реприза)
2–медленная, лирическая
3 – быстрый финал, в форме рондо (с франц.- «круг». Состоит из эпизодов и рефренов - АВАСА)).
Основной принцип жанра «концерт» - это как бы «состязание» между солистом и оркестром, т.е. показывается контраст тембров солиста и оркестра tutti
Иногда встречаются 2-,4-,5-частные и даже одночастные. Существуют концерты для отдельных инструментов или только для оркестра (concerto grosso)
Первые концерты были написаны Антонио Вивальди для скрипки и струнного оркестра (XVIII в.), затем И.С. Бахом.
Классический тип концерта сформировался в творчестве В.А. Моцарта.
Слайд 14

СЛУШАЕМ А. ВИВАЛЬДИ. КОНЦЕРТ ДЛЯ СКРИПКИ И СТРУННОГО ОРКЕСТРА № 1 «ВЕСНА», 1 ЧАСТЬ

СЛУШАЕМ А. ВИВАЛЬДИ. КОНЦЕРТ ДЛЯ СКРИПКИ И СТРУННОГО ОРКЕСТРА № 1

«ВЕСНА», 1 ЧАСТЬ