Первое путешествие в музыкальный театр

Содержание

Слайд 2

Зарождение театра в Древней Греции. Появление оперы.

Зарождение театра в Древней Греции.
Появление оперы.

Слайд 3

Возникновению театра мир обязан Древней Греции. Само слово «театр» произошло от

Возникновению театра мир обязан Древней Греции.
Само слово «театр» произошло

от греческого «театрон» - «место, где собираются, чтобы посмотреть».
Древнегреческий бог виноделия  Дионис любил отдохнуть и повеселиться, причем не один он . Участники таких процессий – дионисий- надевали козьи шкуры, маски на лица и пели и танцевали.
Так, из обрядовых игр и песен в честь бога Диониса выросли три жанра древнегреческой драмы:
трагедия, комедия и сатировская драма.
Слайд 4

Сатиры – козлоногие существа, спутники Диониса, пели хвалебные песни о подвигах

Сатиры – козлоногие существа, спутники Диониса, пели хвалебные песни о подвигах

и страданиях бога.
Так появилась трагедия («трагос» – козёл и «оде» – песнь, т.е., дословный перевод - «песнь козлов») – жанр, где зрители современного театра проливают слёзы.
Слайд 5

Следом за Сатирами выступали Ряженые, которые балагурили, осыпали друг друга насмешками

Следом за Сатирами выступали Ряженые, которые балагурили, осыпали друг друга

насмешками и шутками.
Так возникла комедия – от греческих  слов  «комос»  – шествие ряженых и  «оде» (песнь) – жанр, где зрители смеются.
Слайд 6

Датой рождения мирового театра по традиции принято считать 534 г. до

Датой рождения мирового театра по традиции принято считать 534 г. до

н.э. - когда была поставлена трагедия афинского поэта Феспида.
Феспид ввёл в пьесу «главную роль».
Основой спектаклей стала музыка и пантомима.
Слайд 7

Первоначально актёрами были исключительно мужчины.

Первоначально актёрами были исключительно мужчины.

Слайд 8

Театр IV в. до н.э., Эпидаврос

Театр IV в. до н.э., Эпидаврос

Слайд 9

В России театр активно стал развиваться лишь в 18 веке. При

В России театр активно стал развиваться лишь в 18 веке.
При

дворе Екатерины II начали появляться самые различные действа (в совр. языке - действия): драматические, музыкальные…
Особой популярностью у простого люда были площадные (кукольные). Представления.
Слайд 10

Опера зародилась в Италии на рубеже XVI-XVII веков. Зарождение оперы связано

Опера зародилась в Италии на рубеже XVI-XVII веков.
Зарождение оперы

связано с искусством владения голосом и прекрасного пения - бельканто (итал.«бель»-красота, «кант»-пение)
В зависимости от сюжета опера делилась на два вида:
комическая – опера-буффа;
серьёзная – опера-сериа.
Слайд 11

ОПЕРА (от итал. opera – труд, произведение, сочинение) – это вид

ОПЕРА (от итал. opera – труд, произведение, сочинение) – это вид

музыкально-театрального искусства, основанный на слиянии слова, музыки и сценического действия. В опере все герои поют.
Опера объединяет в себе:
- литературный сюжет;
- вокальную и инструментальную музыку;
- драматическое действие;
- изобразительное искусство;
- хореографию.
Слайд 12

Знаменитый режиссёр-постановщик Борис Покровский настаивал, что ОПЕРА – это не музыка

Знаменитый режиссёр-постановщик
Борис Покровский настаивал, что
ОПЕРА – это не музыка

+ театр, а МУЗЫКАЛЬНЫЙ ТЕАТР, со своими сложностями постановки, взаимодействия музыкантов оркестра, певцов-актеров, но где главенствует
МУЗЫКА и ПЕНИЕ.
Слайд 13

Что же такое оперное искусство и по каким правилам создается этот

Что же такое оперное искусство
и по каким правилам создается
этот

музыкальный спектакль
рассмотрим
на примере русской оперы 19 века
Слайд 14

Одним из лучших создателей русской оперы стал Н. А. Римский –

Одним из лучших создателей русской оперы стал Н. А.
Римский –

Корсаков композитор, содавший15 опер, основанных на литературных сказках: «Снегурочка», «Золотой Петушок», «Сказка о царе Салтане», «Садко» ….. Талант этого человека, получившего серьезное образование военного моряка, но влюбленного в театр и сегодня не оставляет равнодушными зрителей.
Слайд 15

Либретто (от итал. «Libretto» - книжечка) — краткое изложение сюжета оперы.

Либретто
(от итал. «Libretto» - книжечка)
— краткое изложение
сюжета оперы.

Слайд 16

Увертюра – оркестровое вступление к опере «ОКЕАН – МОРЕ СИНЕЕ»

Увертюра – оркестровое вступление к опере

«ОКЕАН – МОРЕ СИНЕЕ»

Слайд 17

Композитор использует северорусскую новгородскую былину про бесстрашного мореплавателя и музыканта Садко,

Композитор использует северорусскую новгородскую былину про бесстрашного мореплавателя и музыканта Садко,

про волшебную силу искусства:
«Как во славном Нове-городе
Был Садко, весёлый молодец,
Не имел он золотой казны,
а имел лишь гусельки яровчаты,
По пирам ходил-играл Садко,
Потешал купцов, людей посадских…»
(из былины «Садко»)
Слайд 18

Увертюра – оркестровое вступление к опере «ОКЕАН – МОРЕ СИНЕЕ»

Увертюра – оркестровое вступление к опере

«ОКЕАН – МОРЕ СИНЕЕ»

Слайд 19

Весь спектакль делится на действие и картины. Внутри каждого действия есть

Весь спектакль делится на действие и картины. Внутри каждого действия есть

наиболее яркие сольные вокальные номера главных героев: АРИИ, АРИОЗО

Например, в I действии оперы «Садко» звучит задушевная Ария-песнь главного героя «Ой, ты темная дубравушка»
.

Садко отказывается воспевать сытую и богатую жизнь купцов. на пиру Он мечтает о далёких путешествиях, чтобы прославить родной город. Купцы изгоняют Садко с пира- и он приходит к Ильмень-озеру.
Тихонько наигрывая на гуслях, он запевает задушевную песню

Слайд 20

От красоты, широты песни Садко пробуждается спящая природа. Из плывущих по

От красоты, широты песни Садко пробуждается спящая природа. Из плывущих

по воде стаи лебедей, которые превращаются в прекрасных девушек, особо выделяется одна по имени Волхова – дочь морского царя. Она признается в нежных чувствах к Садко и его пению, поскольку часто слышала его песни на берегу.
По её просьбе Садко поёт песню следующую песню «Заиграйте, мои гусельки».
Слайд 21

Великий Новгород времен Садко

Великий Новгород времен Садко