Содержание
- 2. Классическая музыка XVIII век Самое раннее известное сочинение с участием кларнета указано Альбертом Райсом: два сборника
- 3. В первой половине XVIII века кларнет, будучи технически очень несовершенным инструментом с небольшим диапазоном и неровным
- 4. Сольные выступления кларнетистов известны с начала второй половины XVIII века, хотя отдельные концерты происходили и раньше:
- 5. В конце 1740-х годов кларнеты появляются в оркестре Александра Ла Пуплиньера во Франции. Среди кларнетистов этого
- 6. Несмотря на все еще осторожное отношение к кларнету как к оркестровому инструменту (в большинстве оркестров кларнетисты
- 7. Карл Стамиц Иоганн Ванхаль Леопольд Кожелух Михаэль Гайдн Франц Антон Хоффмайстер Игнац Плейель
- 8. Часто в качестве композиторов выступали сами кларнетисты-виртуозы: Франц Тауш, Йозеф Бер, Джон Мэгон, Мишель Йост, Мишель
- 9. Значительную роль в становлении кларнета как полноценного инструмента и расширении его репертуара сыграл Вольфганг Амадей Моцарт.
- 10. В 1760-х — 1780-х годах кларнет вошел в состав придворных духовых ансамблей, так называемых Harmoniemusik, состоявших,
- 11. Наступление эпохи романтизма в музыке ознаменовалось не только изменением музыкального стиля, но и улучшением возможностей музыкальных
- 12. Неотъемлемую часть кларнетного репертуара составляют произведения Карла Марии фон Вебера. Он впервые использовал этот инструмент в
- 13. Людвиг Шпор написал для кларнета четыре концерта и несколько других сочинений. Они технически сложны и предполагают
- 14. Как и раньше, некоторые кларнетисты сами сочиняли для своего инструмента. Ярким примером является шведский музыкант Бернхард
- 15. В камерной музыке кларнет использовали Бетховен (Трио с виолончелью и фортепиано; Квинтет для духовых и фортепиано;
- 16. Другие значимые сочинения конца XIX ― начала XX веков: написанное под влиянием Брамса Трио d-moll Александра
- 17. В XX веке кларнет остался одним из самых востребованных инструментов в музыке. Способность выражать самые разнообразные
- 18. Многие сочинения создавались композиторами, вдохновленными исполнением выдающихся кларнетистов-виртуозов. Клод Дебюсси написал свою Первую рапсодию для Проспера
- 19. По-прежнему важное место кларнет занимает в камерной музыке. В поисках новых звучаний композиторы стали широко использовать
- 21. Скачать презентацию
Классическая музыка
XVIII век
Самое раннее известное сочинение с участием кларнета указано Альбертом
Классическая музыка
XVIII век
Самое раннее известное сочинение с участием кларнета указано Альбертом
В 1716 году Антонио Вивальди в партитуре оратории «Торжествующая Юдифь» предписал применение двух инструментов, обозначенных как clareni. Предполагается, что композитор имел в виду именно кларнеты, таким образом, эта оратория может считаться первым известным случаем применения кларнета в качестве оркестрового инструмента.
В сочинениях Вивальди кларнеты появляются еще три раза: в концертах RV556 («Святой Лоренцо»), RV559 и RV560 (все они написаны в тональности до мажор) предусмотрены два инструмента, однако в последних двух сочинениях у них нет самостоятельной партии (они лишь дублируют партии гобоев), а во второй редакции «Святого Лоренцо» кларнеты были исключены композитором из партитуры
В первой половине XVIII века кларнет, будучи технически очень несовершенным инструментом
В первой половине XVIII века кларнет, будучи технически очень несовершенным инструментом
Кларнет около 1750 года, изображение из энциклопедии Дидро и д’Аламбера
Сольные выступления кларнетистов известны с начала второй половины XVIII века, хотя
Сольные выступления кларнетистов известны с начала второй половины XVIII века, хотя
В это же время немецкий композитор Иоганн Мельхиор Мольтер (1695—1755) пишет для кларнета шесть концертов, считающиеся первыми в истории сольными произведениями для этого инструмента.
В конце 1740-х годов кларнеты появляются в оркестре Александра Ла Пуплиньера
В конце 1740-х годов кларнеты появляются в оркестре Александра Ла Пуплиньера
Среди кларнетистов этого оркестра выделялся своим мастерством Гаспар Прокш, для которого, предположительно, написан Концерт Иоганна Стамица, в 1754―55 годах дирижировавшего этим оркестром.
Концерт Стамица стал первым в истории, написанным для «большого» кларнета in B и использовавшим весь применяемый на тот момент диапазон инструмента: более трех октав (концерты Мольтера предназначены для кларнета in D, по нынешним меркам считающегося малым, и затрагивают только верхний регистр).
В 1758 кларнеты были введены в Маннгеймский оркестр ― один из лучших в Европе того времени. Композиторы Маннгеймской школы, работавшие с этим оркестром, стали включать партии кларнетов в свои сочинения, но преимущественно для замены или дублирования партий флейт и гобоев, лишь изредка поручая им самостоятельные партии.
Несмотря на все еще осторожное отношение к кларнету как к оркестровому
Несмотря на все еще осторожное отношение к кларнету как к оркестровому
Среди них: Иоганн Стамиц и его сын Карл Стамиц, Франц Ксавер Покорны, Иоганн Ванхаль, Эрнст Айхнер, Леопольд Кожелух, Михаэль Гайдн, Франц Антон Хофмайстер, Игнац Плейель и многие другие.
Известно не менее сотни композиторов XVIII века ― авторов концертов для кларнета.
Карл Стамиц
Иоганн Ванхаль
Леопольд Кожелух
Михаэль Гайдн
Франц Антон
Хоффмайстер
Игнац Плейель
Карл Стамиц
Иоганн Ванхаль
Леопольд Кожелух
Михаэль Гайдн
Франц Антон
Хоффмайстер
Игнац Плейель
Часто в качестве композиторов выступали сами кларнетисты-виртуозы: Франц Тауш, Йозеф Бер,
Часто в качестве композиторов выступали сами кларнетисты-виртуозы: Франц Тауш, Йозеф Бер,
Мишель Йост, считающийся основоположником французской школы игры на кларнете, является автором четырнадцати концертов.
В 1770 году была написана первая в истории соната для кларнета, ее автором стал итальянский композитор Грегорио Широли
Иоганн Генрих
Бакофен,
Жан Лефевр
Значительную роль в становлении кларнета как полноценного инструмента и расширении его
Значительную роль в становлении кларнета как полноценного инструмента и расширении его
Вольфганг Амадей Моцарт.
Он познакомился с кларнетом, предположительно, в 1764 году, работая с партитурой одной из симфоний К.Ф. Абеля, а сам впервые использовал кларнеты в 1771 году в Дивертисменте KV113, и затем еще в двух в 1773 году. В этих сочинениях партии кларнетов относительно несложны: Моцарт мог рассчитывать только на наличие инструментов с простым пятиклапанным механизмом. Лишь с начала 1780-х он начал более активно применять этот инструмент.
Несколько произведений создавались в расчете на исполнение выдающегося кларнетиста, друга композитора, Антона Штадлера, и предполагали использование кларнета с расширенным вниз диапазоном. Несколько сочинений, в которых предполагалось широкое применение кларнета и бассетгорна, композитор не окончил.
Для Штадлера же Моцарт написал Концерт для кларнета с оркестром ― последнее свое оркестровое сочинение, оконченное за несколько месяцев до смерти. Этот концерт, считающийся одним из лучших в репертуаре кларнета за всю его историю, был впервые исполнен кларнетистом 16.09.1971 года в Праге.
В 1760-х — 1780-х годах кларнет вошел в состав придворных духовых
В 1760-х — 1780-х годах кларнет вошел в состав придворных духовых
Такие ансамбли были очень популярны в то время и располагали широким репертуаром. Пути развития этих ансамблей привели в дальнейшем к формированию духовых оркестров и камерных духовых квинтетов (канонический состав — флейта, гобой, кларнет, фагот, валторна), где впоследствии кларнет занял значительное место.
Наступление эпохи романтизма в музыке ознаменовалось не только изменением музыкального стиля,
Наступление эпохи романтизма в музыке ознаменовалось не только изменением музыкального стиля,
XIX век
Тембр кларнета сразу же привлек внимание композиторов и стал своеобразным музыкальным символом романтизма. Соло кларнета звучат в операх Вебера и Вагнера, в симфониях Берлиоза и Чайковского, в симфонических поэмах Листа.
Неотъемлемую часть кларнетного репертуара составляют произведения Карла Марии фон Вебера. Он
Неотъемлемую часть кларнетного репертуара составляют произведения Карла Марии фон Вебера. Он
Концертино Es-dur, написанное за несколько дней и исполненное Берманом 5 апреля, имело большой успех и в том же году Вебер написал два больших концерта для кларнета (f-moll, op. 73, и Es-dur, op. 74), а через некоторое время ― Вариации с фортепиано B-dur, op. 33 и Квинтет со струнными в той же тональности, op. 34. Все они также были посвящены Берману.
Еще одно сочинение Вебера ― Большой концертный дуэт Es-dur, op. 48, ― написано для другого выдающегося кларнетиста того времени ― Иоганна Симона Хермштедта.
Генрих Йозеф Берман
Иоганн Симон Хермштедт
Людвиг Шпор написал для кларнета четыре концерта и несколько других сочинений.
Людвиг Шпор написал для кларнета четыре концерта и несколько других сочинений.
Джоаккино Россини в самом начале творческой карьеры, в возрасте 18 лет, написал два цикла вариаций для кларнета с оркестром, из которых более известны Интродукция и тема с вариациями B-dur.
Среди менее известных и реже исполняемых сочинений этого времени ― концерты Саверио Меркаданте и Кароля Курпиньского, камерные и концертные произведения Карла Готлиба Райсигера.
Как и раньше, некоторые кларнетисты сами сочиняли для своего инструмента. Ярким
Как и раньше, некоторые кларнетисты сами сочиняли для своего инструмента. Ярким
Бернхард Хенрик Круселль
Эрнесто Каваллини
В камерной музыке кларнет использовали Бетховен (Трио с виолончелью и фортепиано;
В камерной музыке кларнет использовали Бетховен (Трио с виолончелью и фортепиано;
Важную часть кларнетного репертуара эпохи позднего романтизма составляют произведения Иоганнеса Брамса. Композитор обратился к кларнету в поздний период творчества, причем до того он не сочинял ничего в течение года, решив завершить композиторскую карьеру. Познакомившись в 1891 с кларнетистом майнингенского придворного оркестра Рихардом Мюльфельдом, Брамс написал для него несколько произведений.
Иоганнес
Брамс
Рихард
Мюльфельд
Другие значимые сочинения конца XIX ― начала XX веков: написанное под
Другие значимые сочинения конца XIX ― начала XX веков: написанное под
С начала XIX века кларнет является постоянным участником симфонического оркестра. Его соло, как светлого и жизнерадостного, так и драматического характера, встречаются в произведениях многих композиторов.
Александр
фон Цемлинский
Шарль Видор
Макс Регер
В XX веке кларнет остался одним из самых востребованных инструментов в
В XX веке кларнет остался одним из самых востребованных инструментов в
ХХ век
Высочайшие технические требования предъявляют к оркестровым кларнетистам сочинения Р. Штрауса, М. Равеля, И. Стравинского. Ответственные сольные эпизоды присутствуют в произведениях Б. Бартока (балет «Чудесный мандарин»), С. Прокофьева (Пятая и Шестая симфонии), Д. Шостаковича (Восьмая, Девятая и Десятая симфонии).
Многие сочинения создавались композиторами, вдохновленными исполнением выдающихся кларнетистов-виртуозов.
Клод Дебюсси написал свою
Многие сочинения создавались композиторами, вдохновленными исполнением выдающихся кларнетистов-виртуозов.
Клод Дебюсси написал свою
Одним из наиболее выдающихся кларнетистов XX века был Бенни Гудмен, джазовый музыкант, с успехом исполнявший также классические произведения. В сотрудничестве с ним и в расчете на его исполнение были написаны концерты Копленда, Хиндемита, Мийо, «Прелюдия, фуга и риффы» Бернстайна, трио «Контрасты» Бартока.
По-прежнему важное место кларнет занимает в камерной музыке. В поисках новых
По-прежнему важное место кларнет занимает в камерной музыке. В поисках новых
Разнообразна концертная литература XX века для кларнета. К жанру концерта для кларнета обращались Карл Нильсен, Аарон Копленд, Дариюс Мийо, Джеральд Финци, Сергей Василенко, Мечислав Вайнберг, Уолтер Пистон, Джон Корильяно, Кшиштоф Пендерецкий и многие другие авторы.
Для кларнета и фортепиано в XX веке писали Альбан Берг, Богуслав Мартину, Артюр Онеггер, Пауль Хиндемит, Франсис Пуленк, Леонард Бернстайн, Алан Хованесс. Сольный репертуар кларнета значительно пополнился благодаря традиции Парижской консерватории заказывать конкурсные произведения известным французским композиторам, среди которых в разные годы были Клод Дебюсси, Андре Мессаже, Анри Рабо, Габриель Гровле, Раймон Галлуа-Монбрён, Эжен Бозза, Жанин Рюфф. Многие из этих произведений в дальнейшем получили самостоятельную жизнь и часто исполняются в концертах.