Достижение метапредметных результатов (на материале УМК Т.Ф. Курдюмовой издательства Дрофа)

Содержание

Слайд 2

Содержание 1. Предмет «Литература» в контексте ФГОС. 2. Текст как основа

Содержание

1. Предмет «Литература»
в контексте ФГОС.
2. Текст как основа формирования метапредметных

умений.
3.Рефлексивные технологии как путь к пониманию текста.
4. Реализация в обновлённом УМК Т.Ф.Курдюмовой современных подходов к обучению.
5. Диалог с текстом как путь формирования читательских умений
(на основе обновлённого УМК Т.Ф. Курдюмовой).
Слайд 3

результаты предметные метапредметные личностные становление личности и её жизненной модели; формирование


результаты

предметные

метапредметные
личностные

становление личности и её жизненной модели;
формирование компетентности как способности

личности осуществлять профессиональную и социальную деятельность в диалоге с людьми и со временем в динамично меняющихся ситуациях

Литература

овладение всеми видами речевой деятельности в их взаимосвязи (чтение, говорение, слушание, письмо)
умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы; • умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов; • умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.);
совершенствование духовно-нравственных качеств личности, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов
Умение работать с текстом - самый главный интегративный продукт, основа интеллектуальных умений человека

Слайд 4

Работа с текстом –основа формирования метапредметных умений умения читать и понимать

Работа с текстом –основа формирования метапредметных умений

умения
читать и понимать

смысл прочитанного,
владеть приёмами смыслового чтения,
анализировать текст,
интерпретировать текст,
вести его информационную переработку,
создавать вторичный и первичный текст,
вести диалог с текстом,
владеть стратегиями общения
умение рассуждать,
делать обобщения и выводы,
вскрывать причинно-следственные связи, строить доказательства, спорить,
самостоятельно творчески активно мыслить,
управлять своей речевой деятельностью.
Умение работать с текстом-
основа интеллектуальных умений человека
Слайд 5

Проблема понимания текста Рефлексивные технологии, основанные на личностных механизмах мышления, --

Проблема
понимания текста

Рефлексивные технологии, основанные на личностных механизмах мышления, --
путь к

пониманию.

Цель- овладение учеником способами рефлексивного мышления, надпредметными когнитивными умениями, которые бы в дальнейшем входили в интеллектуальный аппарат личности и применялись в процессе самостоятельных поисков и открытий.
Научить рефлексии-значит научить понимать

Умение читать (понимать)- база развития всей группы коммуникативных умений

Слайд 6

Умение читать-понимать художественный текст Невозможно научить пониманию, хотя реально добиваться понимания,

Умение читать-понимать художественный текст

Невозможно научить пониманию,
хотя реально добиваться понимания,
обучая рефлексии


Приёмы
1)конструирование вопросов (предполагают постановку вопросов к изучаемому объекту)
2) сравнение, сопоставление
3) методы и приёмы для организации поисковой и творческой деятельности
Рефлексия слова в тексте и вне текста, в контексте истории и современности
Сотворчество на основе диалога
Слайд 7

Состав УМК: программа; учебник; учебник-хрестоматия; хрестоматия; рабочая тетрадь; электронное приложение к

Состав УМК:
программа;
учебник;
учебник-хрестоматия;
хрестоматия;
рабочая тетрадь;
электронное приложение к учебнику (www.drofa. кu) ;


методическое пособие

Литература
Т.Ф.Курдюмова

Реализует технологии, использующие методы рефлексивного обучения

Слайд 8

Методические принципы вариативность; диалогичность; рефлексивность; интеграция; использование жанрового и тематического подходов

Методические принципы

вариативность;
диалогичность;
рефлексивность;
интеграция;
использование жанрового и тематического подходов при построении курса;
дифференциация вопросов и

заданий по уровню сложности;
актуализация межпредметных связей, возможность интеграции с другими предметами эстетического цикла;
система исследовательской деятельности
Слайд 9

Блок заданий второго типа помогает оценить художественное своеобразие текста Блок заданий


Блок
заданий второго
типа помогает оценить художественное своеобразие текста

Блок заданий

первого типа помогает понять текст

Алгоритм формирования читательских умений

Методический аппарат учебника Т.Ф.Курдюмовой

Блок заданий третьего типа подводит итоги наблюдениям,
помогает творческому использованию прочитанного текста;

реализует требования к метапредметным результатам обучения по каждой изучаемой теме, служит для выстраивания межпредметных связей

Слайд 10

«Активное» понимание произведения как путь к сотворчеству Методы и приёмы, используемые

«Активное» понимание произведения как путь к сотворчеству

Методы и приёмы, используемые

для организации поисковой и творческой деятельности учащихся:
-метод конструирования вопросов (предполагает самостоятельную постановку вопросов к изучаемому объекту);
- метод сравнения (сопоставление произведений разных жанров, стилей, эпох, культур; сопоставление героев, точек зрения);
-методы и приёмы организации проблемного обучения:
побуждающий диалог;
исследование текста, слова
проведение эксперимента ; стилистический эксперимент;
- знаково-образная трансформация, логическая схема, рисунок;
-метод «вживания» посредством чувственно-образных представлений (ученик пытается переселиться в изучаемый объект или перевоплотиться в него, чтобы почувствовать и понять его изнутри);
-интеграция;
-исследовательская и проектная деятельность;
-создание собственных текстов разной тематической и жанровой направленности
Слайд 11

«Активное» понимание произведения как путь к сотворчеству Вопросы, направленные на понимание

«Активное» понимание произведения как путь к сотворчеству


Вопросы, направленные на понимание

текста
конструирование вопросов
анализ
интерпретация
оценка

Целенаправленное формирование отклика читателя

Слайд 12

Ф.И.Тютчев. Весенняя гроза

Ф.И.Тютчев. Весенняя гроза

Слайд 13

Ф.И.Тютчев. Летний вечер. Какую картину летнего вечера рисует поэт? Передайте ваши впечатления от стихотворения.

Ф.И.Тютчев. Летний вечер.
Какую картину летнего вечера рисует поэт? Передайте ваши впечатления

от стихотворения.
Слайд 14

А.А.Фет. Весенний дождь. Какую картину рисует поэт: приближение дождя, его начало

А.А.Фет. Весенний дождь.

Какую картину рисует поэт: приближение дождя, его начало или

дождь в самом разгаре?
Какие художественные приёмы использует поэт в описании природы? Какому из этих приёмов он отдаёт предпочтение?
В какой «золотой пыли» купается опушка леса?
Какую народную примету, связанную с дождём, использовал Фет в этом стихотворении?
Как вы могли бы описать приближение дождя? Попробуйте свои силы.
Слайд 15

А.А.Фет. Летний вечер тих и ясен…

А.А.Фет. Летний вечер тих и ясен…

Слайд 16

В.В.Маяковский. Скрипка и немножко нервно

В.В.Маяковский. Скрипка и немножко нервно

Слайд 17

Вопросы теоретико-литературного характера- необходимое условие понимания законов художественного мира в 5

Вопросы теоретико-литературного характера- необходимое условие понимания законов художественного мира

в 5 классе именно сюжет
находится

в центре внимания юного читателя.
В 6 классе в центре рассмотрения юного читателя находится герой, судьбу которого организует сюжет.
В 7 классе особое внимание уделяется проблеме рода и жанра: эпос, лирика и драма предстают в многообразии жанров.
В 8 классе ученики особенно пристально рассматривают проблему времени на страницах произведения искусства слова, и, как следствие, воспроизведения исторических событий в литературе. В этом классе при изучении художественного произведения особенно важна роль автора. Понимание позиции автора
В 9 классе русская литература представлена в контексте мировой литературы.
Слайд 18

Задания на сопоставление точек зрения автора и его героя с позицией

Задания на сопоставление точек зрения автора и его героя с

позицией учащегося;
система вопросов и заданий, формирующих читательские умения на таком уровне, который позволит учащимся самостоятельно войти в целостный контекст культуры и организовать свой учебный процесс;
сопоставление произведений разных жанров, стилей, эпох, культур;
стилистический эксперимент;
система заданий, ориентированная на анализ взаимодействия литературы и различных видов искусства
Слайд 19

Задания, нацеленные на организацию самостоятельной исследовательской деятельности, поисковой, эвристической, задания творческого


Задания, нацеленные на организацию самостоятельной исследовательской деятельности, поисковой, эвристической,
задания творческого

характера,
создание собственных текстов разной тематической и жанровой направленности,
Задания, направленные на выработку умения аргументировать свою позицию;
задания, формирующие способность и готовность учащихся к использованию знаний и умений в повседневной жизни
(становление личности и её жизненной модели)
Диалог с текстом
Слайд 20

Работа с текстом на основе УМК Т.Ф.Курдюмовой издательства «Дрофа» – средство

Работа с текстом на основе УМК Т.Ф.Курдюмовой издательства «Дрофа» –

средство совершенствования

интеллекта, расширяющее кругозор, развивающее самостоятельность, инициативность,
формирующее компетентного читателя,
обучение критическому мышлению,
подготовка школьников к успешной социализации в обществе