Игровое моделирование в деятельности педагога

Содержание

Слайд 2

Дидактическая игра - это коллективная, целенаправленная учебная деятельность, когда каждый участник

Дидактическая игра - это коллективная, целенаправленная учебная деятельность, когда каждый участник

и команда в целом объединены решением главной задачи и ориентируют свое поведение на выигрыш

Ключевые понятия

Слайд 3

Деловая игра — метод имитации принятия управленческих решений в различных производственных,

Деловая игра — метод имитации принятия управленческих решений в различных производственных,

хозяйственных ситуациях путем организации коллективной деятельности по заданным правилам и нормам

Ключевые понятия

Слайд 4

Игра имитирует различные аспекты человеческой активности и социального взаимодействия Моделирование —

Игра имитирует различные аспекты человеческой активности и социального взаимодействия
Моделирование — процесс

исследования объектов познания на их моделях; построение моделей реально существующих предметов и явлений (общественных систем, процессов профессиональной деятельности и т.д.)., с целью их исследования, экспериментирования, обучения.
Моделирование включает понятия имитация (от лат. imitatio) — подражание кому-нибудь, чему-нибудь, воспроизведение и модель (от фр. modele, от лат. modulus — мера, образец)

КАК МОДЕЛИРОВАНИЕ И ИМИТАЦИЯ СВЯЗАНЫ С ИГРОЙ

Слайд 5

Деловая игра включает в себя в определенном соотношении такие понятия, как

Деловая игра включает в себя в определенном соотношении такие понятия, как

«игра», «модель», «имитация».
В игру заложен алгоритм «правильности» и
«неправильности»
принимаемого решения, то есть
обучаемый видит то воздействие,
которое оказало его решение на
будущее событие

КАК МОДЕЛИРОВАНИЕ И ИМИТАЦИЯ СВЯЗАНЫ С ИГРОЙ

Слайд 6

Двуплановость игры: условность и серьезность. Имитационные и деловые игры могут применяться

Двуплановость игры: условность и серьезность.
Имитационные и деловые игры могут
применяться для

решения различных задач:
обучения,
принятия хозяйственных решений,
организационного проектирования,
исследования,
развития

Деловая игра

Слайд 7

до начала лекционного курса — для мотивации и диагностики знаний «на


до начала лекционного курса — для мотивации и диагностики знаний

«на входе»в учебный процесс;
во время занятий (вкрапление в лекции) — для проверки усвоения теоретического материала;
после лекций курса .

Место игровых технологий на уроке:

Слайд 8

игровые задания, в которых предлагаемая проблема полностью искусственная, придуманная; предлагаемая проблема

игровые задания, в которых предлагаемая проблема полностью искусственная, придуманная;
предлагаемая проблема —

это реальная ситуация из будущей практической деятельности: …
снова искусственная, моделируемая, не имеющая в настоящее время отношения к будущей работе обучаемых.

Задания в игропрактике

Слайд 9

обзор темы, обсуждение которой уже было или еще предстоит; решение проблемы,

обзор темы, обсуждение которой уже было или еще предстоит;
решение проблемы,

определенных в ходе предшествующих учебных занятий;
выполнение заданий на практическое применение навыков, полученных в ходе предшествующих учебных занятий;
выполнение заданий на практическое применение навыков на определенных этапах учебного занятия

Общие педагогические цели игры:

Слайд 10

Источники деловой игры Содержание игры: явление, к которому имеется множество подходов

Источники деловой игры
Содержание игры: явление, к которому имеется множество подходов (теоретических

и практических), порождающих столкновение интересов, предполагать неоднозначность решений, элемент неопределенности, что обеспечивает проблемный характер игры, свобода в выборе решений
Состав и количество участников игры
Регламент
Правила и нормы: штрафы, поощрения, критерии выигрыша
Сценарий или блок-структура: создается сценарный план и продумываются игровые события: сущность игры, последовательность ее реализации; ин­струкции, варианты расчетов, справки, таблицы, схемы, вспомогательная документация, система оценки результатов, пepeчень решений, которые могут принимать участники; основные шаги, этапы, циклы
Обратная связь: рефлексия, анкетирование, опрос
Организация пространственной среды
Вспомогательный материал
Система оценивания результатов

РАЗРАБОТКА И ОПИСАНИЕ ДЕЛОВОЙ ИГРЫ

Слайд 11

Введение в игру Распределение обучаемых на группы Погружение в игру Изучение

Введение в игру
Распределение обучаемых на группы
Погружение в игру
Изучение и

системный анализ ситуации или проблемы
Игровой процесс
Общая дискуссия, или пленум
Подведение итогов игры
Рефлексия.
«Выгружение» из игры

ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ДЕЛОВОЙ ИГРЫ

Слайд 12

Классификацию типов рефлексии по предмету рефлексирования: личностная рефлексия, интеллектуальная рефлексия, коммуникативная

Классификацию типов рефлексии по предмету рефлексирования:
личностная рефлексия,
интеллектуальная рефлексия,
коммуникативная рефлексия ,


кооперативная рефлексия.

ТЕХНОЛОГИИ ОБРАТНОЙ СВЯЗИ: Рефлексия

Слайд 13

Вопросы для рефлексивной деятельности обучающихся: Личностная рефлексия Каковы были мотивы моей/нашей

Вопросы для рефлексивной деятельности обучающихся:
Личностная рефлексия
Каковы были мотивы моей/нашей деятельности?
Какие

новые смыслы возникли в результате деятельности?
С какими мыслями и переживаниями была связана игра?
Какая деятельность способствовала приобретению, актуализации, развитию моих/наших качеств, способностей (каких)?
Каковы основные трудности и как я/мы их преодолевал?

ТЕХНОЛОГИИ ОБРАТНОЙ СВЯЗИ: Рефлексия

Слайд 14

Интеллектуальная рефлексия Каковы мои/наши главные результаты, что я/мы поняли, чему научились?

Интеллектуальная рефлексия
Каковы мои/наши главные результаты, что я/мы поняли, чему научились?
Какие

задания вызвали наибольший интерес и почему?
Как я/мы выполнял задания, какими способами?
Какими знаниями, навыками, умениями обогатился мой/наш опыт?
Какие методы познания присутствовали во время игры?
Какими способами была разрешена проблемная ситуация?
Какими способами можно еще ее решить?
Насколько правильно были произведены планирование, исполнение, контроль решенной задачи?
Присутствовал ли контроль за протеканием мыследеятельностного процесса (как)?
Как я/мы оцениваем протекание мыслительного процесса, например, по решению проблемы в игре?
Как я/мы оцениваем игру, решенную проблему?
Что понравилось/не понравилось в игре: в ходе и результатах деятельности?
Что можно изменить при повторном ее проведении?

ТЕХНОЛОГИИ ОБРАТНОЙ СВЯЗИ: Рефлексия

Слайд 15

Коммуникативно-кооперативная рефлексия Успешно ли прошла совместная деятельность, продуктивна, эффективна? Как партнеры

Коммуникативно-кооперативная рефлексия
Успешно ли прошла совместная деятельность, продуктивна, эффективна?
Как партнеры по игре

воспринимали и понимали друг друга?
Какими были отношения в группе, между группами?
Какие неприемлемые формы поведения присутсвовали в группе, между группами?
Как устранить это негативное поведение?
Что нужно изменить в этих отношениях при последующей работе? и др.

ТЕХНОЛОГИИ ОБРАТНОЙ СВЯЗИ: Рефлексия

Слайд 16