Музыкальная культура дошкольников

Содержание

Слайд 2

Ядром понятия "музыкальная культура дошкольника" является эмоциональная отзывчивость на высокохудожественные произведения

Ядром понятия "музыкальная культура дошкольника" является эмоциональная отзывчивость на высокохудожественные произведения

музыкального искусства, которая играет для ребенка роль первоначальной положительной оценки и способствует формированию интереса к музыке, начал вкуса, представлений о красоте. Развитие у детей эмоциональной отзывчивости и осознанности восприятия (эмоционально-оценочного отношения к музыке)ведет к проявлениям предпочтений, желанию слушать музыкальные шедевры, рождает творческую активность.
Слайд 3

Музыкальная культура дошкольника формируется во всех видах музыкальной деятельности (восприятии, исполнительстве,

Музыкальная культура дошкольника формируется во всех видах музыкальной деятельности (восприятии, исполнительстве,

творчестве, музыкально-образовательной деятельности, музыкально-игровой деятельности), с опорой на развитие эстетических эмоций, интереса, вкуса, представлений о красоте.
Дошкольный возраст чрезвычайно важен для дальнейшего овладения музыкальной культурой. Именно в детстве формируются эталоны красоты, накапливается опыт деятельности, от которого во многом зависит последующее музыкальное и общее развитие человека
Слайд 4

Музыкальные шедевры формируют у ребенка представления о красоте, эталоны красоты, основы

Музыкальные шедевры формируют у ребенка представления о красоте, эталоны красоты, основы

эстетического вкуса.
В результате развития основ музыкальной культуры у ребенка формируются первоначальные ценностные ориентации: способность ценить красоту в жизни и искусстве. Творческое восприятие музыки детьми способствует их общему интеллектуальному и эмоциональному развитию. Поэтому формирование основ музыкальной культуры ребенка - важнейшая задача, позволяющая реализовать возможности музыкального искусства в процессе становления личности.
Слайд 5

Формирование основ музыкальной культуры дошкольников. Признание человека биосоциокультурным существом позволяет говорить

Формирование основ музыкальной культуры дошкольников.
Признание человека биосоциокультурным существом

позволяет говорить о формировании личности как о процессе приобщения к культуре. Суть воспитания в таком контексте состоит в «превращении культуры общества в культуру данной конкретной личности» (М.С. Каган).
Слайд 6

Поскольку освоение любой сферы культуры общества личностью возможно исключительно посредством деятельности,

Поскольку освоение любой сферы культуры общества личностью возможно исключительно посредством деятельности,

уровень овладения деятельностью может служить критерием внешнего проявления уровня культуры личности. В широком смысле деятельность – специфическая человеческая форма активного отношения к окружающему миру, содержание которого составляет его целесообразное изменение и преобразование.
Слайд 7

В музыковедческой и музыкально-педагогической литературе получило определение понятие «музыкальная деятельность», сущность

В музыковедческой и музыкально-педагогической литературе получило определение понятие «музыкальная деятельность», сущность

которой трактуется в таких ее основных проявлениях, как творчество, исполнительство, восприятие (Б.В. Асафьев, А.Н. Сохор, Н.А. Ветлугина, Д.Б. Кабалевский и др.), характерных и для детей дошкольного возраста.
Принцип единства сознания и деятельности определяет сферу внутренних проявлений любого личностного образования, в том числе и музыкальной культуры.
Слайд 8

Связующим звеном между деятельностью и сознанием в структуре музыкально-эстетической культуры личности

Связующим звеном между деятельностью и сознанием в структуре музыкально-эстетической культуры личности

выступают способности. Отечественная теория способностей (С.Л. Рубинштейн, Б.М. Теплов, Б.Г. Ананьев, К.К. Платонов и др.) исходит из двух методологических положений: формирования и развития способностей в деятельности и диалектического единства природного и приобретенного в структуре личности.
Слайд 9

Содержание понятия музыкальная культура ребенка в трудах основоположников отечественной методики музыкального

Содержание понятия музыкальная культура ребенка в трудах основоположников отечественной методики музыкального

воспитания, начиная с теоретических работ 20-ых годов 20 века, раскрывалось через анализ содержания общеэстетических составляющих музыкальной культуры личности. Так, Б.В. Асафьев и Б.Л. Яворский, выступая против сухого обучения музыке, подчеркивали важность воспитания потребности общения с музыкой, способности эстетического восприятия и оценки музыки.
Слайд 10

Вопросы формирования музыкальной культуры дошкольников исследованы в меньшей степени, что связано

Вопросы формирования музыкальной культуры дошкольников исследованы в меньшей степени, что связано

с возросшей актуальностью рассмотрения вопросов формирования культуры личности дошкольника только в последнее десятилетие.
Поискам путей формирования отдельных сторон музыкальной культуры дошкольников посвящены исследования К.В. Тарасовой (музыкальность), Н.А. Чичериной (предпосылки музыкального вкуса), И.В. Груздовой (эмоциональная отзывчивость на музыку), А.В. Шумаковой (эмоциональная отзывчивость на музыку), Г.А.Никашиной (эстетические чувства), Е.В.Могилиной, (музыкальные способности).
Слайд 11

Впервые рассмотрение всего комплекса качеств, связанных с музыкальным развитием дошкольника через

Впервые рассмотрение всего комплекса качеств, связанных с музыкальным развитием дошкольника

через призму понятия «музыкальная культура дошкольника» предпринято О.П. Радыновой. В ее трактовке музыкальная культура дошкольника – это «интегративное личностное качество, формирующееся в процессе систематического, целенаправленного воспитания и обучения на основе эмоциональной отзывчивости на высокохудожественные произведения музыкального искусства,
Слайд 12

музыкально-образного мышления и воображения, накопления интонационного познавательно-ценностного опыта в творческой музыкальной

музыкально-образного мышления и воображения, накопления интонационного познавательно-ценностного опыта в творческой

музыкальной деятельности, развития всех компонентов музыкально-эстетического сознания – эстетических эмоций, чувств, интересов, потребностей, вкуса, представлений об идеале (в доступных возрасту границах), рождающего эмоционально-оценочное отношение ребенка к музыке, актуализирующееся в проявлениях эстетической и творческой активности».
Слайд 13

В этом определении находится непосредственное указание на роль таких компонентов музыкальной

В этом определении находится непосредственное указание на роль таких компонентов музыкальной

культуры, как музыкальная деятельность, музыкальное сознание, музыкальные способности, оценочное отношение. Схожим образом рассматривает структуру музыкальной культуры дошкольника А.И. Катинене, выделяя музыкальную деятельность, музыкальный опыт, музыкально-эстетическое сознание. При этом исследователь говорит о необходимости систематически развивать музыкальную культуру ребенка, начиная с 4-х летнего возраста.