Истоки богатства и выразительности родной речи Урок в 7 классе УМК С.И. Львовой Учитель Шевченко С.Н.

Содержание

Слайд 2

Цель урока: Отрабатывать умение определять стилистическую роль синтаксических и лексических средств

Цель урока:

Отрабатывать умение определять стилистическую роль синтаксических и лексических средств

в художественном тексте;
Проверить умение учащихся выявлять языковые средства выразительности, использованные в художественном тексте;
Продолжить работу по формированию навыков грамотного письма.
Слайд 3

Авторские неологизмы Громадье Молоткастый Серпастый Веселютик В.Маяковский А.Блок Л.Петрушевская М.Яснов

Авторские неологизмы

Громадье
Молоткастый
Серпастый
Веселютик

В.Маяковский
А.Блок
Л.Петрушевская
М.Яснов

Слайд 4

Тропы ЭПИТЕТ МЕТАФОРА ГИПЕРБОЛА ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ СРАВНЕНИЕ

Тропы

ЭПИТЕТ

МЕТАФОРА

ГИПЕРБОЛА

ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ

СРАВНЕНИЕ

Слайд 5

типы речи

типы речи

Слайд 6

Сфера употребления

Сфера употребления

Слайд 7

ЦЕЛЬ ТИПА РЕЧИ

ЦЕЛЬ ТИПА РЕЧИ

Слайд 8

Языковые особенности

Языковые особенности

Слайд 9

ТИПИЧНОЕ СТРОЕНИЕ ТЕКСТА

ТИПИЧНОЕ СТРОЕНИЕ ТЕКСТА

Слайд 10

Тропы Сравнение-изображение одного предмета путём сопоставления его с другим. Способы выражения

Тропы

Сравнение-изображение одного предмета путём сопоставления его с другим.
Способы выражения сравнения:
1) с

помощью сравнительного оборота с союзами как, будто, словно, точно, как будто.
А она за мною мчится и кусает, как волчица.
2)с помощью существительного в творительном падеже: Отчего же всё кругом завертелось, закружилось и помчалось колесом.(завертелось как колесо).
Вывод: в художественном произведении сравнение помогает нарисовать явление, увидеть его
по-новому и передать чувство и мысль.
Слайд 11

Эпитет- художественное определение предмета или явления Седые волосы- определение Серебряные седины

Эпитет- художественное определение предмета или явления

Седые волосы- определение
Серебряные седины –эпитет
Добрый молодец, красна

девица, чисто поле, верный конь
Берёза- белоствольная, ветвистая, густая, нарядная, плакучая, стройная, весёлая. Задумчивая, милая, печальная, сияющая.
Вывод: эпитеты в худ. произведении помогают ярко нарисовать явление с его неповторимыми признаками, делают предмет зримым, слышимым, осязаемым и передают мысль и настроение.
Слайд 12

Метафора-употребление слова в переносном значении на основе сходства между явлениями И

Метафора-употребление слова в переносном значении на основе сходства между явлениями

И

стоит он, околдован
Не мертвец и не живой-
Сном волшебным очарован,
Весь опутан. Весь окован
Лёгкой цепью пуховой.
Сон употреблено в переносном значении: речь идёт о зимнем состоянии леса, похожем на сон.
Цепь-это снег лежит на деревьях, как будто цепь, но она лёгкая.
Слайд 13

ВЫВОД: В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ МЕТАФОРЫ ПОМОГАЮТ ЯРКО ИЗОБРАЗИТЬ КАРТИНУ, ВЫЯСНИТЬ СХОДСТВО В

ВЫВОД: В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ МЕТАФОРЫ ПОМОГАЮТ ЯРКО ИЗОБРАЗИТЬ КАРТИНУ, ВЫЯСНИТЬ СХОДСТВО В

НЕПОХОЖИХ НА ПЕРВЫЙ ВЗГЛЯД ЯВЛЕНИЯХ И ПЕРЕДАТЬ МЫСЛЬ АВТОРА И ЭМОЦИЮ.
Слайд 14

Олицетворение-это изображение неодушевленных предметов и животных в виде живых существ, способных

Олицетворение-это изображение неодушевленных предметов и животных в виде живых существ, способных

действовать, чувствовать, мыслить.

1)Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет
2)Солнце село, день прошёл, скрипка поёт…
3) Робко месяц смотрит в очи,
Изумлён, что день не минул,
Но широко в область ночи
День объятия раскинул.
Вывод: олицетворения помогают ярко изобразить явление, придать изображаемому определенную эмоциональную окраску, выразить мысль и единстве мира и человека.

Слайд 15

Метонимия- употребление слова в переносном значении на основе связи, существующей между

Метонимия- употребление слова в переносном значении на основе связи, существующей между

явлениями.

1)Съел целую тарелку супа- съел налитый в тарелку суп.
2)Читал Пушкина-произведение, написанное писателем.
3)Недаром помнит вся Россия (люди, которые живут )
Про день Бородина! (великая битва 1812года)
4)Волка ноги кормят(часть тела человека или животного, которой производится действие вместо самого действия)
Вывод: благодаря метонимии писатель может представить явление ярко, наглядно, конкретно, придать изображаемому определённую стилистическую и эмоциональную окраску.

Слайд 16

Антитеза-противопоставление слов, предложений героев, картин, эпизодов. 1) Что ищет он к

Антитеза-противопоставление слов, предложений героев, картин, эпизодов.

1) Что ищет он к стране

далёкой
Что кинул он в краю родном.
2)Рассказ Чехова «Толстый и тонкий».
3)Где стол был яств, там гроб стоит.
Вывод: антитеза является средством изображения контрастов, противоречий жизни. Помогает выразить мысль и создать эмоциональную окраску текста.
Слайд 17

Синекдоха- употребление слова в переносном значении на основе количественной связи между

Синекдоха- употребление слова в переносном значении на основе количественной связи между

явлениями(множественное единственное, часть-целое, определённое-неопределённое количество.)

1)Рука бойцов колоть устала- ед.ч. вместо мн.ч. армия
2)Одну минуточку- 60 сек.- немного времени, вместо неопределённого называется точное.
3)Москва подписала договор с Парижем –вместо договора между государствами называем столицы
4)Сколько лет, сколько зим -называется неопределённое количество вместо определённого
Вывод: синекдоха в произведениях помогает нарисовать картину и с большой точностью выразить мысль и чувство автора.

Слайд 18

Гипербола- художественное преувеличение В сто сорок солнц закат пылал Вывод: гипербола

Гипербола- художественное преувеличение

В сто сорок солнц закат пылал
Вывод: гипербола в произведениях

употребляется для изображения явлений и выражения авторского отношения к изображаемому.
Слайд 19

Инверсия- необычный порядок слов в предложении, помогает выделить самое важное слово.

Инверсия- необычный порядок слов в предложении, помогает выделить самое важное слово.

1)

Тамара пошла в театр - обычный порядок слов
Тамара в театр пошла - инверсия
2)Вот к пальмам подходит, шумя, караван:
В тени их весёлый раскинулся стан…
3)Родник между ними из почвы бесплодной,
Журча, пробивался волною холодной…
Вывод: инверсия в худ. произведениях помогает выделить наиболее значимое слово и таким образом передать мысль, а также создать стилистическую и эмоциональную окраску текста.
Слайд 20

Повтор- повторение слова и одинаковое построение предложений Клянусь я первым днём

Повтор- повторение слова и одинаковое построение предложений

Клянусь я первым днём творенья
Клянусь

его последним днём,
Клянусь позором преступленья
И вечной правды торжеством.
лексический повтор: клянусь, днём
синтаксический повтор:
Вывод: повторы в худ. произведении помогают изобразить явление и придать тексту эмоциональную окраску.
Слайд 21

Риторический вопрос и риторическое восклицание -изобразительные средства языка, которые служат для

Риторический вопрос и риторическое восклицание -изобразительные средства языка, которые служат для

выражения сильного чувства.

1)Из повести Гоголя «Майская ночь»:
«Знаете ли вы украинскую ночь?
О, вы не знаете украинской ночи!»
2) Цветы, любовь, деревья, праздность,
Поля! Я предан вам душой.
Вывод: риторические вопросы и восклицания помогают создать эмоциональную окраску речи.

Слайд 22

Текстоведческий анализ Тема текста – «Вечер на Атлантическом океане» Основная мысль

Текстоведческий анализ

Тема текста – «Вечер на Атлантическом океане»
Основная мысль – Тропические

океаны на Атлантическом океане прелестны: в этих широтах не бывает бурь и ураганов и океан восхищает своим торжественным безмолвием
Тип речи – описание
Стиль - художественный
Слайд 23

Для создания художественного образа автор использует тропы: Эпитеты - прелестного (вечера),

Для создания художественного образа автор использует тропы:

Эпитеты - прелестного (вечера), бирюзовому,

бесконечно высокому, прозрачно-нежному (небосклону), перистыми (облачками), жгучий и ослепительный (шар солнца), радостным (блеском), холмистую (поверхность океана), беспредельную (даль), могучие светло-синие (волны), серебристыми (верхушками), ласковым, почти нежным (ропотом), вековечный старик –океан;
Слайд 24

Метафоры Золотистый шар солнца, заливая блеском, голубые рамки горизонта, на исполинской

Метафоры
Золотистый шар солнца, заливая блеском, голубые рамки горизонта, на исполинской груди;

Олицетворения –
Нагоняя одна другую (о волнах), находится в добром расположении духа (океан), бережно несет, не угрожая (об океане);
Сравнения
Облачками, словно белоснежным кружевом, точно нашептывает ( о ропоте волн), словно заботливый, нежный пестун (об океане)