Концепты. Родной язык

Содержание

Слайд 2

Концепты Концепты – это ментальные сущности, которые имеют имя в языке

Концепты

Концепты – это ментальные сущности, которые имеют имя в языке

и отражают культурно-национальное представление человека о мире.
Это концентрат культуры и опыта народа, по словам Ю.М.Лотмана, «как бы сгустки культурной среды в сознании человека».
Но, с другой стороны, концепт - это то, посредством чего человек сам входит в культуру, а в некоторых случаях и влияет на нее.
Слайд 3

Концепты Изучению природы концепта в когнитивной лингвистике уделяется первостепенное значение. Любая

Концепты

Изучению природы концепта в когнитивной лингвистике уделяется первостепенное значение. Любая

попытка постичь природу концепта приводит к осознанию факта существования целого ряда смежных понятий и терминов.
Концепт окружен эмоциональным, экспрессивным, оценочным ореолом; это тот «пучок» представлений, понятий, знаний, ассоциаций, переживаний, который сопровождает слово и выражаемое им понятие. Концепты – предмет эмоций, симпатий и антипатий, а иногда и столкновений различных мнений.
Слайд 4

Первый подход Первый подход, представителем которого является Ю.С.Степанов, при рассмотрении концепта

Первый подход

Первый подход, представителем которого является Ю.С.Степанов, при рассмотрении концепта

большое внимание уделяет культурологическому аспекту, когда вся культура понимается как совокупность концептов и отношений между ними. Следовательно, концепт - это основная ячейка культуры в ментальном мире человека.
Слайд 5

Второй подход Второй подход (Н.Д.Арутюнова и её школа, Т.В.Булыгина, А.Д.Шмелев и

Второй подход

Второй подход (Н.Д.Арутюнова и её школа, Т.В.Булыгина, А.Д.Шмелев и другие)

к пониманию концепта представляет семантику языкового знака единственным средством формирования содержания концепта.
Слайд 6

Третий подход Сторонники третьего подхода - Д.С.Лихачев, Е.С.Кубрякова и другие, считают,

Третий подход

Сторонники третьего подхода - Д.С.Лихачев, Е.С.Кубрякова и другие, считают,

что концепт не непосредственно возникает из знания слова, а является результатом столкновения знания слова с личным и народным опытом человека, то есть концепт является посредником между словами и действительностью.
Слайд 7

Теория концепта предложена Ю.Д.Апресяном. Каждый естественный язык отражает определенный способ восприятия

Теория концепта предложена Ю.Д.Апресяном.

Каждый естественный язык отражает определенный способ восприятия и

организации мира; выражаемые в нем значения складываются в некую единую систему взглядов, своего рода коллективную философию, которая навязывается языком всем носителям;
Свойственный языку способ концептуализации мира отчасти универсален, отчасти национально специфичен;
Взгляд на мир «наивен» в том смысле, что он отличается от научной картины мира, но это не примитивные предложения.
Слайд 8

Вывод Таким образом, в своей совокупности концепт – это семантическое образование,

Вывод

Таким образом, в своей совокупности концепт – это семантическое образование,

отмеченное лингвокультурной спецификой и тем или иным образом характеризующее носителей определенной этнокультуры. Он окружен эмоциональным, экспрессивным, оценочным ореолом.
Слайд 9

Работа с концептом на уроках русского языка «Ритм нашей жизни –

Работа с концептом на уроках русского языка

«Ритм нашей жизни – долг»

(А.А. Блок). Создание словесного портрета концепта.
Известный английский ученый Чарльз Дарвин писал, что «самую сильную черту отличия человека от животного составляет нравственное чувство, или совесть… И господство его выражается в коротком, но могучем и крайне выразительном слове «должен».
- Как характеризует ученый это слово? (Короткое, могучее, выразительное).
- Какие звуковые и смысловые ассоциации вызывает у вас это слово: должен – долг? Запишите их в два столбика (Время строго дозируется).
Слайд 10

1.Составление ассоциативных рядов (элементы мастерской). Ассоциации Звуковые Смысловые - Подчеркните три

1.Составление ассоциативных рядов (элементы мастерской).

Ассоциации
Звуковые Смысловые
- Подчеркните три самые важные для

вас звуковые и три самые важные смысловые ассоциации. Прочитайте вслух.
- Это ваше субъективное восприятие и понимание концепта.
- Теперь давайте попробуем создать его объективный портрет.
Слайд 11

II. Создание словесного портрета концепта «долг». 1. Моделирование словарного портрета концепта

II. Создание словесного портрета концепта «долг».

1. Моделирование словарного портрета концепта «долг».
1).

Познакомьтесь со статьями толкового словаря.
Словарь Ожегова  Словарь русского языка в 4-
Долг 1. то же, что и обязанность  Долг- 1) обязанность перед кем-то
Долг 2.- то, что взято взаймы  2) то, что взято или отдано заимообразно
- В чем разница этих словарных статей?
В Словаре Ожегова речь идет о словах-омонимах.
Словарь четырехтомный определяет слово «долг» как  многозначное слово.
- Какое же мнение более обосновано? К этому вопросу мы вернемся в конце занятия.
Подчеркните ключевые слова в определениях.
Слайд 12

2). В любом случае перед нами два значения слова. Распределите фразеологизмы

2). В любом случае перед нами два значения слова.

Распределите фразеологизмы в

два столбика в соответствии со значениями слова «долг». Есть ли фразеологизмы, которые можно записать в оба столбика? Как вы думаете, это довод в пользу омонимичности или многозначности слова?
Обязанность Заимообразно
По долгу службы, первым долгом, наделать долгов, человек долга, влезть в долги, отдать последний долг, не остаться в долгу, по уши в долгах, в долгу перед кем-то, не вылезать из долгов, в неоплатном долгу
Слайд 13

3). Продолжите запись, подбирая определения к слову «долг» в соответствии с

3). Продолжите запись, подбирая определения к слову «долг» в соответствии с

его значениями
  родительский долг  большой долг
4). Объясните значение слова «долг» в пословицах:
Долг платежом красен.
Долго спать, с долгом встать.
Слайд 14

П.К.Симони в «Старинных сборниках русских пословиц, поговорок, загадок и пр. 17-19

П.К.Симони в «Старинных сборниках русских пословиц, поговорок, загадок и пр. 17-19

столетий» (СПб, 1899) приводит такой вариант первой пословицы «Заем платежом красен». Как изменилось с тех пор значение пословицы?
. Итак, можно ли согласиться с решением толковых словарей, рассматривающих долг («что должно делать») и долг/долги («взятое взаймы, что должно вернуть») как омонимы? Для ответа на этот вопрос решим лингвокультурологическую задачу.
Слайд 15

Прочитайте высказывания известных людей. В каком значении употребляется здесь слово «долг»?

Прочитайте высказывания известных людей. В каком значении употребляется здесь слово «долг»?

(Слово «долг» употребляется здесь в двух значениях, связанных между собою. Поэтому слово «долг» надо рассматривать как многозначное слово, которое может употребляться метафорически).
Слайд 16

1. Общий долг человека вмещает долг его к Богу, долг гражданина

1. Общий долг человека вмещает долг его к Богу, долг гражданина

и долг семьянина, исполнением этих обязанностей он в долгу, они составляют долг его, как взятые у кого взаймы деньги или вещи. (В.И. Даль).
2. Это была прежде всего тема о долге слоя, воспользовавшегося культурой, интеллигенции перед народом… Этот долг должен быть уплачен. (Н.А. Бердяев).
Слайд 17

2. Составление контекстуально-метафорического портрета концепта «долг». Познакомьтесь с высказываниями о долге

2. Составление контекстуально-метафорического портрета концепта «долг».

Познакомьтесь с высказываниями о долге великих

людей. О каком долге идет речь? Выделите смысловую составляющую этих высказываний. Запишите в тетрадь. Какое из высказываний кажется вам наиболее верным, почему? В каком высказывании есть аллегорический образ? Какие еще аллегорические образы вы могли бы предложить для обозначения понятия «долг»?
 1. Что есть долг? Пока у нас нет другого ответа, кроме следующего: совершать правое и заботиться о собственном благе и о благе во всеобщем определении, о благе других (Гегель).
2. Сознание долга, привязывающее человека к его обязательствам, есть нечто иное, как  сознание высшего интереса, который одерживает в нем верх над интересом низшего порядка (Бентам).  
3. У нас у всех есть один якорь, с которого, если сам не захочешь, никогда не сорвешься: чувство долга (Тургенев).
 - Итак, речь идет о долге перед другими и о долге перед собой (Гегель). Какой долг выше?
Слайд 18

3. Моделирование словесного портрета концепта «долг». 1). Индивидуальные задания. Сообщения учащихся

3. Моделирование словесного портрета концепта «долг».

1). Индивидуальные задания. Сообщения учащихся на

тему: «Человек долга в художественном мире А.С.Пушкина».
а)  « Евгений Онегин»- Татьяна Ларина
б) «Капитанская дочка»- Петруша Гринев
в) «Дубровский»- Маша Троекурова