Материал подготовила Морозова Наталья Терентьевна, учитель русского языка и литературы Материал подготовила Морозова Наталья Т

Содержание

Слайд 2

Исследователь русского эпоса Аксакова по праву можно назвать одним из первых

Исследователь русского эпоса

Аксакова по праву можно назвать одним из первых

исследователей русского эпоса. Этой проблемой он занимался в 1850-х годах.

К.С. Аксаков. Литография П.Ф. Бореля

Слайд 3

Воспоминания детства Аксаков в детстве не раз слышал рассказы об Илье

Воспоминания детства

Аксаков в детстве не раз слышал рассказы об Илье Муромце

– очевидно, прозаические пересказы былин. Особенно ему запомнился сюжет о том, как два старца исцелили Илью, сиднем сидевшего тридцать лет, и одарили его богатырской силой. Детские воспоминания и сподвигли его на исследовательскую работу.
Слайд 4

Источники исследований Аксакова Помимо народных рассказов и «печатной сказки с лубочными

Источники исследований Аксакова

Помимо народных рассказов и «печатной сказки с лубочными

картинками», Аксаков исследовал и отдельные публикации былин в сборнике Кирши Данилова в издании Калайдовича. Этот сборник «служит главным источником всех сведений наших по части песен о богатырях и времени Владимировом».
Слайд 5

Это легло в основу метода исторической школы В обширной статье «Богатыри

Это легло в основу метода исторической школы

В обширной статье «Богатыри времен

великого князя Владимира по русским песням» Аксаков рассмотрел весь состав русского эпоса, правильно выделив его основное сюжетное ядро – былины киевского (или Владимирова) цикла. Целенаправленно сопоставляя содержание былин с летописями, Аксаков поставил вопрос об исторической достоверности народных эпических песен и, соответственно, об их временной и географической приуроченности.

Статья К.С. Аксакова «Богатыри
времён великого князя Владимира..»

Слайд 6

Князь Владимир – «Красное солнышко» Происхождение былин Аксаков связывал с годами

Князь Владимир – «Красное солнышко»

Происхождение былин Аксаков связывал с годами княжения

Владимира I. Как более поздние он выделил былины новгородские, а также исторические песни времён Ивана Грозного.
Слайд 7

Смещение временного пространства «Народ, продолжая петь старые песни о битвах богатырских

Смещение временного пространства

«Народ, продолжая петь старые песни о битвах богатырских с

врагами, был тревожим новыми врагами, вызывавшими его на новые битвы. Образы этих новых врагов заменяли в его воображении образы врагов древних. Так татары заступили в песнях место печенегов и казар… Орда, в песнях. Каким-то чудом зашла в мир и эпоху Владимира»
Слайд 8

Княжеский пир – складчина Пир складчиной – явление совершенно русское и

Княжеский пир – складчина

Пир складчиной – явление совершенно русское и

древнее. Например, новгородский пир вскладчину во время церковного праздника Николина дня. Братчиной распоряжался специальный староста, а каждый из принявших в ней участие вносил свою долю («сыпь»).

Пир у князя Владимира.
За столом сидят все богатыри
вместе без деления на сословия.

Слайд 9

Богатыри русские Добрыня Никитич отличается добротой и прямодушием. Он всегда является олицетворением вежливости и изящного благородства.

Богатыри русские

Добрыня Никитич отличается добротой и прямодушием.
Он всегда является олицетворением

вежливости и изящного благородства.
Слайд 10

Русские богатыри Алёша Попович – «хитрый плут, берёт обманом и скоро

Русские богатыри

Алёша Попович – «хитрый плут, берёт обманом и скоро готов

на худое», хотя ему нельзя отказать в молодецкой удали.
Слайд 11

Илья Муромец Выше всех богатырей и самого князя поставил Аксаков крестьянина

Илья Муромец

Выше всех богатырей и самого князя поставил Аксаков крестьянина Илью

Муромца. Это «могучий, спокойный, важный и тихий образ» являет собой «полное и великое сочетание силы духовной и телесной».
Слайд 12

Илья Муромец – национальный герой В Илье Муромце видел Аксаков олицетворение

Илья Муромец – национальный герой

В Илье Муромце видел Аксаков олицетворение национальных

качеств народа: «Как он спокоен, как медлит идти на бой, как он долготерпелив, и только в крайнем случае, когда лопнуло наконец его терпение, и вооружается он всею грозною своею силой, - как он необоримо могуч и велик. В этом образе любимого русского богатыря как не узнать образа самого народа.»

Илья Муромец и
Соловей-разбойник

Слайд 13

Старший богатырь Святогор Народная фантазия создала нечеловеческую мощь великана Святогора –

Старший богатырь Святогор

Народная фантазия
создала нечеловеческую
мощь великана Святогора –

«образ силы необъятной, чисто внешней, материальной, не нужной и бесполезной даже тому, кто ею обладает. Эта сила уже без воли. Здесь сила приближается уже к стихии, как сила воды, ветра, и не возбуждает ни зависти, ни соревнования»

Святогор и Илья
Муромец

Святогор и перемётная
сума