Анализ произведений изобразительного искусства на уроках совместно с учащимися

Содержание

Слайд 2

Главная цель образования во все времена - передача накопленного цивилизацией опыта,

Главная цель образования во все времена - передача накопленного цивилизацией опыта,

культуры и традиций.
Подходы к реализации цели в каждый период разные.
В настоящее время не достаточно передавать ЗУНы. Перед образованием стоит задача воспитания социально активного, мыслящего, человека, способного к анализу, планированию и рефлексии.
На уроках изобразительного искусства школьники должны не только рисовать и осваивать разные художественные техники, но и приобщаться к мировой художественной культуре через культурные дискурсы. Ученик должен быть активным субъектом познавательной деятельности, а педагог организатором диалога и образовательного пространства.
Слайд 3

Две позиции ученика на уроках изобразительного искусства Я – художник Я-

Две позиции ученика на уроках изобразительного искусства Я – художник Я- зритель

ДЕЙСТВУЮЩИЕ ПРОГРАММЫ

ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ:
Б.М.Неменский - ОС «Школа России»,
Т.А.Копцева - ОС «Гармония»,
Т.Я.Шпикалова - ОС «Перспектива»,
Л.Г.Савенкова - ОС «Начальная школа XXI века»,
Н.М.Сокольникова - ОС «Планета Знаний».
Каждая программа предусматривает знакомство школьников с произведениями изобразительного искусства. Однако, недостаточно разработаны вопросы методики и технологии анализа художественных произведений.
Слайд 4

Умение смотреть картины, проникать в смысл искусства – это необходимое качество

Умение смотреть картины, проникать в смысл искусства – это необходимое качество

для современного образованного человека

«Важно, чтобы встреча с произведениями искусства произвела впечатление, и дети поняли, что быть зрителем – это тоже работа, творческая и непростая. Жизнь искусства – это труд и мастерство художника, а также труд и мастерство зрителя» (Б.М.Неменский).

Слайд 5

Анализ и интерпретация произведений изобразительного искусства связаны с особенностями восприятия человека

Анализ и интерпретация произведений изобразительного искусства связаны с особенностями восприятия человека


Ранние психологические теории восприятия опирались на ассоциативную психологию.
Изменения представлений о восприятии произошли после открытия рефлекторной концепции психики И.М.Сеченова и благодаря работам представителей гештальтпсихологии (М.Вертхеёмер, В.Келер, К.Коффка и др.). Сформировался новый подход к восприятию, который опирался на рефлексию двигательных процессов. Применительно к изобразительному искусству эта теория доказывает, что процесс восприятия зависит не только от уровня подготовленности, общей культуры, ассоциативных способностей и жизненного опыта воспринимающего человека. Существуют также и общие закономерности, которые не зависят от индивидуальных качеств воспринимающего, а вызывают у всех людей одинаковые реакции.
Одним из основных моментов анализа произведений изобразительного искусства является выделение и систематизация элементарных форм внутри картины

Слайд 6

Принципы гештальпсихологии Замыкания. Если в воспринимаемом образе присутствуют какие-то пробелы, наш

Принципы гештальпсихологии

Замыкания. Если в воспринимаемом образе присутствуют какие-то пробелы, наш мозг

автоматически заполнит недостающие части.
Прегнантности, или хорошей конфигурации. Отражает одну из основных идей гештальтпсихологии — стремление человеческой психики к стабильности. Когда мы видим образ, то сразу же придаем ему наиболее простую, понятную для нас форму.
Фигуры и фона. Особенность человеческой психики — видеть один аспект гештальта как фигуру (замкнутое целое), а другой как фон.
Близости. Объекты, расположенные рядом, наш мозг стремится объединить в группы.
Слайд 7

Слайд 8

Общие закономерности, которые не зависят от индивидуальных качеств воспринимающего Иллюзии М.К.Эшера М.К.Эшер. День и ночь. Бельведер.

Общие закономерности, которые не зависят от индивидуальных качеств воспринимающего Иллюзии М.К.Эшера

М.К.Эшер. День и ночь. Бельведер.
Слайд 9

В 20-х годах в Государственной академии художественных наук (ГАХН) предпринята попытка

В 20-х годах в Государственной академии художественных наук (ГАХН) предпринята попытка

раскрытия «внутренних позитивных законов» художественных произведений

Группой учёных (В.В.Кандинский, Н.Е.Успенский, И.В.Жолтовский, А.А.Сидоров, А.Г.Габричевский, Г.Г.Шпет, Б.Р.Виппер и др.) были выдвинуты конкретные задачи для решения данной проблемы:
- изучение элементов искусства как материала, из которого формируется художественное произведение;
- изучение конструкции в творчестве как принципа воплощения художественного замысла;
- изучение композиции в искусстве, как принципа построения идеи произведения

Слайд 10

Рудольф Арнхейм изучал «элементарные единицы», из которых состоит художественное произведение. Он

Рудольф Арнхейм

изучал «элементарные единицы», из которых состоит художественное произведение. Он распределяет

выделенные его предшественниками (И.В.Гёте, В.В.Кандинский, П.Клее и др.) в ходе экспериментальных и теоретических исследований, а также обнаруженные им элементарные формы зрительно воспринимаемой модели по основным категориям, присущим визуальному искусству (равновесие, очертание, развитие, пространство, свет, цвет, движение, выразительность). Эти элементарные формы закономерны и не зависят от уровня подготовленности зрителя. Через вычленение и осмысление «элементарных единиц», содержащихся в картине, можно осуществлять анализ произведения изобразительного искусства. Практически в любом произведении искусства взаимодействуют различные факторы, создавая равновесие целого. Чем многообразнее отношения между элементарными формами внутри композиции, тем более «оживлённым» кажется художественное произведение воспринимающему.
Технология и методики анализа произведения изобразительного искусства должны помочь учащимся выявить как можно большее количество элементарных форм и отношений между ними внутри картины.
Слайд 11

Успенский Борис Андреевич Предложена теория определения точек зрения, с которых строится

Успенский Борис Андреевич

Предложена теория определения точек зрения, с которых строится изображение

в произведении изобразительного искусства, и их взаимодействия в различных аспектах. Он выводит зависимость, с одной стороны, между использованием в изобразительном искусстве внутренней и внешней точки зрения воспринимающего, с другой – между системой перспективы, ракурсом, освещением, композицией.
Слайд 12

В живописи до эпохи Возрождения и в иконописи художник помещает себя

В живописи до эпохи Возрождения и в иконописи художник помещает себя

внутрь изображаемой действительности. Он занимает позицию внутреннего зрителя.
Слайд 13

Со времён Ренессанса по настоящее время обычной и правильной считается внешняя

Со времён Ренессанса по настоящее время обычной и правильной считается внешняя

позиция художника по отношению к изображаемой действительности. По мысли теоретиков эпохи Возрождения картина – это «окно в природу». Внешняя позиция зрителя имеет единую точку зрения и характерна для «прямой»- «линейной» перспективы.
И.И.Шишкин. Рожь
Слайд 14

В современной живописи художники пытаются совмещать несколько точек зрения. Это характерно

В современной живописи художники пытаются совмещать несколько точек зрения. Это характерно

для творческих поисков представителей кубизма (П.Пикассо, Петров-Водкин).
Поль Сезанн. Натюрморт
Д.П.Штеренберг. Аниска
Слайд 15

Р.В.Ингарден выделяет «предметно-изображающий тип» картины для её анализа Исторические картины предполагают

Р.В.Ингарден выделяет «предметно-изображающий тип» картины для её анализа

Исторические картины предполагают знания

воспринимающим определённых фактов истории.
Картины с литературной темой бывают понятны без предыстории, в них в образной форме передана определённая жизненная ситуация.
Предметные картины без литературной темы – натюрморт и портрет.
«Чистые картины» содержат предметы и предметные ситуации, но не соответствующие тем, к которым мы привыкли в жизни. В таких картинах художники специально создают деформации в изображении.
Неизображающие (абстрактные) картины самые трудны для восприятия зрителем. Неподготовленный зритель часто скептически относится к абстрактной живописи, приравнивает её к дилетантской. Однако, сторонники абстрактной живописи считают, что часто в академическом искусстве плохие рисовальщики прикрываются литературной темой, воздействующей на зрителя.
По мнению Р.В.Ингардена, в каждой изображающей картине содержится неизображающая, от которого зависит эстетическая ценность всей картины.
Слайд 16

Параметры анализа произведения изобразительного искусства 1. Вид картины. Академическая, декоративная, стилизованная,

Параметры анализа произведения изобразительного искусства

1. Вид картины. Академическая, декоративная, стилизованная,

абстрактная. Станковая или монументальная. Жанр: исторический, батальный, аллегорический, религиозный, мифологический, бытовой, портрет, пейзаж, натюрморт, анималистический жанр. Символическое содержание (при наличии). Взаимосвязь названия картины, темы и сюжета.
2. Система построения изображения. Выделение точки зрения в картине: внутренняя или внешняя, фиксированная или множественная- совмещённая. Определение перспективы, использованной художником: ортогональная, аксонометрия, линейная, обратная, одноточечная, двухточечная, трёхточечная, угловая, фронтальная, сферическая, множественная. Выделение элементарных форм в произведении по основным категориям: равновесие (симметрия, асимметрия), очертание (внешние контуры), развитие, пространство, свет, цвет, движение, ритм, объём, контраст, выразительность.
3. Время. Время, в которое создавалось произведение изобразительного искусства, эпоха, господствующее художественное направление, его характеристики.
4. Личность художника. Принадлежность к художественному направлению, профессиональный уровень, художественных опыт, возраст, состояние физического и психического здоровья на момент создания картины. Национальные особенности. Отношение к изображаемому.
5. Художественные материалы, которые были доступны художнику в данную эпоху. Художественные особенности материала при написании картины, после её создания и при длительном хранении.
6. Выразительные средства, приёмы, художественные техники, использованные художником. Живопись - цветовая гамма, колорит, контраст и гармония, тепло-холодность. Графика - точка, линия, штрих, пятно, ритм, движение (динамика или статика).
7. Эмоциональное воздействие произведения искусства на зрителя. Какими способами и художественными приёмами художник добивается ответных чувств у зрителя.
Слайд 17

Знакомство со структурой художественного произведения и законами его восприятия должны активизировать

Знакомство со структурой художественного произведения и законами его восприятия должны активизировать

исследовательскую позицию учащегося

Ученик сможет самостоятельно постигнуть смысл живописного или графического произведения, освоить способы художественного мышления.
Анализ художественного произведения, грамотно организованный в школьной аудитории, должен стать теоретической основой для самостоятельной художественной деятельности учащихся, которая в дальнейшем будет стимулировать их потребности в осмысленном восприятии окружающей действительности, способствовать социокультурной адаптации и самоопределению.

Слайд 18

Задание для самостоятельной работы – реферат «Анализ картины совместно с учащимися»

Задание для самостоятельной работы – реферат «Анализ картины совместно с учащимися»
Выбрать

произведение изобразительного искусства (живопись, графика), рассматриваемое учащимися на уроках изобразительное искусства в начальной школе.
Написать фрагмент занятия - анализ картины в форме диалога с учащимися, который предполагает логически выстроенную проблемную беседу с учащимися по картине с вопросами для учащихся к рассматриваемой картине. Вопросы о художественных особенностях, с кратким искусствоведческим описанием произведения искусства. Вопросы должны быть до рассказа учителем о картине, во время рассказа о картине и после. Вопросы не на пересказ того, что рассказал учитель, а на совместное раскрытие смысла картины.
Объём реферата 1-2 стр. Шрифт Times New Roman 14 или 12 кегль. Выравнивание по ширине страницы. Абзац начинается с красной строки. Пробел между абзацами не делать.
Слайд 19

Критерии оценивания реферата «Анализ картины совместно с учащимися» Отсутствие вопросов, диалога

Критерии оценивания реферата «Анализ картины совместно с учащимися»
Отсутствие вопросов, диалога с

детьми по картине, минус 3 балла.
Вопросы общего характера, не связаны с картиной, вопросы на пересказ того, что сказал учитель, минус 1 балл.
Несоблюдение требования, «вопросы должны быть до просмотра картины, во время просмотра и после просмотра картины», минус 1 балл.
Несоблюдение требований оформления текста, минус 1 балл.
Слайд 20

Борис Михайлович Кустодиев Купчиха за чаем. 1918.120х120

Борис Михайлович Кустодиев Купчиха за чаем. 1918.120х120