Чарльз Сандерс Пирс (1839–1914)

Содержание

Слайд 2

География и геодезия как области приложения его математических знаний. Публикации по

География и геодезия как области приложения его математических знаний.
Публикации по этим

проблемам + публикации по антропологии, психологии и др. гуманитарным наукам
Слайд 3

Математик, сын математика: его отец был профессором математики в Гарвардском университете

Математик, сын математика: его отец был профессором математики в Гарвардском университете


Влияние позитивистского умонастроения в образовании и занятии наукой (практика самообразования и «ученый дилитантизм»)
Слайд 4

Знакомство с философией в университете факультативно (самообразованием) Stofftrieb, Formtrieb, Spieltrieb из

Знакомство с философией в университете факультативно (самообразованием)
Stofftrieb, Formtrieb, Spieltrieb из Шиллера
Кантовская

философская программа (необходимость усовершенствования логики, которой оперирует Кант)
Слайд 5

абдуктивные выводы (которые он также называл гипотезами и ретродуктивными выводами)–традиция Wissenschaftslehre

абдуктивные выводы (которые он также называл гипотезами и ретродуктивными выводами)–традиция Wissenschaftslehre
“the

phaneron” вместо феномен и философские выводы о границах феноменальности и реальности
Кантовская логика не учитывает знаковости
Слайд 6

Общие основания логики – общее учение о типах знаков Знак как

Общие основания логики – общее учение о типах знаков
Знак как the

representamen, два других элемента конструкции - the object и the interpretant (ментальный, понятийный полюс знакового отношения)
representation, reference, meaning.
Почему элементов три, а не два, как в кантовской метафизике?
Слайд 7

Кантовский синтез ограничивался идеей вещи (в границах опыта), пирсовский дополняется идеей

Кантовский синтез ограничивался идеей вещи (в границах опыта), пирсовский дополняется идеей

вещи, отрефлексированной мыслью или закрепленной в «привычных» значениях слов.
Слайд 8

Вселенная ни для кого как вещь невозможная - знак получает значение

Вселенная ни для кого как вещь невозможная - знак получает значение

только в том случае, если он интерпретируется.
Систематический вывод из представления о маркерах, делающих знак значимым
Слайд 9

Почему универсальная семиотика? Не язык логики (одной из возможных логик) и

Почему универсальная семиотика? Не язык логики (одной из возможных логик) и

не человеческий язык (один из возможных языков) – закономерности означивания в языке вообще
Слайд 10

«я приобрел Писание на таких языках, как зулу, дакота, гавайский, мадьярский

«я приобрел Писание на таких языках, как зулу, дакота, гавайский, мадьярский

(баскским я занимался по другим книгам, а Эдвард Палмер, с которым я общался в Константинополе и позже в Кембридже, также дал мне несколько уроков арабского». (1909)
Слайд 11

Кантовский запрет на верифицируемое знание об объекте снимается бесконечным движением в

Кантовский запрет на верифицируемое знание об объекте снимается бесконечным движением в

цикле объект-репрезентант-интерпретант.
Нет и не может быть окончательного (или исходного) знания. «Философия начинается с середины»
Слайд 12

две теории с совершенно одинаковым эмпирическим содержанием должны иметь, несмотря на

две теории с совершенно одинаковым эмпирическим содержанием должны иметь, несмотря на

внешнюю видимость, одно и то же значение (meaning)
Истинность как эффективность (прагматичность)
Слайд 13

Классификация знаков Классификация логик (в том числе коммуникативный момент в логике)

Классификация знаков
Классификация логик (в том числе коммуникативный момент в логике)

Слайд 14

Иконические знаки как простые фиксации качеств (икона (icon), отображающая лишь подобие

Иконические знаки как простые фиксации качеств (икона (icon), отображающая лишь подобие

объекта в качестве знака самого себя или в замещающем его знаке). Ключевое слово - подобие
Знаки-индексы (или указатели), фиксирующие условную связь знака и положения дел (надломленная ветка – знак поворота) «Индекс (index) не выражает ничего (asserts nothing); он только говорит “Здесь” (“There”)!
Знаки-символы (собственно знаки) - общее имя или описание
Слайд 15

Логики обычно говорят, что категорическая пропозиция имеет «два термина» — субъект

Логики обычно говорят, что категорическая пропозиция имеет «два термина» — субъект

и предикат, и, проявляя таким образом небрежность в выражении, или же копируя Аристотеля, спотыкаются об истину.
Слайд 16

Автор (не претендуя, впрочем, на то, чтобы называть себя лингвистом) исследовал

Автор (не претендуя, впрочем, на то, чтобы называть себя лингвистом) исследовал

грамматические системы многих языков с целью выяснить, существует ли вообще такой язык,
Слайд 17

структура которого совпадала бы со структурой мышления всякого человека в том

структура которого совпадала бы со структурой мышления всякого человека в том

виде, в котором ее всеми силами пытаются представить логики (ибо таковые попытки не имеют на деле никакого отношения к логике).
Слайд 18

Единственным таким языком, который автору удалось отыскать, оказался баскский

Единственным таким языком, который автору удалось отыскать, оказался баскский

Слайд 19

То или иное имя собственное, когда некто узнает о нем впервые,

То или иное имя собственное, когда некто узнает о нем впервые,

связано отношением существования с некоторым результатом перцепции или эквивалентным ему индивидуальным знанием того индивидуального объекта, который оно именует.
Слайд 20

Тогда и только тогда оно представляет собой подлинный Индекс. Когда этот

Тогда и только тогда оно представляет собой подлинный Индекс. Когда этот

некто встречает это имя во второй раз, он рассматривает его как Икону данного Индекса.
Слайд 21

Когда знакомство с ним приобретает характер привычки, оно становится Символом, Интерпретант

Когда знакомство с ним приобретает характер привычки, оно становится Символом, Интерпретант

которого репрезентирует его в качестве Иконы Индекса именуемого индивидуального объекта.
Слайд 22

Утверждение состоит в предоставлении говорящим свидетельства для слушателя в пользу того,

Утверждение состоит в предоставлении говорящим свидетельства для слушателя в пользу того,

что говорящий в чем-то убежден, т. е. что он обнаруживает в некоторой идее при тех или иных обстоятельствах безусловно обязательный характер.