Иудаизм в Российской империи

Содержание

Слайд 2

Иудаизм В Российской империи Российская империя берет свое начало 22 октября

Иудаизм В Российской империи

Российская империя берет свое начало 22 октября (2)

ноября 1721 года, когда Петр I принял корону Императора Всероссийского. Поскольку нас интересует история евреев в имперский период, разговор пойдет об истории евреев на территории Российского государства с этого момента и до февраля 1917, когда империя была преобразована в республику.
Слайд 3

При Петре I Во времена Петра I , и в последующие

При Петре I

Во времена Петра I , и в последующие

пятьдесят лет еврейских общин на территории российского государства практически не было. Исключением был Смоленск, где в первой половине XVIII века, по некоторым сведениям, даже была синагога, а из числа крещеных смоленских евреев вышли известные сподвижники первого российского императора: Петр Шафиров и братья Абрам и Федор Веселовские.
Еще со времен Ивана IV «Грозного» пребывание иудеев в России максимально ограничивалось. И Петр I не решился порвать с этой традицией, хотя, как он сам отмечал в письме Абраму Веселовскому, ему было «совершенно безразлично, крещен ли человек или обрезан, — чтобы он только знал свое дело и отличался порядочностью».
Слайд 4

Санкт-Петербург

Санкт-Петербург

Слайд 5

Отношение к евреям императрицы Екатерины I и императрицы —Елизаветы Петровны Ближайшие

Отношение к евреям императрицы Екатерины I и императрицы —Елизаветы Петровны

Ближайшие

наследники Петра только препятствовали тому, чтобы евреи постоянно пребывали в империи. Первая русская императрица Екатерина I повелела в 1727 году всех евреев из России изгнать. А поскольку этот указ выполнялся не столь строго как ожидалось, третья императрица — Елизавета Петровна — в 1742 году дополнительно потребовала немедленной высылки из страны всех лиц иудейского вероисповедания. На замечание Сената, что эта мера может принести убыток и местной торговле, и государству в целом, она дала ответ: «От врагов Христовых не желаю интересной прибыли».
Слайд 6

Какие же исторические обстоятельства смогли заставить правителей изменить свое отношение к

Какие же исторические обстоятельства смогли заставить правителей изменить свое отношение к

присутствию евреев в Российском государстве?

Империя Романовых граничила на западе с некогда мощным и весьма обширным по территории соседом — Речью Посполитой, в которой проживала самая большая по численности еврейская диаспора Европы — ашкеназы. Когда-то они пришли сюда из Германии.
Польско-литовское государство, объединенное в 1569 году Люблинской унией, к концу XVIII столетия испытывало глубокий политический кризис. Этим воспользовались давние его конкуренты — Россия, Пруссия и Австрия. В августе 1772 года они начали боевые действия против Речи Посполитой, а в сентябре ратифицировали конвенцию о ее разделе. В результате этого раздела к Российской империи отошли некоторые прибалтийские земли значительная территория Белоруссии с городами Мстиславль, Могилев, Витебск и Полоцк. Во всех этих городах и окружающих их местечках в тот период проживало около 200 тысяч евреев. Таким образом, получилось, что не сами эти евреи пришли в Россию, а буквально сама Россия пришла к ним.

Слайд 7

16 августа 1772 года ведут отсчет истории евреев в Российской империи.

16 августа 1772 года ведут отсчет истории евреев в Российской империи. 

Екатерина

Алексеевна II , приняв от Польши новые владения, постаралась убедить местное население в том, что под российской короной их положение не изменится в худшую сторону. 16 августа 1772 года было издано обращение к жителям Белоруссии («Плакат») в котором заявлялось, что и «еврейские общества... будут оставлены и сохранены при всех тех свободах, коими они нынче в рассуждении закона и имуществ своих пользуются». Поскольку данный документ впервые в российской истории признавал право проживания здесь евреев-ашкеназов, то именно эту дату нам и следует взять за исходную точку, с которой мы начнем наш отсчет истории евреев в Российской империи. 
Слайд 8

В России проживало около 800 тысяч евреев, больше чем в любой другой стране

В России проживало около 800 тысяч евреев, больше чем в любой

другой стране
Слайд 9

Евреи в России впервые в европейской истории получили фактическое равенство в

Евреи в России впервые в европейской истории получили фактическое равенство в

правах с христианами.

       Евреи получили свободу вероисповедания и право на собственность. По указу Екатерины II значительная часть еврейского населения попала в мещанское и купеческое сословия и должна была платить высокие налоги.    Формой еврейского общинного самоуправления являлся кагал(собрание) – выборный орган общины, который собирал деньги со всех ее членов и вносил их в провинциальную канцелярию. Кагал(собрание) - форма еврейского общинного самоуправления.
Кагал выдавал членам общины особые паспорта, поэтому  сменить место жительства или даже отлучиться по делу без его разрешения было невозможно. Он был узаконен в 1776 году как фискальное и судебное учреждение, удобное для российской администрации.

Слайд 10

«Черта оседлости» В 1791 году Екатерина II издала специальный указ о

«Черта оседлости»

В 1791 году Екатерина II издала специальный указ о том, что евреи

могут пользоваться правом гражданства лишь в Белоруссии и Новороссийском крае. Отсюда ведет свое начало печально известная «черта оседлости», установившая грань между евреями и другими народами, населявшими Россию. «Черта оседлости» - установившая грань между евреями и другими народами, населявшими Россию.
В 1793 году (после второго раздела Польши) к России отошли новые земли, из которых были образованы Волынская, Подольская, Минская и ряд других губерний. В «черту оседлости» было включено еврейское население этих губерний  и, кроме того, Малороссии (в том числе Киева). Евреи были не только ограничены в свободе передвижения, но и облагались налогами вдвое большими по сравнению с христианами. В 1795 году после раздела Польши в «черту оседлости» евреев попали Литва, западная часть Белоруссии, Западная Волынь и Курляндия. К концу XVIII в России оказалось около трети всего еврейского населения мира – больше, чем в любой другой стране (700-800 тыс.).
Слайд 11

Указ Павла I При Павле I в 1799 Сенат принял решение,

Указ Павла I

При Павле I  в 1799 Сенат принял решение, по

которому евреи, принадлежавшие к купеческому и мещанскому сословиям, не могли считаться крепостными в помещичьих местечках и селениях.
Слайд 12

При Александре I закон официально признавал иудейское вероисповедание В ноябре 1802

При Александре I закон официально признавал иудейское вероисповедание

     В ноябре 1802 года

Александр I учредил особый комитет по благоустройству евреев, который должен был пересмотреть и упорядочить законодательство о евреях Российской империи. В 1804 году император утвердил предложенное комитетом Положение об устройстве евреев, которое с небольшими изменениями просуществовало до 1917 года. Новый закон сохранил прежнюю «черту оседлости» в западных губерниях, установленную еще Екатериной II, добавив к ней Астраханскую и Кавказскую губернии для евреев-земледельцев, которые выразят желание там поселиться. Для владельцев крупных фабрик и ремесел была отменена двойная подать, но она сохранилась для всего остального еврейского населения. Политика государства в отношении евреев была направлена на обращение их в православие. В экономической жизни в западных землях их роль была весьма значима.
Слайд 13

Продолжалось давление на евреев, не принявших православие В середине 50-х годов

Продолжалось давление на евреев, не принявших православие      В середине 50-х годов XIХ

века при Александре II начинают происходить некоторые изменения в жизни евреев «черты оседлости». Проводилась политика «слияния сего народа с коренными жителями». Для привлечения капитала во внутренние губернии разрешение селиться вне «черты оседлости» получили купцы первой гильдии, лица с высшим образованием, отставные «николаевские» солдаты, фельдшеры, акушерки, дантисты и другие лица с медицинским образованием. Они могли учиться в училищах, гимназиях, университетах. Многие стали чувствовать себя гражданами России, изучали русский язык и литературу. Многие принимали активное участие в народовольческом движении, позднее – в социал-демократическом и большевистском. В этот же период евреи были допущены в суд, адвокатуру, земства, их стали принимать на государственную службу.

При Александре II

Слайд 14

Евреи могли учиться в училищах, гимназиях, университетах Многие евреи допускались в

Евреи могли учиться в
училищах,
гимназиях,
университетах

Многие евреи допускались в

суд

адвокатуру

земства

на государственную службу

При

Александре II
Слайд 15

При Александре III В результате началась их миграция из России (в

При Александре III

В результате началась их миграция из России (в Палестину, США,

Западную Европу). Евреи стали покидать Россию. Главной причиной эмиграции была бедность. Подавляющее большинство евреев в этот период жили в городах, занимались мелкой торговлей и ремеслом. На рубеже XIX–XX веков средний доход еврея был в три раза ниже, чем средний доход украинского крестьянина. Две трети еврейских семей выживали за счет поддержки благотворительных обществ. Начавшиеся погромы для многих стали, скорее, последней каплей, чем реальной причиной эмиграции. В 70-е годы из страны уехали около 50 тысяч, а с 80-х годов начинается массовый отъезд. За последующие тридцать пять лет Россию покинули 1 млн. 980 тыс. евреев. При Александре III, после позорных погромов начала 1880-х годов, были приняты законы, еще более ущемлявшие права евреев как граждан Российской империи. В конце XIX столетия возникает сионистское движение, которое в самом общем плане можно охарактеризовать как движение евреев за возвращение на свою исконную землю. В целом это было движение за восстановление государства Израиль, которое поддерживалось многими прогрессивными деятелями во всем мире как реакция на возраставший антисемитизм в странах Западной Европы и в России
Слайд 16

Ущемление прав евреев Палестина Западная Европа США миграция При Александре III

Ущемление прав евреев

Палестина

Западная Европа

США

миграция

При Александре III

Слайд 17

К концу XIX столетия еврейское население России. Перепись 1897 года показывает,

К концу XIX столетия еврейское население России.

Перепись 1897 года показывает, что

евреи являлись самым урбанизированным народом империи, то есть подавляющее большинство евреев проживали в городах и местечках. Для 97% родным языком указан идиш, однако 45% мужчин и 25% женщин знали русскую грамматику и по этому показателю евреи стояли на втором месте в империи после немцев. От 2/3 до 2/4 евреев были заняты в промышленности и торговле. Значительная часть занимались: журналистике, адвокатуре. При этом евреи были ограничены в праве жительства, в получении образования, в выборе профессии, в военной и гражданской службе. В такой ситуации появление среди них революционеров было просто неизбежно.
К концу XIX столетия еврейское население России насчитывало свыше пяти миллионов человек, большинство из которых все еще связывали свою судьбу с Российской империей.
Слайд 18

При Николае II В конце XIX века Россия была главным центром

При Николае II

В конце XIX века Россия была главным центром литературы

на идише.
Несмотря на запрет, действовавший с 1885 по 1905 годы, активно развивался еврейский театр.
Активно развивалась область исторических исследований: Семен Дубнов, Саул Гинзбург, Петр Марек закладывали в этот период фундамент современной академической иудаики.
Огромный вклад внесли евреи и в развитие российской культуры. В их числе великий пианист и создатель петербургской консерватории Антон Рубинштейн, скульптор Марк Антокольский, художники Исаак Левитан, Леон Бакст и др.
Слайд 19

К началу XX Иудаизм в Российской империи К началу XX века

К началу XX Иудаизм в Российской империи

К началу XX века роль

евреев в развивающейся капиталистической экономике России (прежде всего, западных ее областей) продолжала оставаться весьма значительной. В западных губерниях они представляли свыше 70% всего торгового класса, занимали видное место в пищевой промышленности, в частности в производстве сахара, активно участвовали в железнодорожном строительстве, в развитии речного судоходства, особо были заметны в финансовой сфере. Так же весьма выросло количество евреев в свободных профессиях, а в адвокатуре количество евреев даже стало преобладающим. Этому способствовали сохраняющиеся ограничения на принятие евреев на государственную службу.
Евреи в Российской империи получили право покидать место прописки в случае наличия таланта к художественным искусствам. 
Слайд 20

Антисемитская политика российских властей После опубликования 17 октября 1905 года манифеста

Антисемитская политика российских властей

После опубликования 17 октября 1905 года манифеста

о расширении свобод и открытии Государственной Думы начались еврейские погромы, охватившие 358 населенных пунктов. В них были убиты около тысячи евреев. Волна беспорядков продемонстрировала бессилие полиции перед погромщиками, и еврейская молодежь сама стала организовывать отряды самообороны. Впоследствии состоялись свыше 200 судебных процессов, на которых обвиняемыми выступали как погромщики, так и оказывавшие им отпор евреи.
События 1905 года усилили еврейскую миграцию. За последующие пять лет на Запад выехали почти миллион евреев. Многие отправлялись на Восток — во внутренние губернии России и Сибирь, где евреям не так грозило выдворение.
С начала XX века некоторые меры в отношении евреев приобретают расовый характер. Так законы, принятые в 1912 году, запрещали производство в офицерское звание, а также поступление в Военно-медицинскую академию и кадетские корпуса не только иудеев, но также крещеных евреев, их детей и внуков.
В 1915 году евреи прифронтовых областей вместе с другими беженцами получили право переселения во внутренние губернии России. Российский Генеральный штаб даже специально требовал такого перемещения, опасаясь, что евреи, как ущемленная в правах группа населения, будут оказывать помощь противнику. Таким образом, с 1915 года «черта еврейской оседлости» стала понятием, во многом, условным, и численность евреев в крупных российских городах стала резко возрастать.
Слайд 21

Депутат Четвертой Государственной Думы А .Д. Идельсон в одной из своих

Депутат Четвертой Государственной Думы А .Д. Идельсон в одной из своих

думских речей заметил, что «еврейские ограничения очень давно потеряли свой смысл и держались лишь в силу чиновничьей косности и боязни всякого нововведения».
Однако окончательное признание этого факта произошло лишь в феврале 1917 года, когда император Николай II подписал отречение от престола под давлением российского общества, не способного более терпеть голод, военные неудачи и неадекватность решений самодержавной власти. Эта подпись завершила двухсотлетнюю эпоху существования Российской империи и ознаменовала создание, пусть на недолгий срок, Российской республики, провозгласившей равенство всех граждан бывшей империи, в том числе и евреев. Произошедший в октябре 1917 года большевистский переворот не принес резкого изменения в худшую сторону правового положения евреев в государстве.
Слайд 22

Вопросы для домашнего задания Назовите годы Российской империи. При какой императрице

Вопросы для домашнего задания

Назовите годы Российской империи.
При какой императрице России евреи

впервые в европейской истории получили фактическое равенство в правах с христианами?
Какой указ ограничивал свободу евреев расселения по России?
При правлении какого императора было принято решение, что евреи не могут считаться крепостными?
В каком году и при правлении какого императора было введено законодательство о евреях Российской империи?
Где разрешалось учиться и служить евреям Александре II ?
Почему при Александре III началась миграция евреев из России?
В каком году закончилась «черта еврейской оседлости»?
Евреи в Российской империи получили право покидать место прописки в случае наличия таланта … ?