Культурно-религиозные традиции в международных отношениях

Содержание

Слайд 2

Лекционные файлы можно найти в портфолио Котляр Н.В. – метод.работа –

Лекционные файлы можно найти в портфолио Котляр Н.В. – метод.работа –

презентации – 2021 Культурно-религиозные традиции в международных отношениях. Презентации лекционного курса для гр.БММО-20
Слайд 3

Содержание курса: Тема 1. Культура и религия: основные термины Тема 2.

Содержание курса:

Тема 1. Культура и религия: основные термины
Тема 2. Индейская культурно-религиозная

традиция
Тема 3. Иудаизм
Тема 4. Зарождение и распространение христианства
Тема 5. Раскол христианского мира: католичество, православие, протестантство
Тема 6. Зороастризм
Тема 7. Ислам
Тема 8. Мазхаб. Конфликты в исламском мире
Тема 9. Индуизм. Основы национальной религии
Тема 10. Буддизм: история, направления, религиозный культ
Тема 11. Буддизм с современном мире
Тема 12. Национальные религии (верования) в Китае. Конфуцианство. Даосизм
Тема 13. Культурно-религиозные традиции Японии
Тема 14. Культурно-религиозные традиции Кореи
Тема 15. Культурно-религиозные традиции Латинской Америки
Тема 16. Мультикультурализм: защита и критика
Слайд 4

Культура: материальная и духовная. Религия – форма духовной культуры Национальная культура

Культура: материальная и духовная. Религия – форма духовной культуры
Национальная культура
Религиозная культура
Культурно-религиозные

факторы (причины)
Культура + религия + ….= традиция

Тема 1. Культура и религия. Основные понятия

Мировые религиозные культуры или Классификация религий

Слайд 5

Рели́гия - представления, нормы поведения и образ жизни, основанные на вере

Рели́гия - представления, нормы поведения и образ жизни, основанные на вере

в Бога (монотеизм) или богов (политеизм, язычество)

Культура

Религия форма духовной культуры

Т
Р
А
Д
И
Ц
И
Я

Соотношение понятий

Religio – набожность,
почитание святыни

Cultura – возделывание, обработка почвы [труд]

Слайд 6

Культура КУЛЬТУРА - способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в

Культура

КУЛЬТУРА - способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в продуктах

материального и духовного труда, в системе социальных норм и учреждений, в духовных ценностях, в совокупности отношений людей к природе, между собой и к самим себе
Слайд 7

Национальная культура

Национальная культура

Слайд 8

Религиозная культура

Религиозная культура

Слайд 9

Основные понятия: культура-религия-традиция Культура Религия Традиции Cultura – возделывание, обработка почвы

Основные понятия: культура-религия-традиция

Культура

Религия

Традиции

Cultura – возделывание, обработка почвы [труд]

Религия·лат. religio - набожность,


почитание святыни

Традиция - лат. traditio предание, обычай

Тради́ция— множество представлений, обрядов, привычек и навыков, практической и общественной деятельности, передаваемых из поколения в поколение, выступающих одним из регуляторов общественных отношений передаваемых из поколения в поколение

Рели́гия - представления, нормы поведения и образ жизни, основанные на вере в Бога (монотеизм) или богов (политеизм, язычество)

КУЛЬТУРА - способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм и учреждений, в духовных ценностях, в совокупности отношений людей к природе, между собой и к самим себе

Слайд 10

Этнический конфликт — форма межгруппового конфликта, когда группы с противоречивыми интересами

Этнический конфликт — форма межгруппового конфликта, когда группы с противоречивыми интересами

поляризуются по этническому признаку

*группировка, запрещенная в РФ

Культурно-религиозные факторы = этнические факторы

Слайд 11

Международные отношения – общение государств (территориальных образований) за пределами их территорий

Международные отношения – общение государств (территориальных образований) за пределами их территорий

Слайд 12

Тема 2. Культура, религия, традиция. Светский праздник, религиозный праздник: фактор внешнеполитического имиджа

Тема 2.

Культура, религия, традиция. Светский праздник, религиозный праздник: фактор внешнеполитического имиджа

Слайд 13

Осенины славянские народные традиции (восточные славяне: русские, украинцы, белоруссы) Праздник урожая.

Осенины славянские народные традиции (восточные славяне: русские, украинцы, белоруссы) Праздник урожая. Хозяйственная

деятельность восточных славян

- Благодарение Матери-Земле (Мокоши): жатва
- обновление огня: старый огонь гасили и зажигали новый, который добывали ударами кремня
С «осенин» основная хозяйственная деятельность переносилась с поля в огород или в дом:
начинался сбор м заготовка овощей

Слайд 14

Народный календарь (аграрный, земледельческий, древнеславянский, русский традиционный) – организовывал обрядовый цикл:

Народный календарь (аграрный, земледельческий, древнеславянский, русский традиционный) – организовывал обрядовый цикл:

сельскохозяйственных работ и семейно-бытовой жизни

Коло – круг

1 марта – новый посевной год

Слайд 15

Народный календарь (погодоведение), календарь природных ритмов Некрылова А. Ф. Круглый год. Русский земледельческий календарь, 2017

Народный календарь (погодоведение), календарь природных ритмов

Некрылова А. Ф. Круглый год.
Русский

земледельческий
календарь, 2017
Слайд 16

Три встречи осени. Осенины праздновали трижды: 14 сентября, 21 сентября, 27

Три встречи осени. Осенины праздновали трижды: 14 сентября, 21 сентября, 27 сентября

14 сентября - день Семёна-летопроводца. С Семена начиналась работа в избах при огне; прекращались полевые работы. 21 сентября - праздник урожая. Считалось, что с этого дня осень прочно вступает в свои права. Обновление огня; хождение к воде с благодарением – овсяным хлебом. Праздник посвящён собранному урожаю, плодородию и семейному благополучию.
27 сентября – осеннее равноденствие; Воздвиженье - «двигаться» (осень «разворачивается» [замирает] навстречу зиме»; хлеб – в амбар; птицы – на юг; «кафтан с шубой сдвинулся»)

Осенины, оспожинки, Богородицкая - http://s14921.vh.co.ru/bit/obrd_osen.html

Слайд 17

Первые осенины – 14 сентября церковное новолетие [1 сентября по старому

Первые осенины – 14 сентября церковное новолетие
[1 сентября по старому стилю;

дату установил император-христианин Константин Великий. Особый молебен. Завершение жатвы; благодарение Матери-Земле]

Вторые Осенины отмечали 21 сентября – Рождество Пресвятой Богородицы
[Госпожинки, Богородицкая; почитание женщины- продолжательницы рода; «на Пречистой в поле чисто»; «бабье рождество»]

Третьи Осенины приходились на 27 сентября
Воздвижение Честного и Животворя-щего Креста Господня.
[Укорачивается день = крест способен одолеть тьму]

Религиозная составляющая: 14 сентября, 21 сентября, 27 сентября

Так же в странах канонического присутствия Русской Православной
Церкви

Слайд 18

http://mdou124lip.ru/index.php?id=14&page=10 Празднование Осенин в детском саду

http://mdou124lip.ru/index.php?id=14&page=10

Празднование Осенин в детском саду

Слайд 19

C 22 по 23 сентября в реконструкторском поселении «Гардарика» (около Челябинска)

C 22 по 23 сентября в реконструкторском поселении «Гардарика» (около Челябинска)

состоялось празднование Осенин – древнего
славянского праздника Равноденствия

http://maxpark.com/community/43/content/1517721

Празднование Осенин

Слайд 20

Указом царя Ивана III в 1492 г. празднование Нового года перенесено

Указом царя Ивана III в 1492 г. празднование Нового года перенесено

на 1 сентября, объединив с праздником сбора урожая срок сбора податей и оброка

Иван III Васильевич (Иван Великий) (1440-1505) – великий князь Московский (1462-1505) и государь всея Руси.
В период правления Ивана 3 был принят герб – двуглавый орел, который до сих пор является гербом современной РФ.

Праздник новолетия возник в Римской империи. Установлен период в несколько лет, в конце которого собирали налоги с населения (индикт). Примерно в 462 г. время начала индикта было установлено 1 сентября, а налоги собирались раз в 15 лет

Новый год 1 сентября 1492 г.

Слайд 21

Принятие церковного новолетия Церковным Собором 1492 г. Совершилось в память победы

Принятие церковного новолетия Церковным Собором 1492 г. Совершилось в память победы

1 сентября 312 г. Императора Константина Великого над враждебным к христианам Максентием и дарования свободы христианству

Завоевание турками-османами Балканского полуострова к концу ХV в.

Этим подчеркивалось, что Русь считает себя преемницей Византии (Второго Рима), что тогда имело огромное значение для самосознания русского государства как Третьего Рима

Международный статус России. Москва – Третий Рим

Слайд 22

Карта Европы в XVI–XVII http://moodle.dist-368.ru/?time=1643662800 Карта Европы в XVI–XVII вв.

Карта Европы в XVI–XVII http://moodle.dist-368.ru/?time=1643662800

Карта Европы в XVI–XVII вв.

Слайд 23

Повышение международного статуса России в начале ХVIII в. Три направления политики

Повышение международного статуса России в начале ХVIII в. Три направления политики

Петра I

Швеция: борьба за выход к Балтике; союз с Данией и Польшей; династические связи с германскими государствами

Иран: торговля

Османская империя: борьба за выход к южным морям

Слайд 24

Праздновать гражданский Новый год начали 1 января с 1699 г. по

Праздновать гражданский Новый год начали 1 января с 1699 г. по

указу Петра Первого

Указ «О новом счислении лет» в 1699 г. предписал считать первое января 7208 года от сотворения мира первым января 1700 г. от Рождества Христова, а начало гражданского нового года перенести на 1 января. Последний, осенний Новый год на Руси отпраздновали 1 сентября 7208 года.

Чтобы синхронизировать российское летоисчисление с европейским.
Годы отсчитывались от Рождества Христова, а гражданский новый год начинался 1 января

Слайд 25

-елка – в церквях и общественных местах. Елка украшалась деревянными игрушками,

-елка – в церквях и общественных местах. Елка украшалась деревянными

игрушками, орехами, сладостями
- полночное бдение
- народное гуляние длилось 7 дней
каждый вечер возле Кремля гремели пушки, а в частных дворах пускали залпы из более мелких орудий.
перед дворцом разные кушанья и чаны с пивом и вином
- ворота домов украшали еловые и можжевеловые ветки
- на столбах висели смоляные бочки, которые поджигались и придавали празднику торжественности

Гражданский Новый год 1 января 1699 г.

Слайд 26

Новый год праздновали до революции 1917 г., когда новогодние гуляния запретили

Новый год праздновали до революции 1917 г., когда новогодние гуляния запретили

Слайд 27

художник Александр Дудин © https://www.livemaster.ru/topic/2668573-novyj-god-na-staryh-kartinah-raznyh-hudozhnikov

художник Александр Дудин © https://www.livemaster.ru/topic/2668573-novyj-god-na-staryh-kartinah-raznyh-hudozhnikov

Слайд 28

В Российской Империи Рождество праздновали 25 декабря «С Рождественского сочельника солнце

В Российской Империи Рождество праздновали 25 декабря

«С Рождественского сочельника солнце идет

на лето, а зима – на мороз»

Две недели до Рождества праздновались святки

Слайд 29

Святки – день зимнего солнцеворота – праздник народившегося солнца - основной

Святки – день зимнего солнцеворота – праздник народившегося солнца - основной

зимний праздник Российской Империи

Святки начинались 22/23.../25 декабря – в день зимнего солнцеворота, и продолжались до 6 января (нет точной даты начала – связано с астрономическими явлениями).
Коляда – уменьшительно-ласкательное от «коло», солнце-младенец (представлялось мальчиком или девочкой, - солнце среднего рода)

Это божество возникло из праздника зимнего солнцеворота, из поэтического представления о рождении молодого солнца, то есть солнца будущего года. 22 декабря – праздник Корочуна – завершителя старого года

Праздник Коляда — это праздник победы сил света над тёмными силами

Слайд 30

Позднее праздник Коляды (рождество бога зимнего солнца) был замещен праздником Рождества

Позднее праздник Коляды (рождество бога зимнего солнца) был замещен праздником Рождества

Христова

обряды - залог урожайного года, достатка, благополучия на следующий год

Праздник Коляды – имеет дохристианские корни и связан с зимним солнцестоянием

Слайд 31

В христианском современном мире колядование связано с Рождеством Христовым — славянское

В христианском современном мире колядование связано с Рождеством Христовым  — славянское

народное название рождественского Сочельника (чаще всего), праздника Рождества Христова, а также Святок от Рождества до Крещения. Основное значение — славянские обрядовые реалии Рождества.
Неотъемлемыми атрибутами праздника являлись ряженье (с использованием шкур, рогов и масок), колядование, колядные песни, одаривание колядовщиков, молодёжные игры, гадания

Народно-христианский праздник Коляды = колядование (обряды Рождества)

Слайд 32

Святки – длятся две недели. Начинаются в Рождественский сочельник (6 января)

Святки – длятся две недели. Начинаются в Рождественский сочельник (6 января)

и завершается 19 января в день Крещения. Затем Васильев день или Новый год по старому стилю (14 января)

Святки – зимний солнцеворот – от Рождества до Крещения

6 Января – Сочельник
«колядки – 24 декабря / 6 января»

7 Января Рождество
«праздник Коляды – народившегося солнца»

19 января - Крещение

Старый и новый стиль

Слайд 33

Великая Октябрьская социалистическая революция 1917 г. Рождество после революции 1917 г. Елка - пережиток

Великая Октябрьская социалистическая революция 1917 г.

Рождество после революции 1917 г. Елка

- пережиток
Слайд 34

В годы Первой мировой войны с рождественской елкой боролись как с

В годы Первой мировой войны с рождественской елкой боролись как с

«немецкой выдумкой», в 1920–30-е годы — как с «буржуазным пережитком»

https://slavia.ee/history/istoriya-rossii/15472-rozhdestvo-v-strane-sovetov

Елка = «немецкая выдумка», буржуазный пережиток, религиозный праздник в стране атеизма

Слайд 35

https://ppt-online.org/213125 Новогодний праздник – буржуазный пережиток Внутренняя политика и внешнеполитический имидж России в начале ХХ в.

https://ppt-online.org/213125

Новогодний праздник – буржуазный пережиток Внутренняя политика и внешнеполитический имидж России в

начале ХХ в.
Слайд 36

Рождество в России после революции 1917 г. Атеистическая идеология

Рождество в России после революции 1917 г.

Атеистическая идеология

Слайд 37

Рождество после революции 1917 г. В календаре отмечалась красным цветом После

Рождество после революции 1917 г. В календаре отмечалась красным цветом

После революции

Рождество еще 12 лет официально считалось выходным днем и отмечалось в календарях красным цветом.
24 сентября 1929 г. вышло постановление Совнаркома о переходе на непрерывную рабочую неделю – отменили воскресенье

http://www.strana-sssr.net/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%B4%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%B8-%D0%B2-%D1%81%D1%81%D1%81%D1%80/%D0%BA%D0%B0%D0%BA-%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%B4%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BB%D0%B8-%D1%80%D0%BE%D0%B6%D0%B4%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE-%D0%B2-%D1%81%D1%81%D1%81%D1%80.html

Совнарком заменили юлианский календарь на григорианский
Праздник плавно сместился с 25 декабря на 7 января

Слайд 38

Рождество после революции 1917 г. – детский праздник http://zefirka.net/2014/12/26/novogodnie-fotografii-iz-sssr-1950-x/ В 1935

Рождество после революции 1917 г. – детский праздник

http://zefirka.net/2014/12/26/novogodnie-fotografii-iz-sssr-1950-x/

В 1935 году. 28

декабря в газете «Правда» вышла статья за подписью члена ЦК ВКП(б) Павла Постышева:
«Следует этому неправильному осуждению елки, которая является прекрасным развлечением для детей, положить конец. Комсомольцы, пионер-работники должны под Новый год устроить коллективные елки для детей. В школах, детских домах, в дворцах пионеров, в детских клубах, в детских кино и театрах — везде должна быть детская елка! <…>
Давайте организуем веселую встречу Нового года для детей, устроим хорошую советскую елку во всех городах и колхозах!»
Слайд 39

Новогодний праздник. Открытки В 1947 году 1 января – новогодний праздник – объявили выходным днем

Новогодний праздник. Открытки

В 1947 году 1 января – новогодний праздник

– объявили выходным днем
Слайд 40

В 1937 году снова начали праздновать новый год 1 января 1937

В 1937 году снова начали праздновать новый год

1 января 1937 года
Дом

союзов в г. Москва
Слайд 41

В 1937 г. на встрече Нового года в московском Доме Союзов

В 1937 г. на встрече Нового года в московском Доме Союзов

в качестве спутницы и внучки Деда Мороза впервые появилась Снегурочка — русский сказочный персонаж
Слайд 42

С 1998 г. российский Дед Мороз поселился в городе Великий Устюг

С 1998 г. российский Дед Мороз поселился в городе Великий Устюг

Слайд 43

Терем Снегурочки в Костроме https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BD%D0%B5%D0%B3%D1%83%D1%80%D0%BE%D1%87%D0%BA%D0%B0#/media/File:%D0%A2%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%BC_%D0%A1%D0%BD%D0%B5%D0%B3%D1%83%D1%80%D0%BE%D1%87%D0%BA%D0%B8.JPG

Терем Снегурочки в Костроме

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BD%D0%B5%D0%B3%D1%83%D1%80%D0%BE%D1%87%D0%BA%D0%B0#/media/File:%D0%A2%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%BC_%D0%A1%D0%BD%D0%B5%D0%B3%D1%83%D1%80%D0%BE%D1%87%D0%BA%D0%B8.JPG

Слайд 44

Праздник новогодний в СССР: роль идеологии. Праздник трудового народа Красная пятиконечная

Праздник новогодний в СССР: роль идеологии. Праздник трудового народа

Красная пятиконечная звезда

на вершине заменила Вифлеемскую, вместо ангелов на ветвях — летчики, танки, ракеты.
Слайд 45

Новогодний праздник. Открытки

Новогодний праздник. Открытки

Слайд 46

Рождественская елка потихоньку превращалась в «комсомольскую». Примечательно, что два года, с

Рождественская елка потихоньку превращалась в «комсомольскую».
Примечательно, что два года, с

1922 по 1924 г.г., в СССР отмечали так называемые «комсомольские святки», в которых причудливо переплетались рождественские традиции с пропагандистскими речами и политическими докладами
Слайд 47

Слайд 48

Слайд 49

Встреча Нового 1987 года сопровождалась взаимным обменом новогодними телеобращениями между СССР

Встреча Нового 1987 года сопровождалась взаимным обменом новогодними телеобращениями между СССР и

США: к советскому народу обращался Президент США Рональд Рейган, а Михаи Горбачёв — к народу США

Международные поздравления с новым годом. Встреча нового 1987 года

https://www.youtube.com/watch?v=N9jM5k8mkaw

Слайд 50

Православное Рождество стало государственным праздником в России после распада Советского Союза

Православное Рождество стало государственным праздником в России после распада Советского Союза

в 1991 году

накануне Рождества,
6 января 2011 г., Президент вновь обратится к народу с официальным поздравлением

С 2005 года, правительство России приняло решение расширить праздники и сделать новогодние каникулы - 10 дней

Слайд 51

Современные традиции и празднования: светский и религиозный праздник

Современные традиции и празднования: светский и религиозный праздник

Слайд 52

https://ru.wikipedia.org Рождество в России Религиозный праздник

https://ru.wikipedia.org
Рождество в России

Религиозный праздник

Слайд 53

Служение Патриарха в Храме Христа Спасителя на Рождество Религиозный праздник

Служение Патриарха в Храме Христа Спасителя
на Рождество

Религиозный праздник

Слайд 54

До Рождества длится самый строгий пост – с 28 ноября по 6 января

До Рождества длится самый строгий пост – с 28 ноября по

6 января
Слайд 55

7 января по новому стилю или 25 декабря по старому Рождество

7 января по новому стилю или 25 декабря по старому Рождество

Христово празднуют 4 Православных Церкви:

Русская, Сербская, Грузинская и Иерусалимская.
Соответственно, 7 января - праздничный день в странах с населением , охватываемых этими ПЦ:
в России, Беларуси, Украине, Казахстане, Молдове, Кыргызстане;
в Сербии, Черногории, Македонии, Албании; Боснии и Герцеговине;
в Грузии.

Православные арабы в Иерусалиме (но день в Израиле рабочий).
Остальные православные страны (Греция, Болгария, Румыния и пр.) празднуют Рождество с католиками 25 декабря, поскольку перешли на новый стиль.
Поэтому в Молдавии, где много прихожан Румынской ПЦ, 25 декабря также выходной день. Также это день выходной и в Беларуси - там много католиков.
Польская Православная Церковь разрешает своим прихожанам праздновать по любому календарю - или 7 января (но в Польше этот день рабочий), или 25 декабря (в праздник вместе с католиками).
Также 7 января празднуют старостильники в греческом монастыре на Афоне.

Слайд 56

Угощение - в Грузии — коркоти, в России — сочиво, на

Угощение - в Грузии — коркоти, в России — сочиво, на

Украине — рождественская кутья: крупу, заправленную медом, сухофруктами, орехами, яблоками, принято есть в Рождество в разных странах

Рождество по юлианскому календарю отмечают сегодня христиане, относящие себя не только к Русской православной церкви, но и к Грузинской, Сербской, Иерусалимской и Коптской

Украина

Слайд 57

https://ros-obrazovanie.ru/articles/rozhdestvo-v-detskom-sadu.html Празднование Рождества в детском саду

https://ros-obrazovanie.ru/articles/rozhdestvo-v-detskom-sadu.html

Празднование Рождества в детском саду

Слайд 58

Рождество в современной России – после нового года

Рождество в современной России – после нового года

Слайд 59

С Новым годом и Рождеством!

С Новым годом и Рождеством!

Слайд 60

Новогодние и Рождественские торжества на центральной площади Владивостока

Новогодние и Рождественские торжества на центральной площади Владивостока

Слайд 61

http://www.vladivostok-eparhia.ru/news/patriarhia/2012/?id=20869 2017: вечером, после торжеств на центральной площади Владивостока, митрополит Владивостокский

http://www.vladivostok-eparhia.ru/news/patriarhia/2012/?id=20869

2017: вечером, после торжеств на центральной площади Владивостока, митрополит Владивостокский и

Приморский Вениамин возглавил в Покровском кафедральном соборе Великую Рождественскую вечерню

Богослужения по случаю Рождества Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, в храме Покрова Богородицы

Слайд 62

Крещение как омовение водой

Крещение как омовение водой

Слайд 63

Владивосток, Санаторная

Владивосток, Санаторная

Слайд 64

Влияние культурно-религиозных традиций в международных отношениях: Фактор формирования внешнеполитического имиджа «синхронизировать»

Влияние культурно-религиозных традиций в международных отношениях:

Фактор формирования внешнеполитического имиджа
«синхронизировать» - обозначить

свою принадлежность к культурно-религиозной традиции страны/региона;
использовать для развития или обоснования МО-связей (присутствия, распространения) и т.д.
использовать для формирования самосознания нации

Фактор взаимодействия с другой культурно-религиозной традицией – в качестве одной из основ МО-взаимодействия (свой-чужой)
«соединить культуры» - синкретизм (симбиоз или синтез // разобщение, «взрыв веры», «смещение оси веры»)
выстраивание светских норм (с сохранением основ национальной-народной-традиционной-языческой культуры)
использовать для формирования самосознания нации

Слайд 65

Литература

Литература

Слайд 66

Слайд 67

Русский народный календарь / Авт.-сост. Н. Будур — М.: Олма-пресс, 2005,

Русский народный календарь / Авт.-сост. Н. Будур — М.: Олма-пресс, 2005, 608

с.
Рыбаков Б. А. Язычество древних славян — М.: Hаyка, 1981.
Сахаров И. П. Сказания русского народа. Народный дневник. Праздники и обычаи — СПб.: Издательство МГУ, 1885. — 245 с.
Терещенко А.В. Быт русского народа: забавы, игры, хороводы. — М.: Русская книга, 1999. — 336 с. — (по изд. 1847 – 1848 гг.).
Сказания русского народа, собранные Иваном Петровичем Сахаровым – С-Пб: 1895; «Круглый год», сост. Некрылова А.Ф., М., «Правда», 1991; Календарь Праздников – www.calend.ru/holidays/slav Осенины, оспожинки, Богородицкая - http://s14921.vh.co.ru/bit/obrd_osen.html
Слайд 68

https://infourok.ru/prezentaciya-po-obschestvoznaniyu-na-temu-religioznie-organizacii-rossiyskoy-federacii-klass-942496.html Религия в Российской Федерации

https://infourok.ru/prezentaciya-po-obschestvoznaniyu-na-temu-religioznie-organizacii-rossiyskoy-federacii-klass-942496.html

Религия в Российской Федерации