Православный храм. Облачение священника

Содержание

Слайд 2

Слайд 3

Одна глава символизирует Единого Бога, три купола — Святую Троицу, пять

Одна глава символизирует Единого Бога, три купола — Святую Троицу, пять

куполов — Христос и четыре евангелиста, семь глав — семь таинств Церкви, девять куполов — по числу ангельских чинов, тринадцать — Христос и двенадцать апостолов. Число глав может доходить до тридцати трех — по числу лет земной жизни Спасителя. 
Слайд 4

Шлемовидная форма напоминала о воинстве, о духовной брани, которую ведет Церковь

Шлемовидная форма напоминала о воинстве, о духовной брани, которую ведет Церковь

с силами зла и тьмы. Форма луковицы — символ пламени свечи, обращающий нас к словам Христа: "Вы — свет миру". 

Замысловатая форма и яркая раскраска куполов на храме Василия Блаженного говорит о красоте Небесного Иерусалима

Успенский собор . Владимир

Слайд 5

Золото — символ небесной славы. Золотые купола были у главных храмов

Золото — символ небесной славы. Золотые купола были у главных храмов

и у храмов, посвященных Христу и двунадесятым праздникам.
Купола синие со звездами венчают храмы, посвященные Богородице, потому что звезда напоминает о рождении Христа от Девы Марии.
Троицкие храмы имели зеленые купола, потому что зеленый — цвет Святого Духа.
Храмы, посвященные святым, увенчаны также зелеными или серебряными куполами.

Успенский собор. Сергиев Посад. Лавра

Слайд 6

Слайд 7

Иконостас.

Иконостас.

Слайд 8

Слайд 9

Слайд 10

Слайд 11

Слайд 12

Аналóй- подставка для икон и книг. Канун

Аналóй- подставка для икон и книг.

Канун

Слайд 13

Епитрахиль Фелонь Подрясник

Епитрахиль

Фелонь

Подрясник

Слайд 14

Епитрахиль (греч.— то, что вокруг шеи) является принадлежностью богослужебного облачения православного

Епитрахиль (греч.— то, что вокруг шеи) является принадлежностью богослужебного облачения православного священника и

епископа.  Ношение епитрахили означает, что священник приобретает двойную, по сравнению с благодатью диакона, дающую ему право быть не только служителем, но и совершателем таинств.
Слайд 15

Поручи предназначаются для стягивании рукавов подризника у священников (иереев, протоиереев) и

Поручи предназначаются для стягивании рукавов подризника у священников (иереев, протоиереев) и епископов(архиереев). Поручи олицетворяют собой узы, которыми был

связан Иисус Христос. Русское название этого элемента облачения — «поручи» означает, что священник во время службы вверяет (поручает) себя Христу.
Слайд 16

Фелонь или риза - очень древнее облачение православных священников. В древности

Фелонь или риза - очень древнее облачение православных священников. В древности фелонь (риза) представляла собой плащ-накидку из

длинного прямоугольного куска шерстяной материи и служила для защиты от холода и непогоды.

Так же, как и архиерейская палица, набедренник символизирует «меч духовный, т.е. Слово Божие». Прямоугольная форма набедренника указывает на Четвероевангелии. В Русской православной церкви набедренник появился в 16 еке. Набедренник является уникальной иерархической наградой РПЦ, которой нет в других православных Церквах. 

Слайд 17

Слайд 18

Слайд 19

Дьякон

Дьякон

Слайд 20

Клобу́к (от тюрк. колпак — шапка) — принадлежность облачения монаха. Для

Клобу́к (от тюрк. колпак — шапка) — принадлежность облачения монаха. Для защиты головы во время ненастья

в древности.  Символическое значение «шлема спасения» и «покрывала послушания». Белые клобуки с крестом полагаются митрополитам и патриарху.

Митра- украшает священнослужителя, поскольку он во время богослужения изображает Царя Христа.

Камилавку носят как во время богослужения, так и вне его. Представители белого духовенства могут получить её только в качестве награды. 

Скуфья – старинный головной убор на Руси. Если присмотреться, то надетая скуфья сшита так, что образует на голове знамение креста. Носили разные слои на Руси. В народе называли скуфейка, ермолка, маковица (вероятно, потому что носилась на макушке).

Слайд 21

Куколь белого цвета с сионами (серафимами) носит Патриарх Московский и всея

Куколь белого цвета с сионами (серафимами) носит Патриарх Московский и всея Руси.

Белый куколь имеет византийское происхождение, его носили константинопольские патриархи, рукоположённые не из монахов. Мантия — длинная, спускающаяся до земли накидка без рукавов, с застежкой только на вороте. Надевается поверх рясы. У епископов она бывает фиолетового цвета, а у митрополитов — голубого. Цвет патриаршей мантии — зеленый.
Слайд 22

Епископ

Епископ

Слайд 23

Панагия — медальон на длинной цепочке с небольшой иконой Богоматери. Это

Панагия — медальон на длинной цепочке с небольшой иконой Богоматери. Это

отличительный нагрудный знак всякого епископа. Одно из наименований Богоматери — Всесвятая, по-гречески — «Панагия». Называя так Богоматерь, Церковь признает Ее высшей всех святых, превосходящей Своей близостью к Богу даже ангелов.
Такие небольшие иконки или другие знаки носили на груди еще в древности. Часто икону рисовали на маленькой коробочке, куда вкладывали какую-нибудь святыню, и носили тоже на груди. Отсюда греческое название «энколпион», что буквально значит «нагрудник», или «наперсник» (по-славянски «перси» — грудь).
Со временем панагия становится обязательной частью облачения епископов. Она возлагается при посвящении в епископский сан вместе с нагрудным крестом. Патриарху, чтобы выделить его среди остальных епископов, полагается носить две панагии и крест. Но сразу три нагрудных знака Патриарх носит только во время богослужения, обычно на груди у Патриарха мы можем видеть одну панагию.
Слайд 24

Жезл епископа — это посох с рукояткой. В древности назначение посоха

Жезл епископа — это посох с рукояткой. В древности назначение посоха

было вполне определенным: его брали с собой в путь, когда надо было преодолеть пешком большое расстояние.  Такими посохами пользовались и пастухи, и монахи. Длинный посох не только облегчал подъем в гору, но и помогал погонять овец.
Один из основных символов раннего христианства — пастырь, т. е. пастух. Он пасет, знает и любит своих овец. Образ пастуха прочно вошел в христианскую жизнь. В древности Христа часто изображали в виде Пастуха с посохом, несущего на плечах заблудившуюся овцу. Поэтому и священническое, и епископское служение называется пастырским.
С древних времен известен также жезл. Он являлся символом власти или почетного положения (вспомните царский скипетр — знак верховной власти). Такой жезл — это короткая украшенная палка.
Епископский жезл, или посох, таким образом, с одной стороны, воплощает идею странничества, проповедничества, а с другой — является символом пастырства, мудрого руководства и власти.

Патриарх Тихон