Праздник Сретение Господне в иконографии и живописи

Содержание

Слайд 2

15 февраля православные верующие отмечают Сретение Господне. Это один из двенадцати

15 февраля православные верующие отмечают Сретение Господне. Это один из двенадцати

главных христианских праздников.
В переводе с древнецерковного языка «сретение» означает «встреча». В этот день младенца Иисуса Христа родители Дева Мария и праведный Иосиф принесли в храм в Иерусалиме, на 40 день после его рождения. Это был ритуал, который совершали с мальчиками - первенцами. Праздник всегда отмечается на сороковой день от Рождества Христова.
ИЯн ван Скорел. Сретение Господне. 1524-26 гг.конография Сретения
Слайд 3

Во исполнение этого закона Матерь Божия с Иосифом принесли младенца Иисуса

Во исполнение этого закона Матерь Божия с Иосифом принесли младенца Иисуса в храм

Иерусалимский, а для жертвы принесли двух птенцов голубиных.
Сретение Господне. Джироламо Романино.1529 г.
Слайд 4

В это время в Иерусалиме жил старец, по имени Симеон. Он

В это время в Иерусалиме жил старец, по имени Симеон. Он был

человек праведный и благочестивый и ожидал пришествия Спасителя. Ему было предсказано Духом Святым, что он не умрет до тех пор, пока не увидит Христа Господня. Симеон долго ждал исполнения обещания Божия. По преданию он жил около 300 лет.
Сретение. Джованни Беллини. 1459 г.
Слайд 5

И вот, в этот день, по внушению Духа Святого, он пришел

И вот, в этот день, по внушению Духа Святого, он пришел

в храм. И когда Мария с Иосифом принесли Младенца Иисуса, Симеон встретил Младенца (сретение значит встреча), взял Его на руки и, славя Бога, сказал:
«Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему, с миром; яко видеста очи мои спасение Твое, еже еси уготовал пред лицем всех людей, — свет во откровение языков, и славу людей Твоих Израиля».
Этими словами Симеон с радостью говорит: «теперь Ты, Владыко, отпускаешь меня, раба Твоего (из этой жизни в другую), по слову Твоему (согласно Твоего обещания), с миром (спокойно), потому что глаза мои увидели то спасение, которое Ты приготовил для всех людей».
Сретение. Филипп де Шампень.
Слайд 6

Тут же, в храме, была благочестивая вдова Анна пророчица, восьмидесяти четырех

Тут же, в храме, была благочестивая вдова Анна пророчица, восьмидесяти четырех

лет, служившая Богу постом и молитвою день и ночь. И она узнала Спасителя и, подошедши, славила Господа и говорила о Нем всем в Иерусалиме, ожидавшим пришествия на землю Христа Спасителя.
Сретение. Питер Кук ван Альст
Слайд 7

Исполнивши все, что следовало по закону, Божия Матерь с Младенцем и

Исполнивши все, что следовало по закону, Божия Матерь с Младенцем и

Иосиф возвратились домой.
Сретение Господне. Гвидо да Сиена. 1270 г.
Слайд 8

Это событие, когда святые Симеон и Анна встретили в храме принесенного

Это событие, когда святые Симеон и Анна встретили в храме принесенного

Божией Материю и Иосифом Младенца Христа и прославили Его, называется праздником Сретения Господня, т. е. встречи Господа; и празднуется св. Православною Церковью, как один из великих праздников, 2-го февраля (15 февр. н. ст.).
Сретение. Джотто ди Бондоне.
1320-25 гг.
Слайд 9

Праведный Симеон называется Богоприимцем, то есть принявшим на свои руки Бога

Праведный Симеон называется Богоприимцем, то есть принявшим на свои руки Бога

Спасителя.
Сретение. Пальма Джовани.
16017 вв.
Слайд 10

Сретение. Андреа Селести. 1710 г

Сретение. Андреа Селести. 1710 г

Слайд 11

Сретение. Симон Вуэ

Сретение. Симон Вуэ

Слайд 12

Сретение. Франц Ленхарт

Сретение. Франц Ленхарт

Слайд 13

Сретение Господне. Италия. 17 век

Сретение Господне. Италия.
17 век

Слайд 14

Сретение Господне. Тинторетто

Сретение Господне. Тинторетто

Слайд 15

Сретение Господне. Фра Беато Анджелико. 1440-41 гг.

Сретение Господне. Фра Беато Анджелико. 1440-41 гг.

Слайд 16

Сретение. Амброджо Лоренцетти. 1342 г.

Сретение. Амброджо Лоренцетти. 1342 г.

Слайд 17

Древнейшее из известных ныне художественных изображений Сретения Господня в Иерусалимском Храме

Древнейшее из известных ныне художественных изображений Сретения Господня в Иерусалимском Храме

запечатлено в мозаике римской церкви V в. Санта Мария Маджоре. Храм был создан в 432-440 гг., вскоре после III Вселенского Собора (Ефесского, 431 г.), на котором было опровергнуто лжеучение константинопольского патриарха Нестория, утверждавшего, что Христос родился человеком, а Божественную природу приобрел лишь в момент Крещения. Если Несторий, отрицавший Богоматеринство Девы Марии, называл Ее Матерью человека Иисуса, Христородицей, то отцы Ефесского Собора торжественно провозгласили Деву Марию Богородицей. Поэтому в иконографической программе Санта Мария Маджоре подчеркнута Божественная природа Младенца Христа и достоинство Девы Марии как Богородицы. Это, несомненно, был первый храм, в котором с такой наглядностью засвидетельствовано почитание Пресвятой Богородицы.
Слайд 18

Окончательно иконография Сретения складывается в IX-X вв. и с тех пор

Окончательно иконография Сретения складывается в IX-X вв. и с тех пор

практически не меняется. Иногда Богомладенца Христа изображают на руках Пресвятой Богородицы в тот момент, когда Она передает Его Симеону Богоприимцу, но обычно Симеон держит Спасителя на руках. Богомладенец не изображается в пеленах; обычно Он одет в короткую рубашку, не прикрывающую Его обнаженные ноги. Сидя на простертых руках Симеона, Он благословляет старца. Это иконографический тип Христа Эммануила
Слайд 19

В каждой картине мы увидели, сколь важна историческая встреча с Богом;

В каждой картине мы увидели, сколь важна историческая встреча с Богом;

на ее законности, богоустановленности заостряют свое – и наше! – внимание святые отцы. Сретение Господне совершилось нашего ради спасения, подчеркивает отпуст праздника, и «Сам повинующийся предписаниям Закона, будучи милосердным ради нас» (стихира прп. Иоанна Дамаскина), со всей очевидностью призывает сделать возможной эту встречу как для тех, кто пока младенствует плотню, так и для тех, кто сознательно выбирает свой жизненный путь. Необходимо, чтобы у каждого такая встреча с Богом произошла – и чем раньше, тем лучше.
Слайд 20

Изображение воспроизводится по изданию: Иконы Ярославля XIII — середины XVII века.

Изображение воспроизводится по изданию: Иконы Ярославля XIII — середины XVII века.

Шедевры древнерусской живописи в музеях Ярославля: в 2 т. = Yaroslavl Icons of 13—mid 17th century. The masterpieces of ancient russian painting in the museums of Yaroslavl: in 2 volumes. М.: Северный паломник, 2009.