Презентация ФИЛОСОФИЯ ОБРАЗОВАНИЯ Кожевников С.Б

Содержание

Слайд 2

Личность – феномен культуры КУЛЬТУРА ОБЩЕСТВО СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТЬ ПРИРОДА БИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ

Личность – феномен культуры

КУЛЬТУРА

ОБЩЕСТВО

СОЦИАЛИЗАЦИЯ

ЛИЧНОСТЬ

ПРИРОДА

БИОЛОГИЧЕСКИЕ
ОСОБЕННОСТИ
Homo sapiens


Механизмы самосознания

личности
Идентификация – присвоение человеком качеств «значимых других», освоение общечеловеческих ценностей и социальных норм.
Обособление – отстаивание человеком своего индивидуального начала
Слайд 3

ФОРМЫ ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ РЕЛИГИЯ НАУКА ФИЛОСОФИЯ ИСКУССТВО Почему человек создаёт культуру?


ФОРМЫ ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ

РЕЛИГИЯ

НАУКА

ФИЛОСОФИЯ

ИСКУССТВО

Почему человек создаёт культуру?

Символические формы культуры сохраняют человеческий опыт

в истории, обеспечивают преемственность поколений.
Философия как форма духовной культуры представляет личность вечности

«Человеческая жизнь – это сложное переплетение рассудка и обряда, знания и религии, прозы и поэзии, фактов и грёз» С. Лангер

Слайд 4

Эрнст Кассирер (1874 – 1945) Человек – «символическое животное» Он «живёт

Эрнст Кассирер (1874 – 1945)

Человек – «символическое животное» Он «живёт

не просто в более широкой реальности – он живёт как бы в новом измерении реальности».
Ответ человека на внешний стимул задерживается «из-за медленного и сложного процесса мышления». Так человек становится ответственным моральным субъектом, который обращается с вопросами и требованиями к самому себе.
Человек «производит философию и поэзию точно так же, как шелковичные черви производят свои коконы, а пчёлы строят свои соты»
Человек критически относится к своей собственной жизни, он постоянно ищет самого себя и «перепроверяет условия своего существования»
«Человек не может жить в мире строгих фактов или сообразно со своими желаниями и потребностями. Он живёт скорее среди воображаемых эмоций, в надеждах и страхах, среди иллюзий и их утрат, среди собственных фантазий и грез»
Слайд 5

Природа не гарантирует человеку возможность реализации его подлинных потребностей: «В природе

Природа не гарантирует человеку возможность реализации его подлинных потребностей: «В природе

нет гарантий для человеческого общения и человеческого существования», «их сохраняли и закладывали всегда с помощью символов».
«Человек создаёт себя в качестве человека через отношение к чему-то сверхчеловеческому, сверхъестественному и освящаемому (то есть священному), в чём храниться память поколений – там закладывается опыт».
Метафизика – это «человекообразование», метафизические положения – это «личностные основания нравственности, абсолютные и вневременные»

М.К. Мамардашвили (1930 – 1990)

Слайд 6

Первичные потребности Пирамида потребностей А. Маслоу Перевёрнутая пирамида Ж. Бодрийяра ВЛАСТЬ

Первичные
потребности

Пирамида потребностей А. Маслоу

Перевёрнутая пирамида
Ж. Бодрийяра

ВЛАСТЬ РЫНКА И МИФ О

ПЕРВИЧНЫХ ПОТРЕБНОСТЯХ

Экономическая рациональность:
власть рынка

Человек – это фактор производства (труд), экономическое благо (имеет себестоимость).
Его цена – заработная плата (доход).
Что определяет его ценность? Спрос.

Как человек стал товаром? СТОИМОСТЬ = ЦЕННОСТЬ

Как человек стал потребителем? СМЫСЛ ЖИЗНИ =ПОТРЕБЛЕНИЕ

Фазы хозяйственного цикла
1.Производство
2.Распределение
3.Обмен
4.Потребление

Слайд 7

1.Потребности человека – это результат работы индустрии по производству товаров и

1.Потребности человека – это результат работы индустрии по производству товаров и

услуг. Люди «нуждаются как раз в том, что произведено и предложено на рынке». 2. А. Маслоу недооценивал роль вторичных потребностей в жизни человека. Ж. Бодрийяр предлагает перевернуть пирамиду потребностей и в основании расположить социальные нужды человека, а не физиологические. 3. Согласно Ж. Бодрийяру, в обществе по остаточному принципу формируются не вторичные потребности, а первичные: «отчисления на роскошь первичны», «уровень выживания определяется элитами». Так, например, человек, может ограничивать себя в пище ради соответствия эталону моды

Жан Бодрийяр (1930 – 2007)

Слайд 8

Почему «первичные» потребности важнее? 1.Символическая природа языка: «Если бы наши базовые

Почему «первичные» потребности важнее?
1.Символическая природа языка: «Если бы наши базовые потребности

действительно были просто утончёнными потребностями низших существ, у нас должен был бы развиться более реалистический язык, чем тот, которым мы фактически обладаем».
2.Творческая природа разума: «Если бы разум был в сущности запоминающим устройством и передатчиком, подобно телефонной станции, нам нужно было бы действовать совсем не так, как мы ведём себя сейчас».
3.Потребность в искусстве: искусство – это не роскошь нашего ума. Игра, музыка и театр – это не просто хобби для человека, а насущная потребность. Поэтому в обществе вызывают осуждение факты разрушения произведений искусства. Деятели искусства «готовы жертвовать ради своего дела богатством, комфортом и даже здоровьем»

Сьюзен Кэтрин Лангер (1895 -1985)

Слайд 9

Человек из самостоятельной творческой инстанции превращается в машину по удовлетворению объективно


Человек из самостоятельной творческой инстанции превращается в машину по удовлетворению объективно

существующих нужд. Как машина нуждается в топливе, техобслуживании, так и человек из героя превращается в потребителя услуг.
Цель жизни потребителя – удовлетворение некой нужды, восполнение некой нехватки. Предполагается, что то, что нужно человеку у него отсутствует
Обесценивается содержание духовной жизни (философии, религии, науки, истории
Слово потребность ориентирует человека на внешнее окружение: человек становится жертвой общественного мнения

Экономическая рациональность регулирует внутренний мир человека: сколько нужно учится, что читать, какую профессию выбирать, о чём стоит мечтать, кого стоит ли любить, когда создавать семью, иметь детей

Общество – иерархия социальных институтов

Свобода в обмен на потребительский комфорт

ПОТРЕБЛЕНИЕ СТРАТЕГИЯ ОБЕЗЛИЧИВАНИЯ

Слайд 10

1. Свобода – это важнейший фактор, благодаря которому формируется «социальный характер»

1. Свобода – это важнейший фактор, благодаря которому формируется «социальный характер»

человека: связь души и тела. 2.Существует два типа свободы: - «свобода от»: человек в сложных социально-экономических и политических условиях решает отказаться от свободы, жертвует ей ради стабильности, он передаёт свои права лидеру, который становится воплощением его интересов, способностей. - «свобода для»: настоящая свобода, когда человек оставляет за собой право выбора

Эрих Фромм (1900 – 1980)

Слайд 11

Образование – это «контракт между обществом и будущим». Будущее – это

Образование – это «контракт между обществом и будущим». Будущее – это

не копия прошлого, поэтому главное чему нужно учить – это способности «противостоять сложности и неопределенности», готовить к тому, с чем нам придётся столкнуться в будущем

Доклад Римского клуба «Грамотность в отношении будущего»


Цель образования – «обучение новому системному мышлению», которое радикально отличается от запоминания и понимания. Образование развивает способности к решению проблем, навыки критического, независимого и оригинального мышления

Образование должно быть ценностным:
«Осознанный акцент необходимо сделать «на подлинно универсальных ценностях, а также на уважении культурных различий»

Кризис идентичности

Разрезал общество на части:
отделил человека от природы, субъект познания от объекта, смысл человеческой жизни от его свободной воли

Слайд 12

Эдмунд Гуссерль (1859 – 1935) «Ценности – это жизненный горизонт» «Любое

Эдмунд Гуссерль (1859 – 1935)

«Ценности – это жизненный горизонт»
«Любое конкретное действие

сознания, направленное на освоение действительности, исходит из глухой скрытой атмосферы основополагающих ценностей»

Общечеловеческие ценности – это гарант солидарности человечества в стратегическом планировании будущего

Модель равновесия Дж.Ф. Нэша