Религиоведение. Теория религии

Содержание

Слайд 2

Раздел I. Теория религии

Раздел I. Теория религии

Слайд 3

РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ Религиоведение - гуманитарная дисциплина, изучающая сущность религии, исторические этапы ее

РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ

Религиоведение - гуманитарная дисциплина, изучающая сущность религии, исторические этапы ее развития

и современное состояние

Выявление сущности религии, определение ее роли в жизни человека и общества

Характеристика основных этапов развития религии и ее исторических форм

Анализ содержания наиболее распространенных мировых и национальных религий, их прошлого и настоящего

Определение роли и места религии в системе духовной культуры человечества

Анализ точек зрения на причины и обстоятельства возникновения религии

Предметом религиоведения являются закономерности возникновения, развития и функционирования религии как одной из форм мировоззрения, её распространение, влияние на политическую, экономическую и культурную жизнь населения Земли, а также изменение религиозных традиций и современное состояние религиозных учений и церковных организаций, их взаимоотношения с обществом и государством


Строгая объективность, конкретно-историческое рассмотрение предмета

Толерантность, терпимость, диалог религиозного и нерелигиозного мировоззрений

Рассмотрение религии в контексте развития духовной культуры человечества

Недопустимость воспитания обучаемых в духе какой-либо веры

Свобода совести (т.е. свободное вероисповедание и свобода атеистических учений)

ПРИНЦИПЫ

ЗАДАЧИ

Слайд 4

Философия религии Это картина мира в тех или иных вероучениях, включающая

Философия религии Это картина мира в тех или иных вероучениях, включающая

в себя ответы на вопросы: Что такое человек? Что есть внешний мир? Что я должен делать? Во втором значении, философия религии - это теоретическое осмысление религиозного феномена с помощью философских методов познания.

Феноменология религии Объектом служат повторяющиеся структуры в разных религиях, снятая форма религиозности. Во всех религиях есть некоторые базисные элементы, безотносительные к пространственно-временному наполнению. Это символы, с помощью которых осуществляется сакральная коммуникация, а также субъективные и объективные явления как следствие этой коммуникации. Субъективные феномены в религии – это религиозное чувство, убежденность, благочестие, набожность, святость, неудовлетворенность земным, вера в посредника. К объективным явлениям можно отнести ритуалы, молитвы, жертвоприношения, понятие греха и искупления.

История религии Исследует движение религии во времени. С помощью сопоставительного, структурного, системного анализа она обрабатывает массив исторических фактов, прямо и косвенно имеющих отношение к возникновению, сохранению и угасанию религиозных процессов.

Психология религии Изучает религиозное сознание и поведение индивида, а также процессы принятия религиозных убеждений, приспособления адепта религии к общественной жизни, воздействия религиозных практик на психику.

Социология религии Исследует функционирование религии в обществе, ее влияние на формирование социальных групп, а также взаимоотношения религии и политики, религии и власти. Здесь религия рассматривается как общественная подсистема.

СТРУКТУРА РЕЛИГИОВЕДЕНИЯ

Слайд 5

ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ РЕЛИГИИ (от лат. — церковный, вероисповедальный), т.е.

ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ РЕЛИГИИ

(от лат. — церковный, вероисповедальный), т.е.

религиозный. Ученые, придерживающиеся такого подхода, принадлежат к конкретным конфессиям (церквям, религиям), в связи с этим, выстраивая картину развития религии, сравнивая и сопоставляя разные религиозные учения, они имеют своей конечной целью утвердить истинность своей религии, доказать ее превосходство над другими. Иногда бывает так, что, рассматривая историю религий как исторический процесс, они вообще не включают в общий обзор сведения о «своей» религии, считая, что она должна рассматриваться отдельно, вне общего течения истории, по особой методологии. Такой подход можно назвать еще апологетическим (от греч. — защитительный).

Рассматривает веру людей в Бога как ошибку, временное, преходящее, но занимающее определенное место в истории явление. Для этого подхода более важной является не столько сама религия, сколько история ее изживания в человеческом сознании. Как правило, исследователи, стоящие на атеистических позициях, уделяют большое внимание социальной, экономической, политической стороне религиозной жизни, тонкости же вероучения их интересуют в гораздо меньшей степени, а иногда даже отвлекают и раздражают как что-то незначительное и даже смешное.

(от гр. — явление, данность) Подход, с точки зрения которого религия описывается и изучается вне связи с проблемой бытия или небытия Бога. Если религия существует как явление, следовательно, ее можно и нужно изучать. Большую роль в феноменологическом изучении религий сыграли историки культуры, археологи, этнографы, искусствоведы, т.е. все исследователи, сферы интересов которых естественным образом соприкасались с религиозной жизнью как в древности, так и в настоящее время. Их может интересовать историческая роль церкви, которую они считают на каких-то этапах реакционной, мешающей человеческому прогрессу, либо положительной и прогрессивной , либо нейтральной к нему.

Конфессиональный

Атеистический

Феноменологический

Слайд 6

ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПОНЯТИЯ «РЕЛИГИЯ» Философские Т.Гоббс : Религия - выдумки, допущенные государством.

ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПОНЯТИЯ «РЕЛИГИЯ»

Философские
Т.Гоббс : Религия - выдумки, допущенные государством. (А не

допущенные им выдумки - это суеверия).
Г.Гегель: Религия - это своего рода понимание и представление сущего человеком.

Психологические
З.Фрейд : Религия - универсальный коллективный невроз, следствие чувства страха, вины и безуспешной борьбы человека со своими природными бессознательными влечениями.
К.Юнг: Религия — продукт «коллективного бессознательного», развитые и переработанные в систему символов древние архетипы человечества.

Культурологические
Э.Тейлор : Религия - результат психической деятельности индивидов, вера в «духовные существа», основанная на интересе человека к особым состояниям: сну, обморокам, болезням.

Богословские
А.Мень: Религия - «преломление бытия в сознании людей».

16

Слайд 7

КОНЦЕПЦИИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ РЕЛИГИИ ТЕОЛОГИЧЕСКАЯ Религия, как и человек была создана Богом,

КОНЦЕПЦИИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ РЕЛИГИИ

ТЕОЛОГИЧЕСКАЯ Религия, как и человек была создана Богом, который

дал людям знания о себе, правилах поклонения и об устройстве религиозной организации

ИСТОРИЧЕСКАЯ Религия – плод исторического развития человечества (И.Бахофен, Ф.Баур, Э.Ренан)

МАРКСИСТСКАЯ Религия появилась вследствие невозможности рационально объяснить наблюдаемые природные явления; человек представлял их как проявление воли разумного начала; высшим силам приписывались человеческие эмоции и поступки, взаимодействие между этими силами переносились на соответствующую им организацию общества (К.Маркс, Ф.Энгельс, В.Ленин)

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ Религия – психофизиологическая функция человека, мировые архетипы (З.Фрейд, К.Юнг)

СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ Религия вызвана потребностью общественного развития (И.Кант, О.Конт, М.Вебер)

МИФОЛОГИЧЕСКАЯ Религия – следствие мифологических аллегорий, отражающих окружающий мир (М.Мюллер, Дж.Фрейзер)

АНТРОПОЛОГИЧЕСКАЯ Религия вызвана страхом, страх породил богов (Демокрит, Б.Спиноза, Л.Фейербах, Э.Тейлор)

РЕЛИГИОЗНАЯ

НАУЧНАЯ

27

Слайд 8

ВЗГЛЯДЫ НА ВОЗНИКНОВЕНИЕ РЕЛИГИИ Религия возникает при определённом уровне сознания в

ВЗГЛЯДЫ НА ВОЗНИКНОВЕНИЕ РЕЛИГИИ

Религия возникает при определённом уровне сознания в

силу невозможности научно объяснить наблюдаемые природные явления. Будучи стихийным материалистом, первобытный человек приписывал всем явлениям разумные действия, объясняя проявления природных сил волей некоего разумного начала, однако гораздо более могущественного, чем человек, поэтому высшей силе приписывались человеческие эмоции и поступки, а затем и взаимодействия между этими силами калькировались с соответствующей организацией общества.

Учитывает современное состояние научных знаний и общественные настроения, базируется на главном постулате религии о сотворении Богом человека: человек в результате грехопадения абсолютно забыл об общении с ним и даже о его существовании. Поэтому он вынужден заново искать путь к Богу, а каждая религия - это путь поиска возвращения к Богу.

Атеистический

Религиозный

Промежуточный

Человек был сотворён Богом, когда-то общался с ним напрямую и никогда не прерывал этого общения, менялись лишь формы вследствие совершаемых человеком грехов (Адам и Ева попробовали плод с древа познания добра и зла – в трактовке иудаизма и христианства). После грехопадения общение с Богом напрямую не разрешено, необходимо прибегать к помощи посредников и совершать определённые действия, произносить словесные формулы, использовать особые предметы. Вся эта регламентация находится в руках религиозных систем, заявляющих о своём праве на посредничество между человеком и божеством.

29

Слайд 9

РЕЛИГИЯ КАК ЯВЛЕНИЕ Религия - это устойчивая вера в сверхъестественное и

РЕЛИГИЯ КАК ЯВЛЕНИЕ

Религия - это устойчивая вера в сверхъестественное и возможность

контакта с ним посредством определенных действий (обрядов)

СОСТАВ РЕЛИГИИ, КАК ЯВЛЕНИЯ

«Религия человека - социальный костюм, который можно снять и переменить. Если бы этот костюм был чисто идеологическим, то такие верования менялись бы очень часто, ибо верования вообще изменчивы. Но в религии суть дела не в верованиях, не в тех или иных комплексах идей, а в чувственно-эмоциональных переживаниях веры человеком.» (П.Сорокин)

Слайд 10

Создание человеком правдоподобного фантастического толкования путем проведения аналогии с понятными ему

Создание человеком правдоподобного фантастического толкования путем проведения аналогии с понятными ему

фактами для логического объяснения природных и социальных явлений

Необходимость в регулирующей силе, способной неотвратимо наказывать за отступление от общепринятых норм, для контроля отношений между людьми

Поиск поддержки могущественных сил, способных защитить человека от мнимых и реальных опасностей, избавить его от страха смерти и дать надежду на вечное существование

Потребность в идеологической поддержке власти для сохранения стабильности ее политических структур

РАЦИОНАЛЬНАЯ

МОРАЛЬНО-ПРАВОВАЯ

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ

СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ

ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ РЕЛИГИИ

28

Слайд 11

ФУНКЦИИ РЕЛИГИИ Мировоззренческая Заключается в передаче религией человеку миропонимания, миросозерцания, мирочувствования,

ФУНКЦИИ РЕЛИГИИ

Мировоззренческая Заключается в передаче религией человеку миропонимания, миросозерцания, мирочувствования, мироотношения

Экзистенциальная

Состоит в ее внутренней поддержке человека, для которого она выступает смыслообразующим фактором

Интегрирующая Заключается в единении общества вокруг одних принципов и направлении общества по определенному пути развития

Политическая Заключается в ее способности влиять на государственный строй

Легитимизирующая Суть состоит в том, что для стабильного существования общественной системы необходимо соблюдение и следование определенным узаконенным образцам поведения

Регулирующая С помощью этой функции религия рассматривается как специфическая ценностно-ориентационная и нормативная система

Идеологическая Религия является надстроечным явлением, формой общественного сознания

Дезинтегрирующая Выступая в качестве источника единения тех или иных социальных общностей на базе того или иного вероучения, религия одновременно противопоставляет эти общности другим общностям, сформированным на базе другого вероучения

Социальная Суть в том, что воздействия религии на индивида и общество в нескольких взаимосвязанных направлениях могут привести к различным последствиям

Под функциями религии понимается характер и направление воздействия религии на индивидов и общество или, выражаясь более просто, что дает религия каждому конкретному человеку, тому или иному сообществу, обществу в целом, каким образом она влияет на жизнь людей

Воспитательная Побуждает человека принять и реализовать в своей жизни определенную систему моральных ценностей

Слайд 12

СТРУКТУРА РЕЛИГИИ Религиозное сознание Религиозная деятельность Религиозная организация Специфическая форма общественного

СТРУКТУРА РЕЛИГИИ

Религиозное сознание

Религиозная деятельность

Религиозная организация

Специфическая форма общественного сознания, включающая два уровня


Представляют собой упорядоченные группы людей, которые совместно отправляют религиозные обряды

Религиозная психология совокупность религиозных чувств, образов, разрозненных идей, хаотических видений, эмоций, настроений верующих

Религиозная идеология стройная система идей и теорий, в которых изложены основы вероучения той или иной религии

Осуществляется в культовой и некультовой форме

Внекультовая деятельность осуществляется в духовной и практической сферах. Духовная: производство религиозных идей, систематизация и интерпретация догматов теологии. Практическая: миссионерство, религиозная пропаганда и т.п.

Культ система особых действий, с помощью которых люди стремятся повлиять на сверхъестественные существа, свойства и отношения, выступающие предметом их веры

Церковь - тип религиозной организации, сообщество верующих, связанных единством христианского вероучения, иерархией и таинствами.

Секта религиозная (лат. – учение, направление, школа) – возникает как оппозиционное течение по отношению к ранее утвердившимся, господствующим религиозным направлениям, часто в результате их раскола, в результате протеста против их доктрины, культа, организационной структуры.

Харизматический культ – одна из разновидностей секты, создается на основе объединения приверженцев какой-то конкретной личности (харизмы).

Деноминация – промежуточный тип, в зависимости от характера образования и тенденции эволюции соединяющий в себе черты церкви и секты.

«Религия – вера, духовная вера, исповедание, богопочитание или основные духовные убеждения» (В.Даль)

Слайд 13

СТРУКТУРА РЕЛИГИОЗНОГО КУЛЬТА Религиозный культ есть социальная форма объективации религиозного сознания,

СТРУКТУРА РЕЛИГИОЗНОГО КУЛЬТА

Религиозный культ есть социальная форма объективации религиозного сознания, реализация

религиозной веры в действиях социальной группы или отдельных индивидов

Культовая система представляет собой совокупность определенных обрядов

ОБРЯД

Совокупность стереотипных действий, устанавливаемых обычаем или традицией той или иной социальной общности, символизирующих те или иные идеи, нормы, идеалы и представления

Очистительные

Умилостивительные

погружение в воду

обливание водой

крещение

жертвоприношение

молитва

вербальное (словесное) обращение человека к объекту своей веры

Особые

таинства

поклонение святым, иконам и др.

пост

Круг годового богослужения

Круг недельного богослужения

Круг суточного богослужения

- девять служб

«Религия будет вечно нужна индивиду, чтобы преодолеть предчувствия и страх смерти, несчастий и роковой судьбы» (Б.Малиновский)

БОГОСЛУЖЕБНЫЙ КАНОН

Слайд 14

КЛАССИФИКАЦИЯ РЕЛИГИОЗНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ 19

КЛАССИФИКАЦИЯ РЕЛИГИОЗНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

19

Слайд 15

ФОРМЫ РЕЛИГИОЗНЫХ СИСТЕМ Religious (лат.) – связь с Богом, почитание богов;

ФОРМЫ РЕЛИГИОЗНЫХ СИСТЕМ

Religious (лат.) – связь с Богом, почитание богов; означает

веру, особый взгляд на мир, убежденность в существовании сверхъестественного, совокупность обрядово-культовых действий, а также объединение верующих людей в особую организацию

ФОРМЫ РЕЛИГИОЗНЫХ СИСТЕМ

Вера во многих богов (язычество)

Вера в единого Бога

Отождествление Бога с природой

ПОЛИТЕИЗМ

МОНОТЕИЗМ

ПАНТЕИЗМ

21

Слайд 16

СТРУКТУРНАЯ ИЕРАРХИЯ РЕЛИГИИ РЕЛИГИЯ НАПРАВЛЕНИЯ ТЕЧЕНИЯ ДЕНОМИНАЦИИ христианство, ислам, буддизм, иудаизм,

СТРУКТУРНАЯ ИЕРАРХИЯ РЕЛИГИИ

РЕЛИГИЯ

НАПРАВЛЕНИЯ

ТЕЧЕНИЯ

ДЕНОМИНАЦИИ

христианство, ислам, буддизм, иудаизм, мандеизм, зороастризм, йезидизм, индуизм, джайнизм,

сикхизм, конфуцианство, даосизм, синтоизм и новые, образованные в XIX – XX вв. (бахаизм и др.)

НА ПРИМЕРЕ ХРИСТИАНСТВА: православие, католицизм, протестантизм, монофизитство, несторианство

НА ПРИМЕРЕ ПРОТЕСТАНТИЗМА: англиканство, лютеранство, кальвинизм, меннонитство, баптизм, адвентизм, реставрационизм, методизм, перфекционизм, пятидесятничество, сальвационизм и др.

НА ПРИМЕРЕ АДВЕНТИЗМА: адвентисты седьмого дня, адвентисты-реформисты и др.

22

Слайд 17

ИУДАИЗМ (Израиль) ИНДУИЗМ (Индия) ЗОРОАСТРИЗМ (Иран, Индия) ДЖАЙНИЗМ (Индия) СИКХИЗМ (Индия)

ИУДАИЗМ
(Израиль)

ИНДУИЗМ
(Индия)

ЗОРОАСТРИЗМ
(Иран, Индия)

ДЖАЙНИЗМ
(Индия)

СИКХИЗМ
(Индия)

ДАОСИЗМ
(Китай)

КОНФУНЦИАНСТВО
(Китай)

СИНТОИЗМ
(Япония)

МАНДЕИЗМ
(Ирак, Иран)

ОСНОВНЫЕ НАЦИОНАЛЬНЫЕ РЕЛИГИОЗНЫЕ СИСТЕМЫ

"НОВЫЕ РЕЛИГИИ"

БАХАИЗМ
(Индия, Уганда)

ТЭНРИ
(Япония)

КАОДАЙ
(Вьетнам)

23

Слайд 18

БУДДИЗМ возник в VI в. до н.э. в Индии ХРИСТИАНСТВО возникло

БУДДИЗМ
возник в VI в. до н.э.
в Индии

ХРИСТИАНСТВО
возникло в I в. н.э.
в

восточной части
Римской империи

ИСЛАМ
возник в VII в. н.э.
в Западной Аравии

Хинаяна

Ламаизм

Махаяна

Православие
XI в.

Католицизм
XI в.

Хариджизм

Суннизм

Шиизм

Протестантизм
XVI в.

Шри-Ланка, Таиланд, Камбоджа,
Лаос, Индия, Бирма

Китай, Корея, Япония

Тибет, Монголия, Бурятия,
Тува, Калмыкия

В православии существуют
15 автокефальных
церквей

Существуют в Европе и Америке,
на территории бывшего СССР
распространен в Литве, на Украине,
Белоруссии

Исповедуется азербайджанцами,
персами и курдами из
Туркмении и Бухары

Исповедуют коренные
национальности
Средней Азии, Казахстана,
некоторые народности РФ

Исповедуют жители Омана, ОАЭ,
Алжира, Туниса, Ливии, Марокко и
о-ва Занзибар в Танзании

ОСНОВНЫЕ МИРОВЫЕ РЕЛИГИОЗНЫЕ СИСТЕМЫ

Характерные черты: отсутствие этноцентризма, социальная гибкость, прозелитизм

24

Слайд 19

Раздел 2 . История и своеобразие религий

Раздел 2 . История и своеобразие религий

Слайд 20

РАННИЕ И РОДОПЛЕМЕННЫЕ РЕЛИГИИ ФЕТИШИЗМ АНИМИЗМ МАГИЯ ТАБУ ТОТЕМИЗМ ПЕРВОБЫТНЫЙ ЧЕЛОВЕК КУЛЬТЫ 31

РАННИЕ И РОДОПЛЕМЕННЫЕ РЕЛИГИИ

ФЕТИШИЗМ

АНИМИЗМ

МАГИЯ

ТАБУ

ТОТЕМИЗМ

ПЕРВОБЫТНЫЙ ЧЕЛОВЕК

КУЛЬТЫ

31

Слайд 21

ФЕТИШИЗМ Религиозное поклонение предметам (фетишам) – носителям таинственной силы Форма первоначальной,

ФЕТИШИЗМ

Религиозное поклонение предметам (фетишам) – носителям таинственной силы

Форма первоначальной, непосредственной религии

– колдовства, когда человек осуществляет косвенную власть над природой с помощью волшебного средства – фетиша, достигая того, что ему нужно

Суть
фетишизма

МЕСТО ФЕТИШИЗМА В ВЕРОВАНИЯХ

У австралийцев фетиши – чуринги – символы и заменители тотемов

У северо-американских индейцев – воплощение родовых покровителей

У народов Западной Африки – личные покровители

ФОРМЫ ФЕТИШЕЙ

Части животного

Куски дерева

Другие

Идолы

Камни

Идол – материальный предмет, которому придана форма человека или животного

32

Слайд 22

МАГИЯ Совокупность представлений и обрядов, в основе которых лежит вера в

МАГИЯ

Совокупность представлений и обрядов, в основе которых лежит вера в таинственные

силы, с помощью которых путем определенных символических действий возможно оказать влияние на людей, предметы, ход событий в нужном для человека направлении

КЛАССИФИКАЦИИ МАГИИ ПО ЦЕЛЯМ ВОЗДЕЙСТВИЯ

Вредоносная

Лечебная

Любовная

Промысловая

Другие

Магические представления и действия возникают тогда, когда человек не уверен в своих силах, когда он сталкивается с проблемами, решение которых зависит не столько от него самого, сколько от множества других факторов

Сферы проникновения магии

Социальная

Политическая

Экономическая

Духовная

Другие

Магия делится на:

Белую – обращение к чистым духам

Черную – обращение к злым духам

33

Слайд 23

АНИМИЗМ Вера в то, что духовная сущность человека может бытовать отдельно

АНИМИЗМ

Вера в то, что духовная сущность человека может бытовать отдельно от

материальной – вера в духов

Признание самостоятельной, способной существовать отдельно от человека, животных, растений некой силы или существ, способных соединяться с ними и их покидать

Суть
анимизма

ЭВОЛЮЦИЯ РАЗВИТИЯ АНИМИЗМА

Вера в духов

Заключение, что в окружающем мире наряду с телесными, вполне осязаемыми вещами и существами имеется еще ряд таких же реальных, как и он сам, существ, которые обладают свойством быть неуловимыми в своей телесности

Классификация духов:

Наделение мира духов таинственной силой

Добрые

Злые

Вера в относительно самостоятельное существование души

РАЙОНЫ РАСПРОСТРАНЕНИЯ

- Африка; - Южная Америка; - Океания

ШАМАНИЗМ
Совокупность представлений и действий, вызванных верой в способность профессиональных служителей культа быть посредниками между людьми и духами

34

Слайд 24

ТОТЕМИЗМ Вера в существование родственной связи между какой-либо группой людей (племя,

ТОТЕМИЗМ

Вера в существование родственной связи между какой-либо группой людей (племя, фратрия,

род) и определенным видом животных, растений или иных явлений природы

Тотем (род его) считается родоначальником данной социальной группы и каждый индивид тотемного класса кровным родственником (например, член группы, тотемом которой был кенгуру считал себя кенгуру и всех кенгуру членами своей группы)

Деление всех людей на «своих» и «чужих»

Определенные ограничения в деятельности и общении: что можно делать, а чего нельзя, с кем можно общаться, а с кем – нельзя

Многочисленные обрядные действия по поклонению тотему, его умилостивлению и приобщению к ему

ОСОБЕННОСТИ ТОТЕМИЗМА

Тотемизм – это вырастающая прямо из родовой практики форма идеального отражения и выражения в определенном социальном институте первобытного общества реального единства коллектива первобытных людей, социального способа их существования, противостоящего природе и другим аналогичным коллективам

35

Слайд 25

КУЛЬТЫ ЗЕМЛЕДЕЛЬЧЕСКИЙ КУЛЬТ Наделение сверхъестественными свойствами природных явлений, оказывающих воздействие на

КУЛЬТЫ

ЗЕМЛЕДЕЛЬЧЕСКИЙ КУЛЬТ

Наделение сверхъестественными свойствами природных явлений, оказывающих воздействие на состояние земледелия

ПРИЧИНЫ


ЗАРОЖДЕНИЯ

- необходимость повышения урожайности; - незнание аграрной науки

ФОРМЫ ПРОЯВЛЕНИЯ

- МАГИЧЕСКИЕ ДЕЙСТВИЯ; - ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЯ; - МОЛИТВЫ

КУЛЬТ ПРЕДКОВ

Вера в существование сверхъестественной связи между людьми и их старшими предками

ПРИЧИНЫ
ЗАРОЖДЕНИЯ

- дифференциация общества по возрастному признаку; - разделений функций между поколениями

ФОРМЫ ПРОЯВЛЕНИЯ

- ПОСМЕРТНОЕ ПОЧИТАНИЕ ОБРАЗА УМЕРШИХ; - УВАЖЕНИЕ СТАРШИХ

КУЛЬТ ВОЖДЕЙ

Вера в наличие у племенных вождей сверхъестественных способностей, отсутствующих у других людей

ПРИЧИНЫ
ЗАРОЖДЕНИЯ

- начало социального расслоения общества; - выделение вождей из общей массы

ФОРМЫ ПРОЯВЛЕНИЯ

- ПЕРЕДАЧА ВЛАСТИ ПО НАСЛЕДСТВУ; - ВВЕДЕНИЕ ОРЕОЛА СВЯТОСТИ

37

Слайд 26

Национальные религии 38

Национальные
религии

38

Слайд 27

ИНДУИЗМ Историческое название индуизма на санскрите - санатана-дхарма, что в переводе

ИНДУИЗМ

Историческое название индуизма на санскрите - санатана-дхарма, что в переводе означает

«вечная религия», «вечный путь» или «вечный закон».
Индуизм - самая большая национальная религия в мире. В мире живут более 800 миллионов сторонников этой религии, что составляет более 15% всего населения земного шара. Индуизм является доминирующей религией в Индии (индуистов более 80% населения) и в Непале (индуистов около 80% населения).
Индуисты есть во всех странах, где живут индусы. Наиболее крупные общины в странах Азии: Бангладеш (15 млн.), Индонезия (4 млн.) Шри-Ланка (2,5 млн.), Пакистан (1,3 млн.), Малайзия (1,1 млн.); в странах Африки: ЮАР (700 тыс.); в странах Америки - США (575 тыс.); в странах Европы: Великобритании (500 тыс.)

39

Слайд 28

«СВЯЩЕННЫЕ КНИГИ» ИНДУИСТОВ По происхождению книги делятся на две группы. Первая

«СВЯЩЕННЫЕ КНИГИ» ИНДУИСТОВ

По происхождению книги делятся на две группы. Первая называется

шрути, («услышанное») – авторы боги; вторая - смрити («запоминаемое») – авторы люди

1. Веды («Знание») - 4 книги-тома-шрути. Основным содержанием являются тексты религиозных песен, заклинаний и описания религиозных обрядов. Создавались в конце II-го - в начале I-го тысячелетия до н.э.

2. Брахманы («отражение воли Брахмы») - несколько десятков книг-томов-шрути. Это комментарии к Ведам, в основном культового характера. Созданы приблизительно в VIII-VI вв. до н.э.

3. Араньяки («Лесные книги») - несколько десятков книг-томов-шрути. Это правила поведения для отшельников, рассуждения о сущности обрядности. Написаны после Вед, но точная хронология не установлена.

4. Упанишады («Тайное учение») – около 200 книг – шрути. Это религиозно-философские комментарии к Ведам. Составлялись в период cVII в. до н.э. до XV в.н.э.

5. Пураны («Древние предания») - несколько десятков книг-смрити. Это рассказы о богах. Письменное оформление началось во II-I вв. до н.э. и закончилось в XI-XII вв.н.э.

6. «Махабхарата» («Великие бхараты») - поэма из около 100 тысяч двустиший. Истоки восходят к началу I тысячелетия до н.э. Сюжет - рассказ о борьбе двух царских династий за владение царством в районе современного города Дели. В основном сложилась между V в. до н.э. и I в. до н.э. Частью поэмы является вставная поэма, «Бхагавадгита» («Песня бога») - шрути, а вся остальная часть Махабхараты - смрити.

7. «Рамаяна» («Сказание о Раме») - поэма из 24-х тысяч двустиший. Сюжет - повествование о том, как воин и царевич Рама боролся за освобождение своей жены Ситы, похищенной у него демоном по имени Равана. Основная часть сложилась в период между III в. до н.э. и. I в. н.э. Рамаяна - это своеобразная «Библия для индусов».

45

Слайд 29

ОСНОВЫ ВЕРОУЧЕНИЯ ИНДУИЗМА Основу вероучения индуизма составляет идея, что мир представляет

ОСНОВЫ ВЕРОУЧЕНИЯ ИНДУИЗМА

Основу вероучения индуизма составляет идея, что мир представляет собой

не случайное, хаотичное сочетание вещей и явлений, а универсальный космический порядок – Рта

Дхарма  морально-нравственный долг, этические обязательства

Самсара круговорот рождения и смерти, вера в перевоплощение души после смерти в тела животных, людей, богов

Карма  вера в то, что порядок перерождений определяется совершёнными при жизни поступками и их последствиями

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ

О священных книгах

О сверхъестественных существах (Боги, Демоны)

О душе

О загробной жизни.

Вишну

Шива

Брахма

Лакшми

Парвати

Сарасвати

Брахман

Ганеша

Кама

ОСНОВНЫЕ
БОГИ

46

Слайд 30

ТЕЧЕНИЯ В ИНДУИЗМЕ Общее количество конфессий в индуизме неизвестно. Но основными

ТЕЧЕНИЯ В ИНДУИЗМЕ

Общее количество конфессий в индуизме неизвестно. Но основными являются

две: вишнуизм (вайшнавизм) и шиваизм. Вероучения основных конфессий индуизма совпадают во всем, кроме ответа на вопрос, кто из богов является главным. Вишнуиты верховным богом считают Вишну, шиваиты - Шиву.

ВИШНУИЗМ (ВАЙШНАВИЗМ) Отличительной особенностью является поклонение Вишну и его аватарам, в основном Кришне и Раме, как Верховному Богу. Монотеистическая в своей философии эта традиция также включает в себя элементы, которые могут быть описаны как пантеистические. Верования и практики в основном базируются на пуранических текстах, таких как «Бхагават-гита», «Вишну-пурана», «Падма-пурана», «Шримад-Бхагаватм» и ведических текстах, таких как канонические Упанишады, входящие в состав Вед. Последователей вишнуизма обычно называют вайшнавы или вишнуиты. Вайшнавы составляют примерно 70% от числа всех последователей индуизма. Подавляющее большинство проживают в Индии.

ШИВАИЗМ
Система ритуально-мифических воззрений и культов, посвященных Шиве и противопоставляющая себя вишнуизму. Имеет собственные священные тексты. Отличительный внешний признак шиваитов - горизонтальные полосы и трезубец, которые они наносят на лоб и тело. Здесь прочно сохраняются пережитки древнейших культов плодородия; религиозные представления о шакти - творческом начале всего живого в природе. Особенностью пантеона богов является его семейный характер. Жена Шивы Парвати - олицетворение женского творческого начала; сыновья Шивы: Ганеша - покровитель мудрости, податель доброго начала всякого дела, Сканда - бог войны и др. Имеет множество сект (лингаяты, шакта, смарты и др.) и распространён по всей Индии.

50

Слайд 31

ИУДАИЗМ Иудаизм (др. - греч. «еврейская религия», от названия колена Иуды,

ИУДАИЗМ

Иудаизм (др. - греч. «еврейская религия», от названия колена Иуды, давшее

название Иудейскому царству, а затем, начиная с эпохи Второго Храма, стало общим названием еврейского народа) - религиозное, национальное и этическое мировоззрение еврейского народа, самая древняя из трёх основных монотеистических религий человечества. В большинстве языков понятия «иудей» и «еврей» обозначаются одним термином и не разграничиваются, что соответствует трактовке еврейства самим иудаизмом. Общая численность иудаистов во всем мире более 14 млн. человек.

51

Слайд 32

ВОЗНИКНОВЕНИЕ ИУДАИЗМА В религиоведении принято различать в развитии иудаизма три исторических

ВОЗНИКНОВЕНИЕ ИУДАИЗМА

В религиоведении принято различать в развитии иудаизма три исторических периода


1. Храмовый (сосредоточением всех событий библейского периода иудаизма был Иерусалимский храм, где приносились жертвы богу Яхве, этот период делится на три временных отрезка: первого храма, возведенного царем Соломоном в 1004 г. до н.э. и полностью разрушенного в 588 г. до н.э. вавилонянами, уведшими евреев в плен; второго храма, построенного после возвращения евреев из вавилонского плена в 536 г. до н.э.; третьего храма, реконструируемого царем Иродом второго храма в конце I в. до н.э., и полностью разрушенного при взятии Иерусалима римским императором Титом в 70 г.

2. Талмудческий. Законоучители I-II вв. разработали и канонизировали Устный Закон, завершили Мишну (начало III в.). Это стало поворотным пунктом в развитии еврейской религии, легло в основу еврейского религиозного и гражданского законодательства. Дальнейшие толкования за 200 лет собраны в Гемаре, представляющей собой комментарии к Мишне и составляющей вместе с ней Талмуд.

3. Раввинистический (с VI в. по н.в.). Теория и практика раввинов не опиралась на Храм, жречество и политическую независимость, но поддерживала и развивала общинную жизнь евреев. Римляне, удовлетворенные политической умеренностью, позволили заниматься восстановлением культовых зданий, формировать концепцию молитвы. Еврейство превращается в религиозное сообщество, которое может отправлять культ, находясь в любом месте. Изучение Торы становится высшей религиозной обязанностью еврея, способом приблизиться к Богу и снискать Его благоволение. Особое значение приобретает взгляд на земную жизнь как приготовление к посмертной жизни.

52

Слайд 33

МОРАЛЬ ИУДАИЗМА Идолопоклонство Единобожие Сотворив человека, Бог предоставил ему свободу воли

МОРАЛЬ ИУДАИЗМА

Идолопоклонство

Единобожие

Сотворив человека, Бог предоставил ему свободу воли и выбора, но

повелел исполнять мицвот (заповеди), воплощающие добро и правильное поведение. Первый завет, заключённый Богом с праотцом человечества Ноем, включает в себя Семь заповедей сынов Ноя.

Богохульство

Кровопролитие

Кровосмесительные связи

Воровство

Повеление жить по законам

Употребление в пищу мяса, отрезанного от живого животного

ЭТО ЗАПРЕТЫ НА:

Принятие Торы еврейским народом сопровождалось возложением на евреев особых 613 заповедей, соблюдение которых не обязательно для других народов

ДЕСЯТЬ ЗАПОВЕДЕЙ

Запрет на изображение Бога, на произнесение Его имени всуе (напрасно)

Соблюдение святости дня отдыха в седьмой день (субботу)

Почитание родителей

Запрет убийства, прелюбодеяния, воровства, лжесвидетельства и корыстного вожделения

54

Слайд 34

«СВЯЩЕННЫЕ КНИГИ» ИУДАИСТОВ Танах (аббревиатура названий трех отделов Священного писания: Тора,

«СВЯЩЕННЫЕ КНИГИ» ИУДАИСТОВ

Танах (аббревиатура названий трех отделов Священного писания: Тора, Небиим,

Кетубим)

Тора - пять книг-произведений: Берешит (в переводе – «В начале»); Веэлле Шемот («И вот имена»); Вайикра («И воззвал»); Бемидбар («В пустыне»); Элле-гадебарим («И вот слова»). Тора вошла в Библию в качестве первых ее пяти книг (Пятикнижие Моисеево: Бытие, Исход, Левит, Числа и Второзаконие).

Небиим (Пророки) - 21 книга: Иисуса Навина, книгу Судей израилевых, первую и вторую книги Самуила, первую и вторую книги Царей, книги Исаии, Иеремии и Иезекииля и 12 книг, так называемых, малых пророков.

Кетубим (Писания) - 13 книг: Псалмы, Притчи Соломоновы, книгу Иова, Песнь песней, Руфь, Плач Иеремии, Проповедник, Эсфирь (Есфирь), книги Даниила, Эзры (Ездры) и Неемии, первую и вторую книги Хроник.

Талмуд - толкование содержащихся в Танахе и, прежде всего, в Торе, религиозно-этических, правовых и бытовых предписаний. В оригинале (написан частично на иврите, частично на арамейском языке), переизданном в наше время, - это 19 томов.

Мишна комментарий к Танаху вообще и к Торе в особенности, означает «Повторение»

Палестинская Гемара написана в Палестине в III-IV вв. н.э.

Гемара комментарий к Мишне, означает «Завершение»

Вавилонская Гемара написана в Вавилонском царстве в III-V вв. н.э.

55

Слайд 35

О священных книгах О сверхъестественных существах (Бог, ангелы, демоны) О Машиахе

О священных книгах

О сверхъестественных существах (Бог, ангелы, демоны)

О Машиахе (Мессии)

О пророках

О

душе

О загробной жизни

О пищевых запретах

О субботе

ВЕРОУЧЕНИЯ

Идея Единого Бога выражена в иудейском символе веры «Шема», которым начинаются богослужения: «Слушай Израиль! Господь наш Бог, Господь один!»

Первый завет, заключённый Богом с праотцом человечества Ноем, включает в себя, так называемые, Семь заповедей (мицвот) сынов Ноя. Они устанавливают запреты на идолопоклонство, богохульство, кровопролитие, воровство, кровосмесительные связи, употребление в пищу мяса, отрезанного от живого животного, и повеление жить по законам.

56

Слайд 36

РУКОВОДСТВО ИУДАИЗМОМ Синагога (от греч. «собрание»; ивр. бейт-кнессет - «дом собрания»).

РУКОВОДСТВО ИУДАИЗМОМ

Синагога (от греч. «собрание»; ивр. бейт-кнессет - «дом собрания»). После разрушения

Иерусалимского храма - основной институт еврейской религии, помещение, служащее местом общественного богослужения и центром религиозной жизни. В отличие от православной церкви синагога не является храмом, а лишь помещением для общественной молитвы.

ВЕРХОВНЫЙ РАВВИНАТ еврейская религиозная институция, облеченная верховным авторитетом в вопросах, касающихся религиозных учреждений, судопроизводства и администрации в рамках какой-либо страны или региона

ОБЩИНА религиозное объединение (не менее десяти мужчин) или организованные прихожане какой-либо синагоги, самоуправляемое еврейское население местечка, города и т.д.

В Израиле действуют два верховных раввина - ашкеназский и сефардский, оба - государственные должностные лица. В больших городах также два раввина.

РАВВИН (от евр. «великий» и отсюда – «учитель») - духовный представитель еврейской общины, исполняющий в ней обязанности наставника, проповедника, блюстителя и толкователя религиозного закона, а прежде присоединявший к ним и функции судейские

57

Слайд 37

ПРАЗДНИКИ ИУДАИЗМА ШАББАТ (Суббота) День отдыха, наступление которого отмечается зажжением свечей,

ПРАЗДНИКИ ИУДАИЗМА

ШАББАТ (Суббота) День отдыха, наступление которого отмечается зажжением свечей, особым

благословением и праздничной трапезой после восхождения первых трёх звёзд каждую пятницу вечером. В Субботу возбраняется всякая работа (в том числе зажигание огня), передвижение транспортными средствами и другие нарушения покоя. Субботу принято посвящать молитвам и чтению Торы.

ШАБУОТ (Пятидесятница) Справляется на 50-й день после второго дня Пасхи. В древности он был связан с земледелием и отражал радости, ликование земледельцев, собиравших плоды своего труда. В диаспоре Шабуот потерял свое назначение праздника урожая, и евреи связали его с Пасхой. Шабуот - праздник в память дарования Торы на горе Синае пророку Моисею через семь дней после исхода.

ПЕСАХ (Пасха) Весенний праздник в память Исхода евреев из Египта, начинающийся 15 нисана и длящийся семь дней в Эрец-Исраэль и восемь дней в странах диаспоры. Первый и седьмой дни - праздничные в полном смысле, нерабочие, как суббота; в остальные дни работа разрешается.

Еврейские праздники подразделяются на две основные категории: праздники, установленные в Пятикнижии, и праздники, добавленные в позднейшие периоды. Первая группа: Суббота (которая не является праздником в прямом смысле), три паломнических праздника – Песах, Шабуот, Суккот; еврейский Новый год и Судный день, а также дни новолуния. Вторая группа: Пурим, Ханукку, Ава пятнадцатое и др.

СУДНЫЙ ДЕНЬ (день искупления) Название главного дня еврейского литургического календаря, дня поста, покаяния и отпущения грехов.

58

Слайд 38

ТЕЧЕНИЯ ИУДАИЗМА Ортодоксальный стремится сохранить иудейскую религию со всеми ее средневековыми

ТЕЧЕНИЯ ИУДАИЗМА

Ортодоксальный стремится сохранить иудейскую религию со всеми ее средневековыми традициями

с исторической точки зрения, является продолжателем еврейского религиозного мировоззрения

Консервативный предлагает сочетать соблюдение элементов иудаистской традиций с приспособлением к современным условиям

Реформистский призывает к замене иврита в молитвенниках на языки, являющиеся родными для верующих, к ликвидации перегородок, отделяющих в синагогах мужчин от женщин, к отказу от жестких правил, касающихся пищи, и к другим новациям (вплоть до посвящения женщин в раввины)

Реконструктивистский объявил своей целью возрождение иудаизма в его первоначальном виде и придает большое значение не только религии, но также этике и культуре

Хасидизм (религиозно-мистическое учение) согласно учению Бог по своей природе добрый, а не карающий; человек является центром творения; простой еврей любезней Богу, чем тысяча толковников; хасидизм создал новую модель набожного еврея, в которой эмоции и религиозный восторг преобладают над логикой и ритуалами, а религиозная экзальтация над учёностью

Караимы верят в единого Бога-творца, обязаны знать иврит, ожидать прихода мессии, признавать божественное предопределения

59