Смирна

Содержание

Слайд 2

С самых древних времен смирна составляла значительный предмет торговли и входила

С самых древних времен смирна составляла значительный предмет торговли и входила в состав св. ветхозаветного мира (Исх.30:23 ), равно как в состав для благовонного умащения тех умерших. 
Она входила также в число тех ценных даров, которые обыкновенно представляли царям и вельможам в знак особого почтения в древние времена на Востоке (Мат.2:11 ).

 Она ароматна, приятного вкуса, горьковата. Запах мирры приятный и обволакивающий, с

характерными оттенками ванили. Как и ладан, мирра входит в состав восточных благовоний. Лучше всего запах мирры проявляется в процессе сжигания, а не просто в масляной смеси. Если попробовать мирру на вкус - она скрипит на зубах, а если ее поджечь, то она горит светящимся пламенем.
Слайд 3

Еще в эпоху античности смирна имела и другое, более распространенное имя

Еще в эпоху античности смирна имела и другое, более распространенное имя

– мирра (не путать с миром – многосоставным церковным благовонием).
Слово «мирра» восходит к общему семитскому корню mrr, что означает «горький».
Оно приникло в древнегреческий язык в двух диалектических формах: μύρρα и σμύρνα («мирра» и «смирна» в византийском произношении) и в латынь: myrrha.

Коренное отличие мирры в особой горечи и меланхоличности ее аромата, которые в древних культурах издревле ассоциировались с грустью.
Так, один из древнегреческих мифов рассказывает о дочери кипрского царя – Мирре-Смирне. Она за свои грехи была обращена богами в благовонное древо, смола которого на самом деле слезы Мирры.

 Она ароматна, приятного вкуса, горьковата. Запах мирры приятный и обволакивающий, с характерными оттенками ванили Лучше всего запах мирры проявляется в процессе сжигания, а не просто в масляной смеси. Если попробовать мирру на вкус - она скрипит на зубах, а если ее поджечь, то она горит светящимся пламенем.

Слайд 4

Коммифора мирровая Мирра, как и ладан, – смола. В некотором смысле

Коммифора мирровая

Мирра, как и ладан, – смола. В некотором смысле мирра

является «родственницей» ладану, так как ее добывают тоже из деревьев семейства бурзеровых, но, в отличие от ладана, не из рода босвеллия, а из рода коммифора. Собственно, это растение так и называется: коммифора мирровая (лат. Commiphora myrrha).
Это небольшое, около 4 метров, дерево с шипами и ярко-красными цветами.
Произрастает в Аравии (Оман, Йемен), на прилегающих островах (например, Сокотра), в засушливых областях Северо-Восточной Африки (Джибути, Эфиопия, Сомали, Кения).
Слайд 5

Слайд 6

На коре дерева делаются надрезы, из которых начинает медленно течь сок,

На коре дерева делаются надрезы, из которых начинает медленно течь сок,

застывая в виде «слез». Капли сока мирры изначально бледно-желтого цвета, по мере застывания становятся красно-коричневыми. Собирают смолу через две недели после надреза. Процесс сбора осуществляется дважды в год – весной и осенью.
Слайд 7

Издревле мирру использовали в качестве курительных составов для каждения в религиозных

Издревле мирру использовали в качестве курительных составов для каждения в религиозных

ритуалах и в древней медицине как антисептическое средство. Но особое значение она приобрела в погребальных ритуалах как одно из веществ, по древним представлениям, препятствующее разложению.
В большом количестве мирру использовали при бальзамировании тел умерших в древнем Египте. Об этом, в частности, свидетельствует Геродот, который подробно описывает процесс бальзамирования и упоминает, что бальзамировщики наполняют тело умершего «чистой растертой миррой, касией и прочими благовониями (кроме ладана)». Данные детали говорят о принятом в Египте особом погребальном характере мирры в отличие от ладана.
Слайд 8

Слайд 9

Моисе́й (ивр. ‏מֹשֶׁה‏‎ [Моше́] «взятый (спасённый) из воды»; араб. موسىٰ‎ [Муса],

Моисе́й (ивр. ‏מֹשֶׁה‏‎ [Моше́] «взятый (спасённый) из воды»; араб. موسىٰ‎ [Муса], др.-греч. Mωυσής, лат. Moyses) (XIII век до н.

э.)[2], в Пятикнижии — еврейский пророк и законодатель, основоположник иудаизма, организовал Исход евреев из Древнего Египта, сплотил израильские колена в единый народ. Является самым важным пророком в иудаизме.
Согласно Книге Исхода, Моисей родился в то время, когда его народ увеличивался в численности и египетский фараон был обеспокоен тем, что израильтяне могут помочь врагам Египта. Когда фараон приказал убивать всех новорождённых мальчиков, мать Моисея, Иохаведа спрятала его в корзинке и пустила её по водам Нила. Корзинка вскоре была обнаружена дочерью фараона, которая решила усыновить ребёнка.
Когда Моисей вырос, он увидел притеснение своих соплеменников. Он убил египетского надсмотрщика, который жестоко наказывал израильтянина, и сбежал из Египта в землю мадианитян. Здесь из горящего, но несгорающего кустарника (Неопалимой купины), к нему обратился Бог, который повелел Моисею вернуться обратно в Египет и просить освобождения израильтян. После десяти казней Моисей вывел израильтян из Египта через Чермное море[3], после чего они остановились у горы Синай, где Моисей получил десять заповедей.
После сорока лет скитаний по пустыне и долгожданного прихода израильского народа на землю Ханаанскую, Моисей умер на горе Нево[4], которая находится на стороне нынешней Иордании, не входя в Землю Обетованную.  «Погребен на долине в земле Моавитской против Беф-Фегора, и никто не знает [места] погребения его даже до сего дня» (Втор. 34:6).
Своим преемником по указанию Бога он назначил Иисуса Навина[16].
Жил Моисей 120 лет[17]. Из которых сорок лет провёл в странствиях по Синайской пустыне.
Слайд 10

Слайд 11

Слайд 12

Моисей, разбивающий Скрижали Завета. Рембрандт, 1659 год

Моисей, разбивающий Скрижали Завета. Рембрандт, 1659 год

Слайд 13

Исх.30:22. И сказал Господь Моисею, говоря: Исх.30:23. возьми себе самых лучших

Исх.30:22. И сказал Господь Моисею, говоря:
Исх.30:23. возьми себе самых лучших благовонных веществ: смирны

самоточной пятьсот [сиклей], корицы благовонной половину против того, двести пятьдесят, тростника благовонного двести пятьдесят,
Елей, назначенный для помазания скинии, ее принадлежностей, Аарона и его сыновей, был приготовлен Веселиилом. В его состав входила «самоточная смирна», т. е. смола миррового кустарника, сама собой выступающая каплями на разных местах ствола этого кустарника.
В чем состоял способ приготовления мира, неизвестно.
Исх.30:29. и освяти их, и будет святыня великая: все, прикасающееся к ним, освятится;
Помазание миром перечисленных в предшествующих стихах предметов выделяло их из круга обычных житейских вещей. Оно служило видимым знаком осуществления Божия изволения о сообщении помазанным предметам такого значения и такой силы, которых сами по себе они не могли иметь.
Исх.30:30. помажь и Аарона и сынов его и посвяти их, чтобы они были священниками Мне.
Помазание Аарона, как и помазание принадлежностей скинии, выделяло его с сыновьями из среды остального народа, поставляло в посредники между Богом и людьми.
Исх.30:31. А сынам Израилевым скажи: это будет у Меня миро священного помазания в роды ваши;
Исх.30:32. тела прочих людей не должно помазывать им, и по составу его не делайте [сами себе] подобного ему; оно – святыня: святынею должно быть для вас;
Исх.30:33. кто составит подобное ему или кто помажет им постороннего, тот истребится из народа своего.
Священный елей изъемлется из обычного человеческого употребления; нарушающий это постановление наказывается смертью (Быт 17.14).
Слайд 14

И, войдя в дом, увидели Младенца с Мариею, Матерью Его, и,

И, войдя в дом, увидели Младенца с Мариею, Матерью Его, и,

пав, поклонились Ему; и, открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну. (Матф.2:11)
Слайд 15

Золото означало дар царю, ладан – первосвященнику, то смирна предназначалась тому,

Золото означало дар царю, ладан – первосвященнику, то смирна предназначалась тому,

кто готовится к погребению.
Древняя Иудея приняла от Египта понимание мирры как погребального благовония.

Уже у Его колыбели было предсказано, что Иисус Христос будет подлинным Царем, истинным Первосвященником и Спасителем людей.

Слайд 16

Слайд 17

Слайд 18

Другой евангелист говорит, что Господу подали уксус с желчью (Мф. 27,

Другой евангелист говорит, что Господу подали уксус с желчью (Мф. 27,

34), а третий, – что Ему поднесено было и еще что-то.
Но в этом нет противоречия; одни приносили то, другие – другое.
А могло быть и то, что вино было окислое, а смирна прогорклая, Ибо вино могло быть названо уксусом, а смирна – желчью, первое – по своей кислоте, вторая – по горечи.

Далее в Писании мирра (смирна) упоминается именно в связи с крестной смертью и погребением Спасителя.
Согласно Евангелию от Марка, перед распятием Господу было предложено одурманивающее вино с миррой, которое, как считают некоторые толкователи, должно было хоть немного притупить страдания казнимого:
«И привели Его на место Голгофу, что значит: Лобное место. И давали Ему пить вино со смирною; но Он не принял» (Мр. 15:22–23).

Слайд 19

Слайд 20

И наконец, смирна использовалась для погребальных пелен Господа: «После сего Иосиф

И наконец, смирна использовалась для погребальных пелен Господа: «После сего Иосиф

из Аримафеи – ученик Иисуса, но тайный, из страха от Иудеев, – просил Пилата, чтобы снять тело Иисуса; и Пилат позволил.
Он пошел и снял тело Иисуса. Пришел также и Никодим, – приходивший прежде к Иисусу ночью, – и принес состав из смирны и алоя, литр около ста.
Итак они взяли тело Иисуса и обвили его пеленами с благовониями, как обыкновенно погребают Иудеи» (Ин. 19:38–40).
Слайд 21

В христианское время мирра стала использоваться в качестве одного из многочисленных

В христианское время мирра стала использоваться в качестве одного из многочисленных

ингредиентов для составления богослужебных благовоний (некоторые виды фимиама, миро и т. д.).
Одновременно с церковным употреблением мирра оставалась и мирским благовонием, впрочем, не таким распространенным.
В современной парфюмерии мирра широко используется сравнительно недавно. Одним из первых парфюмов с доминирующей нотой мирры был La Myrrhe от Serge Lutens 1995 года. Также можно отметить Myrrhe Ardente («пылающая мирра») от Annick Goutal, выпущенный в 2007 году, и Myrrhe Impériale Giorgio Armani 2013 года. Эти торжественные, серьезные произведения подойдут далеко не каждому
Слайд 22

В составе этого лекарственного растения присутствует: 40-60% камеди, 25-35% смолы, 1-2%

В составе этого лекарственного растения присутствует: 40-60% камеди, 25-35% смолы, 1-2%

эфирного масла. Мирра имеет антисептическое, заживляющее, противовоспалительное, противогрибковое, антидепрессивное, успокаивающее, вяжущее, ветрогонное, желудочное средство, а также является средством, стимулирующим кровообращение. Мирра была известна с древних времен и использовалась нашими предками в качестве духов и лекарственных средств. Высоко ценили лечебные свойства мирры, и каждый воин, отправляясь на войну брал с собой мазь на основе мирры для заживления ран. Мирра очень эффективна при лечении плохо заживающих ран, а также при лечении кожных заболеваний, например, экземы и грибковых заболеваний ступней. Благодаря антибактериальным и антиаллергическим свойствам масло мирры используют при лечении трофических язв, свищей, абсцессов.
В течение многих столетий мирра применялась для лечения проказы, сифилиса и иных серьезных недугов. В китайской медицине эта смола является стимулятором, ее прописывают при респираторных инфекциях, заложенности в груди, а также для лечения простуды.
Слайд 23

В косметологии и дерматологии мирра входит в состав лекарственных препаратов для

В косметологии и дерматологии мирра входит в состав лекарственных препаратов для

профилактики и лечения заболеваний кожи, выпадении волос, аллергического дерматита.
Мирра предотвращает старение кожи, благоприятствует рассасыванию рубцов, а также укрепляет волосы. Ее включают в состав кремов, которые предназначены для обработки глубоких трещин на ступнях и руках. Полезна мирра для лифтинга и омоложения зрелой кожи, способствует регенерации клеток ткани. Используется в омолаживающих лосьонах и кремах. Измельченный порошок мирры используется в маски и скрабы для лица. Масло мирры освежает, оживляет кожу лица, придает ей бархатистость и матовость. Оно также стимулирует кровоток и способствует скорейшей регенерации тканей. Масло этого лекарственного растения является прекрасным лекарством от бессонницы, депрессии, переутомления. Мирра, как народное средство, применяется при пародонтозе, гингивите, стоматитах, кровоточивости десен, трофических язвах, угревой сыпи, кожных заболеваниях, геморрое, ожирении, нарушении обмена веществ.
Слайд 24

Как народное средство, используют настой мирры при заболеваниях полости рта. Хотя

Как народное средство, используют настой мирры при заболеваниях полости рта. Хотя

настойка вызывает чувство жжения и имеет горьковатый вкус, она имеет хороший заживляющий эффект. Хорошо воздействуя на лечение заболеваний полости рта, в частности заболеваний десен и язв во рту, мирру добавляют во многие зубные пасты, в сочетании с маслом мяты, для подавления горечи. Мирра способствует заживлению слизистых оболочек горла, десен, желудка и кишечника. Широко применяют мирру при реабилитациях, после травм, операций и тяжелых болезней. Обладая противовоспалительным действием, мирра полезна при лечении артрита, ревматизма, подагры. Кроме того, она является хорошим оружием против инфекций в пищеварительной системе, помогает кишечнику бороться со всеми бактериями. Применение мирры способствует уменьшению болезненности менструаций. Оказывает тонизирующее и стимулирующее воздействие на желудочно - кишечный тракт, служит средством от диареи. Для этого необходимо массировать живот по часовой стрелке, используя масло мирры. Она также применяется при лечении заболеваний верхних дыхательных путей: ангине, бронхите, различных инфекциях, обладая вяжущими, а также отхаркивающими свойствами. Мирру назначают при депрессиях, расстройствах сна, переутомлении.
Слайд 25

Smolensk Orthodox Gymnasium 2019 ПОЛОЖЕНИЕ РИЗЫ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ 15 ИЮЛЯ Н.СТ.

Smolensk Orthodox Gymnasium
2019

ПОЛОЖЕНИЕ РИЗЫ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ 15 ИЮЛЯ Н.СТ.

Слайд 26

Слайд 27

Положение Ризы Богоматери. Храмовая икона церкви Ризоположения из села Бородава (мастерская

Положение Ризы Богоматери.
Храмовая икона церкви
Ризоположения из села Бородава
(мастерская

Дионисия (?), 1485 год,
Кирилло-Белозерский музей)
Слайд 28

Слайд 29

Слайд 30

Обратимся к истории обретения ризы Девы Марии и положением её в

Обратимся к истории обретения ризы Девы Марии и положением её в

храм во Влахернах. Положение ризы Пресвятой Богородицы тесно связано с успением Богородицы. Схематично напомним, что Дева Мария получила весть о своём переселении в небесную обитель за три дня до успения. У Неё было время сделать последние распоряжения.
Позаботилась Богородица о своей скудной одежде. Имела Дева Мария только два платья. Их Она оставила двум вдовицам. Эти женщины получали от Неё помощь и служили у Неё. Одна из вдовиц завещала, чтобы этот священный дар всегда передавался по наследству от одной девицы к другой и хранился с великим благоговением. Что и было исполнено. Риза пресвятой Богородицы несколько веков находилась в одной семье в Назарете.
В середине V века святыню хитростью вынесли из дома, где она хранилась столько времени. Случилось так, что путешествующие по святым местам знатные греческие сановники, братья Галвий и Кандид на пути в Иерусалим остановились в Назарете в доме, где пребывала риза Пресвятой Богородицы. Они увидели сияющую и благоухающую внутреннюю комнату, куда поместили ковчег с ризой. Благочестивая хозяйка созналась, что хранит священную реликвию, ризу Богородицы.
Братья замыслили похитить святыню. Они изготовили точно такой же ковчег. На обратном пути из Иерусалима в Константинополь подменили реликварий и увезли с собой святые одежды Девы Марии.
Слайд 31

Братья поместили ковчег в своих владениях недалеко от Константинополя в местечке

Братья поместили ковчег в своих владениях недалеко от Константинополя в местечке

Влахерны, на морском побережье. Специально для святыни они построили небольшой деревянный молитвенный дом.
Вскоре невозможно стало скрывать от людей сокровище. Ежедневно у раки с ризой Пресвятой Богородицы совершались многие чудеса. Объятые ужасом братья поведали о сей святыне византийскому императору Льву и патриарху Геннадию I. С радостью священная риза была принята. Вскоре во Влахернах на берегу одноименного залива построили величественный храм в честь Пречистой Богородицы и поместили туда раку со святыней. В честь этого события церковью установлен праздник «Положение Ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне». Напомню, что празднуется он 15 июля по новому стилю.
В XVII веке частица ризы Пресвятой Богородицы усердием князя Василия Голицына была привезена в Москву и помещена в Успенский собор.
Слайд 32

Позднее в ковчег с Ризой были помещены омофор и часть пояса

Позднее в ковчег с Ризой были помещены омофор и часть пояса

Богородицы, обнаруженные в гробнице Богородицы, вскрытой по решению Шестого вселенского собора. Это обстоятельство отразилось на православной иконографии праздника, объединяющей два события: положение Ризы и положение пояса Богоматери во Влахерне.
О нахождении Ризы Богородицы во Влахерне свидетельствует русский паломник XIV века Стефан Новгородец:
…пошли мы во Влахерну, в церковь святой Богородицы, где находятся риза, и пояс, и головной покров, который на голове её был. А лежит это в алтаре на престоле, спрятанным в ковчеге, так же как и Страсти Господни, и даже еще крепче бережется: приковано железными цепями, а сам ковчег сделан из камня очень искусно.
— «Хождение Стефана Новгородца»
О своём поклонении в 1387 году Ризе пишет и митрополит Киевский и всея Руси Пимен, сообщая, что он в день положения Ризы Богоматери был во Влахерне и целовал там раку, в которой лежат риза и пояс Богородицы.[6]
После пожара 1434 года, уничтожившего Влахернскую церковь, местонахождение Ризы теряется. Известно о нахождении её частиц в разных местах: в России в Ковчеге Дионисия, в Латеранской базилике Рима, Влахернская церковь в Зугдиди и ряде других мест.
Слайд 33

Чудо ризы Девы Марии. Положение ризы Пресвятой Богородицы Самое известное чудо,

Чудо ризы Девы Марии. Положение ризы Пресвятой Богородицы
Самое известное чудо, совершённое

Ризой Пресвятой Богородицы датируется 866-м годом. Тогда войска славянских язычников под предводительством киевских князей Аскольда и Дира пошли войной на Византию и встали под стенами Царьграда.
Во время осады города ризу Богоматери под слезные молитвы народа и пение священных песен принесли на берег моря. Едва коснулась она воды, как дотоле тихое море взволновалось, поднялась буря и разметала корабли неприятеля. Аскольд и Дир, поражённые чудом, приняли христианскую веру.
После чудесного избавления города от врагов в память об этом событии был написан первый Акафист Пресвятой Богородице. Впервые его прочли во Влахернском храме в ночь после свершения чуда. Данный акафист стал частью службы Акафистной Субботы — праздника и чинопоследования Православной Церкви, совершаемого в субботу пятой седмицы Великого поста. Канон к этому празднику был написан в IX веке Иосифом Студитом.
Акафистом Пресвятой Богородице называется хвалебный гимн в её честь. Замечу, что слово “акафист” происходит от греческого «акафистос», что буквально означает «неседален». То есть акафист исполняют стоя.
В московской церкви Ризоположения часть сюжетов стенописи иллюстрирует Акафист Пресвятой Богородице.
Слайд 34

Почитание в России Частица Ризы Богородицы появилась в России в XIV

Почитание в России
Частица Ризы Богородицы появилась в России в XIV веке.


Она была приобретена в Константинополе Дионисием Суздальским в числе прочих реликвий, вошедших в состав «ковчега Дионисия», ставшего значимой реликвией московских великих князей.
В честь праздника Ризоположения было построено множество храмов и монастырей, в том числе в Московском Кремле (Церковь Ризоположения (в Московском Кремле)).
Другая часть Ризы в XVII веке попала в Успенский собор Кремля стараниями князя Василия Голицына.(Не путать с Ризой Господней, положенной в Москве в 1-й пол. XVI века).
После изъятия церковных ценностей советской властью реликвия попала в музеи Московского Кремля. В 2008 году президентом России Дмитрием Медведевым часть Ризы Богородицы в числе прочих реликвий была передана Московской патриархии.
Слайд 35

Храм Ризоположения в Московском Кремле Был построен в 1484—1485 годах, служил

Храм Ризоположения в Московском Кремле

Был построен в 1484—1485 годах, служил молельней

московских митрополитов, а с учреждением патриаршества стал домовой церковью патриархов.

В начале 1990-х годов храм передали Русской православной церкви, и в 1993-м возобновили богослужения по престольным праздникам.
По состоянию на 2018 год северная галерея церкви используется как выставочное пространство, где представлены деревянная скульптура XV—XIX веков из Москвы, Новгорода, Ростова и монастырей Русского Севера, образцы церковного искусства: лики святых, иконы, кресты и другие рельефы. Всего в коллекции около 80 экспонатов

Интерьер церкви отличается стилистическим единством: иконостас, роспись стен и убранство относятся к одному историческому периоду — первой половине XVII века

Слайд 36

Из Богородичных праздников это событие не столь известно, как Благовещение или

Из Богородичных праздников это событие не столь известно, как Благовещение или Успение

Пресвятой Богородицы. Тем не менее, для духовной жизни Москвы этот праздник имеет особое значение. Ведь одна из многочисленных кремлёвских церквей, Ризоположенская, освящена именно в честь праздника Положения ризы Пресвятой Богородицы.

Церковь Ризоположения – старинное здание с уникальной историей, один из ключевых элементов в архитектурном ансамбле Московского Кремля. Строительство этого храма стало ознаменованием сразу двух важнейших для России событий - отделения русского Православия от византийской церкви, а также завершения Смутного времени.

Дошедший до наших дней каменный храм возведен на месте деревянной Церкви Ризоположения, заложенной первым митрополитом русской церкви Ионой в 1451 г. В этот год Москва подверглась одному из последних нашествий татаро-монгольских орд. Правнук хана Тохтамыша, ордынский царевич Мазовша, с боями дошел до Кремля. Предместья Москвы на тот момент уже горели, только чудо могло спасти город от окончательного разорения.

Слайд 37

В память о чуде, спасшем Москву, и была построена деревянная Церковь

В память о чуде, спасшем Москву, и была построена деревянная Церковь

Ризоположения. В 1479 г. храм сгорел, и на его месте было решено возвести каменный собор.

Столетия монгольского владычества привели к утрате традиций строительства домов из камня. Одним из немногих городов, где оставались толковые каменщики, был Псков. Оттуда и были приглашены мастера Мышкин и Кривцов. Псковичам поручили возвести несколько зданий в Москве, включая Церковь Ризоположения в Московском Кремле.

Строительство продолжалось с 1484 по 1485 г. Мышкин и Кривцов переняли многие приемы у знаменитого итальянского зодчего Аристотеля Фиораванти, построившего в Москве Успенский собор. Освятили Церковь Ризоположения в 1486 г., после чего собор на долгое время стал основной резиденцией московского митрополита. Система проходов и каменных арок соединяла храм с двором Патриарха.
В 1737 г. страшный пожар едва не уничтожил храм, а в 1917 г. при обстреле большевиками Кремля одна из стен церкви получила артиллерийскую пробоину.

Слайд 38

Слайд 39

Псковские мастера украсили здание традиционным для северного зодчества орнаментом. На всех

Псковские мастера украсили здание традиционным для северного зодчества орнаментом.

На всех

стенах храма можно разглядеть небольшие углубления: в этих нишах находились иконы, выполненные из цветных камней и стекла.
Слайд 40

До нашего времени дошла лишь одна фреска. Это уникальное произведение искусства

До нашего времени дошла лишь одна фреска. Это уникальное произведение искусства

XVII в. обнаружили реставраторы, занимавшиеся восстановлением фасада церкви в 1996 г.
Слайд 41

Внутреннее убранство Церковь Ризоположения – один из немногих московских храмов, в

Внутреннее убранство
Церковь Ризоположения – один из немногих московских храмов, в которых

сохранилось оригинальное убранство. Статус архитектурного памятника и непосредственное отношение к ансамблю Московского Кремля стало для собора защитой в советское время.

В храме можно увидеть уникальные православные фрески, изображающие земной путь Богородицы. Над фресками работали мастера Осипов и Борисов, выполнявшие самые ответственные поручения царя.

Иконы сочетают традиции русской и византийской иконописи, все образа считаются бесценными шедеврами.

Слайд 42

Слайд 43

Положение ризы Пресвятой Богородицы во Влахернах Икона местного ряда иконостаса. Фрагмент.

Положение ризы Пресвятой Богородицы во Влахернах Икона местного ряда иконостаса. Фрагмент. Назарий

Истомин (?)
Москва, первая половина XVII в

Главная икона храма – «Ризоположение Богородицы». Автором этого удивительного по глубине и качеству художественного воплощения образа стал великий иконописец XVII в. Назарий Истомин.

Слайд 44

Иконостас Церкви Ризоположения также выполнил Истомин. Работы по созданию этого уникального

Иконостас Церкви Ризоположения также выполнил Истомин. Работы по созданию этого уникального

произведения церковного искусства были завершены в 1627 г. Иконостас Истомина стал первым после завершения Смутного времени.