Строение мира

Содержание

Слайд 2

"...братия оставили грехи свои и исследуют небесное" (Древний Патерик, 10:26)

"...братия оставили грехи свои и исследуют небесное"
(Древний Патерик, 10:26)

Слайд 3

Мои мысли - не ваши мысли, ни ваши пути - пути

Мои мысли - не ваши мысли, ни ваши пути - пути

Мои, говорит Господь.
Но как небо выше земли, так пути Мои выше путей ваших, и мысли Мои выше мыслей ваших.
Ис.55:8,9
Слайд 4

История сотворения видимого мира. Особенности создания человека. Образ Божий в человеке.

История сотворения видимого мира.
Особенности создания человека.
Образ Божий в человеке.
Понятие

о душе человека, о рае и о древе жизни.
Назначение человека.
Слайд 5

Свщм. АРСЕНИЙ МАЦИЕВИЧ (Мацеевич) 1697-1772; прославлен в 2000 году. 1723 –

Свщм. АРСЕНИЙ МАЦИЕВИЧ (Мацеевич)
1697-1772; прославлен в 2000 году.
1723 – иеромонах.

1734-1736. Участник (подготовки?) второй Камчатской экспедиции Витуса Беринга. Борец с раскольниками. Знаток Сибири. 1741 – митрополит. Отказался присягать сначала Анне Леопольдовне, затем императрице Елизавете.
(«излишнее ласкательство во унижение или отвержение Крайнего Судии — Самого Христа»). Митрополит Ростовский (1742-1763), член Синода. 1763 - в неделю Торжества Православия прибавил анафему «обидчикам церквей и монастырей» (реакция на секуляризацию церковных владений, проводимую Екатериной II). Извергнут из сана и приговорен к смертной казни (заменена на заключение в монастыре).
Слайд 6

«Взгляд автора (Арсения Мациевича) на характер отношений к расколу отличался строгостию,

«Взгляд автора (Арсения Мациевича) <…> на характер отношений к расколу отличался

строгостию, доходившею до жестокости. <…> раскольников, как врагов церкви и государства, надлежит мечем духовным и гражданским истреблять и искоренять, дабы отнять всякую возможность распространения и усиления раскола; истребление раскольников должно совершаться с большим прилежанием и настойчивостью, чем жидов и других еретиков, живущих в пределах России, <…> раскольники заслуживают не только вечного, но и временнаго мучения и казнения».
— Синайский А. «Отношение церковной власти к расколу старообрядства в первые годы синодального управления при Петре Великом» (1721-1725г.). Санкт-Петербург: Синодальная типография, 1895. С. 150
Слайд 7

Свщм. АРСЕНИЙ МАЦИЕВИЧ (Мацеевич) «Ежели рассудить в тонкость, то Библия у

Свщм. АРСЕНИЙ МАЦИЕВИЧ (Мацеевич)
«Ежели рассудить в тонкость, то Библия у нас

и не особо нужна. Учёный, ежели знает по-гречески, греческую и будет читать; а ежели по-латыни, то латинскую, с которой для себя и для поучения народу российскую <…>, какая ни есть Библия, будет исправлять. Для простого же народа довольно в церковных книгах от Библии имеется.»
Слайд 8

Священное Писание Догматы, богослужебные тексты Толкования свв.отцов; жития Труды богословов Учебники

Священное Писание
Догматы, богослужебные тексты
Толкования свв.отцов; жития
Труды богословов
Учебники
Катехизисы
Проповеди
Статьи, лекции
Личные беседы

Слайд 9

https://ekzeget.ru/bible/bytie/glava-1/ ЛЮБЫЕ ЯЗЫКИ СВЯТООТЕЧЕСКИЕ, БОГОСЛОВСКИЕ

https://ekzeget.ru/bible/bytie/glava-1/

ЛЮБЫЕ ЯЗЫКИ

СВЯТООТЕЧЕСКИЕ,
БОГОСЛОВСКИЕ

Слайд 10

Человек познает мир

Человек познает мир

Слайд 11

Книга Бытия, Γένεσις = «зарождение» Гл. 1. Сотворение мира и человека

Книга Бытия, Γένεσις = «зарождение»
Гл. 1. Сотворение мира и человека (+

2:1-3)
Гл. 2. Детализация повествования о сотворении мира и человека (стих 4 и далее)
(Гл. 3. Грехопадение)
Слайд 12

БОГ אֱלֹהִים = ЭЛОХИМ, «БОГИ» Θεὸς

БОГ
אֱלֹהִים = ЭЛОХИМ, «БОГИ»
Θεὸς

Слайд 13

בְּרֵאשִׁית – БеРЕШИТ = «в начале» בָּרָא – БАРА, «сотворил» В

בְּרֵאשִׁית – БеРЕШИТ = «в начале»
בָּרָא – БАРА, «сотворил»

В начале сотворил

Бог небо и землю. (Быт.1:1)
Слайд 14

В начале сотворил Бог небо и землю. (Быт.1:1) «Небо» – мир

В начале сотворил Бог небо и землю. (Быт.1:1)
«Небо» – мир ангельский

(духовный)
«Земля» – мир видимый
«Небо и земля» = совокупность всего, что сотворил Бог (тварный мир)
Слайд 15

Как упал ты с неба, денница, сын зари! разбился о землю,

Как упал ты с неба, денница, сын зари! разбился о

землю, попиравший народы. 13 А говорил в сердце своем: "взойду на небо, выше звезд Божиих вознесу престол мой и сяду на горе в сонме богов, на краю севера; 14 взойду на высоты облачные, буду подобен Всевышнему". 15 Но ты низвержен в ад, в глубины преисподней.
(Ис.14:12-15)
Слайд 16

Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и

Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и

Дух Божий носился над водою (Быт.1:2).
תֹהוּ וָבֹהוּ = ТОХУ ВаВОХУ = «безвидна и пуста»
«Бездна» (תְהוֹם, техом) - хаос, противящийся Богу.
Слайд 17

1. БОГ СОТВОРИЛ МИР ИЗ САМОГО СЕБЯ 2. БОГ СОТВОРИЛ МИР

1. БОГ СОТВОРИЛ МИР ИЗ САМОГО СЕБЯ

2. БОГ СОТВОРИЛ МИР ИЗ

СОВЕЧНОЙ БОГУ БЕСКАЧЕСТВЕННОЙ СУБСТАНЦИИ (ХАОСА)

3. НЕИЗВЕСТНО

4. …посмотри на небо и землю и, видя все, что на них, познай, что ВСЕ СОТВОРИЛ БОГ ИЗ НИЧЕГО и что так произошел и род человеческий.
(2Макк.7:28)

Слайд 18

И сказал Бог: да будет свет. И стал свет. И увидел

И сказал Бог: да будет свет. И стал свет.
И увидел

Бог свет, что он хорош, и отделил Бог свет от тьмы.
И назвал Бог свет днем, а тьму ночью. И был вечер, и было утро: день один.
(Быт.1:3-5)
אֶחָד (эхад) – один, первый, единственный, единый
Слайд 19

Ибо пред очами Твоими тысяча лет, как день вчерашний, когда он

Ибо пред очами Твоими тысяча лет, как день вчерашний, когда он

прошел, и [как] стража в ночи. (Пс.89:5)
Одно то не должно быть сокрыто от вас, возлюбленные, что у Господа один день, как тысяча лет, и тысяча лет, как один день. (2Пет.3:8)
Слайд 20

И сказал Бог: да будет твердь посреди воды, и да отделяет

И сказал Бог: да будет твердь посреди воды, и да отделяет

она воду от воды. 7 И создал Бог твердь, и отделил воду, которая под твердью, от воды, которая над твердью. И стало так. 8 И назвал Бог твердь небом. И был вечер, и было утро: день второй.
(Быт.1:6-8)
Слайд 21

9 И сказал Бог: да соберется вода, которая под небом, в

9 И сказал Бог: да соберется вода, которая под небом, в

одно место, и да явится суша. И стало так. 10 И назвал Бог сушу землею, а собрание вод назвал морями. И увидел Бог, что [это] хорошо. 11 И сказал Бог: да произрастит земля зелень, траву, сеющую семя дерево плодовитое, приносящее по роду своему плод, в котором семя его на земле. И стало так. 12 И произвела земля зелень, траву, сеющую семя по роду ее, и дерево, приносящее плод, в котором семя его по роду его. И увидел Бог, что [это] хорошо. 13 И был вечер, и было утро: день третий.
(Быт.1:9-13)
Слайд 22

14 И сказал Бог: да будут светила на тверди небесной для

14 И сказал Бог: да будут светила на тверди небесной для

отделения дня от ночи, и для знамений, и времен, и дней, и годов; 15 и да будут они светильниками на тверди небесной, чтобы светить на землю. И стало так. 16 И создал Бог два светила великие: светило большее, для управления днем, и светило меньшее, для управления ночью, и звезды; 17 и поставил их Бог на тверди небесной, чтобы светить на землю, 18 и управлять днем и ночью, и отделять свет от тьмы. И увидел Бог, что [это] хорошо. 19 И был вечер, и было утро: день четвертый.
(Быт.1:14-19)
Слайд 23

И сказал Бог: да будет свет. И стал свет. (первый день

И сказал Бог: да будет свет. И стал свет. (первый день

Творения)
И сказал Бог: да произрастит земля зелень, <…> И стало так. (третий день Творения)
И сказал Бог: да будут светила на тверди небесной для отделения дня от ночи,
(четвертый день Творения)
Слайд 24

20 И сказал Бог: да произведет вода пресмыкающихся, душу живую; и

20 И сказал Бог: да произведет вода пресмыкающихся, душу живую; и

птицы да полетят над землею, по тверди небесной. 21 И сотворил Бог рыб больших и всякую душу животных пресмыкающихся, которых произвела вода, по роду их, и всякую птицу пернатую по роду ее. И увидел Бог, что [это] хорошо. 22 И благословил их Бог, говоря: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте воды в морях, и птицы да размножаются на земле. 23 И был вечер, и было утро: день пятый.
(Быт.1:20-23)
Слайд 25

плодитесь и размножайтесь Обязательной ли была СМЕРТЬ? Или нет?

плодитесь и размножайтесь
Обязательной ли была СМЕРТЬ? Или нет?

Слайд 26

«…когда человек через преступление [заповеди ] оставил позади свое начало вместе

«…когда человек через преступление [заповеди ] оставил позади свое начало вместе

с бытием, он больше не мог постигнуть испытующим взором то, что осталось позади»
Максим Исповедник. Вопросоответы к Фалассию, вопрос LIX.
Слайд 27

СОТВОРЕНИЕ МИРА ГРЕХОПАДЕНИЕ ВСЕМИРНЫЙ ПОТОП ВРЕМЯ ИИСУС ХРИСТОС Крест и Воскресение …се, творю все новое… (Откр.21:5)

СОТВОРЕНИЕ МИРА

ГРЕХОПАДЕНИЕ

ВСЕМИРНЫЙ ПОТОП

ВРЕМЯ

ИИСУС ХРИСТОС Крест и Воскресение

…се, творю все новое…
(Откр.21:5)

Слайд 28

БОЛЬШОЙ ВЗРЫВ (?) САМОЗАРОЖДЕНИЕ ЖИЗНИ, ХИМИЧЕСКАЯ ФИКСАЦИЯ УГЛЕРОДА СОЛНЕЧНАЯ СИСТЕМА ВРЕМЯ

БОЛЬШОЙ ВЗРЫВ (?)

САМОЗАРОЖДЕНИЕ ЖИЗНИ, ХИМИЧЕСКАЯ ФИКСАЦИЯ УГЛЕРОДА

СОЛНЕЧНАЯ СИСТЕМА

ВРЕМЯ

МНОГОКЛЕТОЧНЫЕ ОРГАНИЗМЫ, ВЫХОД РАСТЕНИЙ

И ЖИВОТНЫХ НА СУШУ

ЗЕМЛЯ С БЕСКИСЛОРОДНОЙ АТМОСФЕРОЙ

ФОТОСИНТЕЗ С ВЫДЕЛЕНИЕМ КИСЛОРОДА, «КИСЛОРОДНАЯ КАТАСТРОФА»,
фиксация азота анаэробами

ЧЕЛОВЕК

ЗАТУХАНИЕ СОЛНЦА

«ТЕПЛОВАЯ СМЕРТЬ» ВСЕЛЕННОЙ (?)

СВИДЕТЕЛЬСТВА
БИОЛОГИЧЕСКОЙ ЭВОЛЮЦИИ

Слайд 29

СВИДЕТЕЛИ ЭВОЛЮЦИИ, КОТОРОЙ НЕ БЫЛО (ПОДВАРИАНТ ЖЕСТКОГО КРЕАЦИОНИЗМА, НЕ ТРЕБУЮЩИЙ ИЗМЕНЕНИЯ

СВИДЕТЕЛИ ЭВОЛЮЦИИ, КОТОРОЙ НЕ БЫЛО (ПОДВАРИАНТ ЖЕСТКОГО КРЕАЦИОНИЗМА, НЕ ТРЕБУЮЩИЙ ИЗМЕНЕНИЯ

ФИЗИЧЕСКИХ КОНСТАНТ)

СОТВОРЕНИЕ МИРА

ТВОРЕНИЕ «НАЗАД» СЛЕДОВ БЫТИЯ, КОТОРОГО НЕ БЫЛО. Имитация миллиардов лет эволюции

2021 год от РХ

7530 лет

ТВОРЕНИЕ «ВСЕЙ СИСТЕМЫ СРАЗУ»

Слайд 30

СОТВОРЕНИЕ МИРА ЧЕЛОВЕК ОТ ОБЕЗБЬЯНОПОДОБНОГО ПРЕДКА ПОТОП ВОЧЕЛОВЕЧИВАНИЕ СЫНА БОЖИЯ ГРЕХОПАДЕНИЕ,

СОТВОРЕНИЕ МИРА

ЧЕЛОВЕК ОТ ОБЕЗБЬЯНОПОДОБНОГО ПРЕДКА

ПОТОП

ВОЧЕЛОВЕЧИВАНИЕ
СЫНА БОЖИЯ

ГРЕХОПАДЕНИЕ,
ОБРЕТЕНИЕ
КОЖАНЫХ РИЗ

БОГ ТВОРИТ ЖИВОЕ ПОСРЕДСТВОМ ЭВОЛЮЦИОННОГО

ПРОЦЕССА (?)

Возражение Жоржа Кювье против эволюции: ТЕОРИЯ КАТАСТРОФ (Всемирный Потоп был последним эпизодом)

Слайд 31

СОТВОРЕНИЕ МИРА ЧЕЛОВЕК ОТ ОБЕЗБЬЯНОПОДОБНОГО ПРЕДКА ПОТОП ВОЧЕЛОВЕЧИВАНИЕ СЫНА БОЖИЯ отвергается

СОТВОРЕНИЕ МИРА

ЧЕЛОВЕК ОТ ОБЕЗБЬЯНОПОДОБНОГО ПРЕДКА

ПОТОП

ВОЧЕЛОВЕЧИВАНИЕ
СЫНА БОЖИЯ
отвергается как бессмысленное

ГРЕХОПАДЕНИЕ,
ОБРЕТЕНИЕ
КОЖАНЫХ РИЗ

«ТЕИСТИЧЕСКИЙ ЭВОЛЮЦИОНИЗМ» -

ДВИЖЕНИЕ ОТ ПЕРВИЧНОГО ХАОСА К «ТОЧКЕ ОМЕГА» (Бог во всем)

Тейяр де Шарден. «Феномен человека», «Божественная среда» и др.

Слайд 32

Первородный грех человечества — это состояние «первородного эгоизма», обусловленного эволюционным наследием

Первородный грех человечества — это состояние «первородного эгоизма», обусловленного эволюционным наследием

от животных предков. Все люди рождаются в состоянии себялюбия, то есть, в неспособности любить ближнего и выйти за пределы своего я. Соответственно, в истории человечества не было периода изначального совершенства и бессмертия. Общий же миф о потерянном «золотом веке», фиксируемый в различных древних культурах, говорит об универсальности общечеловеческого опыта потери бессознательной невинности и перехода к травматичному осознанию своего эго, добра и зла, страданий и собственной смертности.
Артём Григорян (2021)
Слайд 33

СОТВОРЕНИЕ МИРА СОТВОРЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА ПОТОП ВОЧЕЛОВЕЧИВАНИЕ СЫНА БОЖИЯ ГРЕХОПАДЕНИЕ, ОБРЕТЕНИЕ КОЖАНЫХ

СОТВОРЕНИЕ МИРА

СОТВОРЕНИЕ
ЧЕЛОВЕКА

ПОТОП

ВОЧЕЛОВЕЧИВАНИЕ
СЫНА БОЖИЯ

ГРЕХОПАДЕНИЕ,
ОБРЕТЕНИЕ
КОЖАНЫХ РИЗ

«АЛЬТЕРИЗМ-1» - ЭВОЛЮЦИЯ ЗАРАБОТАЛА ТОЛЬКО ПОСЛЕ ГРЕХОПАДЕНИЯ


Слайд 34

СОТВОРЕНИЕ МИРА СОТВОРЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА ПОТОП ВОЧЕЛОВЕЧИВАНИЕ СЫНА БОЖИЯ ГРЕХОПАДЕНИЕ, ОБРЕТЕНИЕ КОЖАНЫХ

СОТВОРЕНИЕ МИРА

СОТВОРЕНИЕ
ЧЕЛОВЕКА

ПОТОП

ВОЧЕЛОВЕЧИВАНИЕ
СЫНА БОЖИЯ

ГРЕХОПАДЕНИЕ,
ОБРЕТЕНИЕ
КОЖАНЫХ РИЗ

«АЛЬТЕРИЗМ-2» - ЭВОЛЮЦИЯ ЗАРАБОТАЛА ТОЛЬКО ПОСЛЕ ПОТОПА


Слайд 35

24 И сказал Бог: да произведет земля душу живую по роду

24 И сказал Бог: да произведет земля душу живую по роду

ее, скотов, и гадов, и зверей земных по роду их. И стало так. 25 И создал Бог зверей земных по роду их, и скот по роду его, и всех гадов земных по роду их. И увидел Бог, что [это] хорошо. 26 И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле.
(Быт.1:24-26)
Слайд 36

…не тленным серебром или золотом искуплены вы от суетной жизни, преданной

…не тленным серебром или золотом искуплены вы от суетной жизни, преданной

вам от отцов, 19 но драгоценною Кровию Христа, как непорочного и чистого Агнца, 20 предназначенного еще прежде создания мира, но явившегося в последние времена…
(1Пет.1:18-20)
Слайд 37

27 И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию

27 И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию

сотворил его; мужчину и женщину сотворил их. 28 И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле. 29 И сказал Бог: вот, Я дал вам всякую траву, сеющую семя, какая есть на всей земле, и всякое дерево, у которого плод древесный, сеющий семя; - вам [сие] будет в пищу; 30 а всем зверям земным, и всем птицам небесным, и всякому пресмыкающемуся по земле, в котором душа живая, [дал] Я всю зелень травную в пищу. И стало так. 31 И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма. И был вечер, и было утро: день шестой. (Быт.1:27-31)
Слайд 38

мужчину и женщину сотворил זָכָר וּנְקֵבָה בָּרָא ἄρσεν καὶ θῆλυ ἐποίησεν Захар (זָכָר), Арсений (ἄρσεν)

мужчину и женщину сотворил
זָכָר וּנְקֵבָה בָּרָא
ἄρσεν καὶ θῆλυ ἐποίησεν
Захар (זָכָר), Арсений

(ἄρσεν)
Слайд 39

ЯХВЕ יהוה, «Сущий» «ГОСПОДЬ»

ЯХВЕ
יהוה, «Сущий»
«ГОСПОДЬ»

Слайд 40

И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в

И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в

лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою.
(Быт.2:7)
«(праха) земного» - הָאֲדָמָה - АДАМА
«человек» - הָאָדָם – АДАМ
И нарек Адам имя жене своей: Ева (חַוָּה) , ибо она стала матерью всех живущих (כָּל-חָי). Быт.3:20),
Слайд 41

РАЗДЕЛЕНИЯ БЫТИЯ ПО МАКСИМУ ИСПОВЕДНИКУ разделение между тварным и нетварным, разделение

РАЗДЕЛЕНИЯ БЫТИЯ ПО МАКСИМУ ИСПОВЕДНИКУ
разделение между тварным и нетварным,
разделение тварного

бытия на чувственное и сверхчувственное,
разделение чувственной природы на небо и землю,
разделение земли на рай и остальные области,
разделение человека на мужской и женский пол
«О различных недоумениях»
Слайд 42

ДЛЯ ЧЕГО СОТВОРЕН ЧЕЛОВЕК? Ибо все вы сыны Божии по вере

ДЛЯ ЧЕГО СОТВОРЕН ЧЕЛОВЕК?

Ибо все вы сыны Божии по вере

во Христа Иисуса; все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись. Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе. (Гал.3:26-28)

АФАНАСИЙ ВЕЛИКИЙ: «Бог стал Человеком, чтобы человек стал богом».

Слайд 43

Предсуществование душ (Филон Александрийский, Ориген, гностики) Сотворение каждой души (Иларий, Иероним,

Предсуществование душ (Филон Александрийский, Ориген, гностики)
Сотворение каждой души (Иларий, Иероним, Максим

Исповедник)
Рождение человеческой души подобно телу (Григорий Нисский, Анастасий Синаит)
Неизвестно как (Григорий Богослов).
Слайд 44

И насадил Господь Бог рай в Едеме на востоке, и поместил

И насадил Господь Бог рай в Едеме на востоке, и поместил

там человека, которого создал.
(Быт.2:8)
Рай (сад)
Эдем (в котором рай, גַּן־בְּעֵדֶן)
Земля (на которой Эдем и рай)
Слайд 45

И произрастил Господь Бог из земли всякое дерево, приятное на вид

И произрастил Господь Бог из земли всякое дерево, приятное на вид

и хорошее для пищи, и дерево жизни посреди рая, и дерево познания добра и зла.
(Быт.2:9)
Слайд 46

ИОАНН ДАМАСКИН: «Некоторые представляли себе рай чувственным (Феофил Антиохийский. – А.М.),

ИОАНН ДАМАСКИН: «Некоторые представляли себе рай чувственным (Феофил Антиохийский. – А.М.),

другие – духовным (Григорий Богослов.- А.М.). Но мне кажется, что как человек создан был чувственным и вместе духовным, так и священнейший его удел был и чувственным и духовным. Телом человек водворялся в божественной и прекрасной стране, а душой жил в несравненно высшем и прекраснейшем месте и имел своим домом и светлой ризой Бога»
Слайд 47

И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду

И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду

ты будешь есть, 17 а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь.
(Быт.2:16,17)
Слайд 48

ОСОБЫЕ ДЕРЕВЬЯ РАЯ ДЕРЕВО ПОЗНАНИЯ ДОБРА И ЗЛА ОБЫЧНОЕ ДЕРЕВО (ФЕОДОРИТ

ОСОБЫЕ ДЕРЕВЬЯ РАЯ
ДЕРЕВО ПОЗНАНИЯ ДОБРА И ЗЛА
ОБЫЧНОЕ ДЕРЕВО (ФЕОДОРИТ КИРСКИЙ)
КАК АЛЛЕГОРИЯ

СОЗЕРЦАНИЯ БОЖЕСТВЕННЫХ ТАИН (ГРИГОРИЙ БОГОСЛОВ)
СПОСОБНОСТЬ К САМОПОПОЗНАНИЮ (НЕМЕСИЙ ЭМЕССКИЙ: ««человеку не следовало прежде известной степени совершенствования знать свою природу»; ИОАНН ДАМАСКИН: ««древо познания добра и зла есть... познание собственной природы. Это познание, из себя самого раскрывая величие Творца, прекрасно для совершенных... Но не хорошо оно для тех, которые еще неопытны и подвержены сладострастным влечениям»
НЕИЗВЕСТНО ЧТО (АНАСТАСИЙ СИНАИТ: «истинная природа двух райских деревьев совершенно неизвестна и знание ее не является необходимым для Церкви»)
Слайд 49

ОСОБЫЕ ДЕРЕВЬЯ РАЯ ДРЕВО ЖИЗНИ ИОАНН ДАМАСКИН: «Что же касается древа

ОСОБЫЕ ДЕРЕВЬЯ РАЯ
ДРЕВО ЖИЗНИ
ИОАНН ДАМАСКИН: «Что же касается древа жизни, то

оно было или деревом, имевшим силу подавать жизнь, или деревом, от которого могли питаться только достойные жизни и не подлежащие смерти... Под древом жизни можно разуметь также то величайшее познание, которое мы черпаем из рассмотрения всего чувственного, и тот путь, которым мы чрез это познание восходим к Родоначальнику, Творцу и Причине всего существующего» <…> (человек вкушал) «сладость божественного общения» и «жизнь, не прерываемую смертию»
ТИПВ
Слайд 50

ОСОБЫЕ ДЕРЕВЬЯ РАЯ (ОБА) МАКСИМ ИСПОВЕДНИК: «Древо жизни, как мудрость, обладает

ОСОБЫЕ ДЕРЕВЬЯ РАЯ (ОБА)
МАКСИМ ИСПОВЕДНИК: «Древо жизни, как мудрость, обладает величайшим

отличием от древа познания добра и зла, которое не есть мудрость... Мудрости свойственны ум и разум, а состоянию, противоположному мудрости, свойственны неразумие и чувство... поскольку человек был приведен в бытие состоящим из умной души и чувственного тела... будет древо жизни... умом души, в котором и находится мудрость. Соответственно, древо познания добра и зла [тогда будет] чувством тела, в котором... происходит движение неразумия. И человек, принявший Божественную заповедь - не прикасаться к этому древу опытным и действенным путем, не сохранил ее»
Вопросоответы к Фалассию. 43
Слайд 51

ГРИГОРИЙ БОГОСЛОВ: (Бог) «Дает закон для упражнения свободы. Законом же была

ГРИГОРИЙ БОГОСЛОВ: (Бог) «Дает <…> закон для упражнения свободы. Законом же

была заповедь: какими растениями ему пользоваться и какого растения не касаться. А последним было древо познания <…> оно было хорошо для употребляющих благовременно (потому что древо это, по моему умозрению, было созерцание, к которому безопасно могут приступать только опыт приобретшие), но не хорошо для простых еще и для неумеренных в своем желании; подобно как и совершенная пища не полезна для слабых и требующих молока»
Слово 38
Слайд 52

10 Из Едема выходила река для орошения рая; и потом разделялась

10 Из Едема выходила река для орошения рая; и потом разделялась

на четыре реки. 11 Имя одной Фисон: она обтекает всю землю Хавила, ту, где золото; 12 и золото той земли хорошее; там бдолах и камень оникс. 13 Имя второй реки Гихон: она обтекает всю землю Куш. 14 Имя третьей реки Хиддекель (=Тигр): она протекает пред Ассириею. Четвертая река Евфрат.
(Быт.2:10-14)
Слайд 53

И взял Господь Бог человека, и поселил его в саду Едемском,

И взял Господь Бог человека, и поселил его в саду Едемском,

чтобы возделывать его и хранить его. (Быт.2:15)

«Человеку дано <…> некое послушание от Бога, послушание продолжать дело Божие на земле» (архим.Киприан (Керн), «Восхождение к Фаворскому свету»)

Слайд 54

И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему

И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему

помощника, соответственного ему.
Господь Бог образовал из земли всех животных полевых и всех птиц небесных, и привел к человеку, чтобы видеть, как он назовет их, и чтобы, как наречет человек всякую душу живую, так и было имя ей. И нарек человек имена всем скотам и птицам небесным и всем зверям полевым; но для человека не нашлось помощника, подобного ему.
(Быт.2:18-20)
Слайд 55

Образ Божий в человеке (наиболее распространенное понимание) разум, речь, свобода воли, бессмертная душа.

Образ Божий в человеке (наиболее распространенное понимание)
разум,
речь,
свобода воли,
бессмертная

душа.
Слайд 56

«Апофатическая антропология» ЕПИФАНИЙ Кипрский: «Мы не отрицаем, что все люди сотворены

«Апофатическая антропология»
ЕПИФАНИЙ Кипрский: «Мы не отрицаем, что все люди сотворены по

образу Божию; а как это по образу, мы того не исследуем. <…> человеку принадлежит создание по образу, но как, это знает только сам Бог»
Слайд 57

Григорий НИССКИЙ: «Бог по природе Своей есть все то объемлемое мыслию

Григорий НИССКИЙ: «Бог по природе Своей есть все то объемлемое мыслию

Благо, какое только есть вообще... <…> Потому Слово гласом Своим совокупно обозначило все это, говоря, что человек создан по образу Божию. Это ведь все равно что сказать, что человек сотворен по природе причастником всякого блага. Если Бог - полнота благ, а тот - Его образ, то образ в том и имеет подобие Первообразу, чтобы быть исполненным всякого блага»
Слайд 58

Георгий ФЛОРОВСКИЙ: «образ Божий в человеке онтологически неопределим - иначе и

Георгий ФЛОРОВСКИЙ: «образ Божий в человеке онтологически неопределим - иначе и

быть не может, по непостижимости естества Отображенного...» «Нельзя свести богообразность человека к одной определенной черте»
Василий ЗЕНЬКОВСКИЙ: «за вычетом нескольких общепризнанных толкований, святоотеческое учение об образе Божием до такой степени разноречиво, что приходится удивляться, что по такому существенному пункту в церковном сознании не достигнуто единомыслие»
Слайд 59

ВИКЕНТИЙ Лиринский (5 век) обосновал Consensus patrum: «…верить им (свв.отцам) должно

ВИКЕНТИЙ Лиринский (5 век) обосновал Consensus patrum: «…верить им (свв.отцам) должно

по такому правилу: что только или все они, или большинство их единомысленно принимали, содержали, передавали открыто, часто непоколебимо, как будто по какому предварительному согласию между собою учителей, то считать несомненным, верным и непререкаемым; а о чем мыслил кто, святой ли он или ученый, исповедник ли и мученик, не согласно со всеми или даже вопреки всем, то относить к мнениям личным, сокровенным, частным, отличным от авторитета общего, открытого и всенародного верования…

Иоанн МЕЙЕНДОРФ: «при толковании Быт.1:26-27 не существует «согласия отцов» (consensus patrum)»

Слайд 60

…надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные 1 Кор.11.19

…надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные


1 Кор.11.19
Слайд 61

Владимир ЛОССКИЙ (комментарий на антропологию св.Григория Нисского): «Образ Божий в человеке,

Владимир ЛОССКИЙ (комментарий на антропологию св.Григория Нисского): «Образ Божий в человеке,

поскольку он - образ совершенный, постольку он, по святому Григорию Нисскому, и образ непознаваемый, ибо, отражая полноту своего Первообраза, он должен также обладать и Его непознаваемостью. Поэтому мы и и не можем определить, в чем состоит в человеке образ Божий. Мы не можем постигнуть этого иначе, как только прибегая к идее сопричастности бесконечной благости Божией»
Слайд 62

Владимир ЛОССКИЙ: «человек, как и Бог, существо личное, а не слепая

Владимир ЛОССКИЙ: «человек, как и Бог, существо личное, а не слепая

природа. В этом характер Божественного образа в нем» <…> «то, что соответствует в нас образу Божию, не есть часть нашей природы, а наша личность, которая заключает в себе природу»
Слайд 63

Владимир ЛОССКИЙ: «Как образ Божий, человек - существо личностное, стоящее перед

Владимир ЛОССКИЙ: «Как образ Божий, человек - существо личностное, стоящее перед

Богом. Бог обращается к нему как к личности, и человек ему отвечает» <…> «можно сказать, что сообразность есть отмечающая природу Божественная печать, которая создает личное отношение к Богу, отношение для каждого человеческого существа «уникальное»».
(Из: «Очерк мистического богословия Восточной Церкви»)
Слайд 64

Владимир ШМАЛИЙ, свящ. (из статьи ПЭ): «трансцендентность образа Божия в человеке

Владимир ШМАЛИЙ, свящ. (из статьи ПЭ): «трансцендентность образа Божия в человеке

по отношению к природе подразумевает, что образ Божий не может являться частью природы или элементом природного состава. Выделение отдельных элементов человеческой природы или аспектов человеческого существования как наиболее соответствующих образу, будь то ум, дух, свобода, бессмертие, царственное достоинство, способность самоопределения, творческие возможности, условно. Все эти составляющие <…> отражают образ Божий в человеке, но не исчерпывают» <…> «Различение между личностью и природой воспроизводит в человечестве строй Божественной жизни, выраженный Троичным догматом. Человеческая личность, созданная по образу Божественной личности, не часть существа человеческого, подобно тому как Лица Пресвятой Троицы не части Существа Божественного»
Слайд 65

Будьте совершенны, как совершен Отец ваш небесный (Мф.5:48)

Будьте совершенны, как совершен Отец ваш небесный
(Мф.5:48)

Слайд 66

И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему. (Быт.2:18)

И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему

помощника, соответственного ему.
(Быт.2:18)
Слайд 67

r}z[e a/r_z]e, h/r_z]e

r}z[e

a/r_z]e, h/r_z]e

Слайд 68

…и Ты будь помощником против врагов его. (Втор.33:7) Нет подобного Богу

…и Ты будь помощником против врагов его. (Втор.33:7)
Нет подобного Богу Израилеву,

Который по небесам принесся на помощь тебе и во славе Своей на облаках; (Втор.33:26)
Блажен ты, Израиль! кто подобен тебе, народ, хранимый Господом, Который есть щит, охраняющий тебя, и меч славы твоей? (Втор.33:29)
Да услышит тебя Господь в день печали, да защитит тебя имя Бога Иаковлева. 3 Да пошлет тебе помощь из Святилища и с Сиона да подкрепит тебя. (Пс.19:2,3)
Слайд 69

Душа наша уповает на Господа: Он - помощь наша и защита

Душа наша уповает на Господа: Он - помощь наша и защита

наша; (Пс.32:20)
Ты помощь моя и Избавитель мой; Господи! не замедли. (Пс.69:6)
Некогда говорил Ты в видении святому Твоему, и сказал: "Я оказал помощь мужественному, вознес избранного из народа. Я обрел Давида, раба Моего, святым елеем Моим помазал его…» (Пс.88:20,21)
[Дом] Израилев! уповай на Господа: Он наша помощь и щит. (Пс.113:17)
<…>
Погубил ты себя, Израиль, ибо только во Мне опора твоя. (Ос.13:9)
Слайд 70

21 И навел Господь Бог на человека крепкий сон; и, когда

21 И навел Господь Бог на человека крепкий сон; и, когда

он уснул, взял одно из ребр его, и закрыл то место плотию.
22 И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку. (Быт.2:21,22)
e/l[u – ребро, сторона, бок, боковая комната (ярус), доска, бревно, половинка двери; πλευρά - ребро, бок, сторона, фланг, окраина, край.
Слайд 71

23 И сказал человек: вот, это кость от костей моих и

23 И сказал человек: вот, это кость от костей моих и

плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа. 24 Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут одна плоть. 25 И были оба наги, Адам и жена его, и не стыдились.
(Быт.2:23-25)
Слайд 72

ИОАНН ЗЛАТОУСТ на Быт.2:24: (Господь даровал Адаму) «в самом начале жизнь

ИОАНН ЗЛАТОУСТ на Быт.2:24: (Господь даровал Адаму) «в самом начале жизнь

ангельскую <…> излив на него бесчисленные благодеяния, а сверх всего другого, удостоив его и дара пророческого»
Слайд 73

Муж и жена как некое «одно»: ИШ и ИШША Vvyia и h+Vvfia

Муж и жена как некое «одно»:
ИШ и ИШША
Vvyia и h+Vvfia

Слайд 74

Св.ФИЛАРЕТ (Дроздов), «Учение о семейной жизни»: « рассматривание животных, сотворенных по

Св.ФИЛАРЕТ (Дроздов), «Учение о семейной жизни»: «<…> рассматривание животных, сотворенных по

четам, привело человека к мысли о чете человеческой. Было ли особенное намерение Божие ввести его в сию мысль или он вошел в нее, только следуя образам чувственного мира, сего вопроса Моисей не разрешает. По крайней мере, Бог оправдывается в сотворении опасной помощницы тем, что человек сам измыслил ее».
Слайд 75

ЕФРЕМ СИРИН: «Под именем помощника разумеется Ева. Хотя помощниками человеку стали

ЕФРЕМ СИРИН: «Под именем помощника разумеется Ева. Хотя помощниками человеку стали

звери и скоты, но пригоднее для него был бы помощник из его же рода. И Ева, кроме попечения о делах домашних, кроме заботы об овцах, волах и стадах других животных, могла, по возможности, быть помощницей мужу в постройках, вязаниях и других художествах. Хотя животные находились в рабстве у человека, но в этом не могли оказывать ему помощи. Потому Бог сотворил ему такую помощницу, которая бы вместе с ним имела о всем попечение и во многом помогала ему.»
Слайд 76

Бл. АВГУСТИН: «А если жена сотворена не для рождения детей, то

Бл. АВГУСТИН: «А если жена сотворена не для рождения детей, то

для чего? <…>
я не нахожу, для какой помощи мужу была сотворена жена, если не иметь при этом в виду деторождения».
О книге Бытия буквально, 9
Слайд 77

11 Жена да учится в безмолвии, со всякою покорностью; 12 а

11 Жена да учится в безмолвии, со всякою покорностью;
12

а учить жене (я) не позволяю, ни властвовать над мужем, но быть в безмолвии.
13 Ибо прежде создан Адам, а потом Ева;
14 и не Адам прельщен; но жена, прельстившись, впала в преступление;
15 впрочем спасется через чадородие, если пребудет в вере и любви и в святости с целомудрием. (1Тим.2:11-15)
Слайд 78

И были оба наги, Адам и жена его, и не стыдились.

И были оба наги, Адам и жена его, и не стыдились.

(Быт.2:25)
ЕФРЕМ СИРИН: «Имена, нареченные Адамом, достаточно удостоверяют нас в его мудрости (Быт. 2:20). Сказанное же: делати... и хранити рай (Быт. 2:15), – дает нам знать о его телесной крепости. <…> Не стыдились же они потому, что облечены были славой. Но когда после преступления заповеди эта слава была отнята от них, они устыдились <…>
Слайд 79

ИОАНН ЗЛАТОУСТ (или СЕВЕРИАН ГАВАЛЬСКИЙ): «Где можешь ты видеть человека нагим

ИОАНН ЗЛАТОУСТ (или СЕВЕРИАН ГАВАЛЬСКИЙ): «Где <…> можешь ты видеть человека

нагим и нестыдящимся? Ты находишь его во Христе. Петр, Иоанн и Иаков пришли ко гробу, ища тело, и не нашли его, а нашли свернутые одежды, дабы явно было, что после воскресения Хри­ста в Нем восстановляется древний образ Адама, и Он пре­бывает без одежд, но не нагим, а одетым. Воскрес Хри­стос, и слагает с Себя одежды, в которые облекся Адам; был наг и нагим не казался.»
Слайд 80

ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ БРАК КАК ОТКАЗ ОТ БОГА АФРААТ (ИАКОВ) МУДРЫЙ (первая половина

ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ БРАК КАК ОТКАЗ ОТ БОГА
АФРААТ (ИАКОВ) МУДРЫЙ (первая половина IV

века, Персия): «<…> человек в своем изначальном состоянии любил и почитал Бога, своего Отца, и Святого Духа, свою Матерь. Он не знал никакой другой любви. Для того чтобы взять жену, человек покидает своих Мать и Отца <…>. И этим ум его обращен к миру. Его душа и разум отпадают от Бога и влекутся в этот мир, которым он восхищается и которым утешается, как женою юности своей (Притч. 5:18). Любовь к жене отлична от любви к отцу и матери. Писание добавляет: и будут одна плоть. Это правда, что некоторые люди становятся одной плотью и душою с их женами, и их умы и мысли отдаляются от отцов и матерей. Так что тот, кто никогда не вступает в брак и остается один, имеет один дух и ум со своим Отцом.»
Слайд 81

утешайся женою юности твоей, любовью ее услаждайся постоянно. (Прит.5:18,19)

<…> утешайся женою юности твоей, <…> любовью ее услаждайся постоянно.
(Прит.5:18,19)

Слайд 82

не все вмещают слово сие, но кому дано, есть скопцы, которые

<…> не все вмещают слово сие, но кому дано, <…> есть

скопцы, которые сделали сами себя скопцами для Царства Небесного. Кто может вместить, да вместит.
(Матф.19:11,12)
Слайд 83

….Ибо Господь так говорит об евнухах: которые хранят Мои субботы и

….Ибо Господь так говорит об евнухах: которые хранят Мои субботы и

избирают угодное Мне, и крепко держатся завета Моего, - тем дам Я в доме Моем и в стенах Моих место и имя лучшее, нежели сыновьям и дочерям; дам им вечное имя, которое не истребится.
(Ис.56:4,5)
Слайд 84

Гангрский собор, сер.4-го века (340 или чуть позднее) Пр. 1. Аще

Гангрский собор, сер.4-го века (340 или чуть позднее)
Пр. 1. Аще кто

порицает брак, и женою верною и благочестивою, с мужем своим совокупляющеюся, гнушается, или порицает оную, яко не могущую внити в царствие: да будет под клятвою.
Пр. 9. Аще кто девствует, или воздерживается, удаляяся от брака, яко гнушающийся им, а не ради самые доброты и святыни девства: да будет под клятвою.
Пр. 10. Аще кто из девствующих ради Господа будет превозноситися над бракосочетавшимися: да будет под клятвою.
Слайд 85

ТЕРТУЛЛИАН: «…они двое в единой плоти: где одна плоть, там и

ТЕРТУЛЛИАН: «…они двое в единой плоти: где одна плоть, там и

дух один. <…> Они равны в Церкви Божией и на трапезе Божией, равно делят гонения и отдых, ничего друг от друга не скрывают, друг другом не тяготятся... Господь радуется, видя их единодушие, посылает мир в их дом и пребывает с ними вместе»
К жене. 2, 9
Слайд 86

ГРИГОРИЙ БОГОСЛОВ: «Смотри, что доставило людям благоразумное супружество. Кто научил вожделенной

ГРИГОРИЙ БОГОСЛОВ: «Смотри, что доставило людям благоразумное супружество. Кто научил вожделенной

мудрости? Кто открыл глубины, какие замыкали в себе и земля, и море, и небо? Кто дал законы городам, и еще прежде сего, кто воздвиг города и изобрел искусства? Кто наполнил торжища, дома и ристалища?.. Кто в благоухающем храме собрал песнословящий лик? Кто как не супружество? Кто кроме него совокупил между собою самое отдаленное?.. Составляя одну плоть, супруги имеют и одну душу, и взаимной любовью одинаково возбуждают друг в друге усердие к благочестию. Супружество не удаляет от Бога, а напротив - более привязывает к Нему»
Похвала девству
Слайд 87

ГРИГОРИЙ БОГОСЛОВ: «Смотри, что доставило людям благоразумное супружество. Кто в благоухающем

ГРИГОРИЙ БОГОСЛОВ: «Смотри, что доставило людям благоразумное супружество. <…> Кто в

благоухающем храме собрал песнословящий лик? Кто как не супружество? Кто кроме него совокупил между собою самое отдаленное?.. Составляя одну плоть, супруги имеют и одну душу, и взаимной любовью одинаково возбуждают друг в друге усердие к благочестию. Супружество не удаляет от Бога, а напротив - более привязывает к Нему»
Похвала девству
Слайд 88

БРАК КАК СИМВОЛ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ЕДИНСТВА БЫТИЯ

БРАК КАК СИМВОЛ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ЕДИНСТВА БЫТИЯ

Слайд 89

БРАК как ВОССТАНОВЛЕННОЕ ЕДИНСТВО Я восстановлю союз Мой с тобою, и

БРАК как ВОССТАНОВЛЕННОЕ ЕДИНСТВО
Я восстановлю союз Мой с тобою, и узнаешь,

что Я Господь, для того, чтобы ты помнила и стыдилась, и чтобы вперед нельзя было тебе и рта открыть от стыда, когда Я прощу тебе все, что ты делала, говорит Господь Бог. (Иез.16:62,63)
Слайд 90

ЗАПОВЕДИ ДО ГРЕХОПАДЕНИЯ Плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю и обладайте

ЗАПОВЕДИ ДО ГРЕХОПАДЕНИЯ
Плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю и обладайте ею,

и владычествуйте над рыбами морскими и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле (Быт.1:28)
Питайтесь растениями (травой и плодами деревьев) (Быт.1:29)
Возделывайте и храните сад Едемский (Быт.2:15)
Не вкушайте плодов от дерева познания добра и зла (Быт.2:17)
Учитесь управлять миром (… Господь Бог образовал из земли всех животных полевых и всех птиц небесных, и привел к человеку, чтобы видеть, как он назовет их, и чтобы, как наречет человек всякую душу живую, так и было имя ей. (Быт.2:19)