Своеобразие русской архитектуры. История изобразительного искусства

Содержание

Слайд 2

Православный храм представляет - сложный, неисчерпаемый в своей обозримости символ. Расположение

Православный храм представляет - сложный, неисчерпаемый в своей обозримости символ. Расположение

храма, его архитектура, убранство, система росписи символически выражают то, что непосредственно изобразить невозможно.
Храм как целостный символ - это и образ Вселенной, и Дом Божий , и корабль Спасения

Успенский собор во Владимире

Слайд 3

В основе структуры православного храма лежит крестово-купольная схема. Крест – символ

В основе структуры православного храма лежит крестово-купольная схема. Крест – символ

распятия и жертвенности за грехи человечества.

Крест – главный христианский символ

Крестово-купольный тип храма

Слайд 4

Православный крест, воздвигаемый над храмом, имеет, в основном, восьмиконечную форму, иногда

Православный крест, воздвигаемый над храмом, имеет, в основном, восьмиконечную форму, иногда

в его основании находится полумесяц, имеющий очень много присваиваемых ему символических значений, одно из которых – якорь христианской надежды на спасение по вере в крестные заслуги Христа.
Восемь концов Креста означают восемь основных периодов в истории человечества, где восьмой – это жизнь Будущего Века.
Надглавные кресты имеют множество форм и символических значений
Слайд 5

Царь царствующих Трилистник

Царь царствующих

Трилистник

Слайд 6

Мерило праведное Солнце, вознесшееся на Крест

Мерило праведное

Солнце, вознесшееся на Крест

Слайд 7

Аз есмь виноградная лоза Оружие невидимой брани

Аз есмь виноградная лоза

Оружие невидимой брани

Слайд 8

Аркатурный пояс - это поэтический рассказ о жизни святых в райском

Аркатурный пояс - это поэтический рассказ о жизни святых в райском саду

Аркатурно-колончатый

пояс Дмитриевского собора во Владимире
Слайд 9

Окна Внутри храма на окнах, на откосах окон сверху очень часто

Окна
Внутри храма на окнах, на откосах окон сверху очень часто

пишутся образы Архангелов, Ангелов или Херувимов, а по бокам образы Святых, так как понятия святости и света тесно связаны между собой.

Церковь Флора и Лавра. Москва

Слайд 10

Символика материалов: Камень – символ Самого Христа, твердую веру во Христа.

 Символика материалов:
Камень – символ Самого Христа,  твердую веру во Христа. Множество камней в

мире символизирует множество верных;
Дерево – символ Древа Жизни райского сада, в котором пребывают праведные души

Храм Петра и Павла 12в. Смоленск

Успенская церковь 18в. Карелия

Слайд 11

Особенности средневековой русской архитектуры Форма куполов: - Сферическая форма византийских куполов

Особенности средневековой русской архитектуры

Форма куполов:
- Сферическая форма византийских куполов символизирует вечность.
-

Шлемовидная форма символизирует духовную брань (борьбу), которую Церковь ведет с силами зла.
- Форма луковицы символизирует пламя свечи."Наша отечественная луковица воплощает в себе идею глубокого молитвенного горения к небесам, через которое наш земной мир становится причастным к потустороннему богатству. Это завершение русского храма – как бы огненный язык, увенчанный крестом и к кресту заостряющийся». Е.Н. Трубецкой.
- Купола-зонтики разделены на сегменты ребрами, расходящимися от центра к основанию купола.
Слайд 12

сферический шлемовидный луковичный зонтичный

сферический

шлемовидный

луковичный

зонтичный

Слайд 13

Храмовое многоглавие 1Одноглавый храм: купол знаменует собой единство Бога, совершенство творения.

Храмовое многоглавие

1Одноглавый храм: купол знаменует собой единство Бога, совершенство

творения.
•2Двуглавый храм: два купола символизируют два естества Богочеловека Иисуса Христа, две области творения (ангельскую и человеческую).
3Трехглавый храм: три купола символизируют Пресвятую Троицу.
• 4 Четырехглавый храм: четыре купола символизируют Четвероевангелие, четыре стороны света.
• 5 Пятиглавый храм: пять куполов, один из которых возвышается над другими, символизируют Иисуса Христа и четырех евангелистов.
• 7 Семиглавый храм: семь куполов символизируют семь Таинств Церкви, семь Вселенских Соборов, семь добродетелей.
• 9 Девятиглавый храм: девять куполов символизируют девять чинов ангельских.
• 13 Тринадцатиглавый храм: тринадцать куполов символизируют Иисуса Христа и двенадцать апостолов.
• 12 Двадцать пять глав могут быть знамением апокалиптического видения престола Святой Троицы и двадцати четырех старцев (Откр. 11, 15—18) или обозначать похвалу Пресвятой Богородице, в зависимости от посвящения храма.
• 33 Тридцать три главы — число земных лет Спасителя.

Раскрывает в числовой символике иерархию устроения небесной Церкви

Слайд 14

Слайд 15

Цвет купола • Золото - символ небесной славы. Золотые купола были

Цвет купола

• Золото - символ небесной славы. Золотые купола были у

главных храмов и у храмов, посвященных Христу и двунадесятым праздникам. Золочение куполов — чисто православная традиция, которая не встречается у других конфессий. Золото - символ вечности, нетления, царственности и небесной славы. Недаром одним из даров, принесенных волхвами младенцу Иисусу, было именно золото.

• Купола синие со звездами венчают храмы, посвященные Богородице, потому что звезда напоминает о рождении Христа от Девы Марии.

Успенский собор.
Рязань

Слайд 16

• Зеленые купола венчают храмы, посвященные Святой Троице, потому что зеленый

• Зеленые купола венчают храмы, посвященные Святой Троице, потому что зеленый

— цвет Святого Духа. Или же храмы, посвященные святым (эти купола могут быть и серыми/серебряными)
• Черные купол встречается в монастырях – это цвет монашества.
• Необычная форма и яркая раскраска куполов, как, например, у храма Спаса-на-Крови в Санкт-Петербурге, говорит о красоте Небесного Иерусалима.

Софийский собор. Киев

Храм Спас-на-Крови. Санкт-Петербург

Слайд 17

Храм как памятник важнейшим историческим событиям Собор Покрова Пресвятой Богородицы (храм

Храм как памятник важнейшим историческим событиям

Собор Покрова Пресвятой Богородицы (храм Василия

Блаженного, 1555-1560, Барма и Постник) ознаменовал взятие Казани и Астрахани и освобождение Руси от иноземного ига.

Церковь Вознесения в селе Коломенском, 1532 возведена в честь рождения Иоанна IV.

Слайд 18

Композиция шатровых храмов Шатровый тип храма возник в московской архитектуре 2

Композиция шатровых храмов

Шатровый тип храма возник в московской архитектуре 2

пол. 16-нач. 17вв. Шатром в архитектуре называется завершение башен, храмов в виде четырехгранной или восьмигранной пирамиды.
Геометрическая форма восьмигранного шатра, в плане образующая подобие восьмиконечной Вифлеемской звезды, позволяет истолковывать такие храмы как образ Богоматери.
Первым шатровым храмом была церковь Вознесения в селе Коломенском (1532г)
Шатровые купола были запрещены церковными властями еще в начале 17 века и оставались только на колокольнях.
Слайд 19

Структура шатрового храма: четверик на восьмерике, шатер на восьмерике

Структура шатрового храма: четверик на восьмерике, шатер на восьмерике

Слайд 20

Огненные храмы 17 века церковь Николы Посадского. Коломна Кокошники, треугольные или

Огненные храмы 17 века

церковь Николы Посадского.
Коломна

Кокошники, треугольные или с заостренным

верхом – принадлежность так называемых «огненных» храмов. Их образ связывают с сиянием небесных сил. В кокошниках храмов изображались Ангелы или их символы: квадраты, ромбы, треугольники, шары. Они несут декоративную функцию.

Старый собор Донского монастыря

кокошники

Слайд 21

Многоярусные храмы Церковь Покрова Богородицы в Филях, 1693 Церковь Преображения Господня

Многоярусные храмы

Церковь Покрова Богородицы в Филях, 1693

Церковь Преображения Господня на о-ве

Кижи, Карелия. 1714 г.

Стали появляться в конце 17 века как влияние западноевропейской архитектуры и стиля барокко (т.н. стиль нарышкинское барокко)

Слайд 22

Сооружение, соединяющие в себе различные архитектурные типы Церковь Рождества в Путинках в Москве, 1649-1652

Сооружение, соединяющие в себе различные архитектурные типы

Церковь Рождества в Путинках в

Москве, 1649-1652