Закон Божий

Содержание

Слайд 2

Божественная Литургия ЛИТУРГИЯ «ОГЛАШЕННЫХ»

Божественная Литургия
ЛИТУРГИЯ
«ОГЛАШЕННЫХ»

Слайд 3

Вторая часть Литургии называется Литургией "оглашенных" потому, что при совершении ее

Вторая часть Литургии называется Литургией "оглашенных" потому, что при совершении ее

могут присутствовать и оглашенные, т. е. готовящиеся к принятию Святого Крещения, а также кающиеся, отлученные за тяжкие грехи от Святого Причащения.
Слайд 4

Диакон, получивши благословение от священника, выходит из алтаря на амвон (место

Диакон, получивши благословение от священника, выходит из алтаря на амвон (место

против царских врат) и громко произносит: "Благослови, владыко!", т. е. благослови начать службу и собравшимся верующим участвовать в молитвенном прославлении Бога.
Слайд 5

Священник в первом своем возгласе прославляет Святую Троицу: "Благословено (т. е.

Священник в первом своем возгласе прославляет Святую Троицу: "Благословено (т. е. достойно

прославления) царство Отца, и Сына, и Святаго Духа, ныне и присно (всегда), и во веки веков (вечно). Во время возгласа священник берет Евангелие, лежащее на Престоле, и начертывает им в воздухе знак креста.
Слайд 6

Божественная литургия начинается возгласом: «Благословенно Царство Отца и Сына, и Святаго

Божественная литургия начинается возгласом: «Благословенно Царство Отца и Сына, и Святаго

Духа…» С возвещения Царства, с благовествования о том, что Царство Божие к нам приблизилось, начинается проповедь Спасителя. «Пришел Иисус в Галилею, проповедуя Евангелие Царства Божия и говоря, что исполнилось время и приблизилось Царствие Божие: покайтесь и веруйте во Евангелие» (Мк. 1, 14-15).
Царство Божие – это правление Божие. Бог уже сейчас правит этим миром, через верных ему людей – христиан, а прежний князь мира – диавол изгоняется вон из всех сфер жизни. Воля Божия осуществляется, Царство Божие, подобно растению, возрастает...
Слайд 7

В богослужении нет ничего случайного. Даже расположение священников имеет значение. Спереди

В богослужении нет ничего случайного. Даже расположение священников имеет значение. Спереди

Престола стоит предстоятель (так называется священник, возглавляющий службу). Другие священники сослужат ему, то есть, служат вместе с ним. Справа от предстоятеля молятся старшие. Слева – стоят младшие. Сбоку от предстоятеля – место диаконов.
Слайд 8

Вся Церковь (сегодня – устами певцов хора) отвечает ему: «Аминь», что

Вся Церковь (сегодня – устами певцов хора) отвечает ему: «Аминь», что

значит: «Истинно так!» Бог начинает действовать и среди верующих в Него творит Царство.
Слайд 9

Затем диакон произносит великую ектению, в которой перечисляются разнообразные христианские нужды

Затем диакон произносит великую ектению, в которой перечисляются разнообразные христианские нужды

и наши прошения к Господу.

Диакон стоит лицом к алтарю, впереди всех, на возвышенной площадке перед Царскими вратами – амвоне. Он воздевает руку с орарем (лентой, которую носит на левом плече) и призывает: «Миром Господу помолимся!»

Слайд 10

Ектения – очень важная часть богослужения. С самых первых веков христианства

Ектения – очень важная часть богослужения. С самых первых веков христианства

верующие за богослужением много раз восклицали: «Господи, помилуй!» Чтобы помочь малообразованным христианам выразить свои мысли, чувства, были составлены прошения. Вот эти прошения – целый их список – и возглашал священник (или диакон) за службой, а народ отвечал: «Господи, помилуй»! Так возникли ектении, которых сегодня существует множество.
Слайд 11

Великая ектения начинается напоминанием, что молиться Господу нужно "миром", то есть

Великая ектения начинается напоминанием, что молиться Господу нужно "миром", то есть

примирившись со всеми, не имея ни на кого гнева или вражды; по учению Спасителя, мы не можем приносить Богу дары, если имеем "что-нибудь против ближнего" (Матф. 5, 23-24). Высшее благо, о котором следует молиться, это - душевный мир и спасение души: о свышнем (небесном) мире и спасении душ наших"; этот мир есть то спокойствие совести, то отрадное чувство, которое мы испытываем, напр., после внимательной исповеди и достойного причащения Св. Таин, в участливом отношении к судьбе ближнего, после всякого доброго дела; этот мир Спаситель преподал апостолам в прощальной беседе на Тайной Вечери (Иоан. 14, 27). "О мире всего мира" - чтобы не было раздоров и вражды между народами и государствами во всем мире (вселенной). "О благостоянии святых Божиих церквей", - чтобы православные церкви во всех государствах твердо и непоколебимо, на основании Слова Божия и правил Вселенской Церкви, исповедывали святую православную веру, не увлекаясь гибельными ересями и не допуская раскола, "о соединении всех" верующих в единое стадо Христово (Иоан. 10, 16). Молимся "о святем храме сем", который составляет главную святыню прихода и должен быть предметом особенного попечения каждого прихожанина, чтобы Господь сохранил его от пожара, воров и других несчастий, и о тех, кто входит в него ("в онь") с искреннею верою, благоговением и страхом Божиим. - Молимся о патриархах, митрополитах, архиепископах и епископах, потому что им принадлежит главный надзор за чистотою Христианской Веры и нравственности; о благоверных правителях, которые охраняют свободу Православной Веры и общий законный порядок для мирной жизни всех граждан - "О граде сем (или веси- - селении) в котором мы живем и трудимся, о "всяком граде, стране, и верою живущих в них", молимся также по чувству христианской любви и о всех других городах и окрестностях (стране - стороне) его и о всех живущих в них верующих людях - "О благорастворении воздухов, о изобилии плодов земных, и временех мирных": молимся о хорошей благотворной погоде, чтобы земля дала изобилие всех плодов, необходимых для пропитания всех жителей страны, - и о времени мирном, чтобы среди граждан не было вражды или борьбы, отвлекающей от мирного и честного труда. - "О плавающих, путешествующих, недугующих (больных), страждущих (у кого много горя и скорби на душе), плененных и о спасении их" - все эти лица, преимущественно пред всеми, нуждаются в Божественной помощи и нашей молитве. Молимся: "О избавитися нам от всякия скорби, гнева и нужды". - Затем просим Господа, чтобы Он заступил и сохранил нас не по делам нашим или заслугам нашим, которых у нас нет, а единственно по своей милости (благодати), - "Заступи, спаси, помилуй и сохрани нас, Боже, Твоею благодатию". В последних словах ектении, "помянувше", т. е. призвав на помощь, Божию Матерь и всех святых, мы предаем, поручаем Христу Богу себя и друг друга, чтобы Он руководил нами по Своей премудрой воле. Священник заканчивает великую ектению возгласом: "яко (потому что) подобает (приличествует, следует) Тебе всякая слава, честь и поклонение Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков": содержащим в себе, по образцу молитвы Господней, славословие, прославление Господа Бога.
Слайд 12

У него в правой руке орарь. Орарь – это особая лента,

У него в правой руке орарь. Орарь – это особая лента,

надеваемая на левое плечо. Само это слово – от греческого «оро» – «внимаю», «наблюдаю». Так эта лента называлась с древности, потому что задача диакона – наблюдать за порядком богослужения и призывать прихожан в определенное время к молитве.

Справа от диакона – хор. Хор стоит на клиросе, специальной возвышенной площадке (так это слово с греческого и переводится).

На каждое прошение диакон крестится и кланяется.

Слайд 13

Священник в это время в алтаре тайно молится, чтобы Господь призрел

Священник в это время в алтаре тайно молится, чтобы Господь призрел

на этот храм и молящихся в нем и исполнил бы их нужды.
Слайд 14

После великой ектении поются псалмы 102-й: "Благослови, душе моя, Господа ...

После великой ектении поются псалмы 102-й: "Благослови, душе моя, Господа ...

и 145-й: "Хвали, душе моя. Господа" ..., разделяемые малой ектенией: "паки и паки (еще, опять) миром Господу помолимся".

Маковский К.Е. Певчие на клиросе.

Слайд 15

В означенных псалмах изображены благодеяния Божии роду человеческому: сердце (душа) христианина

В означенных псалмах изображены благодеяния Божии роду человеческому: сердце (душа) христианина

должно прославлять (благословлять) Господа, очищающего и исцеляющего наши душевные и телесные немощи, исполняющего благие наши желания, избавляющего от истления жизнь нашу, - и не забывать всех Его благодеяний (воздаяний); Господь - щедр, милостив и долготерпелив; Он хранит истину во век, творит суд обидимым, даст пищу алчущим, освобождает заключенных (решить окованные), любит праведников, принимает сирот и вдов и наказывает грешников...
Слайд 16

Псалмы эти называются изобразительными, а так как петь их положено на

Псалмы эти называются изобразительными, а так как петь их положено на

двух клиросах попеременно, то по-гречески они называются также "антифонами".
Слайд 17

В двунадесятые Господни праздники изобразительные псалмы (антифоны) не поются; вместо них

В двунадесятые Господни праздники изобразительные псалмы (антифоны) не поются; вместо них

поются особые стихи из других псалмов, соответствующие празднуемому событию. За каждым стихом первого праздничного антифона поется припев: "Молитвами Богородицы, Спасе, спаси нас!" А за каждым стихом второго антифона, смотря по празднику: "Спаси нас, Сыне Божий, рождейся от Девы" (в Рождество Христово) или: "во Иордане крестивыйся" (в Крещение Господне) или: "Воскресый из мертвых" (в Пасху) и тому подобное ... "поющия Ти: аллилуиа!" (хвалите Бога).
Слайд 18

По окончании второго антифона всегда поется песнь: "Единородный Сыне и Слове

По окончании второго антифона всегда поется песнь: "Единородный Сыне и Слове

Божий …

Соломаткин Л.И.
На клиросе 1877

Слайд 19

В этой песне изложено православное учение о Втором Лице Св. Троицы

В этой песне изложено православное учение о Втором Лице Св. Троицы

- Сыне Божием, Иисусе Христе; Единородный (единственный по существу) Сын и Слово Божие, Христос Бог, будучи бессмертным, сделался человеком, не переставая быть Богом ("непреложно" - неизменно "вочеловечивыйся"), принявши человеческую плоть (тело) от Свят. Богородицы и Приснодевы Марии и будучи распят, Он Своею смертью победил нашу смерть "смертию смерть поправый", один из трех Лиц Св. Троицы, прославляемый наравне с Отцом и Св. Духом.
Слайд 20

Далее следует малая ектения и пение блаженств евангельских (Матф. 5, 3-12).

Далее следует малая ектения и пение блаженств евангельских (Матф. 5, 3-12).

Диакон.

Рябушкин А.П. 1888

В великие Господни праздники, вместо евангельских блаженств, поется несколько раз соответствующий тропарь со стихами.

Слайд 21

В «блаженствах» указывается, что христианин, испрашивая милости у Бога, должен иметь

В «блаженствах» указывается, что христианин, испрашивая милости у Бога, должен иметь

смирение духа (духовную нищету), сокрушаться о своих грехах, быть кротким (незлобивым), поступать по правде Божией, иметь чистоту в сердце, быть милосердым к ближнему, умиротворять враждующих, быть терпеливым во всех испытаниях, готовым перенести поношение, изгнание ("ижденут") и смерть за Христа, т. е. быть исповедником Его, за каковой подвиг ожидает великая награда ("мзда") на небесах.
Слайд 22

Проповедь Иисуса Христа Лебедев К.В.

Проповедь Иисуса Христа
Лебедев К.В.

Слайд 23

Нагорная проповедь Поленов В.Д.

Нагорная проповедь
Поленов В.Д.

Слайд 24

При пении евангельских блаженств царские врата открываются для малого входа.

При пении евангельских блаженств царские врата открываются для малого входа.

Слайд 25

В конце "блаженств" священник дает диакону с Престола Святое Евангелие, и

В конце "блаженств" священник дает диакону с Престола Святое Евангелие, и

диакон в предшествии свещеносцев идет из алтаря на амвон – площадку перед Царскими вратами.
Слайд 26

Следом идет священник, который про себя или вполголоса читает молитву: «Владыко

Следом идет священник, который про себя или вполголоса читает молитву: «Владыко

Господи, Боже наш, установивший на Небесах чины и воинства Ангелов и Архангелов… Да войдут вместе с нами святые Твои Ангелы, чтобы служить вместе с нами и славословить Твою благость».
Слайд 27

Этот выход священнослужителей с Святым Евангелием называется малым входом, в отличие

Этот выход священнослужителей с Святым Евангелием называется малым входом, в отличие

от следующего великого входа, и напоминает верующим первый выход Иисуса Христа на всемирную проповедь.
Слайд 28

Иванов А.А. Явление Христа народу. 1855

Иванов А.А. Явление Христа народу. 1855

Слайд 29

Священнослужители выходят на амвон. Диакон, встав боком к Царским вратам и

Священнослужители выходят на амвон. Диакон, встав боком к Царским вратам и

показывая орарем на восток, обращается к священнику: «Благослови, владыко, святый вход». Священник, стоя лицом к алтарю и благословляя пространство перед собою: «Благословен вход святых Твоих, всегда, ныне и присно, и во веки веков».
Слайд 30

Получивши благословение от священника, диакон останавливается в царских вратах и, возвышая

Получивши благословение от священника, диакон останавливается в царских вратах и, возвышая

Святое Евангелие, громко возглашает: "Премудрость! Прости!« Этот возглас напоминает верующим, что они должны стоять прямо (по буквальному переводу с греческого языка, "прости" значит: правильно, прямо), т. е. быть внимательны, сосредоточены в мыслях.
Слайд 31

Смотря на Святое Евангелие, как на Самого Иисуса Христа, идущего на

Смотря на Святое Евангелие, как на Самого Иисуса Христа, идущего на

проповедь, верующие поют: "Приидите поклонимся и припадем ко Христу, спаси ны, Сыне Божий, воскресый из мертвых (или молитвами Богородицы, или во святых дивен Сый), поющия Ти: аллилуиа!
Слайд 32

Затем диакон входит в алтарь и полагает Святое Евангелие на престоле.

Затем диакон входит в алтарь и полагает Святое Евангелие на престоле.

Слайд 33

Священник входит за диаконом в алтарь, но сначала целует маленькие иконы

Священник входит за диаконом в алтарь, но сначала целует маленькие иконы

Спасителя и Божией Матери, висящие по бокам от Царских врат (или на Вратах). Поцеловав икону Спасителя, священник поворачивается к свещеносцу и благословляет его, давая позволение и ему войти в алтарь. Потом прикладывается к иконе Богородицы.
Слайд 34

После сего поется тропарь (воскресный, или праздничный, или святого) и другие

После сего поется тропарь (воскресный, или праздничный, или святого) и другие

песнопения, а священник в это время в тайной молитве просит Отца Небесного, воспеваемого херувимами и славословимого серафимами, принять и от нас ангельскую (трисвятую) песнь, простить грехи, освятить и дать нам силы праведно служить Ему; конец этой молитвы: "Яко свят еси, Боже наш"... он произносит вслух.
Слайд 35

Далее поется "трисвятое": - "Святый Боже"...

Далее поется "трисвятое": - "Святый Боже"...

Слайд 36

В Рождество Христово, Крещение Господне, Пасху (всю седмицу), и день Св.

В Рождество Христово, Крещение Господне, Пасху (всю седмицу), и день Св.

Троицы, а также в субботы - Лазареву и Великую, вместо "трисвятого" поется: "Елицы (которые) во Христа крестистеся (крестились), во Христа облекостеся (облеклись в одежду правды): аллилуиа", потому что в древней Церкви оглашенные преимущественно в эти праздники принимали св. крещение. В праздник Воздвижения Креста Господня (14-го сентября) и в третью "неделю" (воскресенье) Велик. Поста, когда совершается поклонение Кресту, вместо "трисвятого", поют: "Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и Святое Воскресение Твое славим".
Слайд 37

По окончании "трисвятого" читается очередной Апостол (апостольское чтение из книги Деяний

По окончании "трисвятого" читается очередной Апостол (апостольское чтение из книги Деяний

святых апостолов, семи соборных апостольских посланий и четырнадцати посланы святого апостола Павла - по особому указателю).
Слайд 38

К внимательному чтению апостола верующие приготовляются возгласами: "Вонмем" (будем внимать!) "Мир

К внимательному чтению апостола верующие приготовляются возгласами: "Вонмем" (будем внимать!) "Мир

всем! Премудрость!" и пением прокимна - особого краткого стиха (переменяемого).
Слайд 39

Во время чтения Апостола диакон наполняет алтарь благоуханным кадильным дымом. Священники

Во время чтения Апостола диакон наполняет алтарь благоуханным кадильным дымом. Священники

же слушают чтения на Горнем месте.
Слайд 40

Горнее место – это самая восточная часть алтаря, за Престолом. Это

Горнее место – это самая восточная часть алтаря, за Престолом. Это

небольшое возвышение, на котором стоит кресло для епископа. На стене Горнего места написан образ Спасителя, восседающего в архиерейском облачении на троне. Ему предстоят Божия Матерь, Иоанн Креститель, другие святые. Во время богослужения глаза всех молящихся (и мирян, и священнослужителей) будут обращены на эту икону. Это Он – Христос Господь – совершает службу, Он Сам приходит «заклатися и датися в снедь» верным. Епископ и священник действуют от Его имени, по Его поручению, но не вместо Него.
Слайд 41

Слайд 42

В то время как священники встали на Горнем месте, а старший

В то время как священники встали на Горнем месте, а старший

диакон кадит, младший диакон (или чтец) читает Апостол.
Слайд 43

Каждение во время чтения апостола совершается в знак той благодати Св.

Каждение во время чтения апостола совершается в знак той благодати Св.

Духа, с которою апостолы проповедали всему миру учение Иисуса Христа. На каждение, а также и на возглас священника: "мир всем!" нужно отвечать простым поклоном (без крестного знамения).
Слайд 44

Затем, поется: "аллилуиа" три раза с произношением особых стихов и читается

Затем, поется: "аллилуиа" три раза с произношением особых стихов и читается

очередное Евангелие (также по особому указателю).
Слайд 45

С Евангелием в руках выходит старший диакон. Он ставит Евангелие на

С Евангелием в руках выходит старший диакон. Он ставит Евангелие на

аналой (особый столик с наклоненной верхней крышкой) и преклоняет на Евангелие голову. Он молится, чтобы Господь просветил его Своими поучениями и позволил бы Священный текст донести до внимания прихожан.
Слайд 46

Диакон возглашает: «Благослови, владыко, благовестителя святаго славного апостола и евангелиста (имя

Диакон возглашает: «Благослови, владыко, благовестителя святаго славного апостола и евангелиста (имя

Евангелиста)…» Священник благословляет: «Бог, молитвами Святаго, славнаго, всехвальнаго Апостола и Евангелиста (имя), да даст тебе глагол, благовествующему силою многою, во исполнение Евангелиа Возлюбленного Сына Своего, Господа нашего Иисуса Христа».
Слайд 47

Вручив диакону Евангелие, священник тихо произносит молитву: «Да воссияет в сердцах

Вручив диакону Евангелие, священник тихо произносит молитву: «Да воссияет в сердцах

наших, человеколюбивый Владыка, вечный свет Твоего богопознания. Открой очи ума нашего для разумения Твоей Евангельской проповеди. Вложи в нас благоговейный трепет перед Твоими блаженными заповедями, чтобы мы, отвергнув все плотские похоти, шли путем духовной жизни, имея только те мысли и дела, которые угодны Тебе. Ты, Христос Бог, – свет наших душ и тел, и Тебе возносим славу: с Вечным Твоим Отцем и Всесвятым и Благим и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь».
Слайд 48

Чтение Евангелия предваряется и сопровождается пением радостной песни: "Слава Тебе, Господи,

Чтение Евангелия предваряется и сопровождается пением радостной песни: "Слава Тебе, Господи,

слава Тебе!" так как для верующего христианина не может быть более радостной вести, как благовестие (евангелие) о жизни, учении и чудесах Господа Иисуса Христа.
Слайд 49

Чтение Писания – один из кульминационных моментов богослужения. Более того, это

Чтение Писания – один из кульминационных моментов богослужения. Более того, это

не простое чтение, то есть, назидательное, размеренное… Это озвучивание, провозглашение слов Божиих, которые несутся к нам с горних высот, от Трона Царя Небесного.
Слайд 50

Диакон во время богослужения символизирует Ангела – его орарь (лента, перекинутая

Диакон во время богослужения символизирует Ангела – его орарь (лента, перекинутая

через плечо) напоминает крыло. А Писание всегда передается людям Ангелами («…преподан через Ангелов, рукою посредника» (Гал.3,19); «Через Ангелов возвещенное слово было твердо» (Евр.2,2)).
Слайд 51

Вспомним икону Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова, возле уха которого сидит

Вспомним икону Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова, возле уха которого сидит

Ангел и шепчет туда небесные истины…
Слайд 52

Впереди всегда стоят свещеносцы. Их зажженные свечи говорят, что здесь незримо

Впереди всегда стоят свещеносцы. Их зажженные свечи говорят, что здесь незримо

присутствует Сам Христос. (Напомню, что Христос часто сравнивал Себя со светом, вспомните хотя бы – «Я свет миру!»)
Слайд 53

Апостол и Евангелие должны быть выслушаны с особенным вниманием, при наклоненной

Апостол и Евангелие должны быть выслушаны с особенным вниманием, при наклоненной

главе, хорошо делают те, кто предварительно знакомятся с этими чтениями дома. Пред началом чтения Апостола и Евангелия следует перекреститься, а по окончании - совершить крестное знамение, с поклоном, троекратно.
Слайд 54

О благоговении слушающих Писание прихожан читаем у автора IV века, блаженного

О благоговении слушающих Писание прихожан читаем у автора IV века, блаженного

Августина: «Мы вышли к народу, церковь была полна, раздавались радостные голоса: «Богу благодарение! Богу слава!»; никто не молчал; там и здесь восклицали; я приветствовал народ, и опять возгласили тем же горячим голосом; когда же, наконец, водворяется молчание, происходит торжественное чтение божественных Писаний».
Слайд 55

После ликующего: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе!», диакон произносит сугубую

После ликующего: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе!», диакон произносит сугубую

ектению. в начале которой верующие приглашаются помолиться Господу Богу от чистого сердца, всеми силами души: "Рцем (будем говорить, молиться) вси от всея души и от всего помышления..."
Слайд 56

Далее в двух прошениях мы сугубо (усиленно) просим Господа услышать нашу

Далее в двух прошениях мы сугубо (усиленно) просим Господа услышать нашу

молитву и помиловать нас: "Господи, Вседержителю, Боже отец наших, молимтися (молимся Тебе), услыши и помилуй. - Помилуй нас, Боже..." Следуют сугубые прошения: о патриархах, митрополитах, архиепископах, епископах, правящем Архиерее и всей "во Христе братии нашей" (о всех верующих христианах); о благоверных правителях; о священниках, о монахах, состоящих в священном сане, и о всех служителях Христовой Церкви; о блаженных и приснопамятных (всегда достойных памяти) святейших патриархах православных, и благочестивых царях, и благоверных царицах, и о создателях св. храма и о всех усопших православных отцах и братьях, здесь и повсюду погребенных. Нужно молиться за умерших по чувству христианской любви к ним, никогда не оскудевающей, тем более, что для умерших за гробом нет покаяния, а только воздаяние, - блаженная жизнь или вечные мучения. Христианская же молитва за них, добрые дела, совершаемые в память их, и особенно принесение бескровной Жертвы, могут умолить правосудие Божие и облегчить мучения грешников. - Еще сугубо молимся о милости (чтобы Господь умилосердился над нами), о жизни, мире, здравии, спасении, посещении (посетил, не оставил своими милостями), прощении, оставлении грехов рабов Божиих братии святого храма сего (т. е. прихожан). В последнем прошении сугубой ектении говорится о плодоносящих и добродеющих во святем и всечестнем храме сем, труждающихся (для храма), поющих, и предстоящих в нем людях, ожидающих от Бога великие и богатые милости. Под плодоносящими и добродеющими (делающими добро) для храма разумеются верующие, которые приносят в храм все необходимое для Богослужения (елей, ладан, просфоры и проч.), жертвуют на нужды храма и прихода деньгами и вещами (на благолепие храма, на содержание труждающихся в нем - причта, певчих, служителей, в пользу бедных прихожан и на другие общеприходские религиозно-нравственные нужды).
Слайд 57

Так эта ектения была названа в древности, потому что после каждого

Так эта ектения была названа в древности, потому что после каждого

прошения хор повторяет «Господи, помилуй» трижды, а не один раз. (Сегодня это троекратное «Господи, помилуй» начинается с третьего прошения.)

Богданов-Бельский Н.П. В церкви

Слайд 58

Священнослужители в алтаре во время этой ектении также поминают христиан, за которых подали записки «О здравии».

Священнослужители в алтаре во время этой ектении также поминают христиан, за

которых подали записки «О здравии».
Слайд 59

За сугубой ектенией следует особая ектения об умерших, в которой мы

За сугубой ектенией следует особая ектения об умерших, в которой мы

молимся за всех усопших отцов и братьев наших, просим Христа, бессмертного Царя и Бога нашего, простить им все прегрешения вольные и невольные, упокоить их в селениях праведных и, признавая, что нет человека, который не согрешил бы в своей жизни, умоляем Праведного Судию даровать им Царство Небесное, где все праведные упокоеваются.
Слайд 60

Далее произносятся ектении об оглашенных, чтобы Господь помиловал их, наставил в

Далее произносятся ектении об оглашенных, чтобы Господь помиловал их, наставил в

истинах святой веры ("открыл им Евангелие правды") и удостоил Святого Крещения ("соединить их святей ... Церкви").
Слайд 61

Во время этой ектении священник развертывает на престоле антиминс, а ектению

Во время этой ектении священник развертывает на престоле антиминс, а ектению

заканчивает возгласом: "да и тии с нами славят...", т. е., чтобы и они (оглашенные) вместе с нами (верующими) прославляли Пречестное и Великое Имя Отца и Сына и Святого Духа.
Слайд 62

Затем оглашенные приглашаются выйти из храма: "Елицы оглашении изыдите"...

Затем оглашенные приглашаются выйти из храма: "Елицы оглашении изыдите"...

Слайд 63

Оглашенные, в точном смысле существуют и теперь; это - готовящиеся к

Оглашенные, в точном смысле существуют и теперь; это - готовящиеся к

Св. Крещению язычники (в Китае, Японии, Сибири), магометане и евреи в разных местах вселенной. Все они нуждаются в милосердии Божием, и потому мы обязаны молиться за них. Что касается повеления оглашенным выйти из храма, то эти слова должны быть предупреждением и нам, если даже и нет среди нас "оглашенных". Мы, крещенные, часто грешим и без раскаяния присутствуем в храме без должного благоговения, или имеем в душе вражду и ненависть против ближнего. А потому при грозных словах: "оглашенной изыдите", мы, как недостойные, должны углубиться в самих себя, поразмыслить о своем недостоинстве, простить своим личным врагам, иногда воображаемым, и просить у Господа Бога прощения своих грехов при твердой решимости сделаться лучшими.