. Орфоэпия

Содержание

Слайд 2

Орфоэпические нормы русского литературного языка регулируют правильное произношение звуков в различных

Орфоэпические нормы русского литературного языка регулируют правильное произношение звуков в различных

фонетических позициях, с другими звуками, в определенных грамматических формах и отдельно стоящих словах.
Слайд 3

Отличительная черта произношения – единообразие. Ошибки орфоэпического характера могут негативно сказаться

Отличительная черта произношения – единообразие. Ошибки орфоэпического характера могут негативно сказаться

на восприятии речи слушателями, могут отвлекать внимание собеседника от сути разговора, вызвать непонимание и раздражение. Соответствующее орфоэпическим нормам произношение облегчает процесс общения и делает его более эффективным.
Орфоэпические нормы определяет фонетическая система языка.
Орфоэпические нормы – это еще и нормы постановки ударения, которое в русском языке не фиксировано. Это значит, что в разных грамматических формах слова ударение может отличаться.
Слайд 4

Нормы ударения в современном русском языке Ударение – это выделение слога

Нормы ударения в современном русском языке

Ударение – это выделение слога в

слове различными средствами: интенсивностью, длительностью, движением тона. Ударение может быть нефиксированное (разноместное) и подвижное (перемещается в разных грамматических формах одного слова).
Ударение служит для различения грамматических форм слова. Иногда ударение служит признаком, по которому различаются значения слова (омографы). В акцентологической норме существуют такие понятия как проклитика и энклитика.
Слайд 5

Проклитика – это безударное слово, примыкающее к ударному слову спереди: Кавказ

Проклитика – это безударное слово, примыкающее к ударному слову спереди: Кавказ

пОдо мною, стою нАд снегами У края стремнины Энклитика – это безударное слово, примыкающее к слову сзади, например, «'под гору», чтО-то слышится родное Кроме того, в языке существуют слова с так называемым двойным ударением, это акцентологические варианты:

*Cлoжныe cлoвa: дáльнeвocтóчный, кля′твoпpecтyплéниe, цéльнoмeтaлли′чecкий * Cлoжнocoкpaщeнныe cлoвa: пpóфopгaнизáция, aги′тпpoпaгáндa, мócэнépгo, cóвпapтшкóлa * Cлoвa c иcкoннo pyccкими пpeфикcaми пocлe-, cвepx-, внyтpи-, внe-, oкoлo-, мeж-, зaимcтвoвaнными пpeфикcaми и пpeфикcoидaми aнти-, apxи-, кoнтp-, cyпep-, тpaнc- и дp.: áнтинapóдный, cвépxъecтécтвeнный
Иногда они равноправны, часто один может быть предпочтительным.

Слайд 6

Особенности произношения согласных и гласных звуков

Особенности произношения согласных и гласных звуков

Слайд 7

Произношение гласных звуков. 1. Гласные, находящиеся в первом предударном слоге, изменяются

Произношение гласных звуков.

1. Гласные, находящиеся в первом предударном слоге, изменяются незначительно,

в большей степени редуцируются гласные остальных безударных слогов.
2. В русском языке четко произносятся только те гласные, которые находятся под ударением: сад, кот, дочь.
3. Те гласные, которые находятся в безударной позиции, могут утрачивать четкость и ясность. Так, гласная «о» в начале слова без ударения или в предударных слогах может произноситься, как «а»: с(а)рока, в(а)рона.
4. Гласный звук «и» произносится как «ы» после предлога, твердого согласного или при слитном произношении двух слов. Например, «пединститут», «смех и слезы».
Слайд 8

Произношение согласных звуков. 1) В конце слов и в их середине

Произношение согласных звуков.

1) В конце слов и в их середине перед

глухими согласными звонкие согласные оглушаются: «столб», последняя буква в котором оглушается и произносится, как «п»;
2) На месте глухих согласных перед звонкими (кроме «в») произносятся соответствующие звонкие;
3) В ряде случаев согласные, стоящие перед мягкими согласными, произносятся мягко;
4) Двоякое произношение наблюдается в сочетаниях с губными согласными;
5) Двойным согласным буквам соответствует звук обычно тогда, когда ударение падает на предшествующий слог. Если же ударение падает на последующий слог, то двойные согласные произносятся без долготы.
6) оглушение и уподобление согласных: во многих словах вместо звука «ч» следует произносить «ш» («что»), а буква «г» в окончаниях читается как «в» («моего», «никого» и другие).
Слайд 9

Произношение заимствованных слов Безударное о произносится как звук [о]: Некоторые слова

Произношение заимствованных слов

Безударное о произносится как звук [о]:
Некоторые слова иноязычного происхождения:

ада́жио, боа́, бомо́нд, бонто́н, кака́о, ра́дио, три́о.
Стилистическое колебание в тексте высокого стиля как одно из средств привлечения к ним внимания, средств их выделения: ноктюрн, сонет, поэтический, поэт, поэзия, досье, вето, кредо, фойе и др.
Иноязычные имена Морис Торез, Шопен, Вольтер, Роден, Доде, Бодлер, Флобер, Золя, Оноре де Бальзак, Сакраменто и др.
Слайд 10

В некоторых заимствованных словах в литературном произношении после гласных и в

В некоторых заимствованных словах в литературном произношении после гласных и в

начале слова звучит достаточно отчетливо безударное [э]: дуэлянт, муэдзин, поэтический, эгида, эволюция, экзальтация, экзотика, эквивалент, эклектизм, экономика, экран, экспансия, эксперт, эксперимент, экспонат, и др.
Слайд 11

Твердый или мягкий согласный перед буквой е: темп, бассейн, музей и

Твердый или мягкий согласный перед буквой е: темп, бассейн, музей и

т.д.
* В большинстве таких случаев произносится мягкий согласный: академия, бассейн, берет, бежевый, брюнет, вексель, вензель, дебют, девиз, шинель;
* слово темп произносится с твердым т.
В других словах перед е произносится твердый согласный: адепт, аутодафе, бизнес, вестерн, вундеркинд, галифе, гантель, гротеск, декольте, дельта, денди, дерби, де-факто, де-юре, диспансер, идентичный, интернат, интернационал, интернировать, карате, каре, кафе, кашне, кодеин, кодекс, компьютер, кортеж, коттедж, кронштейн, мартен, миллиардер, модель и т.д.
Твердое произнесение согласных перед е в иноязычных собственных именах: Белла, Бизе, Вольтер: Декарт, Доде, Жорес, Кармен, Мери,
Пастер, Роден, Флобер, Шопен, Аполлинер, Фернандель [дэ́], Картер, Ионеско, Минелли, Ванесса Редгрейв, Сталлоне и др.
Слайд 12

В словах, начинающихся с приставки де-, перед гласными дез-, а также

В словах, начинающихся с приставки де-, перед гласными дез-, а также

в первой части сложных слов, начинающихся с нео-, колеблется произношение мягкого и твердого д и н: девальвация, деидеологизация, демилитаризация, деполитизация, дестабилизация, деформация, дезинформация, дезодорант, дезорганизация, неоглобализм, неоколониализм, неореализм, неофашизм.
Слайд 13

В словах с двумя (и более) е нередко один из согласных

В словах с двумя (и более) е нередко один из согласных

произносится мягко, а другой сохраняет твердость перед е: бретелька [ретэ], ге́незис [генэ], реле [рэле], генетика [генэ], кафетерий [фетэ], пенсне [пе;нэ], реноме [ре;мэ], секретер [се;ре;тэ], этногенез [генэ] и др.
Слайд 14

Ненормативным является смягчение согласных перед е в профессиональной речи представителей технической

Ненормативным является смягчение согласных перед е в профессиональной речи представителей технической

интеллигенции в словах лазер, компьютер, а также в просторечном произношении слов бизнес, бутерброд, интенсивный, интервал.

В немногих иноязычных по происхождению словах наблюдаются колебания в произношении согласного перед е: при нормативном произношении твердого согласного перед е, допустимо произношение с мягким согласным; бизнесмен [нэ;мэ], аннексия [нэ], декан[дэ] и [тэ]; сессия.

Слайд 15

Твердый [ш] произносится в словах парашют, брошюра. В слове жюри произносится

Твердый [ш] произносится в словах парашют, брошюра. В слове жюри произносится

мягкий шипящий [ж’]. Так же произносятся имена Жюльен, Жюль.
Слайд 16

Источники: http://www.textologia.ru https://studfiles.net

Источники:

http://www.textologia.ru
https://studfiles.net