ПРОМЫСЛЫ РОДНОГО КРАЯ

Содержание

Слайд 2

история Народные художественные промыслы и ремесла Русского Севера представляют высокие образцы

история

Народные художественные промыслы и ремесла Русского Севера представляют высокие образцы национальной

художественной культуры. Ценность их не только в том, что они дают бытовые вещи, а в том, что они представляют мир подлинной народной художественной культуры и в соединении с фольклором составляют ограниченное целое. Промыслы и ремесла Русского Севера формировались и развивали традиции в исторически сложившихся конкретных социально-экономических, природно-географических и культурных условиях, одни в древности, другие на рубеже XIX – XX вв. под влиянием капиталистического развития деревни, третьи – в 20-х – 30-х гг. XX в. Часто базой для создания промысла служил развитый вид местного крестьянского искусства. Обязательным свойством народного искусства как городского, так и деревенского была образность художественного мышления
Слайд 3

ПРИЕМЫ ОБРАБОТКИ ДЕРЕВА Широкий спектр народного творчества представляют виды и технологические

ПРИЕМЫ ОБРАБОТКИ ДЕРЕВА

Широкий спектр народного творчества представляют виды и технологические приемы

обработки дерева. На Севере широко применялась рельефная и ажурная резьба, производились столярные, токарные, бондарные, долбленые, гнутосшитые и гнутоклееные изделия их различных пород дерева. Изделия покрывали резьбой и росписью, окрашивали, морили, полировали и вощили. В настоящее время широко распространился промысел цепных изделий – щепные птицы, куклы, игрушки, изготовленные из одного или нескольких кусков дерева.
Слайд 4

РОСПИСЬ К самобытным явлениям русского искусства относятся росписи Русского Севера. Круг

РОСПИСЬ

К самобытным явлениям русского искусства относятся росписи Русского Севера.  Круг бытовых

предметов, которые украшались росписью, был очень широк. Это посуда и домашняя утварь, телеги, санки и предметы конской упряжи, прялки и ткацкие станы, люльки, многое другое. Расписывали мебель, жилые интерьеры. По местам бытования на архангельском Севере сохранился редкий по широте спектр народных росписей
Слайд 5

ГОНЧАРНЫЕ ПРОМЫСЛЫ И ТКАЧЕСТВО Многовековую историю имеют гончарные промыслы и искусство

ГОНЧАРНЫЕ ПРОМЫСЛЫ И ТКАЧЕСТВО

Многовековую историю имеют гончарные промыслы и искусство глиняной

игрушки: Вельский, Каргопольский, Мезенский районы.
Ткачество – одно из основных домашних промыслов в крестьянском быту. По технике исполнения тканые изделия севера делятся на две основные группы: бранные и ремизные. Многообразием технологий отличается тканье поясов: «в дощечку», «на кружках», «в ниченку», «на спице в бутылку».
Слайд 6

ВЫШИВКА Главной особенностью северной русской вышивки является обилие красного цвета. В

ВЫШИВКА

Главной особенностью северной русской вышивки является обилие красного цвета. В орнамент

композиции часто включали желтый и зеленый цвета; традиционным для поморской вышивки был синий цвет. Как правило, использовали цвета теплых тонов. Вышивали в сложной технике двухстороннего шва «росписью», гладью, строчкой, белая перевить, по мережкам и др., под влиянием городской культуры – вышивка «ришелье»
Слайд 7

КРУЖЕВОПЛЕТЕНИЕ Кружевоплетение представляет второй по распространению после вышивки женский промысел. Как

КРУЖЕВОПЛЕТЕНИЕ

Кружевоплетение представляет второй по распространению после вышивки женский промысел. Как домашнее

ремесло оно существует с XVI – XVII веков, как промысел – со второй половины XIX века. В быту распространение на Севере получило вязание кружев крючком. Кружевом украшали концы полотенец, подзоры, подолы и рукава рубах.
Слайд 8

ВЯЗАНИЕ Вязаные рубахи, чулки и рукавицы из овечьей шерсти домашнего прядения

ВЯЗАНИЕ

Вязаные рубахи, чулки и рукавицы из овечьей шерсти домашнего  прядения –

непременная принадлежность крестьянской одежды. Обычно они были одноцветные и художественного значения не имели. Узорное вязание в архангельской губернии было распространено лишь в Поморье и Мезенском уезде.
Слайд 9

ПОТЕРИ В северных промыслах и ремеслах не обошлось без потерь. Так,

ПОТЕРИ

 
В северных промыслах и ремеслах не обошлось без потерь. Так, практически

утрачено искусство золотого шитья и эмалей в г. Cольвычегодске, расписных кованных сундуков и золотого шитья в г. Каргополе, набойки, на грани исчезновения Холмогорская косторезная фабрика, сомовская керамика и катание валенок, силами отдельных энтузиастов сохраняется искусство художественной ковки.