Презентация "Историческая тема в творчестве Василия Ивановича Сурикова (1848 – 1916)" - скачать презентации по МХК

Содержание

Слайд 2

Цель: 1.Разработать систему работы по приобщению детей к искусству, способствовать формированию

Цель:
1.Разработать систему работы по приобщению детей к искусству, способствовать

формированию духовного мира, усвоению социального опыта.
2.Побуждать к гармонии и красоте во взаимоотношениях с людьми, окружающим миром, способствовать художественному вкусу через знакомство с творчеством красноярских художников.
Слайд 3

Задачи: Пробудить у детей интерес к окружающей действительности на основе знакомства

Задачи:
Пробудить у детей интерес к окружающей действительности на основе знакомства

с творчеством художников-соотечественников.
Помочь ребенку установить собственные отношения с историей, культурой, людьми.
Развивать речь детей, создавая предпосылки восприятия собственной основы слова, способствовать формированию основ эмоциональной культуры.
Познакомить детей с творчеством В.И.Сурикова, учить детей видеть историю вокруг себя
(в домах, в названиях улиц и др.).
Слайд 4

Исторический жанр – один из важнейших в изобразительном искусстве . Это

Исторический жанр – один из важнейших в изобразительном искусстве .

Это один из самых трудных жанров в живописи. Историческое полотно невозможно создать без широких исторических знаний, понимания закономерностей развития общества, умения обобщать и раскрывать сущность явлений.
Василий Иванович Суриков- один из наиболее ярких представителей исторического жанра в русской живописи. Каждая картина Сурикова- это целая поэма о борьбе и страданиях, героизме и трагических испытаниях русского народа.
В искусстве и судьбе Василия Ивановича Сурикова все ярко, неповторимо, талантливо. 
Слайд 5

"Боярыня Морозова"

"Боярыня Морозова"

Слайд 6

От чего на улице толпа? Триста лет назад по заваленным улицам

От чего на улице толпа?

Триста лет назад по заваленным улицам

ехали простые дровни. В дровнях на соломе сидела женщина, Закованная в цепи. Это была знаменитая боярыня - Феодосия Прокопьевна Морозова.
Московские жители выходили на улицу, чтобы увидеть опальную боярыню. Её увозили в ссылку. В народе говорили, что она пострадала «за веру».
В ту пору в русской церкви произошел раскол. Глава церкви патриарх Никон по воле царя приказал исправить богослужебные книги, изменить некоторые обряды.
Слайд 7

Суриков угадывает боярыню. Протопоп Аввакум писал про боярыню Морозову: «Персты рук

Суриков угадывает боярыню.

Протопоп Аввакум писал про боярыню Морозову: «Персты рук твоих

тонкокостных, а очи твои молниеносны. Кидаешься ты на врагов, а ни лев».
Суриков долго «угадывал» лицо боярыни Морозовой. Он много писал женских портретов, но не в одной не нашел «страшной» красоты боярыни, её горячей, иступленной веры, которая будто молния воспламеняла всех вокруг.

В селе Преображенском, на старообрядческом кладбище,- вот где её написал…
Приехала туда начетчица с Урала – Анастасия Михайловна . В.И.Суриков написал с неё этюд в садике.
«И как вставил её в картину -
она всех победила».

Слайд 8

Пять женщин в толпе. Каждый в толпе по-своему относится к боярыне,

Пять женщин в толпе.

Каждый в толпе по-своему относится к боярыне, к

её страстным словам. Вот пять женщин в правой части картины.
Впереди на коленях старая женщина. С верой, любовью и жалостью глядит она вслед боярыне.
Подперев рукой щеку, задумалась старуха в расшитом платке. На её лице глубокая скорбь.
В отчаянии скрестила руки на груди девушка в вышитой шапке. Её глаза полны слез.

Ужас застыл на бледном лице монашки в черном платке.
Боярыня в синей шубе и золотисто-желтом платке склонилась перед проезжающими санями. В её поклоне – и молчание и сосредоточение.
Женщины на картине В.И.Сурикова очень красивы

Слайд 9

Юродивый Один из главных героев картины – юродивый. Это - безумный

Юродивый

Один из главных героев картины – юродивый. Это - безумный человек.
В

лохмотьях, босой, юродивый сидит прямо на снегу. Его шея и плечи до крови растерты железной цепью, на которой висит пудовый (16 кг.) крест.
Юродивый – единственный в толпе –открыто поддерживающий боярыню. Он отвечает на её призыв сложенными двумя перстами.
Слайд 10

«Священник» Сани увозят Морозову от верного ей юродивого влево вдаль -

«Священник»

Сани увозят Морозову от верного ей юродивого влево вдаль - туда,

где встречает её злой насмешкой священник в богатой черной шубе с рыжим лисьим воротником.
Слайд 11

Сестра и стрелец. Рядом с санями идет родная сестра Морозовой, княгиня

Сестра и стрелец.

Рядом с санями идет родная сестра Морозовой, княгиня Авдотья

Прокопьевна Урусова.
В её лице, крепко сплетенных пальцах рук, торопливой походке – жалость, страдание, душевная боль. И собственная судьба. Урусова тоже была раскольница.

Возле Урусовой, отодвигая толпу секирой, шагает стрелец.
Его лицо не видно.

Слайд 12

Странник Позади юродивого стоит странник с посохом, котомкой и надетой на

Странник

Позади юродивого стоит странник с посохом, котомкой и надетой на руку

плетеной корзинкой. На первый взгляд кажется странник спокойней всех остальных Он старается понять, что происходит.
Однажды В.И.Суриков нарисовал свой портрет в профиль. Черты этого автопортрета остались в лице странника.
Слайд 13

"Утро стрелецкой казни"

"Утро стрелецкой казни"

Слайд 14

В центре картины- стрелец, стоящий на телеге. Он прощается с народом,

В центре картины- стрелец, стоящий на телеге. Он прощается с народом,

низко кланяясь ему по старинному народному обычаю.
Слайд 15

Образ рыжебородого стрельца Суриков долго искал. «Рыжий стрелец это могильщик, на

Образ рыжебородого стрельца Суриков долго искал. «Рыжий стрелец это могильщик, на

кладбище я его увидел,- рассказывал художник,- злой, непокорный тип».
С ненавистью и внутренней убежденностью смотрит рыжий стрелец на своего врага- царя, а тот словно отвечает ему остекленевшим от ярости взглядом. В пересечении их взглядов- непримиримость столкнувшихся сил.
Слайд 16

Великолепен портрет молодого Петра, с пламенем в глазах, с конвульсивно сжатым

Великолепен портрет молодого Петра, с пламенем в глазах, с конвульсивно

сжатым ртом…
Мглистый сумрак раннего утра, в котором еще не виден свет горящих свечей, создает образ трудного, мучительного рождения нового дня и воспринимается как поэтическая метафора, обобщенно выражающая смысл исторической минуты- « начало славных дел Петра мрачили мятежи и казни»
( А.С.Пушкин).
Слайд 17

"Меншиков в Березове"

"Меншиков в Березове"

Слайд 18

Меншиков Образ Меншикова убеждает своей жизненностью и духовной силой. Суриков долго

Меншиков

  Образ Меншикова убеждает своей жизненностью и духовной силой. Суриков долго

искал его прообраз. И вот как-то "раз по Пречистенскому бульвару идет, вижу, Меншиков, - рассказывал Суриков.- Я за ним: квартиру запомнить. Учителем математики был в Первой гимназии. В отставке. В первый раз и не пустил меня совсем. А во второй раз пустил. Позволил рисовать. На антресолях у него писал. В халате, перстень у него на руке, небритый- совсем Меншиков".
Слайд 19

Мария К князю прижалась старшая дочь, Мария,- бывшая невеста императора. Ее

Мария

    К князю прижалась старшая дочь, Мария,- бывшая невеста императора. Ее

огромные, невыразимо грустные глаза притягивают внимание. Нежный образ Марии- продолжение разыгравшейся трагедии. Дочь стала безвинной, безропотной жертвой крутого нрава своего отца, своего времени. Она не вынесла тяжести ссылки и через полгода умерла.
Слайд 20

Александра Позы, жесты персонажей картины повествуют о, сложных переживаниях и чувствах.

Александра

Позы, жесты персонажей картины повествуют о, сложных переживаниях и чувствах. Им

вторит цветовое решение образов. Сравните глубокие темные тона в одеждах Марии и светлые золотистые в украшенной узорами юбке младшей дочери Меншикова Александры. Она единственная не погружена в горькие думы, а увлеченно читает книгу. Обаятельный образ Александры создает ощущение уюта и спокойствия.
Слайд 21

Слайд 22

Музей-усадьба В.И.Сурикова Двухэтажный деревянный рубленный дом, построенный из прочной породы сибирского

Музей-усадьба В.И.Сурикова

Двухэтажный деревянный рубленный дом, построенный из прочной породы сибирского дерева

- лиственницы - в 1830 г., без единого гвоздя, обшит тесом. Дом не перестраивался, сохранился в первозданном виде, сохранилась и усадьба с флигелем и надворными постройками. Характерно, что все входы в дом - парадный, черный и вход на первый этаж под террасой - находятся во дворе, на улицу выходит только торец дома.

Музей-усадьба основан к 100-летию со дня рождения В.И.Сурикова и занимает двухэтажный деревянный рубленный дом, построенный дедом и отцом художника в 1830 г.

Слайд 23

В этом доме художник родился и вырос, жил до поступления в

  В этом доме художник родился и вырос, жил до поступления

в Академию художеств, неоднократно бывал впоследствии. Это самое дорогое и любимое место на земле, где Василий Иванович мечтал поселиться и жить постоянно.
  Здесь родились многие образы его будущих картин и написано одно из последних полотен - "Взятие снежного городка".

Здесь до последних дней жили его мать, казачка П.Ф. Сурикова, и младший брат, А.И. Суриков - хранитель родительского дома.
  Посетителей интересует жизнь и творчество художника, быт семьи Суриковых, история Енисейского казачества в XIX веке.

Слайд 24

В Музее хранятся мемориально-художественные материалы о творчестве В.И. Сурикова, подлинные произведения

В Музее хранятся мемориально-художественные материалы о творчестве В.И. Сурикова, подлинные произведения

художника: портреты и пейзажи, этюды и акварели, графические работы, воспроизведена бытовая обстановка семьи Суриковых.