Апологетика: римо-католицизм. Апостол Петр

Содержание

Слайд 2

Если же кто-то утверждает, что блаженный Апостол Петр не был поставлен

Если же кто-то утверждает, что блаженный Апостол Петр не был поставлен

Иисусом Христом, Господом нашим, главой (principem) над всеми Апостолами и видимым главой (visibile caput) всей воинствующей Церкви или что Апостол получил непосредственно и прямо от Иисуса Христа, Господа нашего, лишь первенство чести (honoris), а не первенство истинной и собственной юрисдикции, да будет отлучен от сообщества верных.
— Ι Ватиканский собор
Слайд 3

Петр — основание Церкви? Петр, уста апостолов, всегда пламенный, глава в

Петр — основание Церкви?

Петр, уста апостолов, всегда пламенный, глава в лике

апостольском!
Петр был избранный из апостолов, уста учеников, верховный в их лике, почему и Павел приходил некогда видеть его преимущественно пред другими.
-- свт. Иоанн Златоуст
Петр… за превосходство веры получил обетование, что на нём созиждется Церковь. Услышав имя Петра, мы при этом слове тотчас представляем Петра, получившего обетование, что на нем созиждется Церковь.
— свт. Василий Великий
Есть один Бог, один Христос и одна Церковь. И одна Кафдера, основанная, по слову Господа, на Петре. Невозможно установить иной алтарь или другое священство, кроме единого Алтаря и одного священства.
-- свт. Киприан Карфагенский
Пусть Петр и часть апостольского ликостояния, но стоит в стороне от прочих, ибо его титул выше. Для них он корифей и основание — для Церкви.
— свт. Григорий Палама
Слайд 4

Власть ключей Апостол Петр за свою пламенную ревность удостоился быть как

Власть ключей

Апостол Петр за свою пламенную ревность удостоился быть как бы

представительным лицом всей Церкви. Поэтому и сказано ему, по преимуществу, после исповедания: «Дам тебе ключи Царствия Небеснаго: и еже аще свяжеши на земли, будет связано на Небесех: и еже аще разрешиши на земли, будет разрешено на Небесех». Ибо эти «ключи» и право «вязать и решить» получил не один человек, но Единая Вселенская Церковь.
— свт. Августин Гиппонский
Петр был поставлен над прочими апостолами и один получил ключи Царства Небесного, которые впоследствии разделил с другими.
— свт. Оптат Милевский
Власть ключей, несомненно, даётся всем апостолам, которым всем Господь сказал по воскресении: Примите Духа Святого и т.д. (Ин. 20:22).
-- прп. Беда Достопочтенный
По воскресении Своем Господь наделяет равной властью всех апостолов… однако, чтобы показать единство [Церкви], Ему угодно было с одного же и предначать это единство. Конечно, и прочие апостолы были то же, что и Петр, и имели равное с ним достоинство и власть; но вначале указывается один, для обозначения единой Церкви. 
— свт. Киприан Карфагенский
Слайд 5

Согласно Отцам, полностью православно говорить также и что Церковь основана на

Согласно Отцам, полностью православно говорить также и что Церковь основана на

Петре. Почему?
Петр первым исповедал веру, которая будет верой Церкви, и потому первым получил власть иметь ключи Царства Небесного. Впоследствии все апостолы и все епископы имели ту же благодать и власть, но первым ее получил и стал основанием для них и символом единства Церкви один Петр, который первым принял Христа с истинной верой.
Слайд 6

Петр — не начальник. Апостольский собор Петр ничего не присваивал себе

Петр — не начальник. Апостольский собор
Петр ничего не присваивал себе нагло

и не говорил выскомерно, что обладает первенством, и потому ему должны повиноваться новички и последующие.
-- сщмч. Киприан Карфагенский
Петр ничего не делает самовластно, как начальник, но все с общего согласия.
-- свт. Иоанн Златоуст
**************************************************************************************
Начал речь Иаков... Сначала говорил Петр сильнее, а потом этот более кротко. Так всегда нужно поступать тому, кто имеет бóльшую власть, укоризны предоставлять другим, а самому говорить с большею кротостью. Велико смирение этого мужа и совершенна эта речь; она полагает конец делу…
…Что значит: "я полагаю"? Иначе сказать: со властью говорю, что это так.
… Потом постановляется общее решение.
-- свт. Иоанн Златоуст
«Хотя благодать Святого Духа с избытком наполняла каждого из апостолов, так что они не нуждались ни в чьем совете относительно того, что должно было делать; однако же они не хотели постановить определения о том, что́ было предметом спора... прежде чем, собравшись вместе, подтвердили каждый свои слова свидетельствами божественного Писания.»…
— Определение веры V Вселенского собора
Слайд 7

Петр в богословии епископов Рима Вселенская Церковь распространена по всему миру,

Петр в богословии епископов Рима

Вселенская Церковь распространена по всему миру, однако

святая Римская Церковь возвышена над другими Церквами не постановлениями, но словами Спасителя, Господа нашего, записанными в Евангелии: «Ты Петр, и на этом камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее; и дам тебе ключи Царства Небесного; а что свяжешь на земле, то будет связано на небесах; и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах» (Мф. 16, 18 19).
— св. Дамас, папа Римский
Хотя священство принадлежит всем епископам, но не в равной степени: и между апостолами не было равенства, все они одинаково избраны, но власть над всеми дана только одному. Согласно с этим и между епископами существует неравенство, ибо постановлено, чтобы не всякий из них претендовал на власть над всей Церковью, а чтобы каждый управлял только своей епархией. Между ними большим значением пользуются те, которые поставлены епископами больших городов, но попечение о всей Церкви принадлежит только престолу Петра.
— св. Лев, папа Римский
Слайд 8

В каком смысле первенство Петра признавалось в Предании Кафолической Церкви? Первенство

В каком смысле первенство Петра признавалось в Предании Кафолической Церкви?

Первенство заслуг

— в подвигах и любви к Богу. ПРИЗНАВАЛОСЬ: «Пламеннейший из всех — Петр».
Первенство авторитета — в уважении к нему Церкви и в доверии к его суждениям.
ПРИЗНАВАЛОСЬ: «Петр был первым в исповедании».
Первенство чина — в чести и достоинстве, в организационных вопросах, в праве говорить первым.
ПРИЗНАВАЛОСЬ: «Корифей апостолов — Петр»
Первенство власти — в праве отдавать приказы иным апостолам.
НЕ ПРИЗНАВАЛОСЬ: «Петр не действует как начальник».
Слайд 9

Если, следовательно, кто-либо говорит, что блаженный Петр имеет преемников своего первенства

Если, следовательно, кто-либо говорит, что блаженный Петр имеет преемников своего первенства

над Католической Церковью не по установлению Христа или Божию праву или что папа Римский не является преемником блаженного Петра в этом первенстве, да будет отлучен от сообщества верных.
— Ι Ватиканский собор
Слайд 10

Преемство Петра Как пишет крупный патролог Эдвард Съеценски, отцы до V

Преемство Петра

Как пишет крупный патролог Эдвард Съеценски, отцы до V века

вообще не мыслили преимущества Петра в смысле какой-то особой «должности Петра» в Церкви. После V века эта тенденция начинает проявляться у Римских пап (в первую очередь у Льва Великого), и почти только у них.
Первый текст, где возникает идея особого «преемства Петра», отличного от апостольского преемства вообще, — это входящее в состав Псевдо-Климентин апокрифическое послание Климента ап. Иакову.
Это же послание содержит учение, что Иаков есть «епископ епископов всех Божиих Церквей, прекрасно устроенных по всему миру» и все епископы должны сравнивать свои проповеди с тем, чему учит Иаков, чтобы быть православными.
Слайд 11

Преемство Петра — II Не существует никаких данных, заставляющих считать, что

Преемство Петра — II

Не существует никаких данных, заставляющих считать, что Римский

епископ чем-то отличается с точки зрения преемства Петра от Антиохийского — в обоих случаях Петр еписокопствовал в городе некоторое количество лет, а затем поставил своего преемника-епископа. В случае с Римом таковым был св. папа Лин, который был поставлен (по Иринею Лионскому) Петром еще при жизни, то есть, соответственно ситуация полностью тождественна ситуации с Антиохией и никаких богословских различий мы привести не можем. Единственное различие состоит в том, что Петр в Риме умер. Однако сам по себе исторический факт наличия в городе Риме гробницы Петра, очевидно недостаточен для признания за Римом каких-либо особых неотчуждаемых богоданных полномочий.
Собственно, более того, очевидно, что папа Лин не был носителем абсолютной власти в Церкви при жизни Петра, а Петр (даже если бы имел абсолютную власть) — что важно — на момент смерти епископом Рима не являлся, поскольку таковым был Лин. Если предположить, что Лин неким (автоматическим) путем получил власть по смерти Петра, то следующий вопрос — почему именно Лин, каким образом это доказывается и какие мы можем предложить обоснования этому?
Слайд 12

Святые Отцы различали преемство рукоположения, которое Римские епископы имеют от апостола

Святые Отцы различали преемство рукоположения, которое Римские епископы имеют от апостола

Петра, и то первенство, во многом аналогичное Петрову, которое в честь и память апостола Петра и величия города Рима дано было Римским епископам соборами и императорами (28 прав. IV собора, 36 — VI, новеллы св. имп. Юстиниана).
Как в вопросе о характере первенства Петра, так и во мнениях по поводу его передачи, епископы Рима, начиная примерно с V в., постепенно стали уклоняться от общего Предания Церкви (хотя были и исключения, как свт. Григорий Великий).