Божественные свойства и их именования

Содержание

Слайд 2

Понятие об апофатических свойствах Божиих Апофатические свойства — это свойства, получаемые

Понятие об апофатических свойствах Божиих

Апофатические свойства — это свойства, получаемые путем

отрицания по отношению к Богу недостатков и ограничений, свойственных конечному, тварному бытию
Апофатические свойства характеризуют совершенство Божественного бытия
Божественная сущность непознаваема, и человеческий язык неспособен выразить полноту. Божественного совершенства. Все человеческие понятия сформированы в процессе изучения тварных вещей, которые с Божественной сущностью несоизмеримы
Слайд 3

Согласно преп. Максиму Исповеднику, Бог «по природе Своей вообще не соответствует

Согласно преп. Максиму Исповеднику, Бог «по природе Своей вообще не соответствует

какому-либо разряду сущего и поэтому, вследствие сверхбытия Бога, Ему более подобает определение «Небытие»
Поэтому говорить о совершенствах Божественной сущности можно только в отрицательных терминах и понятиях
Слайд 4

Самобытность Этим свойством за Богом отрицается ограниченность по началу и причине

Самобытность

Этим свойством за Богом отрицается ограниченность по началу и причине бытия.

Бог не происходит ни от чего другого и не зависит ни от какого другого бытия, но причину и необходимые условия Своего бытия имеет только в Самом Себе. Свидетельства Священного Писания о самобытности Бога весьма многочисленны:
Прежде Меня не было Бога и после Меня не будет (Ис.43:10)
Как Отец имеет жизнь в Самом Себе, так и Сыну дал иметь жизнь в Самом Себе (Ин.5:26)
Слайд 5

[Бог] не требует служения рук человеческих, как бы имеющий в чем-либо

[Бог] не требует служения рук человеческих, как бы имеющий в чем-либо

нужду, Сам дая всему жизнь и дыхание и все (Деян.17:25).
Преп. Иоанн Дамаскин говорит: «Веруем во единого Бога, единое начало, безначального, несозданного... в силу, никакою мерою не определимую и только собственною волею измеряемую... которая... не имеет от другого ни бытия, ни чего-либо из того, что есть, но сама есть источник бытия для всего существующего»
Слайд 6

Неизменяемость Этим свойством за Богом отрицаются любые видоизменения, являющиеся признаком относительного

Неизменяемость

Этим свойством за Богом отрицаются любые видоизменения, являющиеся признаком относительного несовершенства.

Неизменяемость — следствие самобытности: Бог есть Один и Тот же и в сущности Своей, и в Своих свойствах
Ибо Я — Господь, Я не изменяюсь (Мал.3:6)
[У] Отца светов... нет изменения и ни тени перемены (Иак.1:17)
Согласно свят. Иоанну Златоусту, «Бог Существо бессмертное и неизменяемое, слава непреходящая и неподвижная»
Слайд 7

Когда говорят о неизменяемости Бога, возникает некоторая психологическая трудность: искушение мыслить

Когда говорят о неизменяемости Бога, возникает некоторая психологическая трудность: искушение мыслить

Его как некий статичный, застывший абсолют, неподвижный кристалл. В действительности такое представление о Боге было бы крайне несовершенным и не соответствующим духу Священного Писания
В Священном Писании Сын Божий говорит о Себе Сам: Я есмь путь и истина и жизнь (Ин.14:6); жизнь — одно из имен Божиих. Богу присущ динамизм жизни, но этот динамизм не может быть выражен посредством понятий «покоя» и «движения»
Слайд 8

В произведении «О Божественных именах» (VI в.), надписанном именем св. Дионисия

В произведении «О Божественных именах» (VI в.), надписанном именем св. Дионисия

Ареопагита, так говорится о неизменяемости Бога: «Он при всяком движении остается неизменным и неподвижным, вечно двигаясь, пребывает в Себе и является Причиной и вечности, и времени...»
Поэтому, рассуждая о неизменяемости Божией, невозможно представить себе, что это такое. Через этот термин выражается та мысль, что Бог через проявление Себя в жизни ничего не утрачивает из того, что имеет, и не приобретает ничего такого, чего бы не имел. Он не умаляется и не возрастает в Своем бытии
Слайд 9

При восприятии учения о неизменяемости Божественной сущности может возникнуть ряд затруднений?

При восприятии учения о неизменяемости Божественной сущности может возникнуть ряд затруднений?

1. Не

противоречит ли учению о неизменяемости сущности Божией рождение Сына и исхождение Духа Святого от Бога Отца?
Не противоречит, поскольку и рождение и исхождение являются предвечными, т. е. совершаются в вечности. Ни рождение, ни исхождение не являются ни единократным актом, ни временным процессом
Слайд 10

2. Не противоречит ли неизменяемости Божией творение мира и промышление о

2. Не противоречит ли неизменяемости Божией творение мира и промышление о

Нем? Нет, не противоречит. Во-первых, Священное Писание говорит, что мир сотворен по предвечному замыслу Божию:
Ведомы Богу от вечности все дела Его (Деян.15:18)
Во-вторых, тварное бытие сотворено не из Божественной сущности, а из ничего, по воле Божией. Поэтому возникновение тварного бытия и изменения внутри творения никак не влияют на Божественную жизнь как таковую
Слайд 11

3. Не противоречит ли Божественной неизменяемости воплощение Сына Божия? Не противоречит,

3. Не противоречит ли Божественной неизменяемости воплощение Сына Божия?
Не противоречит,

потому что, согласно определению IV Вселенского собора, соединение природ во Христе является неизменным, в воплощении Божественная природа не изменяется, ничего нового не приобретает и ничего не теряет, но остается равной себе
Слайд 12

4. Не противоречат ли неизменяемости Бога переменчивые чувства, которые приписывает Ему

4. Не противоречат ли неизменяемости Бога переменчивые чувства, которые приписывает Ему

Священное Писание, например: воспламенился гнев Его [Божий] (Чис.11:1);
Бог раскаялся в Своих делах (Быт.6:6)
Христианская экзегеза с древнейших времен считает подобные места Священного Писания повествующими о промыслительной деятельности Бога применительно к способностям человеческого восприятия. Такие выражения нужно толковать и понимать иносказательно
Слайд 13

Вечность Этим свойством отрицается зависимость Бога от условий времени как формы

Вечность

Этим свойством отрицается зависимость Бога от условий времени как формы изменчивого

бытия. Такие понятия, как «прежде», «после», «теперь» и тому подобные, к Богу неприложимы, поскольку все связанные с этими понятиями временные изменения для Бога не существуют. Бог «не растекается» во времени, Он есть во всей Своей полноте в любой момент нашего времени
В Священном Писании можно найти много свидетельств о вечности Божества: Бог называется от века Живущим (Пс.54:20)
Прежде, нежели родились горы, и Ты образовал землю и вселенную, и от века и до века Ты — Бог (Пс.89:3).
Как учит свят. Григорий Богослов, «Бог всегда был, есть и будет, или, лучше сказать, всегда есть; ибо слова: был и будет, означают деления нашего времени и свойственны естеству преходящему; а Сущий всегда». Бог, согласно свят. Григорию, «сосредотачивает в Себе Самом всецелое бытие, которое не начиналось и не прекратится»
Слайд 14

Неизмеримость и вездеприсутствие Этими двумя свойствами, очень близкими по смыслу, за

Неизмеримость и вездеприсутствие

Этими двумя свойствами, очень близкими по смыслу, за Богом

отрицается зависимость от пространства как формы существования изменчивого бытия. Об этих свойствах много говорит Священное Писание:
Небо — престол Мой, а земля — подножие ног Моих (Ис.66:1)
В силу того что Бог не зависит от пространства, Он для Своего бытия не нуждается в месте. Этим обусловлено евангельское требование поклонения Богу в духе и истине (Ин.4:23), в противовес ветхозаветному культу, который был жестко локализован в пространстве (в Ветхом Завете считалось, что единственным местом, где могут приноситься законные жертвы, является гора Мориа, на которой находился ветхозаветный храм)
Слайд 15

Когда мы говорим о вездеприсутствии Божием, то тем самым утверждаем, что

Когда мы говорим о вездеприсутствии Божием, то тем самым утверждаем, что

Бог проникает во все существующее, ни с чем не смешиваясь, а в Него не проникает ничто
Бог запределен миру по сущности, но во всем присутствует в Своих энергиях. Свят. Афанасий Александрийский излагает эту истину следующим образом: «Бог во всем пребывает Своей благостью и могуществом, и вне всего Собственным Своим естеством»
В стихире праздника Пятидесятницы «Царю Небесный» говорится, что Бог «везде сый и вся исполняяй» (вездесущ и все Собой наполняет).
Слайд 16

В Священном Писании и в Предании Церкви говорится о существовании мест,

В Священном Писании и в Предании Церкви говорится о существовании мест,

в которых Бог присутствует неким особенным образом. Это, конечно, не значит, что Бог находится именно в этом месте, просто в некоторых местах человеку легче ощутить присутствие Божие. Такимиместами особенного присутствия Божия являются:
— небеса (см.: Пс.113:24);
— храм (см.: 3 Цар.9:3). Книга Царств говорит о храме Соломона, но это в полной мере
может быть отнесено и к христианским храмам, в которых совершаются таинства, прежде всеготаинство Евхаристии;
— человек, который может стать, по выражению апостола Павла, храмом Божиим (2 Кор.6:16)