Человеко-машинное взаимодействие

Содержание

Слайд 2

РЕЦЕПТОРЫ ЧЕЛОВЕК (ЦНС) ЭФФЕКТОРЫ УСТРОЙСТВО ИНДИКАЦИИ МАШИНА УСТРОЙСТВО ВВОДА СТРУКТУРА ЧЕЛОВЕКО-МАШИННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОБЛАСТЬ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

РЕЦЕПТОРЫ

ЧЕЛОВЕК (ЦНС)

ЭФФЕКТОРЫ

УСТРОЙСТВО ИНДИКАЦИИ

МАШИНА

УСТРОЙСТВО ВВОДА

СТРУКТУРА ЧЕЛОВЕКО-МАШИННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

ОБЛАСТЬ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

Слайд 3

ЧЕЛОВЕКО-МАШИННОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ. С ЧЕГО ВСЕ НАЧИНАЛОСЬ? 40-е — Эргономика Эргономика -

ЧЕЛОВЕКО-МАШИННОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ. С ЧЕГО ВСЕ НАЧИНАЛОСЬ?

40-е — Эргономика

Эргономика - наука, изучающая

проблемы, возникающие в системе «человек-техника-среда», с целью оптимизации трудовой деятельности оператора, создания для него комфортных и безопасных условий, повышения за счет этого его производительности, сохранения здоровья и работоспособности.
Слайд 4

50-60-е — РОЖДЕНИЕ КОМПЬЮТЕРОВ В 1960 году была запущена первая компьютеризированная

50-60-е — РОЖДЕНИЕ КОМПЬЮТЕРОВ

В 1960 году была запущена первая компьютеризированная система

резервирования мест на авиарейсы. Это была система резервирования авиабилетов «Sabre» (Semi-Automatic Business Research Environment) фирмы American Airlines.

Первый опыт электронной коммерции, имевший место за три десятилетия до появления Web

Д.Р. Ликлидеру в 1960 году: концепция «человеко-компьютерного симбиоза»

"MMI design" (Man-Machine Interface design)

Слайд 5

1962: Дуг Енгельбарт изобрел мышь 1960: Тед Нельсон придумал термин «Гипертекст».

1962: Дуг Енгельбарт изобрел мышь

1960: Тед Нельсон придумал термин «Гипертекст».

1969: Министерство

Обороны США ARPANET, предшественник сегодняшнего Интернета - сеть, работающая на технологии коммутации пакетов

В ТЕЧЕНИЕ 60-Х ГОДОВ БЫЛИ ПОСЕЯНЫ СЕМЕНА РЕВОЛЮЦИИ 80-90-Х ГОДОВ

Мысли человека образуют структуру

Слайд 6

1970-1980-е — GUI (GRAPHICAL USER INTERFACE), ГРАФИЧЕСКИЙ ИНТЕРФЕЙС ПОЛЬЗОВАТЕЛЯ 1973: Xerox

1970-1980-е — GUI (GRAPHICAL USER INTERFACE), ГРАФИЧЕСКИЙ ИНТЕРФЕЙС ПОЛЬЗОВАТЕЛЯ

1973: Xerox Alto

стал первым компьютером в мире с графическим интерфейсом пользователя (GUI)

1981: был выпущен Xerox Star

W - Windows
I - Icons
M - Menus
P - Pointers

Слайд 7

1983: Apple Lisa – популяризация графического интерфейса. Apple начали разрабатывать компьютер

1983: Apple Lisa – популяризация графического интерфейса. Apple начали разрабатывать компьютер

Lisa ещё в 1978 году под влиянием компьютеров компании Xerox.

Local Integrated Software Architecture
ИЛИ
в честь его дочери Лизы Бреннан-Джобс?

APPLE LISA

Слайд 8

APPLE Macintosh 1.0. Иконки впервые отрисовываются профессиональным дизайнером Сьюзан Кэр: «Я

APPLE Macintosh 1.0.

Иконки впервые отрисовываются профессиональным дизайнером

Сьюзан Кэр: «Я считаю,

что хорошие иконки имеют больше общего с дорожными знаками, чем к иллюстрациям. В идеале они должны быть запоминаемыми и ясно отображать суть»

1991: Macintosh System 7 — Первая система Mac OS с поддержкой цветов!

Слайд 9

1981: IBM вышел на рынок персональных компьютеров с моделью IBM PC.

1981: IBM вышел на рынок персональных компьютеров с моделью IBM PC.

IBM

PC

1983: для IBM PC появляется графическая оболочка - Visi On компании Visi Corp

1985 Atari TOS — Первые иконки в изометрической проекции

1985 Amiga Workbench — Цвет!

1984: анонс графической подсистемы X Window system (Project Athena), ставшей основной графической системой для ОС семейства Unix.

Слайд 10

1985 Windows 1.0x — Знакомьтесь, Windows! WINDOWS 1992 Windows 3.1 —

1985 Windows 1.0x — Знакомьтесь, Windows!

WINDOWS

1992 Windows 3.1 — Microsoft нанимает

дизайнера

1995 Windows 95 — Появление кнопки «Пуск»
2011 Windows 8
Microsoft пытается закрепиться в модном сегменте ультрабуков и планшетов

Слайд 11

Термин "Human-Computer Interaction" (человеко-компьютерное взаимодействие) или HCI 1990-е — ИНТЕРНЕТ И

Термин "Human-Computer Interaction" (человеко-компьютерное взаимодействие) или HCI

1990-е — ИНТЕРНЕТ И

СОВМЕСТНАЯ РАБОТА

HCI теперь использует такие отрасли знания:
когнитивную психологию, а также:
этнографию,
лингвистику
теорию коммуникаций,
культуру и гуманитарные науки.

Рост парка домашних компьютеров и Интернет-бум
Возможность соединять компьютеры посредством сети

Слайд 12

НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ — МОБИЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И БЛИЖАЙШЕЕ БУДУЩЕЕ Мир, в котором

НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ — МОБИЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И БЛИЖАЙШЕЕ БУДУЩЕЕ

Мир, в котором

технология — повсюду, но она находится в фоне

Люди перестали быть пользователями одиночных, изолированных устройств

Gartner: Топ-10 трендов 2013 в связи с технологиями стратегической важности

Битвы мобильных устройств
Мобильные приложения
Персональные облака
Концепция Internet of Things
Интегрированные экосистемы

Слайд 13

ИСТОРИЯ ЧМВ В РОССИИ Два периода развития ЧМВ в России: 1991-1996:

ИСТОРИЯ ЧМВ В РОССИИ

Два периода развития ЧМВ в России:
1991-1996: Академический
1997-настоящее

время: Индустриальный

1991: первая международная конференция по ЧМВ в России
1997: создание юзабилити-подразделения Фондовой биржи РТС
1999: специализированный ресурс usability.ru
2001: 1-й юзабилити семинар
2004: официальная регистрация RusCHI в качестве российского отделения ACM SIGCHI (международное общество по изучению ЧМВ)

Основные научные направления:
ЧМВ и прерывания: Лаборатория психологии труда МГУ
Психология интернета: Лаборатория психологии интеллектуальной деятельности и информатизации МГУ
Анализ движения глаз для оценки операторской деятельности: Лаборатория психологии труда Института психологии РАН

Слайд 14

ПЕРЕХОД ОТ HARDWARE К PEOPLEWARE Люди ожидают от сложных технических устройств

ПЕРЕХОД ОТ HARDWARE К PEOPLEWARE

Люди ожидают от сложных технических устройств поведения,

свойственного человеку – ожидают понимания, заботы и даже сочувствия.

Hardware – “железо”, детали компьютера
Software – программное обеспечение компьютера
Peopleware – человеческое обеспечение компьютера?

Ware – объект заботы
Hardware – забота об инструменте, компьютере
Software – забота о программах, функциональности
Peopleware – забота о человеке, о пользователе!

Слайд 15

ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ ПРОДУКЦИИ

ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ ПРОДУКЦИИ

Слайд 16

Создание/изменение информационного компонента Создание/изменение функционального компонента Создание/изменение интерфейсного компонента Изменение технологической платформы СТРУКТУРА АВТОМАТИЗИРОВАННОЙ СИСТЕМЫ

Создание/изменение информационного компонента
Создание/изменение функционального компонента
Создание/изменение интерфейсного компонента
Изменение технологической платформы

СТРУКТУРА АВТОМАТИЗИРОВАННОЙ СИСТЕМЫ

Слайд 17

Еще несколько лет назад, ИТ-компании четко не осознавали потребность в специалистах

Еще несколько лет назад, ИТ-компании четко не осознавали потребность в специалистах

по usability, в управлении аналитики, как правило, работали специалисты, решающие весь спектр задач этапа проектирования автоматизированных систем.

Профиль должности:
Разработка концепции интерфейса на основе сценариев использования продукта
Детализированная разработка прототипов ПИ
Сопровождение процесса разработки ПИ
Оценка и тестирование прототипа ПИ с привлечением пользователей и заказчика
Дополнительно:
Участие в разработке сценариев использования
Участие в составлении пользовательской документации
Помощь в тестировании системы в целом

КТО ТАКОЙ СПЕЦИАЛИСТ ПО ЧЕЛОВЕКО-МАШИННОМУ ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ?