Чувственное и рациональное познание

Содержание

Слайд 2

Чувственное познание Чувственное познание опирается на образы, возникающие в сознании в

Чувственное познание

Чувственное познание опирается на образы, возникающие в сознании в результате

деятельности пяти основных чувств человека — зрения, слуха, вкуса, обоняния и осязания
Слайд 3

Формы чувственного познания: 1. Ощущение – это отражение отдельных сторон, свойств

Формы чувственного познания:

1.     Ощущение – это отражение отдельных сторон, свойств объекта.

Ощущение является исходным пунктом познавательного процесса и представляет собой непосредственную связь человека с внешним миром.
2.     Восприятие – более высокая форма познания, которая представляет собой отражение предмета в целом.
3.     Представление – высшая форма, которая характеризуется возможностью воспроизведения ранее воспринятых объектов. Особенность представления в том, что оно содержит элемент обобщения и тем самым сближается с рациональной формой.
Слайд 4

Рациональное познание Рациональное познание называется логическим или абстрактным мышлением. Это высшая

Рациональное познание

Рациональное познание называется логическим или абстрактным мышлением. Это высшая форма

познания, благодаря которой субъект проникает в сущность предметов и явлений. 
Слайд 5

Формы рационального познания: Понятие – есть определенная мысль, в которой зафиксированы

Формы рационального познания:

Понятие – есть определенная мысль, в которой зафиксированы общие

и существенные свойства объекта. Например: различные понятия, категории науки, обыденного сознания («электрический ток» как направленное движение электронов в проводнике, или «дом» как жилище человека).
Суждение – это определенная мысль, в которой что-либо отрицается или утверждается. Например, металл электропроводен.
Умозаключение – это вывод из двух или более суждений нового суждения. Существует два вида умозаключения: индукция и дедукция.
Индукция – умозаключение на основе движения мысли от частных высказываний к общим. Например, железо проводит электрический ток, медь проводит электрический ток. Вывод: металлы электропроводны.
Дедукция – умозаключение на основе движения мысли от общего к частному высказыванию. Например, металлы электропроводны, медь – металл, следовательно, медь проводит электрический ток.
Слайд 6

Основные направления в теории познания

Основные направления в теории познания

Слайд 7

Сенсуализм Сенсуалисты полагают, что новое знание можно получить только на основе

Сенсуализм

Сенсуалисты полагают, что новое знание можно получить только на основе чувств,

а разум замкнут в сфере уже известного. В умозаключении вывод, основанный на разуме и законах логики, не дает никакого приращения знаний по сравнению с посылками.
Например, какое новое знание мы получаем из вывода «Золото проводит электрический ток», если мы и так знаем, что «Все металлы электропроводны»? Более того, заключение о том, что металлы электропроводны, нельзя получить только при помощи разума. Для этого нужно провести соответствующие опыты. Следовательно, чувственный опыт и чувства первичны и идут впереди всяких логических рассуждений.
Слайд 8

Представители сенсуализма Протагор был последовательным сенсуалистом и считал, что мир таков,

Представители сенсуализма

Протагор был последовательным сенсуалистом и считал, что мир таков, каким

он представлен в чувствах человека.
Дошли такие выражения Протагора: «Человек есть мера всех вещей существующих, что они существуют, и не существующих, что они не существуют» (другими словами: есть только то, что человек воспринимает своими органами чувств, и нет того, чего человек не воспринимает чувствами.), «Как мы чувствуем, так оно и есть на самом деле», «Все есть таким, каким оно кажется нам».
Протагор указывает на относительность нашего познания, на элемент субъективности в нём.
Слайд 9

Эпикур Первичным и главным критерием истины он считал ощущения, в которых

Эпикур

Первичным и главным критерием истины он считал ощущения, в которых даётся

нам жизнь.
Разум же Эпикур считал полностью зависимым от ощущений. Поскольку чувственное познание, согласно Эпикуру, непогрешимо, постольку ошибки в познании или заблуждения происходят из ошибочных суждений о том, что дано в ощущениях
Слайд 10

Этьен Бонно де Кондильяк Кондильяк имеет несомненное историческое значение, так как

Этьен Бонно де Кондильяк

Кондильяк имеет несомненное историческое значение, так как

представляет собой особый момент в сенсуалистической теории познания.
Отвергая теорию врожденных идей Декарта, стремился объяснить все психические процессы (воспоминания, мышление, волю) преобразованиями чувственных ощущений, которые и являют собой единственный источник познания.
Первоначально, по мнению Кондильяка, каждый человек - некая "статуя", постепенно оживающая под воздействием эволюционирующих ощущений.
Слайд 11

Джон Локк Локк заложил основу сенсуализма своим известным положением: нет ничего

Джон Локк

Локк заложил основу сенсуализма своим известным положением: нет ничего в

интеллекте, чего ранее не было бы в чувстве.
Слайд 12

Рационализм Рационалисты (сторонники первенства разума в познании) указывают, что данные, основанные

Рационализм

Рационалисты (сторонники первенства разума в познании) указывают, что данные, основанные на

чувственном опыте, недостоверны.
Например, опыт подтверждает, что брошенный камень всякий раз летит вниз, но это еще не доказывает, что после очередного броска он не сможет полететь вверх. Для доказательства необходимы разум и теоретические расчеты (в данном случае — теория гравитации). Ученый, который не применяет разум, а опирается только на чувства, будет собирать все, что видит, однако разрозненные факты внелогической связи друг с другом будут чем угодно, но только не наукой. Опыт теоретически нагружен: любой эксперимент или научное наблюдение подразумевают разумную гипотезу и цель, иначе они бессмысленны. Следовательно, разум и логические рассуждения первичны и идут впереди всяких чувств и опыта.
И сенсуализм, и рационализм дают положительный ответ на вопрос о познаваемости мира. Данная позиция именуется оптимистической. В теории познания выработана также пессимистическая позиция, согласно которой мир непознаваем.
Слайд 13

Представители рационализма Представители рационализма (Декарт, Спиноза, Лейбниц) утверждали, что научное знание,

Представители рационализма

Представители рационализма (Декарт, Спиноза, Лейбниц) утверждали, что научное знание, обладающее

этими логическими свойствами, достижимо посредством разума, который выступает как его источником, так и собственно критерием истинности.
Слайд 14

Рене Декарт Главным вкладом Декарта в философию стало классическое построение философии

Рене Декарт

Главным вкладом Декарта в философию стало классическое построение философии рационализма

как универсального метода познания.
Разум, по Декарту, критически оценивает опытные данные и выводит из них скрытые в природе истинные законы, формулируемые на математическом языке. При умелом применении нет пределов могуществу разума.
Слайд 15

Бенедикт (Барух) Спиноза Философия рационализма в наиболее логичном и систематическом изложении

Бенедикт (Барух) Спиноза

Философия рационализма в наиболее логичном и систематическом изложении была

развита в XVII в. Спинозой.
Он пытался ответить на главные вопросы нашей жизни, провозглашая при этом, что «бог существует только в философском смысле». Его идеалом философа были Декарт, Эвклид и Томас Гоббс.
Даже выдающиеся мыслители считали «геометрический метод» Спинозы трудным для понимания.
Его Этика содержит неясные места и математические структуры из эвклидовой геометрии.
Слайд 16

Готфрид Вильгельм Лейбниц Если Декарт практически декларировал рационализм, то Лейбниц его

Готфрид Вильгельм Лейбниц

Если Декарт практически декларировал рационализм, то Лейбниц его анализировал

и обосновывал.
Первичные истины он проверял с позиции логических законов тождества и противоречия. Полученные истины не выражают все существующее, но позволяют выяснить возможное и непротиворечивое.
Рационализм Лейбница не игнорировал опыт. Истины опыта философ определял как истины факта. Они подлежат научному осмыслению на основании закона достаточного основания, служащего базой принципа причинности (каузальности).
Слайд 17

Лео Штраус В современной философии идеи рационализма развивает Лео Штраус, который

Лео Штраус

В современной философии идеи рационализма развивает
Лео Штраус, который предлагает

применять рациональный метод мышления не сам по себе, а посредством майевтики (метод Сократа извлекать скрытое в человеке знание с помощью искусных наводящих вопросов).
Слайд 18

Скептицизм Скептицизм выражает пессимистическую позицию и в принципе не отрицает возможности

Скептицизм

Скептицизм выражает пессимистическую позицию и в принципе не отрицает возможности познания

мира, но сомневается в том, что это возможно при помощи тех средств, которыми мы располагаем.
Персидский поэт Омар Хайям (1048-1122) писал о мире так:
Все. что видишь ты. — видимость только одна,
Только форма — а суть никому не видна.
Смысл этих картинок понять не пытайся -
Сядь спокойно в сторонку и выпей вина.
Основы для скептической аргументации были предложены еще философами Древней Греции:
чувствам нельзя доверять, поскольку у разных людей могут быть разные ощущения, напри мер то, что нравится одному, вызывает у другого отвращение;
чувствам нельзя доверять также из-за того, что органы чувств постоянно обманывают нас, например преломление образа предмета на границе воздушной и водной сред создает обман зрения;
нельзя доверять и разуму, поскольку любое доказательство опирается на данные, которые тоже нужно доказать, и так до бесконечности; следовательно, доказать ничего нельзя, если только не принять на веру бездоказательные аксиомы или догматы.
Слайд 19

Представители скептицизма Основателем греческой школы скептиков считается Пиррон, который, согласно некоторым

Представители скептицизма

Основателем греческой школы скептиков считается Пиррон, который, согласно некоторым мнениям,

вообще учился в Индии.
Кроме того, античный скептицизм в качестве ответной реакции на метафизический догматизм представлен такими философами как Аркесилай (средняя академия) и так называемыми «поздними» скептиками Агриппой, Секстом Эмпириком, Энесидемом.

Пиррон - древнегреческий философ. Основатель древней скептической школы. Он придерживался того мнения, что ничто в действительности не является ни прекрасным, ни безобразным, ни справедливым, ни несправедливым, так как в себе все одинаково , и поэтому оно не в большей степени одно, чем другое. Все неодинаковое, различное является (произвольными) человеческими установлениями и обычаями.

Слайд 20

Придал школе скептическое направление, проповедуя «воздержание от суждения», только вероятное, считал

Придал школе скептическое направление, проповедуя «воздержание от суждения», только вероятное, считал

он, находится в пределах достижимого, и его достаточно для жизни.
Он выработал под влиянием философии Пиррона особое скептическое мировоззрение, опровергавшее учение стоиков и состоявшее в том, что (в мире) не существует неоспоримого критерия для определения истины и что всякое положение может быть оспариваемо теми или другими доводами, которые тоже кажутся вероятными.

Аркесилай

Слайд 21

Агриппа Греческий философ-скептик, автор «5 основ воздержания» или тропов, в которых

Агриппа

Греческий философ-скептик, автор «5 основ воздержания» или тропов, в которых утверждается

невозможность точных знаний:
Разноречивость — неопределённость в правилах общественной жизни или в воззрениях философов.
Удаление в бесконечность — все доказательства требуют дальнейшего доказывания, и так до бесконечности.
Относительность — все вещи изменяются, если меняются их отношения, или меняется точка зрения на них.
Предположительность — истина, которая утверждается, в сущности является гипотезой.
Взаимодоказуемость — утверждённая истина вовлечена в порочный круг.
Слайд 22

Секст Эмпирик Древнегреческий врач и философ, представитель классического античного скептицизма. Его

Секст Эмпирик

Древнегреческий врач и философ, представитель классического античного скептицизма.
Его произведения «Пирроновы

положения» и «Против учёных» являются основными источниками по философии античного скептицизма. В них упомянуто много свидетельств и фрагментов из учений философов, чьи произведения не сохранились.
В работе «Три книги пирроновых положений» отмечал, что скептицизм не рассматривает сомнение как принцип, а использует сомнение как полемическое оружие против догматиков, принцип скептицизма — явление.
Слайд 23

Энесидем античный философ, последователь скептика Пиррона. Известен формулировкой десяти скептических аргументов

Энесидем

античный философ, последователь скептика Пиррона. Известен формулировкой десяти скептических аргументов («тропов»)

в пользу воздержания от суждения.

Его книга «Пирроновы рассуждения» (около 43 до н.э.) содержит систематическое изложение доктрины скептиков.
Считается также, что в ней Энесидем довольно полно изложил взгляды самого Пиррона, который не оставил никаких письменных свидетельств о своем учении.

Слайд 24

Важнейшими представителями скептицизма Средневевековья и Нового времени являются Д. Юм и

Важнейшими представителями скептицизма Средневевековья и Нового времени являются Д. Юм и

М. Монтель.

Историки философии в основном сходятся на том, что философия Юма носит характер радикального или умеренного скептицизма

Юм считал, что наше познание начинается с опыта. Все наши идеи восходят к опыту, впечатлениям. Однако Юм не отрицал возможности априорного знания, примером которого является, с его точки зрения, математика.

Скептицизм Монтеня — нечто среднее между скептицизмом жизненным, который есть результат горького житейского опыта и разочарования в людях, и скептицизмом философским, в основе которого лежит глубокое убеждение в недостоверности человеческого познания.

Слайд 25

Агностицизм В агностицизме (от греч. agnostos — непознаваемый) представлен более сильный

Агностицизм

В агностицизме (от греч. agnostos — непознаваемый) представлен более сильный вариант

пессимизма. Это течение отрицает познаваемость объективного мира. Яркий пример агностицизма — философия И. Канта, согласно которому действительный мир принципиально непознаваем. Все, что мы можем познать, — лишь мир видимости, до неузнаваемости искаженный нашими чувствами и опытом.
Современная наука придерживается оптимистического взгляда на познание. Мир познаваем, считают ученые, и, хотя абсолютная истина недостижима, мы с каждым новым научным открытием все больше приближаемся к ней.
Что же считается первичным в процессе научного познания — чувства или разум? Хотя сенсуализм и рационализм противоречат друг другу, их обычно принято рассматривать как дополняющие друг друга направления, составляющие единство. В гаком ракурсе вопрос о первичности чувств или разума в познании снимается, и они могут рассматриваться как две стороны единого процесса познания мира.
Слайд 26

Представители агностицизма Крупнейшими представителями агностицизма в философии Нового времени считаются Д.

Представители агностицизма

Крупнейшими представителями агностицизма в философии Нового времени считаются
Д. Юм

и И. Кант

Кант признает, что вне и независимо от нас существует внешний мир, который, воздействуя на наши органы чувств, порождает в нас ощущения. Этот мир Кант называет «вещью в себе». «Вещь в себе» — источник и причина наших ощущений, но это все, что мы можем сказать о ней.

Наиболее последовательно в истории философии агностицизм проведён в системе Юма, который полагал, что всё познание имеет дело лишь с опытом и принципиально не может выйти за его пределы, а потому не может судить о том, каково отношение между опытом и реальностью.