Специфика гетерономной этики

Содержание

Слайд 2

Гетероно́мная э́тика (от др.-греч. (от др.-греч. ἕτερος — другой и νόμος

Гетероно́мная э́тика 
(от др.-греч. (от др.-греч. ἕτερος — другой и νόμος — закон

и «этика (от др.-греч. ἕτερος — другой и νόμος — закон и «этика»), система нормативной этики, основанная не на собственных нравственных принципах, а на началах, взятых из другой сферы общественной жизни.
Слайд 3

Иммануил Кант. Биографические сведения Родился в небогатой семье ремесленника-седельщика. Мальчик был

Иммануил Кант. Биографические сведения
Родился в небогатой семье ремесленника-седельщика. Мальчик был назван

в честь святого ЭммануилаРодился в небогатой семье ремесленника-седельщика. Мальчик был назван в честь святого Эммануила, в переводе это еврейское имя означает «с нами Бог». Попечением доктора теологииРодился в небогатой семье ремесленника-седельщика. Мальчик был назван в честь святого Эммануила, в переводе это еврейское имя означает «с нами Бог». Попечением доктора теологии Франца Альберта Шульца, заметившего в Иммануиле одарённость, Кант закончил престижную гимназию «Фридрихс-Коллегиум», а затем поступил в Кёнигсбергский университет. Из-за смерти отца завершить учёбу ему не удаётся и, чтобы прокормить семью, Кант на 10 лет становится домашним учителем. Затем начинается научно-философская практика.
Слайд 4

Иммануил Кант. Философия Принципиально важно признание Канта о целях его работы:

Иммануил Кант. Философия
Принципиально важно признание Канта о целях его работы: «Давно

задуманный план относительно того, как нужно обработать поле чистой философии, состоял в решении трёх задач:
1) что я могу знать? (метафизика);
2) что я должен делать? (мораль);
3) на что я смею надеяться? (религия);
наконец, за этим должна была последовать четвёртая задача — что такое человек?»
Слайд 5

Специфика гетерономной этики во многом зависит от выделенных Кантом категорий рассудка:

Специфика гетерономной этики во многом зависит от выделенных Кантом категорий рассудка:
Категории

количества
Единство
Множество
Цельность
Категории качества
Реальность
Отрицание
Ограничение
Отношения
Субстанция и принадлежность
Причина и следствие
Взаимодействия
Категории модальности
Возможность и невозможность
Существование и несуществование
Предопределённость и случайность
Слайд 6

Гетерономная этика. Связь с моралью и скептицизмом Повсюду, где происходят великие

Гетерономная этика. Связь с моралью и скептицизмом
Повсюду, где происходят великие переломы

в миросозерцаниях, где господствующие до сих пор воззрения отжили свой век, а основы новых еще не выработаны, там выступает гетерономная мораль большей частью в качестве такого же критического симптома, каким является в теории познания скептицизм, который родственен с гетерономной моралью в том, что он нередко сопряжен с усиленным указанием на необходимость дополнения знания верой.
Слайд 7

Автономное происхождение гетерономной этики Сюда присоединяется еще другой момент, который сообщает

Автономное происхождение гетерономной этики
Сюда присоединяется еще другой момент, который сообщает

появлению гетерономных воззрений особенное значение в истории этики. Он состоит в том, что признание "автономного происхождения нравственных норм в его крайних формах само собой переходит в признание их гетерономности, следовательно, здесь обнаруживается своеобразное, обоснованное природой воли «coincidentia oppositorum»*.
Слайд 8

История политической и религиозной морали гетерономной этики Политическая гетерономная мораль в

История политической и религиозной морали гетерономной этики
Политическая гетерономная мораль в истории

выступала реже, чем религиозная. Однако, она дважды играла важную роль в качестве спутницы политических революций: один раз, как реакция английской революции XVII века в этике Томаса Гоббса, в связи с политико-консервативным направлением; другой раз в философии, предшествовавшей французской революции XVIII века, в связи с революционной тенденцией и, следовательно, с требованием существенной «переоценки» господствующих понятий о нравственной ценности.
Слайд 9

Последователи 1 В отличие от Канта, Виндельбанд считает, что нормы управляют

Последователи 1
В отличие от Канта, Виндельбанд считает, что нормы управляют не

только нравственными действиями, но лежат также в основе теоретической и эстетической деятельности. Всякая ценность выступает как цель сама по себе, к ней стремятся ради нее самой, а не ради материального интереса, выгоды или чувственного удовольствия. Ценность - это не реальность, а идеал, носителем которого является не индивидуальный, а трансцендентальный субъект - "сознание вообще" как источник и основа всех норм человеческой деятельности. Хотя основные работы Виндельбанда были написаны в последней четверти XIX в., тем не менее наибольшего влияния его идеи достигли уже в XX столетии
Слайд 10

Поледователи 2 Философию Лотце можно охарактеризовать как телеологический, или этически-религиозный идеализм.

Поледователи 2
Философию Лотце можно охарактеризовать как телеологический, или этически-религиозный идеализм. Убежденный

в том, что благо есть основа бытия, Лотце видит в этике фундамент и метафизики, и логики. Сущность каждой единичной реальности (монады, или сверхпространственного атома) состоит, согласно Лотце, в живом отношении со всеми другими реальностями; мир, таким образом, есть единая целесообразно организованная связь монад, стремящихся в своих действиях к общей цели - достижению абсолютного блага.
Слайд 11

Второй виток Гетерономная этика, поскольку в ней совершается вульгаризация природы нравственности,

Второй виток
Гетерономная этика, поскольку в ней совершается вульгаризация природы нравственности, сведение

ее к каким-то иным социальным феноменам (утилитарному расчету — например в утилитаризме, стремлению к наслаждению — в гедонизме, поиску личного счастья — в эвдемонизме, повиновению внешнему авторитету — в аппробативных теориях морали и т.п.). Задача критики Гетерономная этика совпадает в марксистской этике с проблемой определения специфики нравственности.
Слайд 12

3 понятия Евдемонизм, утилитаризм, гедонизм – родственные понятия. В большинстве теорий

3 понятия
Евдемонизм, утилитаризм, гедонизм – родственные понятия. В большинстве теорий евдемонизм

считается общим началом утилитаризма и гедонизма.
Евдемонизм может иметь различные оттенки: быть более грубым (чувственное удовольствие) или утончённым (удовольствие, доставляемое высшими чувствованиями); может иметь в виду единичное удовольствие (гедонизм может иметь различные оттенки: быть более грубым (чувственное удовольствие) или утончённым (удовольствие, доставляемое высшими чувствованиями); может иметь в виду единичное удовольствие (гедонизм) или общую пользу (утилитаризм).
Начнем с рассмотрения частностей:
Слайд 13

1. Утилитаризм и гетерономная этика Утилитари́зм — направление в этике —

1. Утилитаризм и гетерономная этика
Утилитари́зм — направление в этике — направление в этике

(этическая теория), согласно которому моральная — направление в этике (этическая теория), согласно которому моральная ценность поведения или поступка определяется его полезностью — направление в этике (этическая теория), согласно которому моральная ценность поведения или поступка определяется его полезностью. Зачатки утилитаризма содержатся уже в трудах древнегреческого философа Эпикура — направление в этике (этическая теория), согласно которому моральная ценность поведения или поступка определяется его полезностью. Зачатки утилитаризма содержатся уже в трудах древнегреческого философа Эпикура. В более полной форме учение было разработано Джереми Бентамом — направление в этике (этическая теория), согласно которому моральная ценность поведения или поступка определяется его полезностью. Зачатки утилитаризма содержатся уже в трудах древнегреческого философа Эпикура. В более полной форме учение было разработано Джереми Бентамом. Согласно классической формулировке Бентама, морально то, что «приносит наибольшее счастье наибольшему количеству людей». Основные разногласия в теории утилитаризма относятся к определению понятий пользы и счастья. Бентам и многие другие философы считали пользой максимальное превосходство удовольствия — направление в этике (этическая теория), согласно которому моральная ценность поведения или поступка определяется его полезностью. Зачатки утилитаризма содержатся уже в трудах древнегреческого философа Эпикура. В более полной форме учение было разработано Джереми Бентамом. Согласно классической формулировке Бентама, морально то, что «приносит наибольшее счастье наибольшему количеству людей». Основные разногласия в теории утилитаризма относятся к определению понятий пользы и счастья. Бентам и многие другие философы считали пользой максимальное превосходство удовольствия над страданием. Некоторые философы, например австралиец Петер Сингер, рассматривают «счастье», как наиболее полное удовлетворение предпочтений и желаний человека, даже если оно не связано с максимализацией удовольствия.
В обиходе утилитаризмом называется всякая деятельность, в основе которой лежит грубый материальный расчёт, стремление из всего извлекать выгоду, узкий практицизм.
Слайд 14

2. Гедонизм и гетерономная этика Гедони́зм (от др.-греч. (от др.-греч. ηδονή,

2. Гедонизм и гетерономная этика
Гедони́зм (от др.-греч. (от др.-греч. ηδονή, hedone

— «наслаждение») — этическое (от др.-греч. ηδονή, hedone — «наслаждение») — этическое учение, наиболее резко выраженное в Древней Греции, исходящее из того положения, что человек всегда стремится к наслаждениям, удовольствиям и комфорту, а также всегда избегает страданий.
Под гедонизмом часто понимается стремление к хорошей еде, изысканному сексуПод гедонизмом часто понимается стремление к хорошей еде, изысканному сексу(отсюда церковнославянский перевод «гедоне» как похоть, которую в средневековьеПод гедонизмом часто понимается стремление к хорошей еде, изысканному сексу(отсюда церковнославянский перевод «гедоне» как похоть, которую в средневековье символизировала женщина), к обладанию дорогими и престижными вещами (одежда, комфортное жилище, личный транспорт).
Слайд 15

3. Эвдемони́зм (греч. (греч. ευδαιμονία — процветание, блаженство) — этическое (греч.

3. Эвдемони́зм (греч. (греч. ευδαιμονία — процветание, блаженство) — этическое (греч.

ευδαιμονία — процветание, блаженство) — этическое направление, рассматривающее блаженство (греч. ευδαιμονία — процветание, блаженство) — этическое направление, рассматривающее блаженство, счастье (греч. ευδαιμονία — процветание, блаженство) — этическое направление, рассматривающее блаженство, счастье, удовольствие (греч. ευδαιμονία — процветание, блаженство) — этическое направление, рассматривающее блаженство, счастье, удовольствие или пользу (греч. ευδαιμονία — процветание, блаженство) — этическое направление, рассматривающее блаженство, счастье, удовольствие или пользу (одного или всех) как мотив и цель всех стремлений.
Приверженцы эвдемонизма считали счастливым и в то же время добродетельным человека, духовные и телесные способности которого могут беспрепятственно развиваться, который благодаря всестороннему развитию этих способностей доставляет удовольствие себе и другим, так что ему обеспечены уважение современников и славная память потомков.
Слайд 16

Учение, противоположное гетерономной этике. Материали́зм (от лат. materialis — вещественный) —

Учение, противоположное гетерономной этике.
Материали́зм (от лат. materialis — вещественный) — философское

— вещественный) — философское воззрение, в соответствии с которым материя — вещественный) — философское воззрение, в соответствии с которым материя, материальная субстанция является онтологически — вещественный) — философское воззрение, в соответствии с которым материя, материальная субстанция является онтологически первичным началом, а идеальное (понятия, дух и т. п.) — вторичным.
В вечном споре материализм представляет собой противовес идеализму.
Для материализма характерна опора на науку, доказательность и проверяемость утверждений.
Слайд 17

Итог Гетерономные моральные системы бывают двоякого рода: такие, где мораль черпает

Итог
Гетерономные моральные системы бывают двоякого рода: такие, где мораль черпает свое

значение от религиозных предписаний, и такие, где она опирается на государственные законы; те и другие, смотря по обстоятельствам, могут заключать в себе консервативную или революционную этическую тенденцию. Исключительно религиозная этика сама по себе гетерономна. Можно вполне сомневаться, будет ли религия достаточно определена, если ее считать вместе с Кантом «пониманием нравственных законов как божеских заповедей»; но нельзя сомневаться, что всякая религия понимает нравственные законы как божеские заповеди. Поэтому моральные системы с резко выраженной религиозной тенденцией постоянно имеют гетерономный характер.