Дионисий. Знаменитые иконописцы

Содержание

Слайд 2

Сведений о Дионисии сохранилось немного. Известно, что он родился около 1440

Сведений о Дионисии сохранилось немного. Известно, что он родился около 1440

г. и происходил из знатного рода.

Р.Ф. Федоров Дионисий

Слайд 3

В его семье, как и в семьях многих других художников того

В его семье, как и в семьях многих других художников того

времени, иконописание стало наследственной профессией. Вместе с Дионисием в выполнении многочисленных княжеских, митрополичьих и монастырских заказов участвовали его сыновья Владимир и Феодосий.

Спас в силах

Слайд 4

По своим взглядам Дионисий был близок к преподобному Иосифу Волоцкому, который

По своим взглядам Дионисий был близок к преподобному Иосифу Волоцкому, который

являлся духовным главой направления, стоявшего за богатую и политически влиятельную Церковь.

Преподобный Иосиф Волоцкий (Волоколамский)

Слайд 5

Это проявлялось в любви к искусству торжественно-праздничному, нарядно декоративному, соответству-ющему пышной

Это проявлялось в любви к искусству торжественно-праздничному, нарядно декоративному, соответству-ющему пышной

церемо-ниальности  церковного обряда, в многолюдности композиций Дионисия.

Икона «О Тебе радуется»

Посмотреть икону детально
(«клик» по картинке)

Слайд 6

Но проникновенным лиризмом своего творчества Дионисий близок к сопернику Иосифа "премудрому

Но проникновенным лиризмом своего творчества Дионисий близок к сопернику Иосифа "премудрому

старцу" Нилу Сорскому, учившему, что совершенного человека Бог "ангелам равно показует".

Преподобный Нил Сорский

Слайд 7

В миру – Иван Санин. В 20-летнем возрасте поступает в Боровский

В миру – Иван Санин. В 20-летнем возрасте поступает в Боровский

монастырь, становится учеником и преемником основателя этой обители преп. Пафнутия. Однако, столкнувшись с нежеланием братии ввести строгий общежительный устав, снял с себя настоятельство, ушел и основал в 1479 свой монастырь (в лесу неподалеку от Волоколамска; от имени здешней, «Волоцкой», земли – и прозвали преподобного). Аскетические воззрения Иосифа выразились в созданном им монастырском уставе (Духовной грамоте) и ряде других сочинений. Главное по Иосифу – святость обряда (а не тот внутренний мир мистической жизни, что так привлекал Нила Сорского, его духовного оппонента), которая должна обязательно поддерживаться извне, т.е. обеспечиваться экономически; владея селами и землей, монастыри к тому же обретают возможность осуществлять благотворительность. Эти идеи обрели общегосударственный статус, когда на Соборе 1503 Иосиф и его приверженцы добились осуждения «нестяжателей» во главе с Нилом Сорским, ратовавших за отмену монастырского землевладения. Большой историко-художественный интерес представляет его Послание иконописцу, где Иосиф ревностно защищает религиозные изображения, утверждая и в данном случае идеал церкви, исполненной не только благочестия, но и внешнего великолепия. Скончался преподобный 9 сентября 1515. Причислен к лику святых (1579), церковь отмечает память святого в день кончины 9 (22) сентября.
Слайд 8

Для творений Дионисия характерны преувеличенная удлинённость пропорций персонажей, замедленность и мягкость

Для творений Дионисия характерны преувеличенная удлинённость пропорций персонажей, замедленность и мягкость

движений. Так художник изображает одухотворенную, "очищенную" человеческую плоть.

Икона «Уверение Фомы»

Слайд 9

Дионисию не свойственно столь присущее Рублеву подчинение композиции круговым ритмам. Икона

Дионисию не свойственно столь присущее Рублеву подчинение композиции круговым ритмам.

Икона «Шестоднев»

Посмотреть

икону детально
(«клик» по картинке)
Слайд 10

Отсутствует у него и то внимательное отношение к человеческому лицу, та

Отсутствует у него и то внимательное отношение к человеческому лицу, та

любовь к его изображению, которые так характерны для А. Рублева.

Спас в силах. 1500. Дионисий

Спас в силах. Начало 15 века. Рублев

Слайд 11

Но мастер внес много нового в понимание колорита, который ни у

Но мастер внес много нового в понимание колорита, который ни у

одного из русских художников не был так богат и разнообразен.

Успение Богородицы. Дионисий

Слайд 12

Дионисий почти всегда сотрудничал с другими мастерами, будучи, вероятно, членом большой

Дионисий почти всегда сотрудничал с другими мастерами, будучи, вероятно, членом большой

«дружины» иконописцев, состав которой менялся от заказа к заказу. Это крайне затрудняет выделение собственноручных работ Дионисия, поэтому, если нет точной уверенности в авторстве художника,  говорят о «мастерской Дионисия».

Фрески Ферапонтова монастыря
Мастерская Дионисия

Слайд 13

В 1480 – 1481 годах Дионисий возглавил артель, работавшую в главном

В 1480 – 1481 годах Дионисий возглавил артель, работавшую в главном

храме Московского государства – кремлевском Успенском соборе.

Успенский собор кремля

Слайд 14

Как свидетельствует летопись, его артель должна была исполнить иконы деисусного, праздничного

Как свидетельствует летопись, его артель должна была исполнить иконы деисусного, праздничного

и пророческого рядов иконостаса (не сохранились).

Фрагмент фрески кисти Дионисия. 1481. Успенский собор Московского Кремля

Слайд 15

Со времени работы в Кремле Дионисий вошел в число ведущих столичных

Со времени работы в Кремле Дионисий вошел в число ведущих столичных

живописцев, а его творчество стало определять одно из главных направлений в художественной культуре эпохи.

Фреска кисти Дионисия. 1481 Успенский собор Московского Кремля

Слайд 16

Самая ранняя из дошедших до нас работ иконописца – датируемая 1482

Самая ранняя из дошедших до нас работ иконописца – датируемая 1482

г. икона «Богоматерь Одигитрия».

Богоматерь Одигитрия.
1482, Дионисий

Слайд 17

Лики написаны мягко, без резких переходов от света к тени; плави

Лики написаны мягко, без резких переходов от света к тени; плави

незаметно перетекают одна в другую, что лишает лица рельефа и объема и способствует их дематериализации.

Богоматерь Одигитрия.
1482, Дионисий

Слайд 18

Изящные полуфигуры ангелов, облаченные в бирюзово-синие, зеленые и желтые одеяния, выполнены

Изящные полуфигуры ангелов, облаченные в бирюзово-синие, зеленые и желтые одеяния,  выполнены

в тонкой миниатюрной технике и навеяны рублевскими образами.

Богоматерь Одигитрия.
1482, Дионисий

Слайд 19

Мастерская Дионисия создала много образов для иконостасов различных храмов. Икона «Распятие». Дионисий. 1500 г. Павлово-Обнорский монастырь

Мастерская Дионисия создала много образов для иконостасов различных храмов.

Икона «Распятие». Дионисий.

1500 г.
Павлово-Обнорский монастырь 
Слайд 20

Помимо Успенского собора Кремля, художники расписывали соборы в Павлово-Обнорском, Спасо-Прилуцком, Пафнутьево-Боровском,

Помимо Успенского собора Кремля, художники расписывали соборы в
Павлово-Обнорском, 
Спасо-Прилуцком, Пафнутьево-Боровском, Иосифо-Волоцком

монастырях.

Икона «Димитрий Прилуцкий, с житием». Мастерская Дионисия. Начало XVI в.
Спасо-Прилуцкий монастырь

Слайд 21

Вершиной творчества Дионисия явились росписи собора Рождества Богородицы в Ферапонтовом монастыре

Вершиной творчества Дионисия явились росписи собора Рождества Богородицы в Ферапонтовом монастыре

(предположительно 1500 — 1502) Собор Рождества Богородицы в Ферапонтовом монастыре.

Богородице-Рождественский Ферапонтов монастырь

Слайд 22

В исполнении этого крупного ансамбля принимало участие много мастеров, но есть

В исполнении этого крупного ансамбля принимало участие много мастеров, но есть

одна черта, объединяющая все иконы, – это  удивительные по своей выразительности краски, взаимно друг друга обогащающие.

Фреска «Архангел Михаил» собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря.

Слайд 23

Несомненно, общая цветовая композиция была задумана Дионисием, им же, вероятно, выполнены

Несомненно, общая цветовая композиция была задумана Дионисием, им же, вероятно, выполнены

и наиболее ответственные части ансамбля Фреска «Николай Чудотворец» из собора Рождества Богородицы в Ферапонтово. Дионисий.

Посмотреть фрески Ферапонтова монастыря («клик» по картинке)

Слайд 24

Особого внимания заслуживают созданные Дионисием житийные иконы, которые именно благодаря ему

Особого внимания заслуживают созданные Дионисием житийные иконы, которые именно благодаря ему

обрели ту художественную шлифовку, которая делает их выдающимися образцами древнерусской живописи.

Иоанн Богослов на Патмосе. Мастерская Дионисия. Кон. XV в.

Посмотреть икону детально
(«клик» по картинке)

Слайд 25

Таковы, например, иконы митрополитов Петра и Алексия, написанные для Успенского собора

Таковы, например, иконы митрополитов Петра и Алексия, написанные для Успенского собора

Московского кремля.

Икона «Митрополит Алексий, с житием». Мастерская Дионисия. Кон. XV в.

Посмотреть икону детально
(«клик» по картинке)

Слайд 26

Иконы Петра и Алексия выдержаны в одной гамме красок – светлой

Иконы Петра и Алексия выдержаны в одной гамме красок – светлой

и праздничной, преобладают белоснежные цвета, определяющие весь красочный строй, которому они придают особую прозрачность. Так широко белый цвет никогда не применялся в палитре русского иконописца.

Икона «Митрополит Петр, с житием». Мастерская Дионисия. Кон. XV в.

Посмотреть икону детально
(«клик» по картинке)

Слайд 27

Мы видим в них безупречное мастерство в решении сложных композиционных задач,

Мы видим в них безупречное мастерство в решении сложных композиционных задач,

поразительное умение художника архитектурно упорядочить плоскость как всей иконной доски, так и каждого из клейм в отдельности.

Кирилл Белозерский в житии. Дионисий XVI в.

Слайд 28

Умер Дионисий после 1503 г. Влияние его творчества на древнерусское искусство

Умер Дионисий после 1503 г. Влияние его творчества на древнерусское искусство было

огромным и прослеживается до середины XVI столетия.

Икона «Сошествие во ад»