Этнопсихологическая школа. Типы культур

Содержание

Слайд 2

Вплоть до 30-х годов нашего столетия развитие американской этнологии шло исключительно

Вплоть до 30-х годов нашего столетия развитие американской этнологии шло исключительно

под влиянием школы Франса Боаса и его учеников. В ходе своих регулярных полевых исследований американские этнологи исторической школы часто использовали различные психологические и психиатрические методики, что позволило накопить большой материал в области психологической антропологии. При этом все острее чувствовалась потребность в общей психоантропологической теории, которая позже получила название этнопсихологической школы.
Слайд 3

Сторонники этнопсихологической школы выступили с утверждением, что культура есть не более

 Сторонники этнопсихологической школы выступили с утверждением, что культура есть не более

чем абстракция, в то время как подлинной и первичной реальностью являются индивид, личность, а потому с их изучения и следует начинать исследование культуры каждого народа. Этно-психологическое направление получило наибольшее распространение в США (Р.Бенедикт, М.Мид, А.Кардинер). Изначально центральной темой исследований для его сторонников стало изучение процесса вхождения в культуру (инкультурация), а также роли детства в формировании взрослой личности.
Слайд 4

Инкультурация подразумевает обучение человека традициям и нормам поведения в родной культуре.

Инкультурация подразумевает обучение человека традициям и нормам поведения в родной культуре. Это

происходит в процессе взаимообмена между человеком и его культурой, при котором, с одной стороны, культура определяет основные черты личности человека, а с другой — человек сам влияет на свою культуру. Инкультурация включает в себя формирование основополагающих человеческих навыков, например типы общения с другими людьми, формы контроля собственного поведения и эмоций, способы удовлетворения основных потребностей, оценочное отношение к различным явлениям окружающего мира и т.д. В результате ин- культурации появляется эмоциональное и поведенческое сходство человека с другими членами данной культуры и отличие от представителей других культур. Процесс инкультурации сложнее процесса социализации, и усвоение социальных законов жизни происходит гораздо быстрее, чем усвоение культурных норм, ценностей, традиций и обычаев.
Слайд 5

Абрам Кардинер (1891-1981) Согласно представлениям Кардинера, личность человека начинает формироваться сразу

Абрам Кардинер  (1891-1981)

Согласно представлениям Кардинера, личность человека начинает формироваться сразу после

рождения, с первых дней его жизни.
Таким образом, по Кардинеру, «основная личность» формируется на базе единого для всех членов данного общества опыта и включает в себя такие личностные характеристики, которые делают индивида максимально восприимчивым к данной культуре и дают ему возможность достигнуть в ней наиболее комфортного состояния. Иными словами, «основная личность» представляет собой некий средний психологический тип, преобладающий в каждом данном обществе и составляющий базу этого общества и его культуры. Поэтому вполне закономерно распространить данные психологического изучения личности на общество в целом.
Слайд 6

«Основная личность», по мнению Кардинера, формируется посредством так называемых «первичных общественных

«Основная личность», по мнению Кардинера, формируется посредством так называемых «первичных общественных

институций», которые включают в себя способы жизнеобеспечения, семейной организации, воспитания и социализации - формирование человека в качестве члена определенного общества, усвоение им черт характера, знаний, навыков и т.п., принятых в данном обществе.
Исходя из своей концепции, Кардинер попытался организовать сравнительные исследования общественных институций и типов личности в разных культурах, а также изучение процессов социальных изменений, коррелируя последние с личностными изменениями членов культуры. Эти изменения, в свою очередь, по его предположению, являются следствием изменения первичных общественных институций.
Слайд 7

Рут Бенедикт (1887-1948) Главный постулат ее концепции - наличие у каждого

Рут Бенедикт (1887-1948)

Главный постулат ее концепции - наличие у каждого народа

специфической для него «базовой структуры характера», передающейся из поколения в поколение и определяющей историю данного народа.
Слайд 8

Каждая культура имеет уникальную конфигурацию внутрикультурных элементов, которые все объединены этосом

Каждая культура имеет уникальную конфигурацию внутрикультурных элементов, которые все объединены этосом

культуры, определяющим не только, каким образом элементы культуры соотносятся друг с другом, но и содержание этих элементов. Религия, семейная жизнь, экономика, политические структуры - все они, вместе взятые, образуют единую неповторимую структуру. Причем в каждой культуре присутствуют только такие варианты этих элементов, которые соответствуют этосу культуры.
Каждая из культурных конфигураций является следствием уникального исторического процесса. Термин «культурная конфигурация» означает у Бенедикт особый способ соединения (сцепления) элементов культуры, делающих ее единым целым.
Слайд 9

Типы культурных конфигураций: аполлонийская, отличительная черта которой - подчинение индивидов традициям

Типы культурных конфигураций:
аполлонийская, отличительная черта которой - подчинение индивидов традициям группы

(возрастной, половой) и воздержание от экстремально-эмоциональных проявлений своего характера.
дионисийская, представляющая противоположный тип конфигурации и отличающаяся индивидуализмом ее членов. Здесь нередки проявления открытых форм насилия, в обществе высок престиж тех, кто показал себя бесстрашным и агрессивным, не останавливающимся перед насильственным достижением целей;
параноидальная, отличающаяся конфликтами и подозрительностью. В этом типе культуры аккумулируется враждебность в отношениях между мужем и женой, между соседями и между деревнями; распространено убеждение, что удача и успех одного означают неудачу другого; широко практикуется вредоносная магия.
Слайд 10

Маргарет Мид (1901-1978) Разрабатывала метод исследования национального характера (национальной культуры). Этот

Маргарет Мид (1901-1978)

Разрабатывала метод исследования национального характера (национальной культуры).
Этот метод

представлял собой попытку изучения документов, относящихся к современности, так, словно бы изучалась культура прошедших веков. Бенедикт, рассматривавшей каждую культуру как конфигурацию ее элементов, определяемую этносом культуры.
Слайд 11

Мид выделяла три основных аспекта исследования национального характера: 1) сравнительное описание

Мид выделяла три основных аспекта исследования национального характера:

1) сравнительное описание некоторых

культурных конфигураций, характерных для той или иной культуры;
2) сравнительный анализ ухода за младенцами и детского воспитания;
3) изучение присущих тем или иным культурам моделей межличностных отношений, таких, например, как отношения между родителями и детьми и отношения между ровесниками. Таким образом, в рамках данной парадигмы национальный характер определялся как особый способ распределения и регулирования внутри культуры ценностей или моделей поведения, которые задаются принятыми в ней способами детского воспитания.
Слайд 12

три типа культур: постфигуративный, где дети учатся у своих предшественников; конфигуративный,

три типа культур:

постфигуративный, где дети учатся у своих предшественников;
конфигуративный,

где и дети, и взрослые учатся у своих предшественников;
префигуративный, где взрослые учатся также и у своих детей.