Философия Возрождения

Содержание

Слайд 2

ВОЗРОЖДЕНИЕ 14 - 16 вв., переходный этап от эпохи Средневековья к эпохе раннего Нового времени.

ВОЗРОЖДЕНИЕ

14 - 16 вв., переходный этап от эпохи Средневековья к эпохе

раннего Нового времени.
Слайд 3

ОСНОВНЫЕ СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ЧЕРТЫ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ Определяющими изменениями в жизни общества стали:

ОСНОВНЫЕ СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ЧЕРТЫ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ
Определяющими изменениями в жизни общества стали:
- достижения

материальной и духовной культуры;
начало формирования капиталистической промышленности;
накопление торгового и ростовщического капитала;
великие географические открытия;
прогрессирующее развитие городов;
формирование централизованных национальных государств;
секуляризация;
антиклерикализм;
конфессиональный раскол общества в результате Реформации;
Слайд 4

КУЛЬТУРА ВОЗРОЖДЕНИЯ Культура Возрождения зародилась в Италии. Наивысшая точка развития культуры

КУЛЬТУРА ВОЗРОЖДЕНИЯ

Культура Возрождения зародилась в Италии.
Наивысшая точка развития культуры Ренессанса

приходится на XVI век, когда Ренессанс распространяется на другие страны Европы.
Слайд 5

ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ЧЕРТЫ КУЛЬТУРЫ ВОЗРОЖДЕНИЯ Индивидуализм – культурно-мировоззренческий принцип, согласно которому человеческая

ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ЧЕРТЫ КУЛЬТУРЫ ВОЗРОЖДЕНИЯ

Индивидуализм – культурно-мировоззренческий принцип, согласно которому человеческая индивидуальность

провозглашается высшей ценностью;
Провозглашение гуманитарных знаний основой теоретического мировоззрения;
Культ античности;
Критицизм в отношении средневекового наследия;
Стремление к синтезу достижений античной и христианской культуры.
Слайд 6

ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ ФИЛОСОФИИ ВОЗРОЖДЕНИЯ Антропоцентризм Гуманизм

ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ ФИЛОСОФИИ ВОЗРОЖДЕНИЯ

Антропоцентризм
Гуманизм

Слайд 7

АНТРОПОЦЕНТРИЗМ Индивид, личность - в центре теоретических построений. Изменяется понимание соотношения

АНТРОПОЦЕНТРИЗМ

Индивид, личность - в центре теоретических построений.
Изменяется понимание соотношения Бога

и человека.
Философия Возрождения выдвигает на первый план человека, а затем говорит о Боге .
Человек — сотрудник Бога в творческой деятельности.
Бог — творец всего сущего, человек — творец культуры .
Слайд 8

ГУМАНИЗМ Понятием studia humanitatis — «гуманитарные студии» (грамматика, риторика, поэзия, история,

ГУМАНИЗМ

Понятием studia humanitatis — «гуманитарные студии» (грамматика, риторика, поэзия, история, этика).

Преподавателей этих дисциплин - гуманисты.
Гуманизм – совокупность взглядов, выражающих уважение достоинства и прав человека, его ценность как личность, заботу о благе людей, их всестороннем развитии, о создании благоприятных для человека условий общественной жизни.
Слайд 9

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ФИЛОСОФИИ ВОЗРОЖДЕНИЯ Гуманистический (в Италии – 14 – 15

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ФИЛОСОФИИ ВОЗРОЖДЕНИЯ

Гуманистический (в Италии – 14 – 15 вв.)
Натурфилософский

(середина 16 – начало 17 вв.)
Слайд 10

ГУМАНИСТИЧЕСКИЙ ЭТАП ФИЛОСОФИИ ВОЗРОЖДЕНИЯ В Италии расцвет гуманизма в 14 –

ГУМАНИСТИЧЕСКИЙ ЭТАП ФИЛОСОФИИ ВОЗРОЖДЕНИЯ

В Италии расцвет гуманизма в 14 – первой

половине 15 вв.
В других странах Европы гуманизм распространяется в 16 в.
Основные представители:
В Италии: Данте Алигьери, Франческо Петрарка.
В других странах Европы: Эразм Роттердамский, Мишель Монтень.
Слайд 11

ГУМАНИСТИЧЕСКИЙ ЭТАП ФИЛОСОФИИ ВОЗРОЖДЕНИЯ Основные идеи и специфические черты: Идея достоинства

ГУМАНИСТИЧЕСКИЙ ЭТАП ФИЛОСОФИИ ВОЗРОЖДЕНИЯ

Основные идеи и специфические черты:
Идея достоинства личности
Идея свободы

воли человеческой личности
Критика схоластики.
Слайд 12

НАТУРФИЛОСОФИЯ ВОЗРОЖДЕНИЯ Предпосылки формирования научного освоения мира. Отличительная особенность – синкретизм:

НАТУРФИЛОСОФИЯ ВОЗРОЖДЕНИЯ

Предпосылки формирования научного освоения мира.
Отличительная особенность – синкретизм:
абстрактно-логическое размышление о

природе;
мистическое проникновение в тайны природы (естественная магия, астрология, алхимия);
Элементы опытно-экспериментального исследования природы.
Слайд 13

НАТУРФИЛОСОФИЯ ВОЗРОЖДЕНИЯ Основной принцип – натуралистический пантеизм - фактическое отождествление Бога

НАТУРФИЛОСОФИЯ ВОЗРОЖДЕНИЯ

Основной принцип – натуралистический пантеизм - фактическое отождествление Бога с

природой.
Бог – активная и движущая форма природы, неотделимая от нее.
Слайд 14

ОСНОВНЫЕ ПРЕДСТАВИТЕЛИ НАТУРФИЛОСОФИИ ВОЗРОЖДЕНИЯ Николай Коперник Джордано Бруно Галилео Галилей

ОСНОВНЫЕ ПРЕДСТАВИТЕЛИ НАТУРФИЛОСОФИИ ВОЗРОЖДЕНИЯ

Николай Коперник
Джордано Бруно
Галилео Галилей

Слайд 15

КОПЕРНИКОВСКИЙ ПЕРЕВОРОТ Земля вращается вокруг своей оси. Земля обращается вокруг Солнца,

КОПЕРНИКОВСКИЙ ПЕРЕВОРОТ

Земля вращается вокруг своей оси.
Земля обращается вокруг Солнца, находящегося

в центре мира.
Солнечная система окаймлена цепью неподвижных звезд.
Петли, описываемые планетами среди звезд, — следствие того, что мы наблюдаем их не из центра, вокруг которого они действительно обращаются, т.е. не с Солнца, а с Земли.
Слайд 16

НАТУРФИЛОСОФСКИЕ ИДЕИ Д. БРУНО Отождествление Бога и природы: природа - это

НАТУРФИЛОСОФСКИЕ ИДЕИ Д. БРУНО

Отождествление Бога и природы: природа - это Бог

в вещах.
Бог – универсальная, бесконечная субстанция мира, источник движения и существования.
Бог и природа неотделимы друг от друга: Бог – активная и движущая форма, природа – материя единого целого.
Следовательно, Вселенная, как и Бог, бесконечна в пространстве и времени.
Вселенная одна, миры же бесчисленны.
У Вселенной нет центра.
Слайд 17

СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ ВОЗРОЖДЕНИЯ Ряд направлений в социальной философии Возрождения: Политический реализм Утопический социализм

СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ ВОЗРОЖДЕНИЯ

Ряд направлений в социальной философии Возрождения:
Политический реализм
Утопический социализм

Слайд 18

ПОЛИТИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ Основной представитель – Никола Макиавелли (1469-1527). Его основной труд – «Государь».

ПОЛИТИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ

Основной представитель – Никола Макиавелли (1469-1527).
Его основной труд – «Государь».

Слайд 19

УТОПИЧЕСКИЙ СОЦИАЛИЗМ Томас Мор – «Утопия» Томмазо Кампанелла – «Город Солнца»

УТОПИЧЕСКИЙ СОЦИАЛИЗМ

Томас Мор – «Утопия»

Томмазо Кампанелла – «Город Солнца»