Содержание
- 2. Классическая наука XVIII-XIX вв. Формирование науки как профессиональной деятельности. Дифференциация наук и возрастание их социальной роли
- 3. Генезис и становление теоретического знания в античной культуре Все многообразие человеческого знания можно условно разделить на
- 4. Познание теоретическое, в отличии от практического, до определенной поры не является абсолютно необходимым для человека, поскольку
- 5. Понятие «теоретическое» восходит к греческому слову Теорейа, которое означает «вглядывание», «рассматривание», «созерцание», При этом речь не
- 6. Мыслители античности не перестают подчеркивать: ощущения изменчивы, а следовательно, не могут выступать в качестве надежных свидетелей.
- 7. «Теоретическое познание» в греческом смысле имеет «надприродный» и «сверх-природный» характер, поскольку в собственно смысле не принадлежит
- 8. Сфера умозримого и умопостигаемого требует сверхприродного усилия для своего возникновения, сознательного отвлечения от естественного порядка бытия
- 9. В античности мир понимался как «космос» (в переводе с греческого – «совершенный порядок» и «устроение»; греческий
- 10. Таким образом, для грека исходным является понимание бытия как порядка и гармонии, которые не могут не
- 11. Теоретическое мышление в своих истоках есть в подлинном смысле античный феномен. Существует целый ряд версий возникновения
- 12. Согласно другой версии, дело в новых горизонтах, которые оно открывало (К.М.Петров). В качестве предпосылки становления теоретического
- 13. но посвящали себя всеобщим вопросам, а именно вопросам нравственности и правопорядка в качестве залога прочного и
- 14. Еще одно основание античной науки – уверенность, что судьба индивида и судьба его города неразрывно связаны
- 15. Формирование предпосылок научного мышления в средневековых университетах Существенные события этого периода: открываются первые университеты. В 1158
- 16. На протяжении 12-13 вв. университеты появились в Кембридже, Неаполе, Монпелье, Саламанке, Падуе, Тулузе, однако наибольшую известость
- 17. Atrium, или факультет свободных искусств, который является наиболее многочисленным и считается подготовительным для трех других факультетов:
- 18. Поскольку теологии отводилось столь важное место, а также учитывая популярность Парижского университета в среде интеллектуалов того
- 19. Философия как служанка богословия: сначала было отменено преподавание римского права, затем – в 1215 г. –
- 20. Природа как состоящая из низшей (материльной) и высшей (бессмертной) составляющей. Соответственно иерарнхии сущих выстраивается и иерархия
- 21. Становление опытной науки в культуре позднего Средневековья и Возрождения «Оптика» Птолемея, труды Гиппократа и Галена –
- 22. Аристотелевская логика не представляется Фр.Бэкону удовлетворительной. Доказательство без обращения к опыту абстрактно, т.е. лишено связи с
- 23. И все же, несмотря на принципиально новые тенденции в развитии средневековой мысли, она непреодолимо далека от
- 24. Выясняется, что опыт как никакая другая сфера делает более очевидными, убедительными и доступными для человека истины
- 25. Особенность познавательного отношения к сущему в эпоху Возрождения связана прежде всего с пристальным вниманием к индивидуальному,
- 26. Философствовать о космосе в целом – главная тема в творчестве Дж.Бруно. «Природа, - пишет Бруно, -
- 27. Устремление к Богу, как и прежде представлявшее истинную цель человеческого существования на Земле, в эпоху Ренессанса
- 28. Как говорил Марсино Фичино, «человек рожден, конечно, не для того, чтобы гнить в неподвижности, что чтобы
- 29. Человек должен научиться пользоваться этими «превосходными инструментами». Таким образом, свое устремление к Богу ренессансный человек реализует
- 30. Научная революция XVI-XVII вв.: формирование основ математического естествознания Для александрийской науки эпистемологической моделью является математическое описание
- 31. Иными словами, философия объясняет вещи, показывая, что они есть такие, как есть (или являются) в повседневной
- 32. Космологию, основанную на точно указанном соответствии между физической реальность и математической моделью, создает Кеплер, показавший, что
- 33. Подобная теория четко выражена в учении Ньютона; примеры этого – его отождествление пространства математического, реального и
- 34. Рационализм и эмпиризм как основные философско-методологические программы в науке Нового времени рационализм и эмпиризм – два
- 35. Напротив, эмпиризм доминирующее значение в познании приписывал опыту, основанному прежде всего на данных чувственных восприятий. Поэтому
- 36. Говоря об эпистемологической программе эмпиризма, следует отметить, что истоки ее связаны с идеей Френсиса Бэкона о
- 37. «Хорошая естественная история», достаточное количество опытных данных, выраженное в этих таблицах, сводят роль субъекта познания к
- 38. Перечисление имен Рационалисты: Декарт, Спиноза, Лейбниц Эмпиристы - Ньютон
- 39. Классическая наука XVIII-XIX вв. Формирование науки как профессиональной деятельности. Дифференциация наук и возрастание их социальной роли
- 40. Науки о жизни и живом. От медицины подобное свойство переходит и к другим наукам о живой
- 41. С другой стороны, биология и зоология рассматривались как части всеобщей философии природы или физиологии (натурфилософии). Естественно,
- 42. Материя понималась Декартом, Бойлем, Ньютоном (при всем принципиальном различии их предпосылок, гипотез, методов, результатов) как инертная,
- 43. Основа этих отличий – в самом предмете наук. Наука 17 в. охватывает трансформацию взгляда на физические
- 44. По-видимому, именно взгляды Бэкона оказали влияние на скептицизм середины 18 в. В частности, Юм писал о
- 45. Абстрактные принципы, в отличие от природы, ограничены; более того, они ограничивают наше познание природы, поскольку философы
- 46. Абстрактные, т.е. математические, истины основаны на логических принципах, но при этом они сформированы воображением и произвольны.
- 47. Таким образом, в науках о живой природе возникли новый идеал и парадигма познания: познание должно не
- 48. К этому направлению принадлежали Д’Ламбер, Лагранж, Лаплас и Кондорсэ (достаточно условно можно сказать, что их деятельность
- 49. Математика для них выступает в качестве инструмента открытия, а не истинной модели реальности. Неомеханисты рассматривали вопросы
- 50. Далее, в науках о живой природе (в первую очередь это касается химии, геологии, наук о жизни,
- 51. Последний в точности охватывает разработки концепции живой материи, обладающей имиманентным принципов движения
- 52. Оппоненты механицизма видели иной вариант: жива материя обладает движением, движение возникает под действием причины, однако это
- 53. Был также найден хорошо известный аналог силы – категория цели, или целевой причины, которая обладает активностью,
- 54. Подобные новации коснулись всех наук об органической природе, но в первую очередь – химии, поскольку ее
- 55. Итак, возникновение о оформление биологии и вообще наук о жизни действительно имело характер определенной научной революции
- 56. Позитивистская традиция в философии науки (классический позитивизм и эмпириокритицизм) Позитивизм изначально складывался под лозунгом борьбы с
- 57. Максимум метафизики, который признавался позитивизмом законным, заключался в призыве к философии стать метанаукой, т.е. наукой о
- 58. О.Конт Г.Спенсер
- 59. Основные работы О.Конта – «Курс позитивной философии», «Дух позитивной философии» и «Система позитивной политики».Наука к тому
- 60. Учение о трех стадиях На первой стадии, «теологической», или «фиктивной», разум следует своей основной начальной (примитивной)
- 61. Вторая стадия развития интеллекта – переходная от юности к зрелости – носит имя «метафизической». Или «абстрактной».
- 62. Наконец, стадию зрелости называют реальной, или положительной, стадией. Основной ее признак – «закон постоянного подчинения воображения
- 63. Главное правило логики этой стадии развития интеллекта гласит, что каждое предложение, которое недоступно точному превращению в
- 64. Спенсер (1820-1903) Наука для Спенсера есть расширенный здравый смысл и усложненный здравый смысл, различие между ними
- 65. Не будет сильным преувеличением сказать, что философию спенсера мы знаем «инстинктивно», поскольку и современное образование, и
- 66. Положения своей «синтетической философии» Спенсер изложил в работе «Основные начала»(1864). Фундамент этой метафизики составляет идея организма:
- 67. Наверное, наиболее известна и самая критикуемая – спенсерова концепция социального организма. Большие отдельные сообщества представляют собой
- 68. Согласно парадигме синтетической философии, социальная жизнь подчиняется тем же законам, что и живая природа, в обществе
- 69. Второй принципиально важный этап развития позитивизма связан с именем австрийского физика и философа-популяризатора Эрнста Маха (1863-1916)
- 70. Объяснительная часть, на разработку которой как более значимой в структуре науки претендует метафизика, должна быть удалена
- 71. 2. Гносеологический принцип нерачлененности субъекта и объекта. Мак взялся заново решить старую философскую проблему о соотношении
- 72. «Не вещи, а цвета, тоны, давления, пространства времена… суть настоящие элементы мира» Эти элементы выступают в
- 73. 3. принцип конвенциональной природы научной теории. Когда Галилей писал, что «книга природы написана языком математики». Он
- 74. В ее основе лежат сознательно выработанные положения (конвенции), которые должны соответствовать принципу «экономии мышления» и удобства.
- 75. Махизм как позитивистское методологическое направление был весьма влиятельной философской концепцией на рубеже 19-20 веков, которая развивалась
- 77. Скачать презентацию