Иконография

Содержание

Слайд 2

Иконостас располагается в русском храме в чрезвычайно важном месте: он отделяет

Иконостас располагается в русском храме в чрезвычайно важном месте: он отделяет

собой часть церкви, где находятся верующие, называемую в толкованиях «кораблем», «кораблем спасения», от алтаря, куда имеют доступ лишь священнослужители.
Слайд 3

Высокий иконостас. (Схема.) 1 —царские врата (а — Благовещение, б, в,

Высокий иконостас. (Схема.) 1 —царские врата (а — Благовещение, б, в,

г, д — евангелисты или творцы литургии); 2—Причащение апостолов; 3 — икона Спасителя или храмовая икона; 4 — икона Богоматери; 5—6 — северные и южные двери с изображениями архангелов или святых диаконов; 7—8 — другие иконы; 9 — деисусный ряд; 10— праздничный ряд; 11— пророческий ряд; 12—праотеческий ряд.
Слайд 4

Праотеческий ряд представляет первоначаль- ную, ветхозаветную церковь, от Адама до Моисея,

Праотеческий ряд представляет первоначаль-
ную, ветхозаветную церковь, от Адама до Моисея,

до получения Закона. Изображенные здесь праотцы предстают со свитками, на которых начертаны пророчества о пришествии Иисуса Христа. В центре помещается образ Троицы, «Явление Аврааму у дуба Мамврийского» как знак первого Завета, который заключил Бог с человеком.

Троица ветхозаветная

Слайд 5

«Авраам». Икона из праотеческого чина.

«Авраам». Икона из праотеческого чина.

Слайд 6

«Царь Давид», икона из пророческого ряда, церковь Преображения, Монастырь Кижи

«Царь Давид», икона из пророческого ряда, церковь Преображения, Монастырь Кижи

Слайд 7

Пророческий ряд. На свитках, которые держат пророки, начертаны предсказания о Богородице,

Пророческий ряд. На свитках, которые держат пророки, начертаны предсказания о Богородице,

от которой воплотится Иисус Христос, и в центре этого ряда помещают «Богоматерь Знамение»
Слайд 8

Пророческий ряд. В центре изображена Богоматерь Воплощение. По сторонам от Неё

Пророческий ряд. В центре изображена Богоматерь Воплощение. По сторонам от Неё

пророки: слева — Давид и Моисей, справа — Соломон и Иона.
Слайд 9

Даниил, Давид и Соломон (Новгород, ок. 1497). Пример ранней иконографии, когда

Даниил, Давид и Соломон (Новгород, ок. 1497). Пример ранней иконографии, когда

Богородица еще не помещалась в центре.
Слайд 10

Пророческий ряд. Около 1502 года. Из Собора Рождества Богородицы в Ферапонтовом

Пророческий ряд. Около 1502 года. Из Собора Рождества Богородицы в Ферапонтовом

монастыре.

Пророки Софония, Аввакум, Иона, Моисей.

Слайд 11

Пророки Даниил, Иеремия, Исайя Пророческий ряд. Около 1502 года. Из Собора Рождества Богородицы в Ферапонтовом монастыре.

Пророки Даниил, Иеремия, Исайя

Пророческий ряд. Около 1502 года. Из Собора Рождества

Богородицы в Ферапонтовом монастыре.
Слайд 12

Богоматерь Знамение, цари-пророки Давид и Соломон Пророческий ряд. Около 1502 года.

Богоматерь Знамение,
цари-пророки Давид и Соломон

Пророческий ряд. Около 1502 года. Из Собора

Рождества Богородицы в Ферапонтовом монастыре.
Слайд 13

Пророки Аарон, Гедеон, Иезекииль Пророческий ряд. Около 1502 года. Из Собора Рождества Богородицы в Ферапонтовом монастыре.

Пророки Аарон, Гедеон, Иезекииль

Пророческий ряд. Около 1502 года. Из Собора Рождества

Богородицы в Ферапонтовом монастыре.
Слайд 14

Пророки Иаков, Захария, Малахия, Иоиль. Пророческий ряд. Около 1502 года. Из

Пророки Иаков, Захария, Малахия, Иоиль.

Пророческий ряд. Около 1502 года. Из Собора

Рождества Богородицы в Ферапонтовом монастыре.
Слайд 15

Праздничный ряд В нём помещаются иконы основных событий Евангельской истории, то

Праздничный ряд В нём помещаются иконы основных событий Евангельской истории,

то есть двунадесятых праздников. Праздничный ряд, как правило, содержит иконы Распятия и Воскресения Христа («Сошествие во ад»). Обычно включается икона Воскрешения Лазаря. В более расширенном варианте могут включаться иконы страстей Христовых, Тайной вечери и иконы связанные с Воскресением — «Жены мироносицы у гроба», «Уверение Фомы». Заканчивается ряд иконой Успения. Иногда в ряду отсутствуют праздники Рождества Богоматери и Введения во храм, оставляя больше места иконам страстей и Воскресения. Позднее в ряд стала включаться икона «Воздвижение Креста». В случае, если в храме несколько приделов, в боковых иконостасах праздничный ряд может варьироваться и сокращаться. Например, изображаются только евангельские чтения в недели после Пасхи.
Слайд 16

Праздничный чин (Троицкий собор, Троице-Сергиева лавра) (1425-1427) (Мастерская Рублёва) Воскресение Христово(Сошествие во ад)

Праздничный чин (Троицкий собор, Троице-Сергиева лавра) (1425-1427) (Мастерская Рублёва) Воскресение Христово(Сошествие

во ад)
Слайд 17

Праздничный чин (Троицкий собор, Троице-Сергиева лавра) (1425-1427) (Мастерская Рублёва) Жены-мироносицы у гроба

Праздничный чин (Троицкий собор, Троице-Сергиева лавра) (1425-1427) (Мастерская Рублёва) Жены-мироносицы у

гроба
Слайд 18

Праздничный чин (Троицкий собор, Троице-Сергиева лавра) (1425-1427) (Мастерская Рублёва) Вознесение

Праздничный чин (Троицкий собор, Троице-Сергиева лавра) (1425-1427) (Мастерская Рублёва) Вознесение

Слайд 19

Праздничный чин (Троицкий собор, Троице-Сергиева лавра) (1425-1427) (Мастерская Рублёва) Успение Богоматери

Праздничный чин (Троицкий собор, Троице-Сергиева лавра) (1425-1427) (Мастерская Рублёва) Успение Богоматери


Слайд 20

Деисусный чин — моление Церкви, воссоединяющее людей с Иисусом Христом, моление,

Деисусный чин — моление Церкви, воссоединяющее людей с Иисусом Христом, моление,

которое завершается и разрешается лишь на последнем, Страшном суде.
Деисусный чин — главный ряд иконостаса, с которого началось его формирование. В центре деисуса всегда икона Христа. Чаще всего это «Спас в силах» или «Спас на престоле», в случае поясного изображения —Вседержитель.
Справа и слева иконы предстоящих и молящихся Христу: слева — Богоматери, справа — Иоанна Предтечи, далее архангелов Михаила (слева) и Гавриила (справа), апостолов Петра и Павла.
Слайд 21

Спас в силах» — центральная икона ростового деисусного чина. Тверь, около 1500 года

Спас в силах» — центральная икона ростового деисусного чина. Тверь, около

1500 года
Слайд 22

Царские врата — двустворчатые двери напротив Престола (в алтаре), главные врата

Царские врата —
двустворчатые двери напротив Престола (в алтаре), главные врата

иконостаса в православном храме. Царские врата ведут в алтарную часть храма и символизируют собой врата Рая.
Как правило, на вратах изображены четыре евангелиста и Благовещение как символ того, что врата Рая снова стали открыты для людей.

Царские врата ярославской приходской церкви Фёдоровской Богоматери

Слайд 23

Нижний ряд (или по-другому «чин») — местный В нём располагаются Царские

Нижний ряд (или по-другому «чин») — местный

В нём располагаются Царские врата

с изображением на двух створках Благовещения и четырёх евангелистов. Иногда изображается только Благовещение (фигуры Архангела Гавриила и Богоматери в рост). Встречаются ростовые изображения святителей, чаще всего составителей литургии — Иоанна Златоуста и Василия Великого. Обрамление Царских врат могут иметь изображения святителей, диаконов, а сверху икону Евхаристии — Причащения апостолов Христом. Справа от Царских врат икона Спасителя, слева — икона Богоматери, изредка заменяемые на иконы господских и богородичных праздников. Справа от иконы Спасителя обычно находится храмовая икона, то есть икона того праздника или святого, в честь которого освящен данный храм.
Слайд 24

Святые евангелисты. Автор Евангелия, которое считается древнейшим, написанным раньше трех остальных,—

Святые евангелисты.
Автор Евангелия, которое считается древнейшим, написанным раньше трех остальных,— апостол

Матфей. Автор второго Евангелия — Марк, уроженец Иерусалима, по преданию, принявший крещение от апостола Петра. Крестившись у верховного апостола, он обрел подлинную духовную силу и принял на себя апостольский труд, начал проповедь учения Христа. Автор третьего Евангелия — Лука, христианин из язычников. Иоанн — четвертый евангелист — сын Зеведея и Саломии, также следовавшей Иисусу Христу и служившей ему, ставшей одной из жен-мироносиц.

Св. Марк. Мозаика собора Св. Софии в Киеве.

Слайд 25

Четырех евангелистов за созданием Евангелия очень часто изображали на царских вратах

Четырех евангелистов за созданием Евангелия очень часто изображали на царских вратах

— на главном входе в алтарь. На обеих створках врат попарно располагаются четыре композиции, изображающие четырех евангелистов, создающих Евангелие. На левой — Иоанн, а под ним Лука, на правой — Матфей, а под ним Марк

Св. евангелисты. Фрагмент царских врат. Начало XVI века.

Слайд 26

Евангелисты Матфей, Марк и Лука изображаются во время работы над Евангелиями,

Евангелисты Матфей, Марк и Лука изображаются во время работы над

Евангелиями, сидящими в помещениях за раскрытыми книгами, а святой евангелист Иоанн — среди гор на острове Патмос , где он, согласно Преданию, диктовал Богодухновенный текст своему ученику Прохору.

Евангелист Матфей

Евангелист Иоанн

Слайд 27

Евангелист Лука Евангелист Марк

Евангелист Лука

Евангелист Марк

Слайд 28

Символы евангелистов и форма их традиционного символического изображения: Матфей изображается в

Символы евангелистов и форма их традиционного символического изображения: Матфей изображается в

образе ангела, Марк в образе льва, Лука в образе тельца, Иоанн в образе орла. Каждый из них крылат и держит Евангелие.

«Святой Марк и лев»

Слайд 29

Матфей Марк Лука Иоанн Человек (ангел) Лев Бык (Вол) Орёл Человеческая

Матфей

Марк

Лука

Иоанн

Человек (ангел)

Лев

Бык (Вол)

Орёл

Человеческая природа Христа, его воплощение

Господство и царская власть

Христа-Царя, его Воскресение из мёртвых

Священнодейственное и священническое достоинство Христа, его крестная жертва

Дар Святого Духа, Вознесение Господне

Слайд 30

Тайная вечеря - последняя трапеза Иисуса Христа с учениками перед его

Тайная вечеря - последняя трапеза Иисуса Христа с учениками перед его

арестом. В честь этого события нет специального праздника, Тайная вечеря поминается на Страстной неделе
. На иконе Причащение апостолов изображалась как бы самая суть события — то «раздаяние» ученикам хлеба и вина, причащение их телом и кровью Иисуса Христа, которое стало прообразом причастия всех верующих — главного таинства церкви.

Причащение апостолов (причащение вином). Иконы из иконостаса Троице-Сергиевой лавры

Слайд 31

Причащение апостолов. Фрагмент царских врат. Начало XVI века.

Причащение апостолов. Фрагмент царских врат. Начало XVI века.