Искусство Гжели. Истоки и современное развитие промысла

Содержание

Слайд 2

Цель: ознакомить учащихся с искусством Гжели. Задачи: сформировать навыки составления декоративной

Цель: ознакомить учащихся с искусством Гжели.

Задачи:
сформировать навыки составления декоративной

композиции открытым мазком без предварительного рисунка;
развивать художественный вкус;
воспитывать интерес к народным промыслам.
Слайд 3

Гжель - это известная во всем мире торговая марка красивейших изделий.

Гжель - это известная во всем мире торговая марка красивейших изделий.

При слове "гжель" мы сразу же представляем себе белоснежную посуду, расписанную синими и голубыми рисунками.

Гжельский фарфор - это вазы, предметы для сервировки, украшения стола и интерьера, сервизы, а также разнообразные сувениры.

Слайд 4

Родина Гжели – подмосковный регион. Своё название она получила от названия

Родина Гжели – подмосковный регион. Своё название она получила от названия

села, что находится в 60 км от Москвы.

Издавна край был богат залежами гончарных глин. В жарком пламени печи обжигалась, закаливалась глиняная посуда, становясь звонкой и прочной.

Слайд 5

Гжель не всегда была сине - белой. Известно, что 200 лет

Гжель не всегда была сине - белой. Известно, что 200

лет назад, когда промысел только начинался, мастера создавали изделия из красной глины с многоцветной росписью.
Это майолика. Её делают и сейчас.

Гжельская майолика

Слайд 6

Слепленный глиняный сосуд покрывают непрозрачной белой эмалью и сразу по сырой

Слепленный глиняный сосуд покрывают непрозрачной белой эмалью и сразу по сырой

эмали наносят рисунок. Используют только жёлтую, зелёную, коричневую и синюю краски.
Слайд 7

В 1802 году были открыты месторождения хорошей глины серовато-белого цвета. В

В 1802 году были открыты месторождения хорошей глины серовато-белого цвета.

В результате длительных экспериментов по созданию фарфора был получен так называемый "полуфаянс».

Гжельский полуфаянс

Слайд 8

Вслед за майоликой появилась бело-голубая гжель. Это фаянс. Расписывалась эта посуда

Вслед за майоликой появилась бело-голубая гжель.
Это фаянс.

Расписывалась эта посуда

по белой обожжённой глине кобальтовой краской.
Слайд 9

Эта краска у гжельских мастеров с секретом: серый порошок (кобальт) даёт

Эта краска у гжельских мастеров с секретом: серый порошок (кобальт) даёт

узор на посуде серый, почти чёрный. А как покроют готовые поделки глазурью для блеска да ещё раз в печь для закалки поставят – так и заиграют они волшебными синими да голубыми красками.
Слайд 10

Традиционная роспись фарфора - выполненные от руки растительные и геометрические орнаменты.

Традиционная роспись фарфора - выполненные от руки растительные и геометрические орнаменты.

Слайд 11

Основные элементы гжельской росписи - «широкая и узкая полоса», «точка», «волна», «кустик», «лепесток», «сетка», «листок».

Основные элементы гжельской росписи - «широкая и узкая полоса», «точка», «волна»,

«кустик», «лепесток», «сетка», «листок».
Слайд 12

«Капелька» Бордюры

«Капелька»

Бордюры

Слайд 13

Самый излюбленный узор – гжельская роза. Иногда она изображена крупно, широкими

Самый излюбленный узор – гжельская роза. Иногда она изображена крупно, широкими мазками.

А иногда написана тоненькой кисточкой.
Слайд 14

Приёмы росписи «Мазок на одну сторону» Мастерица набирает краску только на

Приёмы росписи

«Мазок на одну сторону» Мастерица набирает краску только на одну

сторону кисти и широким круговым движением кладёт мазок на поверхность сосуда. Получаются переходы от светлого к тёмному.
«Растяжка»
«Мазок-пятно» . Этот прём дополняется тонкой линией-прямой, волнистой, округлой.