История Церкви

Содержание

Слайд 2

Что такое история?

Что такое история?

Слайд 3

Каждому Правителю Народу Кому и зачем она нужна? «Уважение к минувшему

Каждому Правителю Народу

Кому и зачем она нужна?

«Уважение к минувшему – вот черта, отличающая

образованность от дикости; кочующие племена не имеют ни истории, ни дворянства» (А. С. Пушкин)
Слайд 4

Пирамида осведомленности Н.С. Борисова Несведущие Приобщённые Увлечённые Посвящённые

Пирамида осведомленности Н.С. Борисова

Несведущие

Приобщённые

Увлечённые

Посвящённые

Слайд 5

История как … воспоминание: «историк пытается приблизиться к разгадке тайны спасения,

История как …

воспоминание: «историк пытается приблизиться к разгадке тайны спасения, принесенного

Тем, Кто пребывает в средоточии времен» (Ги Бедуелл)
исполнение Писания: христоцентричность
таинство: как постичь историю святости?
дар
Слайд 6

История Церкви Наука, в систематическом порядке излагающая и объясняющая достопамятные события

История Церкви

Наука, в систематическом порядке излагающая и объясняющая достопамятные события общества

верных Богу людей
Это продолжение экклезиологии
Это Предание Церкви
Это богословие в истории
Это история святых
Слайд 7

Блок М. Апология истории или ремесло историка. М.: Наука, 1986². С.

Блок М. Апология истории или ремесло историка. М.: Наука, 1986². С.

6.

«…наша цивилизация всегда много ждала от своей памяти –– и наследие христианское, и наследие античное. Греки и латиняне, наши первые учителя, были народами-историографами. Христианство –– религия историков… центральная ось всякого христианского размышления, великая драма греха и искупления, разворачивается во времени, т.е. в истории»

Слайд 8

Христианство – историческая религия, основанная на вере в события, описанные в Евангелии

Христианство – историческая религия, основанная на вере в события, описанные в

Евангелии
Слайд 9

Понятие об источниках Источник – это любое свидетельство об эпохе, которое

Понятие об источниках

Источник – это любое свидетельство об эпохе, которое ей

современно. Но они могут фальсифицироваться
Слайд 10

Периодизация 34–313 гг. – от времен апостолов до Миланского эдикта 313–1054

Периодизация

34–313 гг. – от времен апостолов до Миланского эдикта
313–1054 гг. –

внутреннее устроение Вселенской Церкви, ставшей государственной на Востоке и на Западе
1054–1453 гг. – благоустройство Церкви на Востоке и соблюдение ею вселенского вероучения
XVI-XX вв. – самостоятельное существование поместных Церквей наряду с существованием разнородного христианского сообщества в мире. Возвращение государства к борьбе против веры и Церкви
Слайд 11

Ветхий Завет – путеводитель ко Христу

Ветхий Завет – путеводитель ко Христу

Слайд 12

Жизнь в раю и грех История о сотворении человека – исходный

Жизнь в раю и грех

История о сотворении человека – исходный пункт

истории спасения
Смерь и горе – последствия греха
Жизнь в раю – образ близости к Богу
Надежда на спасение: эсхатологизм
Народ Израиля станет орудием спасения всех народов
Слайд 13

Слайд 14

Слайд 15

«Эритрейская Сивилла написала кое-что, ясно касающееся и Христа» (Блж. Августин) Звуки

«Эритрейская Сивилла написала кое-что, ясно касающееся и Христа» (Блж. Августин)

Звуки судной

трубы раздадутся, и лик земли потом покроется.
Вот, грядет с неба Царь, и навеки Его будет царствие,
В коем, в плоти явившись, судить будет мир этот горестный.
В этот час лицезреть будут Бога неправедный с праведным
В окруженьи святых, ибо века конец у ж приблизился.
И на суд Его души предстанут, вновь плотью своею облекшися.

Dies irae, dies illa
solvet saeclum in favilla
teste David cum Sibylla

Слайд 16

Эсхатологические пророчества Пророки изображали продолжавшуюся картину истории спасения История и эсхатология:

Эсхатологические пророчества

Пророки изображали продолжавшуюся картину истории спасения
История и эсхатология: Осия предсказывает,

что заново воссоздаст Израиль в пустыне и вернет его в Землю Обетованную, Исаия предвидит Сион, который «спасётся правосудием», где Бог «поставляет судей» и появляется новый Давид, «отрасль от корня Иессеева», на Котором «почиет Дух Господень», Иеремия предсказывает новый завет между Богом и Израилем, который будет отличаться от первого
Тема грядущего суда в «день Господень», день наказания и благословения
Слайд 17

«День Господень» Перед ними потрясётся земля, поколеблется небо; солнце и луна

«День Господень»

Перед ними потрясётся земля, поколеблется небо; солнце и луна помрачатся,

и звёзды потеряют свой свет. И Господь даст глас Свой перед воинством Своим (Иоил. 2:10-11), И возгремит Господь с Сиона, и даст глас Свой из Иерусалима; содрогнутся небо и земля (3:16), Близок великий день Господа… День гнева – день сей, день скорби и тесноты, день опустошения и разорения, день тьмы и мрака, день облака и мглы, день трубы и бранного крика (Соф. 1:14-16).
Слайд 18

Иезекииль: «воскресение» Израиля Была на мне рука Господа, и Господь вывел

Иезекииль: «воскресение» Израиля

Была на мне рука Господа, и Господь вывел меня

духом и поставил меня среди поля, и оно было полно костей, и обвел меня кругом около них, и вот весьма много их на поверхности поля, и вот они весьма сухи. И сказал мне: сын человеческий! оживут ли кости сии? Я сказал: Господи Боже! Ты знаешь это. И сказал мне: изреки пророчество на кости сии и скажи им: «кости сухие! слушайте слово Господне!». Так говорит Господь Бог костям сим: вот, Я введу дух в вас, и оживете. И обложу вас жилами, и выращу на вас плоть, и покрою вас кожею, и введу в вас дух, и оживете, и узнаете, что Я Господь. Я изрек пророчество, как повелено было мне; и когда я пророчествовал, произошел шум, и вот движение, и стали сближаться кости, кость с костью своею. И видел я: и вот, жилы были на них, и плоть выросла, и кожа покрыла их сверху, а духа не было в них. Тогда сказал Он мне: изреки пророчество духу, изреки пророчество, сын человеческий, и скажи духу: так говорит Господь Бог: от четырех ветров приди, дух, и дохни на этих убитых, и они оживут. И я изрек пророчество, как Он повелел мне, и вошел в них дух, и они ожили, и стали на ноги свои – весьма, весьма великое полчище.
Слайд 19

Царь как мессия Поставление царя – помазание елеем: власть и особое

Царь как мессия

Поставление царя – помазание елеем: власть и особое покровительство
Помазанник

(Машиах) исполнял религиозные дела и царствовал над народом
Так каждый царь (даже язычник Кир) был образом для иудея грядущего Мессии, Который спасёт Израиль: он будет идеальным царём, новым Давидом
На рубеже эр идеи мессианства распространялись и приобретали разнообразные трактовки
Слайд 20

видения Адам и Ева «услышали голос Господа Бога, ходящего в раю

видения

Адам и Ева «услышали голос Господа Бога, ходящего в раю во

время прохлады дня» (Быт. 3:8)
Моисей видит пламенный куст (Исх. 3:2), и на Синае Бог является в виде огня
Илие Бог является по-другому: «глас хлада тонка» (3 Цар 19:11-12)
Исаия видит Господа на престоле (Ис. 6:1-4), а Иезекииль видит его в окружении крылатых животных (Иез. 1:3-28)
Малахия, последний пророк, описывает пришествие Мессии и вестника (Мал. 3:1-5)
Слайд 21

Даниил: «Сын Человеческий» «Видел я в ночных видениях, вот, с облаками

Даниил: «Сын Человеческий»

«Видел я в ночных видениях, вот, с облаками небесными

шел как бы Сын человеческий, дошел до Ветхого днями и подведен был к Нему.
И Ему дана власть, слава и царство, чтобы все народы, племена и языки служили Ему; владычество Его - владычество вечное, которое не прейдет, и царство Его не разрушится» (Дан. 7:13-14)
Слайд 22

Даниил: седмины «70 седмин определены для народа твоего и святаго города

Даниил: седмины

«70 седмин определены для народа твоего и святаго города твоего,

чтобы покрыто было преступление, запечатаны были грехи и заглажены беззакония, и чтобы приведена была правда вечная, и запечатаны были видение и пророк, и помазан был Святый святых. Итак знай и разумей: с того времени, как выйдет повеление о восстановлении Иерусалима, до Христа Владыки 7 седмин и 62 две седмины; и возвратится народ и обстроятся улицы и стены, но в трудные времена.

Священник Ездра, получив пожертвование от царя, отправляется восстанавливать Иерусалим «в седьмой год царя» (7:8)
Артоксеркс I правил с 465 по 424 гг., то есть повеление вышло в 458/7
70 седмин – 490 лет. 69 – 483

458

25

Слайд 23

Даниил: седмины «70 седмин определены для народа твоего и святаго города

Даниил: седмины

«70 седмин определены для народа твоего и святаго города твоего,

чтобы покрыто было преступление, запечатаны были грехи и заглажены беззакония, и чтобы приведена была правда вечная, и запечатаны были видение и пророк, и помазан был Святый святых. Итак знай и разумей: с того времени, как выйдет повеление о восстановлении Иерусалима, до Христа Владыки 7 седмин и 62 две седмины; и возвратится народ и обстроятся улицы и стены, но в трудные времена.
И по истечении 62 седмин предан будет смерти Христос, и не будет; а город и святилище разрушены будут народом вождя, который придет, и конец его будет как от наводнения, и до конца войны будут опустошения.

Лука пишет, что «в пятнадцатый же год правления Тиверия кесаря…» (3:1) крестил Иоанн Предтеча. Это 29/27 г.
В 70 г. Тит Флавий осадил, а потом сжёг и разрушил Храм.

458

25

70

Слайд 24

Даниил: седмины «70 седмин определены для народа твоего и святаго города

Даниил: седмины

«70 седмин определены для народа твоего и святаго города твоего,

чтобы покрыто было преступление, запечатаны были грехи и заглажены беззакония, и чтобы приведена была правда вечная, и запечатаны были видение и пророк, и помазан был Святый святых. Итак знай и разумей: с того времени, как выйдет повеление о восстановлении Иерусалима, до Христа Владыки 7 седмин и 62 две седмины; и возвратится народ и обстроятся улицы и стены, но в трудные времена.
И по истечении 62 седмин предан будет смерти Христос, и не будет; а город и святилище разрушены будут народом вождя, который придет, и конец его будет как от наводнения, и до конца войны будут опустошения.
И утвердит завет для многих одна седмина, а в половине седмины прекратится жертва и приношение, и на крыле святилища будет мерзость запустения, и окончательная предопределенная гибель постигнет опустошителя» (Дан. 9:24-27)

Вспомним, что седмин 70, в последняя из которых – Страстная Неделя
Половина седмины – время общественного служения Христа

458

25

70

32

28,5

Слайд 25

Хронология Древнеегипетская хронология: 365,25 суток – время движения Сириуса. Год разделен

Хронология

Древнеегипетская хронология: 365,25 суток – время движения Сириуса. Год разделен на

12 месяцев
Библейская хронология: LXX, Vulgata, ‏מָסוֹרָה‏‎ 
325 г. – новые хронологические принципы на основе 70: техническое сложение жизни патриархов
Крещение Руси – лето 6496
де-Виньоль, живший в XVIII веке, насчитал 200 способов исчисления: от 3491 до 5872
Слайд 26

Хронология В 525 г. один из «скифских монахов» Дионисий Малый составил

Хронология

В 525 г. один из «скифских монахов» Дионисий Малый составил новое

летоисчисление, установив, что Воскресение Христа приходится на 25 марта 31 года от Его рождества
Но: комета Галлея (12 г. до н.э.) и перепись (7 г. н.э.)
Во время европейских посольств Петр I решил в России сделать реформу календаря: от 31.12.7201 к 1.01.1700
(+ 8 лет)
Слайд 27

Межзаветный период Эдикт Кира (538 г. до н.э.), освобождающий евреев из

Межзаветный период

Эдикт Кира (538 г. до н.э.), освобождающий евреев из вавилонского

плена: Иудея – персидская провинция
Александр Македонский завоёвывает Персию (333 г. до н.э.), после чего провинцией управляла египетская династия Лагидов (301–197 гг. до н.э., уважали веру евреев), а затем – сирийские цари Селевкиды (197–167 гг. до н.э.),
среди которых был гонитель евреев Антиох Епифан (175–164 гг. до н.э.), спровоцировавший восстание (167 г. до н.э.)
Слайд 28

Эллинизация и сопротивление Завоевания Александра дали почву для развития эллинистической культуры

Эллинизация и сопротивление

Завоевания Александра дали почву для развития эллинистической культуры и

философии, языческих культов, что стало угрозой для Израиля
Элита содействовала эллинизации, а низы ожесточённо сопротивлялись
При Ироде Великом в Иерусалиме построен ипподром и театр, а евреи состязались с греками на Олимпийских играх
Молодые жители Иерусалима, увлечённые греческой философией, ровнялись тем, кто прилежно изучал Тору
К моменту рождения Христа греческий язык, образ мыслей, искусство и обычаи пронизывали жизнь Палестины
В Самарии Ирод освятил храм в честь императора Августа
Всё это способствовало появлению различный партий и сект, противостоящих или поддерживающих обстоятельства
Слайд 29

Религиозные секты и политические партии Книжники Ещё со времён Ездры появляется

Религиозные секты и политические партии

Книжники

Ещё со времён Ездры появляется особая группа

знатоков Закона, которые хранили предание, заучивая Писание
Обучали Закону учеников (появлялись организованные школы при синагогах), были экспертами в Законе и практиками в исполнении
Входили в Синедрион и были, м.с., теми, кто заменил место пророков
Они отвечали за окончательное составление еврейского богослужения
Слайд 30

Религиозные секты и политические партии Саддукеи Священническая аристократия Противились любым социальным

Религиозные секты и политические партии

Саддукеи

Священническая аристократия
Противились любым социальным переменам и поддерживали

власть римлян
Не принимали ни устную традицию, ни какие-либо новые идеи
Не заботились об участи язычников
Отвергали существование ангелов и воскресение
Слайд 31

Религиозные секты и политические партии Фарисеи «Отделившихся» отличало строгое благочестие и

Религиозные секты и политические партии

Фарисеи

«Отделившихся» отличало строгое благочестие и неуклонное соблюдение

законов
Стремились сохранить Тору, но сами выходили за его пределы, принимая устную традицию как равноценную Закону («предания старцев»)
Вера в воскресение мёртвых и сложнейшая ангелология
Первые иудейские миссионеры
Две школы: Шамая (крайняя строгость) и Гиллеля (свобода)
Слайд 32

Религиозные секты и политические партии Зелоты Сопротивление римлянам, опиравшееся на доктрину

Религиозные секты и политические партии

Зелоты

Сопротивление римлянам, опиравшееся на доктрину теократии
Основоположник –

Иуда Галилеянин (+ 6 г. н.э.)
Сыграли решающую роль в иудейской войне (66–70 гг.); те, кто остался жив, покончили с собой в Массаде в 73 г., чтобы не попасть в руки римлян. Но кому-то удалось бежал в Египет, где они также подстрекали
Среди учеников Христа – Симон Зелот
Слайд 33

Религиозные секты и политические партии Ессеи Община монашеского типа, противостоящая Хасмонеям

Религиозные секты и политические партии

Ессеи

Община монашеского типа, противостоящая Хасмонеям и иерусалимскому

священству: отвергали их авторитет
Эзотерическое учение преподавалось только посвященным
Проповедовали «holy war» против «сынов тьмы» (язычники и признававшие их евреи)
Жили в иудейской пустыни близ Мёртвого моря, молились и изучали Закон, ожидая последних времён
Не упоминаются в Новом Завете (sic!)
Слайд 34

Слайд 35

Из находок Кумрана (100 г. до н. э. – 70 г.

Из находок Кумрана (100 г. до н. э. – 70 г. н.э.)

Члены

закрытой общины («яхад», «новый завет») верили в спасение и загробную жизнь, которые осуществятся у них – «в пустыни уготовайте путь Господу»
Ритуальный омовения, отрицание богатства, крайний аскетизм, призывы к покаянию и противостояние светскости современным им иудеям и язычникам
Общие особенности иудаизма того времени
Слайд 36

Уцелело лишь колено Иуды (и небольшие остатки других колен): «Иуда! тебя

Уцелело лишь колено Иуды (и небольшие остатки других колен):
«Иуда! тебя

восхвалят братья твои. Рука твоя на хребте врагов твоих; поклонятся тебе сыны отца твоего. Молодой лев Иуда, с добычи, сын мой, поднимается. Преклонился он, лег, как лев и как львица: кто поднимет его?» (Быт. 49)
На престоле Иудейского царства Ирод (37–4 гг.) из идумеев, которого поставил Рим, захвативший эти территории
«Не отойдет скипетр от Иуды и законодатель от чресл его, доколе не приидет Примиритель, и Ему покорность народов» (Быт. 49.)
«Оскуде князь от Иуды, время наста прочее, в неже явится языков надежда, Христос; ты же, како Сего рожду, Дева сущи, скажи?» (Канон Благовещенью)
После смерти Ирода Иудея распадается и подчиняется Риму
Слайд 37

Стихира Кассии Августу eдиноначальствующу на земли, / многоначалие человеков преста; /

Стихира Кассии

Августу eдиноначальствующу на земли, / многоначалие человеков преста; / и

Тебе вочеловечшуся от Чистыя, / многобожие идолов упразднися, / под eдинем царством мирским гради быша, / и во Eдино Владычество Божества языцы вероваша. / Написашася людие повелением кесаревым, / написахомся, вернии, Именем Божества, / Тебе, вочеловечшагося Бога нашего. / Велия Твоя милость, Господи, слава Тебе
Когда Август стал единовластным на земле, / прекратилось многовластие среди людей; / и с Твоим вочеловечением от Девы чистой / идольское многобожие упразднилось. / Одному мирскому царству подчинились страны, / и в единое владычество Божества племена уверовали. / Переписаны были народы по указу Кесаря, / записались и мы, верные, во имя Божества / – Тебя, вочеловечившегося Бога нашего. / Велика Твоя милость, Господи, слава Тебе
Слайд 38

Слайд 39

«Мессианские притязания»: «Ибо незадолго перед сим явился Февда, выдавая себя за

«Мессианские притязания»:
«Ибо незадолго перед сим явился Февда, выдавая себя за

кого-то великого, и к нему пристало около четырехсот человек; но он был убит, и все, которые слушались его, рассеялись и исчезли. После него во время переписи явился Иуда Галилеянин и увлек за собою довольно народа; но он погиб, и все, которые слушались его, рассыпались. И ныне, говорю вам, отстаньте от людей сих и оставьте их; ибо если это предприятие и это дело - от человеков, то оно разрушится, а если от Бога, то вы не можете разрушить его; берегитесь, чтобы вам не оказаться и богопротивниками» (Деян. 5)
«Так не ты ли тот Египтянин, который перед сими днями произвел возмущение и вывел в пустыню четыре тысячи человек разбойников?» (Деян. 21)
«Бар-Кохба» (II в.), «Моисей и мессия» на Крите (IV в.), сирийские «мессии» (VII в.)
Иудеи ждали битвы добра и зла, поэтому они уходят в пустыни, объединяются вокруг бродячих проповедников, учителей
Слайд 40

Слайд 41