Книжная графика художников «Мир искусства»

Содержание

Слайд 2

Критик журнала "Аполлон" Н.Э. Радлов писал, что иллюстрация должна подчиняться книжной


Критик журнала "Аполлон" Н.Э. Радлов писал, что иллюстрация должна подчиняться

книжной форме: "Украсить лист - прямая задача книжного искусства, и только считаясь с его особенностями, может художник-график добиться своей цели. Линейный рисунок идеально удовлетворяет требованиям, предъявляемым книгой к своему украшению: он считается с формой книжного листа, стремясь подчеркнуть его двухмерность, и с его колоритом, употребляя только те же две тональных единицы - blanc et noir."
Слайд 3

А.Н. Бенуа "Медный всадник" А.С. Пушкина. Титульная страница Рисунки вместе с

А.Н. Бенуа

"Медный всадник" А.С. Пушкина. Титульная страница
Рисунки вместе с текстом

поэмы впервые опубликованы в первом номере журнала «Мир искусства» за 1904 год
Слайд 4

Бенуа акцентировал лейтмотив пушкинской поэмы — торжество созидательной силы, петровских преобразований,


Бенуа акцентировал лейтмотив пушкинской поэмы — торжество созидательной силы, петровских

преобразований, их грозное, все сметающее на своем пути могущество, гибель обыденного человека, посмевшего противопоставить себя «высшей власти», олицетворенной в образе «Медного всадника» и союзника его — Петербурга.
Слайд 5

Иллюстрация к «Пиковой даме» А.С. Пушкина. Герман у подъезда дома графини.

Иллюстрация к «Пиковой даме» А.С. Пушкина. Герман у подъезда дома графини.

1910.
Иллюстрации к «Пиковой даме» Пушкина:
В отличие от монохромности «Медного всадника», «Пиковая дама» насыщена цветом
В иллюстрациях остро проступают черты театрализации
Слайд 6

Он вышел из себя /…/ и начисто отказался от платежа. Заставка


Он вышел из себя /…/ и начисто отказался от платежа.

Заставка первой главы книги A.C. Пушкина "Пиковая дама", 1911 г.
Слайд 7

К.Сомов. Иллюстрации к «Книге Маркизы» Рисунки не являются строго иллюстративными, скорее


К.Сомов. Иллюстрации к «Книге Маркизы»
Рисунки не являются строго иллюстративными, скорее

они исполнены «по мотивам», на тему того или иного фрагмента французской любовной лирики — в поэзии и прозе.
Слайд 8

«В театре»: Арлекин и Коломбина застыли у раздвинутого занавеса. Ярко расцвеченная


«В театре»: Арлекин и Коломбина застыли у раздвинутого занавеса. Ярко

расцвеченная иллюстрация остается принципиально плоскостной, точка зрения снизу вверх придает особую устойчивость фигурам актеров, головы зрителей словно бы вплотную придвинуты к рампе, настойчиво акцентируется первый план.
Слайд 9


Слайд 10

Лев Бакст Обложка журнала «Мир искусства» (1902) Один рисунок включен в


Лев Бакст
Обложка журнала «Мир искусства» (1902)
Один рисунок включен в другой,

иллюзия пространственного сдвига, возникающего между ними, тут же нейтрализуется фигурами первого плана, словно замыкающими границы двух плоскостей. Здесь Бакст отдает предпочтение легкому прерывистому штриху и еще не отказывается от форм «рокайля».
Слайд 11

Е. Лансере Иллюстрирование и оформление повести Л.Толстого «Хаджи-Мурат» (1912-1916гг.): 70 акварелей


Е. Лансере
Иллюстрирование и оформление повести Л.Толстого «Хаджи-Мурат» (1912-1916гг.): 70 акварелей

и рисунков распределены относительно равномерно по 25 главам, почти каждая из них имеет заставку, концовку, страничную иллюстрацию (или страничный иллюстрационный разворот), в ряде случаев главы отделяются друг от друга шмуцтитулом.
Слайд 12

Суд Шамиля. Иллюстрация к повести «Хаджи-Мурат». Картон, темпера, гуашь


Суд Шамиля. Иллюстрация к повести «Хаджи-Мурат».
Картон, темпера, гуашь

Слайд 13

Оценивая оформление "Хаджи-Мурата", Алексей Алексеевич Сидоров писал: "Это действительно одновременно и


Оценивая оформление "Хаджи-Мурата", Алексей Алексеевич Сидоров писал: "Это действительно одновременно

и подвиг, свидетельство очень большого добросовестного труда художника-исследователя, историка, человека, лично видевшего, знавшего и полюбившего Кавказ, и удача, редкостное доказательство того, как научился художник строить книгу, одновременно сохраняя красоту ее (традиция “Мира искусства“) и правдивость, познавательную ценность иллюстрации".
Слайд 14

Хаджи-Мурат


Хаджи-Мурат

Слайд 15

Шамиль въезжает в Ведено Воспоминание Хаджи-Мурата о сыне


Шамиль въезжает в Ведено
Воспоминание Хаджи-Мурата о сыне

Слайд 16

И.Я. Билибин В общем строе сказок, входящих в книжку «Сестрица Аленушка


И.Я. Билибин
В общем строе сказок, входящих в книжку «Сестрица Аленушка

и братец Иванушка», «Белая уточка» (1902), важную роль играет опоэтизированный пейзаж России.
Билибин работает в лаконичной манере изображения, использует гармонию цвета, сомасштабность иллюстрационных листов.
Слайд 17

Иллюстрация к сказке «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» «Дети и белая


Иллюстрация к сказке «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»
«Дети и белая

уточка»
Иллюстрация к сказке «Белая уточка»
Слайд 18

Характерные черты билибинского стиля: красота узорного рисунка, изысканная декоративность цветовых сочетаний,


Характерные черты билибинского стиля: красота узорного рисунка, изысканная декоративность цветовых

сочетаний, тонкое зрительное воплощение мира, сочетание яркой сказочности с чувством народного юмора
Слайд 19

«Кощей Бессмертный», Иллюстрация к сказке «Марья Моревна», 1901


«Кощей Бессмертный», Иллюстрация к сказке «Марья Моревна», 1901

Слайд 20

Добужинский М.В. Титульный лист к сказке Г.Х.Андерсена «Свинопас» 1917 Бумага, акварель,


Добужинский М.В.
Титульный лист к сказке Г.Х.Андерсена «Свинопас»
1917
Бумага, акварель, тушь, перо.

30,3 х 23,7
Русский музей
Слайд 21

– Что это за сборище у свиных закуток? – спросил, выйдя


– Что это за сборище у свиных закуток? – спросил,

выйдя на балкон, император, протёр глаза и надел очки. – Э, да это фрейлины опять что-то затеяли! Надо пойти посмотреть.
Слайд 22

М.В.Добужинский В 1923 году в издательстве "Аквилон" была издана повесть Ф.М.Достоевского

М.В.Добужинский

В 1923 году в издательстве "Аквилон" была издана повесть Ф.М.Достоевского

с рисунками М.В.Добужинского.
Обложка, титульный лист, 8 страничных иллюстраций, 5 заставок и 4 концовки воспроизведены в технике цинкографии.
Слайд 23

Добужинский обращает главное свое внимание на архитектурный пейзаж Петербурга Фигуры героя


Добужинский обращает главное свое внимание на архитектурный пейзаж Петербурга
Фигуры героя

и героини сравнительно мало заметны
Рисунок не обведен замыкающей чертой, а непосредственно вливается в плоскость листа
Слайд 24



Слайд 25

«…любопытней всего та выдумка, которую проявил иллюстратор при орнаментации заключительных строк


«…любопытней всего та выдумка, которую проявил иллюстратор при орнаментации заключительных

строк повести Достоевского. Он ничего не изображает, а просто поверх пяти букв «конец» надписывает характерным размашистым почерком те слова, что навсегда остаются в памяти читателя: «помните и любите вашу Настеньку»
Слайд 26

вывод За мирискусниками остается заслуга создания и разработка стройной системы, обосновывающей

вывод

За мирискусниками остается заслуга создания и разработка стройной системы, обосновывающей принципы

деятельности художника книги, формирование своего рода эстетики книжной графики — и это сделано впервые. В наследии, которое приняла советская графика от дореволюционной русской культуры, традиция «Мира искусства» была одной из ведущих. В первую очередь о ней следует говорить в связи со становлением «ленинградской школы», явление достаточно цельного в общности понимания книги, как художественного единства, как графического ансамбля. В этом — плодотворное неиссякаемое воздействие графики «Мира искусства».