Костюм Древней Греции

Содержание

Слайд 2

Слайд 3

1) Египтянка в калазире. 2) Египтянин в переднике и сфинксовом наголовье.

1) Египтянка в калазире. 2) Египтянин в переднике и сфинксовом наголовье.

3) Грек в хламиде. 4) Гречанка в диплоидионе. 5) Гречанка в хитоне и гиматионе. 6) Римлянин в тоге. 7) Ликтор в сагуме. 8) Римлянка в тунике и палле. 9) Римский поселянин в пенуле. 10) Мужской костюм XI века. 11) Женский костюм XI века. 12 и 13) Мужской и женский костюмы XIV века. 14—17) Мужские и женские костюмы XV века. 18—25) Мужские и женские костюмы XVI столетия. 26—27) Мужской и женский костюмы времен Тридцатилетней войны. 28—29) Костюмы конца XVII века. 30—31) Мужской и женский костюмы времен Людовика XV. 32—33) Костюмы времен Французской революции.
Слайд 4

Тело человека являлось отражением его духовного совершенства. Скульптура сохранила для нас

Тело человека являлось отражением его духовного совершенства.
Скульптура сохранила для нас

внешний облик человека, в котором воплотились представления того времени о красоте.
Дошедшие до нас скульптурные изображения представляют рослых людей, с хорошими пропорциями тела, правильными чертами лица.
Слайд 5

Усредненные скульптурные портреты 16 древних греков и 16 современных греков (греческих футболистов)

Усредненные скульптурные портреты 16 древних греков и
16 современных греков (греческих

футболистов)
Слайд 6

«Дельфийский возничий», ок. 475 г. до н.э., Археологический музей, Дельфы. Один

«Дельфийский возничий», ок. 475 г. до н.э., Археологический музей, Дельфы. Один

из немногих сохранившихся оригиналов античной бронзы
Слайд 7

Слайд 8

Слайд 9

«Вене́ра Мило́сская»

«Вене́ра Мило́сская»

Слайд 10

Джон Годвард

Джон Годвард

Слайд 11

Слайд 12

Фоторобот, обобщающий портреты путем попарных усреднений по 30-40 точкам. Автор исследования

Фоторобот, обобщающий портреты путем попарных усреднений по 30-40 точкам. Автор исследования

выбрал 16 портретов современных гречанок (актрис, певиц, политиков, телеведущих) и создал вариант идеального типа лица для данной антропологической группы. [The Composite Greek Woman by Dienekes Pontikos]
Без компьютерного макияжа при обобщении 15 портретов волейбольной команды Греции получился вариант, представленный справа. [Composites of Greek and European Female Athletes by Dienekes Pontikos]   
Слайд 13

Слайд 14

Слайд 15

Обобщенные портреты волейбольных команд (по 16 исходных портретов для каждой группы):

Обобщенные портреты волейбольных команд (по 16 исходных портретов для каждой группы):

1. шведы, 2. русские 3. поляки, 4. немцы, 5. чехи 6. британцы, 7. балканские славяне, 8. австрийцы, 9. французы, 10. финны, 11. итальянцы, 12. прибалты.
[Composites of Greek and European Female Athletes by Dienekes Pontikos]
Слайд 16

Слайд 17

Прекрасный человек должен был сочетать в себе силу и разум, храбрость

Прекрасный человек должен был сочетать в себе силу и разум, храбрость

и патриотизм, образованность и любовь к искусству. Он являлся олицетворением не только телесной красоты, но также мужества и доблести.
Скульптурные изображения женщин также воплощают идеал античной красоты: пропорционально сложенные, грациозные, с одухотворенными лицами.
Слайд 18

Пропорции человеческого тела легли в основу древнегреческих архитектурных сооружений

Пропорции человеческого тела легли в основу древнегреческих архитектурных сооружений

Слайд 19

Основной одеждой древнего грека был хитон, одеяние, покрывающее все тело, которое

Основной одеждой древнего грека был хитон, одеяние, покрывающее все тело, которое

заворачивалось в него с правого бока. 
Хитоны скалывались на плечах и препоясывались на талии или на бедрах, они свободно свисали вдоль всего тела.
Слайд 20

Хито́н (χιτών, «одежда») нижняя мужская и женская одежда у древних греков;

Хито́н
(χιτών, «одежда»)
нижняя мужская и женская одежда у древних греков;

подобие рубашки (льняной или шерстяной), чаще без рукавов.
Хитон подпоясывался с напуском.
Слайд 21

Покрой отсутствовал: прямоугольный кусок ткани (1 х 1,80 м) складывали пополам,

Покрой отсутствовал: прямоугольный кусок ткани (1 х 1,80 м) складывали пополам,

сшивали долевые стороны, верхние края скрепляли двумя застежками – «фибулами».
Хитон носили всегда с поясом.
Слайд 22

Слайд 23

Хитоны считались исподней одеждой, в которой непозволительно было появляться на улице,

Хитоны считались исподней одеждой, в которой непозволительно было появляться на улице,

принимать гостей.
Длина хитона могла быть различной, она зависела от возраста. Молодые люди носили более короткий хитон, пожилые – более длинный, и лишь в классический период устанавливается средняя длина – до колен.
Слайд 24

Слайд 25

Слайд 26

Молодежь обычно носила короткие хитоны, а старики и женщины длинные

Молодежь обычно носила короткие хитоны, а старики и женщины длинные

Слайд 27

Слайд 28

Слайд 29

Для большей свободы движений во время гимнастических и военных упражнений отстегивали пряжку на правом плече.

Для большей свободы движений во время гимнастических и военных упражнений отстегивали

пряжку на правом плече.
Слайд 30

Благородную простоту и достойную осанку, развитые формы тренированного тела, гармоничные пропорции,

Благородную простоту и достойную осанку, развитые формы тренированного тела, гармоничные пропорции,

динамизм и свободу движений прекрасно выявляла драпировка – основа античного греческого костюма.
Прямоугольный кусок ткани различной длины и ширины, драпируясь на теле, подчеркивал гармонию тела и одежды.
Слайд 31

Слайд 32

Верхней одеждой служил прямоугольный плащ – гиматий. В классический период его

Верхней одеждой служил прямоугольный плащ – гиматий.
В классический период его

размеры достигли 2,90x1,80м. Носили его по-разному: накидывали на плечи, обертывали вокруг бедер, перекидывая конец через руку или заворачивались в него полностью.
В Спарте шерстяной гиматий носили прямо на теле без хитона.
Слайд 33

Гиматий – верхняя одежда в виде прямоугольного куска ткани; надевался обычно

Гиматий – верхняя одежда в виде прямоугольного куска ткани; надевался обычно

поверх хитона и у шеи иногда застегивался фибулой.
Слайд 34

Слайд 35

плащ из длинной шерстяной ткани, 1,7 м х 4 м, который

плащ из длинной шерстяной ткани, 1,7 м х 4 м, который

драпировался различными способами в зависимости от рода деятельности, его могли носить и без хитона.
Полу гиматия перебрасывали обычно через левое плечо, а правое оставляли свободным. Чтобы складки хорошо драпировались, к концу ткани пришивали грузики – кусочки свинца.
Слайд 36

Слайд 37

Слайд 38

Слайд 39

Слайд 40

Слайд 41

Большую роль во внешнем виде греческого мужчины играла прическа.

Большую роль во внешнем виде греческого мужчины играла прическа.

Слайд 42

В классический период мужчины носили короткие волосы, круглую бородку и усы.

В классический период
мужчины
носили короткие волосы,
круглую бородку и усы.

Слайд 43

Мужские прически: 1 – двойная заплетенная косичка; 2 – подвязанный хохолок;

Мужские прически:
1 – двойная заплетенная косичка;
2 – подвязанный хохолок;

3 – шлейф волос;
4 – завитушки на виске.
Слайд 44

Юноши брили лицо, у них были длинные завитые локоны

Юноши брили лицо,
у них были длинные завитые
локоны

Слайд 45

завитые локоны, подхваченные металлическим обручем

завитые локоны, подхваченные металлическим обручем

Слайд 46

Слайд 47

В период расцвета Афинского государства мужские прически постепенно приобрели черты вычурности.

В период расцвета Афинского государства мужские прически
постепенно приобрели черты вычурности.


Примером такой сложной прически может
служить прическа Аполлона Бельведерского
Слайд 48

Слайд 49

Хламида – плащ из плотной шерстяной ткани, застегивающийся пряжкой на груди

Хламида – плащ из плотной шерстяной ткани,
застегивающийся пряжкой на груди

или правом плече,
был очень любим в классические времена философами,
его носили солдаты и путешественники.
Слайд 50

Слайд 51

Древнегреческая одежда была более просторна, чем египетская и изготовлялась преимущественно из

Древнегреческая одежда была более просторна, чем египетская и изготовлялась преимущественно из

тонкой шерсти, хотя у греков встречались также льняные, конопляные и шелковые полотна.   Героями Древней Греции становились победители Олимпийских игр или смелые сильные воины.
Владение же воинским искусством органично входило в жизнь любого человека. Собираясь на войну, греки надевали шлемы и панцири.
Слайд 52

Воины под доспехи надевали хитон, а поверх доспехов накидывали хламиду.

Воины под доспехи надевали хитон, а поверх доспехов накидывали хламиду.

Слайд 53

Обязательный элемент военного костюма – щит.

Обязательный элемент военного костюма – щит.

Слайд 54

Щит для защиты от смертоносных орудий своего времени – меча, копья,

Щит для защиты от смертоносных
орудий своего времени – меча, копья,

пращи,
хорошо отвечал своему назначению
и был прекрасно художественно оформлен.
Слайд 55

Пеший воин из греческого города-государства Спарты назывался гоплитом. Поверх короткой складчатой

Пеший воин из греческого города-государства Спарты назывался гоплитом. Поверх короткой складчатой

туники он носил металлические доспехи. Гоплиты были вооружены копьями или мечами и носили щиты
Слайд 56

Греческие воины, ок. 490 г. до н.э. 1. Лакедемонский офицер. 2.

Греческие воины, ок. 490 г. до н.э. 1. Лакедемонский офицер. 2. Самосский гоплит. 3.

Афинский гоплит. 4. Аргивский гоплит.
Слайд 57

Слайд 58

Слайд 59

Слайд 60

1-4 - изображение льняных панцирей в греческом и этрусском искусстве. 1

1-4 - изображение льняных панцирей в греческом и этрусском искусстве. 1 —

греческое, ок. 500 г.; происходит из Вульчи. Берлин. 2 — этрусское, ок. 425 г.; происходит из Тоди. Британский музей. 3 — греческое, ок. 450 г. до н.э. Музей Ватикана. 4 — этрусское, ок. 325 г. Саркофаг амазонок из Тарквинии. Археологический музей Флоренции. 5 — деталь изображения Марса из Тоди, которое находится сейчас в Ватикане (Грегорианский музей). На нем можно отчетливо разглядеть нашитые чешуйки брони. Ок. 350 г. до н.э. 6 — гоплит конца VI в. до н.э., надевающий свой льняной панцирь.
Слайд 61

Прекрасно сохранившийся экземпляр коринфского шлема. Мюнхен. Глиптотека.

Прекрасно сохранившийся экземпляр коринфского шлема.
Мюнхен. Глиптотека.

Слайд 62

Слайд 63

Слайд 64

Слайд 65

Слайд 66

Слайд 67

Слайд 68

Слайд 69

Слайд 70

Доспехи были легкими: металлическая кираса с подвижными частями на плечах и бедрах и поножи

Доспехи были легкими:
металлическая кираса
с подвижными частями
на плечах и

бедрах и поножи
Слайд 71

Слайд 72

Слайд 73

Бронзовая статуэтка конца VI в., изображающая снаряженного для битвы спартанского воина,

Бронзовая статуэтка конца VI в., изображающая снаряженного для битвы спартанского воина,

закутанного в воинский плащ. Поперечный гребень на его шлеме может быть знаком ранга. «Атенеум» Водсворта. Хартфорд, штат Коннектикут.
Слайд 74

Кавалерист Эллады на рисунке ок.500 г. до н. э.

Кавалерист Эллады на рисунке ок.500 г. до н. э.

Слайд 75

Греческий легковооруженный всадник. Вторая половина V-IV вв. до н.э.

Греческий легковооруженный всадник. Вторая половина V-IV вв. до н.э.

Слайд 76

Женская одежда

Женская одежда

Слайд 77

Джон Уильям Уотерхаус

Джон Уильям Уотерхаус

Слайд 78

Слайд 79

Слайд 80

Женщины по законам Греции не могли владеть собственностью и принимать участие

Женщины по законам Греции не могли владеть собственностью и принимать участие

в политической жизни государства (их жизнь всегда контролировалась родственниками-мужчинами: отцом, мужем, братьями, сыновьями). Их жизнь была ограничена домом.
Женская одежда отчасти похожа на мужскую, однако более длинная и закрытая. Женщины носили хитоны.
Девушки подпоясывали хитон на талии, делая напуск, а замужние женщины – под грудью. Как и у мужчин, хитон украшался вышитым или расписным орнаментом по нижнему краю.
Слайд 81

Одежда женщин мало чем отличалась от мужской. Женщины носили хитон и

Одежда женщин мало чем отличалась от мужской. Женщины носили хитон и

гиматий. Но женские костюмы были более закрытыми и зачастую богаче украшенными.
Слайд 82

Слайд 83

Слайд 84

Слайд 85

Слайд 86

Девушки подпоясывали хитон на талии, делая напуск, а замужние женщины – под грудью

Девушки подпоясывали хитон на талии, делая напуск, а замужние женщины –

под грудью
Слайд 87


Слайд 88

Слайд 89

Бакалович Степан Владиславович Гречанка

Бакалович Степан Владиславович Гречанка

Слайд 90

Слайд 91

для хитонов типичными были две формы: либо точная копия мужского, либо

для хитонов типичными были две формы: либо точная копия мужского, либо

же с выпуском в виде закрытого длинного и широкого платья со множеством складок.
Слайд 92

Семирадский Генрих Ипполитович

Семирадский Генрих Ипполитович

Слайд 93

Слайд 94

Слайд 95

Слайд 96

пеплос

пеплос

Слайд 97

В качестве верхней одежды женщины носили пеплос, который напоминал хитон, только

В качестве верхней одежды женщины носили пеплос, который напоминал хитон, только

имел более изящную драпировку.
Ткань пеплоса была около 1,5 м в ширину и 3–4 м в длину.
Пеплос мог быть как белым, так и цветным. Самой нарядной и дорогой была ткань, окрашенная пурпурной краской, имевшей оттенки от голубого до красно-фиолетового.
Слайд 98

Слайд 99

Слайд 100

Слайд 101

Слайд 102

Облик греческих женщин дополняла прическа. Густые пышные длинные волосы были одним

Облик греческих женщин дополняла прическа.
Густые пышные длинные волосы были одним

из признаков женской красоты. За волосами тщательно ухаживали, умащивали душистыми маслами. Сложные прически укрепляли на голове с помощью больших головных шпилек или повязок и обручей различной формы – диадем . Красивыми и необычными считались светлые волосы.
Слайд 103

Слайд 104

Женские прически: 1 – с узлом; 2 – прическа в форме

Женские прически:
1 – с узлом;
2 – прическа в форме дыни;


3 – с платком;
4 – с чепчиком.
Слайд 105

Слайд 106

Самая распространенная прическа получила современное название «греческий узел» Украшениями к прическе

Самая распространенная прическа
получила современное название
«греческий узел»
Украшениями к прическе

служили
сетки из золоченых шнуров, гребни,
нимбы (так называли хлопчатобумажные
ленты для волос, вышитые золотом).
Слайд 107

Слайд 108

Слайд 109

В прическах женщин всех слоев населения преобладали пучки и узлы. Искусные

В прическах женщин всех слоев населения преобладали пучки и узлы.
Искусные

модницы нередко прикрепляли к прическам фальшивые косы.
Слайд 110

Слайд 111

прическа греческих женщин всегда сохраняла одну особенность: оставлять лоб как можно менее открытым.

прическа греческих женщин всегда сохраняла одну особенность: оставлять лоб как можно

менее открытым.
Слайд 112

Слайд 113

Обувью греков были сандалии различных типов, которые состояли из кожаной или

Обувью греков были сандалии различных типов, которые состояли из кожаной или

деревянной подошвы и ремней, перетягивающих ногу до щиколотки. Для парадных случаев обувь делали из цветной кожи, украшали, расшивали жемчугом.
Слайд 114

Слайд 115

Слайд 116

Слайд 117

В период эллинизма стало модно делать на подошвах надписи, которые отпечатывались

В период эллинизма стало модно делать на подошвах надписи,
которые отпечатывались

в пыли.
Наиболее частой была надпись «Следуй за мной».
Слайд 118

В Древней Греции, кроме простых сандалий умели шить полуботинки с задником,

В Древней Греции, кроме простых сандалий умели шить полуботинки с задником,

сапожки на шнуровке, подчеркивавшие стройность ног и пользовавшиеся большим спросом у женщин и эндромисы – сапоги без носка.
Но настоящей революцией стало изобретение греками обувной пары, когда правый и левый ботинки шьются по разным лекалам.
К столь очевидной, на наш нынешний взгляд, идее человечество шло много веков.
Слайд 119