Критика цивилизации Освальда Шпенглера. Субкультуры и их роль в социокультурной динамике

Содержание

Слайд 2

Критика цивилизации Освальда Шпенглера

Критика цивилизации
Освальда Шпенглера

Слайд 3

Родился в небольшом провинциальном городке Бланкенбурге у подножия гор, в семье

Родился в небольшом провинциальном городке Бланкенбурге у подножия гор, в

семье почтового чиновника, был старшим из четырёх детей и единственным мальчиком.
В 1891 году семья переехала в Галле, где Освальд изучал латинский язык в заведениях Франке. В университете Галле, Мюнхенском и Берлинском университетах он изучает математику, естественные науки и философию. Защищает диссертацию на тему «Метафизические основы философии Гераклита» в университете Галле и получает докторскую степень по философии (1904). Затем работает учителем в Гамбурге.
Академическую карьеру начал в Мюнхенском университете в качестве преподавателя математики. Пытался заняться публицистикой, однако, после прихода к власти нацистов в 1933 году и изъятия одной из его книг, вёл уединённую жизнь.

Освальд Шпенглер
(1880–1936)

1922
«Закат Европы»
1931
«Человек и техника»
1933
«Годы решений»

Слайд 4

Книга «Закат Европы» (1918-1922) стала, по мнению многих специалистов – «одной

Книга «Закат Европы» (1918-1922) стала, по мнению многих специалистов – «одной

из самых громких сенсаций ХХ века».

О. Шпенглер считается классиком цивилизационного подхода к истории, представителем циклической концепции культуры, одним из критиков европоцентризма и теории непрерывного прогресса человечества (принципа однолинейности). Он считал Европу обреченным и умирающим его звеном

В книге «Закат Европы», которую называли «самой современно книге эпохи» Шпенглер пишет:
- о надуманности концепции поступательного развития культуры (и, прежде всего, ее вершины, современной ему - западноевропейской);
- о невозможности диалога между различными культурами;
- о соотношении понятий «культура» и «жизнь»;
- и, наконец, о неизбежности гибели культуры.

В целом, текст книги «Закат Европы» представляет собой увлекательное художественное сочинение, в котором гармонично соединяются строгая научность и образная художественность.

Слайд 5

Шпенглер отстаивал идею функционирования культурных процессов по типу биологических. Подобная тенденция,

Шпенглер отстаивал идею функционирования культурных процессов по типу биологических. Подобная тенденция,

основанная на использовании методов естественных наук, формировала и новые подходы к изучению культуры. Уподобляя культуру живому организму, ученый констатирует, что она: 1. Рождается и живет своей особой жизнью, что соответствует мифосимволическому, раннему характеру культуры; 2. Расцветает и достигает зрелости, выражая себя в метафизико -религиозных, высоких формах; 3. Стареет и умирает, превращаясь в окостеневшую, позднюю форму культуры.

О.Шпенглер разделяет и противопоставляет понятия «культура» и «цивилизация». По его представлениям:

КУЛЬТУРА
- культура уникальна, основана на неравенстве, элитарна, аристократична и возвышает человека над его практическими нуждами;
- культура создает органичную систему духовно-социальных ориентаций;
- культура национальна, связана с землей и культом, религиозна.

ЦИВИЛИЗАЦИЯ
- заключительный этап культуры;
- застывшее, окостеневшее состояние социума;
- торжество научно-технических достижений и упадок искусства.

Слайд 6

Шпенглер выделил восемь великих культур, достигших своего завершения: Культура «майя» Вавилонская

Шпенглер выделил восемь великих культур, достигших своего завершения:
Культура «майя»
Вавилонская
Индийская
Западноевропейская («фаустовская»)
Византийская (магическая)
Египетская

(культура «молчания»)
Китайская
Греко-римская («аполлоновская»)
По мнению Шпенглера, следует ожидать и появления т.н. «русско-сибирской» культуры.

Полный цикл функционирования каждой культуры охватывает, с точки зрения философа, 1000 лет. Культуры полностью замкнуты, самодостаточны и неспособны понять друг друга. Исключение, пожалуй, сделано только для западно-европейской (фаустовской) культуры, которая, по мысли философа, отличается «небывалым восприятием всех предыдущих».

Слайд 7

Освальд Шпенглер считал, что вступление в стадию цивилизации – конец развития

Освальд Шпенглер считал, что вступление в стадию цивилизации – конец развития

любой культуры. Для Европы эта стадия характеризуется высоким уровнем развития науки и техники, урбанизацией (ростом городов и городского населения), упадком литературы и искусства. Художественное и литературное творчество теряет свое значение, уступая место бездуховному техницизму и спорту. В этот период народ теряет «душу культуры», происходит «омассовление» всех сфер жизнедеятельности, их омертвение наподобие механических устройств, свойственных технической цивилизации.

В своей книге философ утверждает, что цивилизация основана на неравенстве, и цивилизация демократична и стремится «превратить мир в один большой город». «Человек цивилизации» реализует себя: в массовом потреблении, политике, техническом прогрессе, спорте и т.д.

В СВОЕЙ РАБОТЕ «ЧЕЛОВЕК И ТЕХНИКА» (1932) О. ШПЕНГЛЕР ОПРЕДЕЛЯЕТ ЧТО, С НАСТУПЛЕНИЕМ ЦИВИЛИЗАЦИИ НАЧИНАЕТ ПРЕОБЛАДАТЬ МАССОВАЯ КУЛЬТУРА. ЦИВИЛИЗАЦИЯ ФОРМИРУЕТ СТРЕМЛЕНИЕ К МИРОВОМУ ГОСПОДСТВУ. ЭТО ВНУТРЕННИЙ ИСТОЧНИК ГИБЕЛИ КУЛЬТУРЫ, ПОГИБАЮЩЕЙ ОТ ВОЙН В БОРЬБЕ ЗА ТАКОЕ ГОСПОДСТВО.

Слайд 8

Таким образом по О.Шпенглеру: цивилизация - это закат и сумерки культуры,

Таким образом по О.Шпенглеру: цивилизация - это закат и сумерки культуры, когда

на место живых и органических форм духовной деятельности приходят механические, массово-уравнительные, государственно-технократические. культура - это сложившаяся в веках историко-культурная целостность

Следовательно основные идеи концепции О.Шпенглера можно свести к следующим тезисам:
1) Утверждение множественности и чередования культур, цикличности их развития;
2) Неизбежность гибели «культурного организма» и перехода культуры в цивилизацию, в которой преобладает массовая культура.

Культурологическая концепция О. Шпенглера оказала огромное влияние на европейскую культурологическую мысль ХХ столетия

Слайд 9

Субкультуры и их роль в социокультурной динамике

Субкультуры и их роль в социокультурной динамике

Слайд 10

Значительное распространение в культуре имеют субкультуры. Рост субкультур совпал с формированием

Значительное распространение в культуре имеют субкультуры. Рост субкультур совпал с формированием

массовой культуры, становлением постиндустриального общества, укреплением плюрализма и толерантности (терпимости) в обществе.

Субкультура – это автономная подсистема культуры, частный случай культуры в целом. Субкультуры отражают культурную неоднородность общества

Слайд 11

1 возрастные (детскую, молодежную, субкультуры военного и послевоенного поколений, и т.

1
возрастные (детскую, молодежную, субкультуры военного и послевоенного поколений, и т. д.);


2
региональные (территориальные, в том числе города и деревни);
3
профессиональные;
4
религиозные (например, различные секты);
5
криминальные (субкультура преступного мира) и др.

Понятие «субкультура» неоднозначно. Это может быть: 1) трансформированная профессиональным мышлением система ценностей традиционной культуры; 2) особая форма организации людей (чаще молодежи) как автономное целостное образование внутри господствующей культуры; 3) совокупность некоторых негативно интерпретированных норм и ценностей традиционной культуры, функционирующих в качестве культуры преступного слоя общества.

Традиционно различают:

Слайд 12

Критерием (признаком) отличия субкультур друг от друга могут быть половые, возрастные,

Критерием (признаком) отличия субкультур друг от друга могут быть половые, возрастные,

поколенные, профессиональные, поселенческие (региональные), доходные, ментальные (в том числе идеологические) и иные социокультурные различия. Субкультуры разнятся и в повседневной жизни – в нормах, интересах, потребностях и способах их удовлетворения, манерах, досуге, быте.

Существенными отличительными чертами субкультур являются «стили» , имеющие символическое значение и определяющие глубину вхождения в субкультуру. Выделяются три основных элемента (проявления) стиля:

1

имидж (образ) – элементы костюма, прическа, косметика, бижутерия, татуировка;

2

манера поведения – особенности невербального общения (экспрессия, походка, мимика, пантомимика, ритуалы, в том числе посвящение в члены данного сообщества);

3

сленг – специфический словарь (например, профессиональный жаргон или ненормативная лексика) и его использование.

СТИЛЬ ВЫПОЛНЯЕТ СЛЕДУЮЩИЕ ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ:
1. СИМВОЛИЗИРУЕТ ПРИНАДЛЕЖНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА К ОПРЕДЕЛЕННОЙ (СУБКУЛЬТУРЕ);
2. ОБОЗНАЧАЕТ И ДЕМОНСТРИРУЕТ ЕГО ОСОБОСТЬ, НЕПОХОЖЕСТЬ, ИДЕНТИЧНОСТЬ;
3. СЛУЖИТ СРЕДСТВОМ КОНСОЛИДАЦИИ (СПЛОЧЕНИЯ) ДАННОЙ ГРУППЫ И ОТГРАНИЧЕНИЯ ЕЕ ОТ ДРУГИХ ГРУПП (СУБКУЛЬТУР).

Слайд 13

СУБКУЛЬТУРЫ ВЫПОЛНЯЮТ СЛЕДУЮЩИЕ ЗАДАЧИ: 1. удовлетворяют потребность в обособлении и индивидуализме

СУБКУЛЬТУРЫ ВЫПОЛНЯЮТ СЛЕДУЮЩИЕ ЗАДАЧИ: 1. удовлетворяют потребность в обособлении и индивидуализме

(дистанцировании от традиционных ценностей и создании собственных – нонконформистских – культурных норм и образцов) и одновременно – в коллективизме и общности с себе подобными, давая ощущение товарищеской поддержки и взаимовыручки; 2. обеспечивают решение (нередко иллюзорное) собственных проблем в рамках сообщества единомышленников. 3. выполняют компенсаторную функцию, обеспечивая в кругу единомышленников и сверстников неудовлетворенную в «большом мире» потребность в уважении, понимании и любви; давая ощущение признания собственной значимости и компенсируя этим недостаточную самодостаточность личности.

Субкультуры хотя и возобновляются беспрерывно в истории, все же выражают процесс приспособления к господствующим культурным нормам. Они в большей мере способствуют постепенным эволюционным и мирным преобразованиям, нежели революционным и резким сменам одних культурных ориентиров на другие.

Традиционно в рамках социологии культуры проблема субкультур рассматривается в рамках социализации и отражает сложный процесс интеграции культурных ценностей различными слоями общества.
Приобщение к ведущему культурному стандарту эпохи, вхождение в систему господствующих культурных ценностей, идентификация себя с крупномасштабным культурным комплексом – процессы очень сложные и часто болезненные как для отдельных людей, так и для целых групп.

Слайд 14

Контркультура частный случай субкультуры Стоит отметить, что одной из форм субкультуры

Контркультура

частный случай субкультуры

Стоит отметить, что одной из форм субкультуры является КОНТРКУЛЬТУРА.


Любая контркультура представляет собой субкультуру, но не все субкультуры являются контркультурами.

Контркультура – это крайняя (негативная, асоциальная, агрессивная) форма проявления субкультуры.

Для контркультуры характерен отказ от сложившихся социальных ценностей, моральных норм и идеалов, стандартов и стереотипов массовой культуры. Контркультура объединяет концепции, представляющие эклектическую смесь из различных положений экзистенциализма, фрейдизма, руссоизма, анархизма, вульгаризованного марксизма, цинизма, восточных философий и религий.

Иногда отход субкультуры от общенациональной культуры принимает форму активного, деструктивного противостояния с обществом, конфликта с существующими традициями и правилами жизни, конфронтации с нормативной культурой. Эти агрессивные по отношению к срединной культуре субкультуры и превращаются в контркультуру.

Теория контркультуры ставила своей целью ниспровержение современной культуры, которая представляется организованным насилием над личностью, душителем творческих порывов.