Кризис культуры и проблемы: непонимания других культур и уничтожения архаичных обществ

Содержание

Слайд 2

План: Символ как способ трансляции культурных моделей. Функции символов в культуре.

План:

Символ как способ трансляции культурных моделей. Функции символов в культуре.
Почему устаревают

символы и почему они не понятны в рамках другой культуры?
Непонимание других культур: этноцентризм и ксенофобия.
Культурный релятивизм
Слайд 3

На прошлой лекции рассмотрели: КУЛЬТУРНЫЙ ОБРАЗЕЦ - устойчивая конфигурация связей людей

На прошлой лекции рассмотрели:

КУЛЬТУРНЫЙ ОБРАЗЕЦ   - устойчивая конфигурация связей людей друг

с другом, с предметной и природной средой, которая обусловливается определёнными типами ситуаций, предписанным поведением в них человека и его связи с окружающим миром. 
Культурный образец заключает в себе информацию о мире, момент его оценки, способы действия в нём человека, стимулы таких действий. 
Слайд 4

В качестве культурных образцов выступают : материальные предметы, способы и манеры

В качестве культурных образцов выступают :

материальные предметы,
способы и манеры поведения,

правовые или нравственные нормативы поступков людей,
жанры и стили художественного творчества,
формы экономических, политических или религиозных отношений и т. д.
Слайд 5

Культурные образцы (сравнить)

Культурные образцы (сравнить)

Слайд 6

Культурные образцы- Бурановские бабушки, Хоккейная команда СССР

Культурные образцы- Бурановские бабушки, Хоккейная команда СССР

Слайд 7

Культурные образцы-

Культурные образцы-

Слайд 8

Культурные модели: Основываются на смыслах и идеях. Транслируется в обществе через

Культурные модели:

Основываются на смыслах и идеях.
Транслируется в обществе через символы и

знаки.
Т.о. СИМВОЛЫ – важнейшие структурные элементы культуры.
Слайд 9

Культурные модели: о.Хортица, Козачья церковь; эко-движение

Культурные модели: о.Хортица, Козачья церковь; эко-движение

Слайд 10

Функции символов в культуре сообщества: Осуществляется социокультурная коммуникация сообщества (благодаря словам

Функции символов в культуре сообщества:

Осуществляется социокультурная коммуникация сообщества (благодаря словам в

языке);
Осуществляется обозначение (маркировка) своего сообщества в отличие от других (благодаря визуальным символам: флаг, герб, гимн, торговая марка, бренд, фирменный стиль спортивной команды и т.д.)
Слайд 11

3. Символы воплощенные в значимой вещественной форме воплощают ключевые ценности конкретного

3. Символы воплощенные в значимой вещественной форме воплощают ключевые ценности конкретного

общества
Примеры:
Пирамиды в Египте, Эйфелева башня в Париже, Статуя Свободы в Америке, Майдан для Украины.
Слайд 12

ПОНЯТИЯ: Непонимание других культур, оценка их с позиции превосходства называются в

ПОНЯТИЯ:

Непонимание других культур, оценка их с позиции превосходства называются в социологии

этноцентризмом (в политике – национализмом).
Этноцентризм, национализм связанЫ с ксенофобией – страхом и неприятием чужых взглядов, обычаев.
Любую культуру можно понять только на основе ее исторического, географического, этнокультурного анализа. Только так становятся видны закономерности формирования ценностей и норм, образа жизни. Такая точка зрения противостоит этноцентризму и называется культурным релятивизмом.
Слайд 13

Культурный символ современности: всем ли он понятен?

Культурный символ современности: всем ли он понятен?

Слайд 14

Индийский храм в Дели. Использован символ Звезды Давида

Индийский храм в Дели. Использован символ Звезды Давида

Слайд 15

Символы буддизма

Символы буддизма

Слайд 16

СВАСТИКА Руна "СВА''- означает "Сияние Небес", руна "С" - показывает направление

СВАСТИКА

Руна "СВА''- означает "Сияние Небес", руна "С" - показывает направление вращения,

руна ТИКА - означает движение. (Дети до сих пор, играя, кричат 'Тикай"!, т.е. быстро двигайся. )У Свастика-это вращение Сияющих Небес
Слайд 17

Слайд 18

Женское украшенье. Иран

Женское украшенье. Иран

Слайд 19

СИМВОЛ и Знак в культуре Символ – это знак особого рода,

СИМВОЛ и Знак в культуре

Символ – это знак особого рода, вызывающий

одинаковую социальную реакцию у всех членов сообщества, т.е. восприятие символа есть общепринятым у носителей одной культуры.
Символы воплощают
глубинные смыслы культуры:
Религиозные символы;
Военные символы;
Государственные символы;
Т.е. символы – это не просто знаковое обозначение предмета, но и передача его смысла

Знак - это материальный предмет (явление, событие), объективно заменяющий другой предмет или свойство и используемый для приобретения, хранения, переработки и передачи сообщений (информации, знаний).
Выделяют шесть типов знаков и знаковых систем: естественные, функциональные, иконические, конвенциальные, вербальные, системы записи

Слайд 20

Исследователь культур- Мирча Элиаде румынский писатель, историк религий и исследователь мифологии

Исследователь культур- Мирча Элиаде

 румынский писатель, историк религий и исследователь мифологии Профессор Чикагского университета с 1957 года .
Свободно владел

десятью языками румынским, французским, английским, немецким, итальянским, ивритом, фарси, санскритом, бенгали, пали.
Слайд 21

Определял «СИМВОЛ» как: Эрнст Кассирер в работе «Философия символических форм» символизм

Определял «СИМВОЛ» как:

Эрнст  Кассирер в работе «Философия символических форм»  символизм передается

через: миф, религию, искусство, науку.
пренебрежение символами в политике, религии, производстве, торговле, образовании, быте приводит к упадку общества, этики, морали коллективной и индивидуальной, к краху идеалов общечеловеческому, национальных, личностных, к разрушению, а не созиданию.

Конкретное про-явление священного  (М. Элиаде), 
Э.Кассирер –
«Символ – это универсальная
 категория, определяющая 
духовный мир 
человека 

Слайд 22

Признаки современной культуры Многие культурные образцы Востока (йога, буддизм, индуизм, кришнаизм,

Признаки современной культуры

Многие культурные образцы Востока (йога, буддизм, индуизм, кришнаизм, военные

единоборства и др.) интегрируются в современную культуру.
Но это происходит поверхностно, без осознания глубины этих культурных моделей
Слайд 23

Кришнаиты

Кришнаиты

Слайд 24

Вывод: Значение символа для социальной практики Символика является существенной частью коммуникативного

Вывод: Значение символа для социальной практики

Символика является существенной частью коммуникативного пространства

культуры, способом представления для сознания носителя культуры ее ценностей и смыслов.
 В культурах переходного типа (а к таким относится и культура Украины), изучение символики - основание для социального прогнозирования, определения границы и возможности воздействия на сознание человека, а также выявления пути формирования человеческой личности.
Символ выполняет социально-организующую функцию, в той или иной мере воздействуя на массовые движения и поступки людей.
Слайд 25

Символы традиционной украинской культуры

Символы традиционной украинской культуры

Слайд 26

ВАЖНО исследовать механизмы формирования ценностей посредством символики, так как символ, являясь

ВАЖНО исследовать

механизмы формирования ценностей посредством символики, так как символ, являясь сферой

функционирования бессознательного, эмоционального воздействия на человека, способен воплощать те ценности, которые еще не стали предметом рационального знания.
Слайд 27

Новые символы государства, с одной стороны, апеллируют к архетипам общественного сознания,

Новые символы  государства,

 с одной стороны, апеллируют к архетипам общественного сознания, 
 с другой  пока еще не до конца отображают представления различных слоев общества о себе и о стране,  не в равной степени опираются на эти архетипы. 
В отношении к этим символам нередко встречаются  равнодушие.

Слайд 28

ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ ВЫВОД Идеал – это совершенный образ предмета, абсолютно значимый для

ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ ВЫВОД

Идеал – это совершенный образ предмета, абсолютно значимый для данного

культурного сообщества. Это эталон, желаемый результат.
Нормы – типы поведения, которые регламентируют деятельность людей во всех сферах культуры.
Ценность – то, что наиболее важно, значимо для данного общества.
Слайд 29

Современные социологи (З.Бауман) характеризуют современное об-во с помощью признаков: плюрализм культур,

Современные социологи (З.Бауман) характеризуют современное об-во с помощью признаков:

плюрализм культур, распространяющийся

на все: традиции, идеологии, формы жизни и т.д.;
постоянно происходящие изменения;
доминирование СМИ и их продуктов (к примеру, рекламы и PR-технологий);
отсутствие основной реальности, т.к. все в конечном счете представляет собой символы
Слайд 30

Общество, обладающее характеристиками такого типа принято называть – обществом ПОСТМОДЕРНА Французский

Общество, обладающее характеристиками такого типа принято называть –
обществом ПОСТМОДЕРНА
Французский социолог

Ж. Бодрийяр :
«В современном мире вещи, благодаря рекламному воздействию, превращаются в универсальную систему социальной маркировки, принимающей во внимание не утилитарные свойства вещей, а их внешние признаки (цена, марка, дизайн). »
Слайд 31

Ж. Бодрийяр По его мнению, в потребительском обществе, изучению которого он

Ж. Бодрийяр

По его мнению, в потребительском обществе, изучению которого он уделял

огромное внимание, люди покупают что-либо, руководствуясь не функцией полезности вещей, а потому, что последние являются символами престижа, власти, благополучия. Эти символы не столько удовлетворяют конкретные потребности, сколько служат отличительными знаками, свидетельствующими о принадлежности к конкретной группе.
Слайд 32

Превращение символов в гиперреальность, по Ж. Бодрийяру, осуществляется благодаря серии последовательных

Превращение символов в гиперреальность, по Ж. Бодрийяру, осуществляется благодаря серии последовательных

превращений символов:

1 этап - Символ отражает сущностную характеристику реальности;
2 этап - символ маскирует и искажает сущность реальности;
3 этап - символ уже скрывает отсутствие сущности реальности;
4 этап – (ПОСТМОДЕРН) -символ перестает соотноситься с реальностью вообще, представляя лишь подобие или видимость чего-либо (фейк, симулякр)

Слайд 33