Содержание
- 2. Основные элементы языка Алфавит (разрешенный к использованию набор символов) ) языка Паскаль составляют: 1. Прописные и
- 3. Специальные символы: + плюс - минус * звездочка / дробная черта > больше = равно ;
- 4. : = присваивание не равно . . диапазон значений > = больше или равно Комбинации специальных
- 5. Слова – это неделимые последовательности символов алфавита, отделенные друг от друга разделителями и несущие определенный смысл.
- 7. Зарезервированные слова являются составной частью языка, имеют фиксированное начертание и навсегда определенный смысл.
- 8. And array Begin Case Const Div Goto Do Downto Else End File For Function If Label
- 9. Идентификаторы (имена) используются для обозначения программ, переменных и постоянных величин, процедур, функций.
- 10. Общие правила написания идентификаторов 1. Идентификатор может состоять только из букв, цифр и символа подчеркивания. 2.
- 11. Стандартные идентификаторы предназначены для обозначения стандартных, т.е. заранее определенных, объектов (констант, процедур и функций), например, integer,
- 12. Идентификаторы пользователя применяются для обозначения объектов, определенных самим программистом. При их записи следует учитывать, что: 1)
- 13. Примеры записи идентификаторов пользователя: a, t1, r_756, summa – правильно; cos, while, c#, сумма – неправильно.
- 14. Константы и переменные Константы – это элементы данных, значения которых не меняются в процессе выполнения программы.
- 15. Пример описания констант: const t=13.4; max=1000; eps=0.15E – 5; myname= ‘Петя Иванов’;
- 16. Переменные – это величины, которые могут менять свои значения в процессе выполнения программы. Каждая переменная принадлежит
- 17. Пример объявления переменных. var a, в: integer; summa: real;
- 18. Для лучшего понимания программы в ней может быть записан произвольный текст – комментарий. Комментарий можно записать
- 19. Примеры: (*Начало программы*) {Пример комментария, занимающего несколько строк}
- 20. Типы данных Тип данных определяет: 1 формат представления данных в памяти компьютера; 2 множество допустимых значений,
- 21. Типы данных делятся: стандартный, т.е. какому-либо заранее известному пользовательский, т.е. определяемому программистом
- 22. Целочисленные типы данных
- 23. Над данными целого типа определены следующие операции: арифметические операции: + (сложение), - (вычитание), * (умножение), /
- 24. Вещественные типы данных Вещественные значения могут изображаться в форме с фиксированной точкой, например, 8.32, -546.271 или
- 25. Вещественные типы данных
- 26. Над данными вещественных типов определены арифметические операции +, -, *, /, а также операции отношения.
- 27. Булевский тип boolean Данные этого типа представлены следующими значениями: true (истина) и false (ложь). Над ними
- 28. Массивы Регулярный тип, или массив, есть упорядоченный набор данных одинакового типа.
- 29. Элементами массива могут быть данные любого типа. Число элементов массива фиксируется при описании и в процессе
- 30. Массивы могут быть описаны в разделе var с использованием словосочетания array of (массив из), например: var
- 31. Если в такой форме описания массива задан один индекс, массив называется одномерным, если два индекса –
- 32. var vectorx: array [1..50] of real; matrb: array [1..6, 1..6] of byte;
- 33. Для описания массива можно использовать предварительно определенные константы, например: const n1=5; n2=8; var masy: array [1..n1,
- 34. Массив может быть описан с помощью представления типа в разделе описания типа данных, например: type mas
- 35. Арифметические выражения Выражение – это конструкция языка, задающая порядок выполнения действий над элементами данных. Выражение состоит
- 36. В зависимости от типа результата различают арифметические и логические выражения.
- 37. Арифметическое выражение порождает целое или действительное (вещественное) значение. В арифметических выражениях, кроме констант, переменных, скобок и
- 38. abs (x: real / integer) real / integer – вычисление |x|. Тип результата совпадает с типом
- 39. sin (x: real): real – вычисление sin x. Параметр x задает значение угла в радианах. sqr
- 40. Приоритет операций: выполняются стандартные функции и процедуры, умножение и деление, сложение и вычитание. При этом операции
- 41. Оператор присваивания Этот оператор обозначается :=. При его выполнении вычисляется выражение, стоящее в правой части, и
- 42. Примеры операторов присваивания (переменные x, y – вещественного типа, m, n, k – целого типа): y
- 43. Организация ввода и вывода Для ввода данных с клавиатуры используются операторы read и readln, имеющие следующий
- 44. После выполнения оператора read курсор остается в этой же строке, а после выполнения оператора readln курсор
- 45. Для вывода используются операторы: write (y1, y2, .., yn); writeln (y1, y2, ..,yn);
- 46. Логические выражения Логическое выражение вырабатывает результат логического типа: true и false. Эти выражения записываются с помощью
- 47. Логические операции (L1 и L2 – логические выражения)
- 48. Операции в порядке убывания их приоритета располагаются следующим образом:
- 49. Оператор условия if Оператор if имеет вид : if p then a1 else a2; При выполнении
- 50. Пример использования оператора if: program sqroot; {Вычисление действительных корней квадратного уравнения} var a, b, c: real;
- 51. Оператор case Оператор case используется для выбора одного из нескольких направлений дальнейшего хода программы. Этот оператор
- 52. При выполнении оператора case сначала вычисляется выражение p, называемое селектором выбора. Выражение p должно принадлежать типу
- 53. Если значение выражения p не совпадает ни с одной из констант выбора, выполняется оператор sn+1, содержащийся
- 54. Пример использования оператора case: program number; { Определение времени года по номеру месяца} var month: integer;
- 55. Лекция 3
- 56. Оператор перехода goto Оператор перехода предназначен для передачи управления в другое место программы, т.е. для нарушения
- 57. Этот оператор имеет вид: goto p; Здесь p – метка, которой помечен некоторый другой оператор в
- 58. В качестве меток допускается использовать числа (от 1 до 9999) и идентификаторы. Все метки, используемые в
- 59. Пример использования оператора goto: program jump; label 1; var n: integer; begin read (n); if n
- 60. Организация программ циклической структуры Для многократного повторения одних и тех же действий в Паскале предусмотрены три
- 61. При выполнении оператора for сначала вычисляется начальное значение а, которое присваивается переменной i, называемой параметром цикла.
- 62. После этого проверка (не равен ли параметр конечному значению), выполнение оператора s и увеличение переменной i
- 63. Использованные здесь зарезервированные слова for, to и do имеют смысл от, до и выполнить, соответственно.
- 64. Возможна другая форма оператора цикла с параметром: for i:= a down to b do s;
- 65. Здесь, чтобы выполнялся оператор s, начальное значение а должно превышать конечное значение b. Кроме того, в
- 66. Оператор цикла for имеет такие особенности: в теле цикла запрещается явно изменять значение параметра цикла; по
- 67. Пример использования оператора цикла for: program maxi; {программа нахождения наибольшего элемента одномерного массива} var x: array
- 68. Оператор цикла с предусловием while При его выполнении сначала вычисляется логическое выражение p (условие), в случае
- 69. Использованные здесь ключевые слова while и do имеют смысл пока и выполнить, соответственно
- 70. В качестве примера использования оператора while приведем программу вычисления числа π по формуле Грегори с точностью
- 71. program calcpi; const c = 0.5E – 7; var a, sum: real; sign: integer; n: longint;
- 72. while abs(a) > c do begin a: = sign / (2 * n – 1); sum:
- 73. Оператор цикла с постусловием repeat Данный оператор имеет вид: repeat s until p;
- 74. Сначала выполняется тело цикла (s), затем вычисляется логическое выражение p (условие), в случае ложности которого вновь
- 75. Использованные здесь зарезервированные слова repeat и until имеют смысл повторять и пока не, соответственно.
- 76. Пример использования оператора цикла repeat: Program prost; {проверка, является ли введенное с клавиатуры натуральное число простым}
- 77. Вложенные циклы В программах на Паскале возможно использование вложенных циклов. Это подразумевает, что существует внешний цикл
- 78. Пример использования вложенных циклов: Program summa; {программа вычисления суммы положительных элементов матрицы А(5*8)} var a: array
- 81. Скачать презентацию