Культурные модели и образцы

Содержание

Слайд 2

ПЛАН ЛЕКЦИИ: Культура в социальном аспекте: структурные компоненты культуры (ценности, социальные

ПЛАН ЛЕКЦИИ:

Культура в социальном аспекте: структурные компоненты культуры (ценности, социальные нормы

и т.д.).
Социокультурная ценностно-нормативная система.
Образцы поведения как готовые алгоритмы действия.
Ментальность как основа культуры.
Слайд 3

На прошлых лекциях были сделаны следующие выводы: Рассматривали особенности цивилизационного подхода

На прошлых лекциях были сделаны следующие выводы:

Рассматривали особенности цивилизационного подхода в

изучении культуры.
Понятия «культура» и «цивилизация», не являются тождественными. Но тесно связаны между собой.
Исследователи полагают, что цивилизация — это, во-первых, определенный уровень развития культуры, во-вторых, определенный тип культуры, с присущими ему характерными чертами.
Данный подход был разработан такими мыслителями как Н.Я. Данилевский, О. Шпенглер, А. Тойнби.
Качественно иной подход к классификации культур или цивилизаций предложил П. Сорокин, который отрицал интегрированную сущность цивилизации и предназначал эту роль «суперсистемам» или «большим формам», в которых и рождается культура.
Слайд 4

Культура в социальном аспекте- - это созданная людьми искусственная предметная и

Культура в социальном аспекте-

- это созданная людьми искусственная предметная и идеальная

среда, определяющая социальную жизнь людей.
Для того чтобы легче было исследовать этот сложный феномен выделяют структурные компоненты культуры.
Слайд 5

Структурные компоненты культуры: 1. Ценности – идеальные - представлениями людей, социальных

Структурные компоненты культуры:

1. Ценности
– идеальные - представлениями людей, социальных групп,

общества – клятва Гиппократа для врачей, Кодекс строителя коммунизма в СССР;
- материальные- предметы, имеющие функциональное значение в данном обществе- квартира, машина, работа, образование .
Слайд 6

Примеры культурных ценностей: Язык и его диалекты; Фольклор, ремесла, художественные промыслы;

Примеры культурных ценностей: 

Язык и его диалекты;
Фольклор, ремесла, художественные промыслы;
Уникальные в историко-культурном отношении

территории, здания, сооружения.
Слайд 7

Язык как культурная ценность На основе общих смыслов вырабатываются общие ценности

Язык как культурная ценность

На основе общих смыслов вырабатываются общие ценности для

людей, составляющих одни народ, создаётся культура характерная для данного народа
Без языка невозможно было возникновения смыслов, как впрочем, и вообще человеческого общества, но смыслы более консервативны и глубинны чем язык.
Даже смена языка народом не всегда приводила к потере смыслов такого народа!
Слайд 8

Формирование единого языка современного человека, В 70-х ХХ века советские лингвисты

Формирование единого языка современного человека,

В 70-х ХХ века советские лингвисты

насчитывали от 2500 до 5000 языков.
Лингвисты из ГДР в 1980 году насчитали на Земле 5651 язык.
В 1982 году их коллеги из Академии наук Франции – только 2796 языков.
Почти 40℅ из них языки отмирающие – всего по несколько десятков или сотен человек, на них говорящих.

по расчётам лингвистов, произошло не ранее 50 тысяч лет назад, а дифференциация его на несколько макросемей произошла около 7-го тысячелетия до н.э.

Слайд 9

Примеры: Евреи возродили в 20 веке иврит, язык, по сути, многие

Примеры:

Евреи возродили в 20 веке иврит, язык, по сути, многие века

являвшийся мертвым языком. В настоящее время иврит –гос. язык Израиля, постепенно и повсеместно вытесняет идиш ашкенази (преобладающий язык евреев в Европе)

2. Шотландцы и ирландцы почти поголовно говорят на английском языке, забыв свой исконный язык. Тем не менее, это отдельные от англичан народы, со своей системой смыслов, которая имеет очень древнюю историю и не является производной от смыслов англичан.
Эти народы не являются и частями отделившихся от англичан новообразованных народов.

Слайд 10

Фольклор Творчество народа, отражающее его быт , нравы, идеалы Виды: поэзия:

Фольклор

Творчество народа, отражающее его быт , нравы, идеалы
Виды:
поэзия: предания, песни,

частушки, анекдоты, сказки, эпос;
народная музыка (песни, инструментальные наигрыши и пьесы),
театр (драмы, сатирические пьесы, театр кукол- Вертеп),
Танец (гопак)
архитектура,(деревянное зодчество)
изобразительное и декоративно-прикладное искусство.
Слайд 11

2. Социальные нормы - это правила, положения, осуществляющие руководящую функцию по

2. Социальные нормы

- это правила, положения, осуществляющие руководящую функцию по отношению

к определенным социальным группам.
являются регулятором индивидуальных и групповых взаимодействий в данной социальной группе или обществе,
требуют от индивидов в каждой ситуации действий определенного типа.
видоизменяются с развитием культуры .
Слайд 12

Нормы и ценности тесно связанны между собой, образуют социокультурную ценностно-нормативную систему

Нормы и ценности тесно связанны между собой, образуют

социокультурную ценностно-нормативную систему -

это основа социального поведения, есть у каждого индивида и социальной группы, в каждом конкретном обществе и культуре.
Слайд 13

Социологи изучают социокультурную ценностно-нормативную систему Отдельные компоненты этой системы выявляются социологами

Социологи изучают социокультурную ценностно-нормативную систему

Отдельные компоненты этой системы выявляются социологами при

помощи социологических опросов.
Удобным объектом исследования являются более конкретные – образцы поведения,
- это готовые алгоритмы действий (на основе социальных ценностей и норм) в той либо иной ситуации, действий, приемлемость которых в данном обществе не только не вызывает сомнений, но и является единственно желательной или, как говорят социологи, «соответствует социальным ожиданиям».
Слайд 14

Культурные универсалии – это как бы совмещенные, слитые в единое целое

Культурные универсалии

– это как бы совмещенные, слитые в единое целое

ценности, нормы и образцы поведения.
Американский социолог Джордж Мердок выделил более 60 культурных универсалий (спорт, украшение тела, совместный труд, танцы, образование, похоронные ритуалы, гостеприимство, язык, шутки, религиозные обряды и т. д.). Именно на основании этих культурных универсалий каждое общество определенным образом (т. е. как определяет культура) способствует удовлетворению физиологических, психологических и социальных потребностей людей.
Слайд 15

Культурные универсалии вместе с другими элементами образуют культурную структуру общества. На

Культурные универсалии вместе с другими элементами образуют
культурную структуру общества.
На основе

универсалий можно сравнивать различные общества, лучше понимать обычаи других культур.
Слайд 16

КУЛЬТУРНЫЙ ОБРАЗЕЦ - еще одно «рабочее название», удобное для детального исследования

КУЛЬТУРНЫЙ ОБРАЗЕЦ   - еще одно «рабочее название», удобное для детального исследования социокультурных

норм в конкретном обществе

- это устойчивая конфигурация связей людей друг с другом, с предметной и природной средой, которая обусловливается определёнными типами ситуаций, предписанным поведением в них человека и его связи с окружающим миром. 
В качестве культурных образцов выступают :
материальные предметы,
способы и манеры поведения,
правовые или нравственные нормативы поступков людей,
жанры и стили художественного творчества,
формы экономических, политических или религиозных отношений и т. д.

Слайд 17

Предварительный вывод: Культура является своего рода нормативным отношением к миру, базирующемся

Предварительный вывод:

Культура является своего рода нормативным отношением к миру, базирующемся на

определённых образцах, одобряемых большинством членов общества, правилах.  Большинство культурных норм оказывают определённое влияние на социокультурные процессы в связи с тем, что они приобрели силу привычки, стали определённой культурной традицией. 
Слайд 18

Ментальность народа- основа его культуры Ментальность- общая духовная настроенность, относительно целостная

Ментальность народа- основа его культуры

Ментальность- общая духовная настроенность, относительно целостная совокупность

мыслей, верований, духовных навыков, которые создают единую картину мира;
Картина мира- система представлений о мире и месте человека в этом мире
Слайд 19

Для восстановления знаний о ментальности славян используют фольклорные источники сохранившиеся памятники

Для восстановления знаний о ментальности славян используют

фольклорные источники
сохранившиеся памятники письменности, («Велесова

книга», составленная новгородскими жрецами бога Велеса в IX веке.
упоминания о славянах в древних рукописях других народов
описания христианской церкви обрядов язычников
Слайд 20

Увлечения славян считалось, что идеальный человек должен владеть многими интеллектуальными, словесными

Увлечения славян

считалось, что идеальный человек должен владеть многими интеллектуальными, словесными и

художественными талантами.
Ярл Ронгвальд с Оркнейских островов (Шотландия) (1135—1158) мог похвалиться девятью разнообразными способностями; все они достаточно традиционны и постоянно приписываются (в различных сочетаниях) легендарным или историческим героям:
Слайд 21

ярл ронгвальд : «Известны мне девять искусств: умело играю в «тавлеи»

ярл ронгвальд :

«Известны мне девять искусств:
умело играю в «тавлеи»

(интеллектуальная игра с фигурами на доске),
редко не хватает мне рун,
читать и ковать я умею,
на лыжах скольжу по земле,
луком владею,
грести я умею,
мне оба искусства не чужды — и песня поэта, и арфы игра».
Слайд 22

Вывод: Ментальность этноса- смысловое начало его деятельности как материальной, так и

Вывод:

Ментальность этноса- смысловое начало его деятельности как материальной, так и духовной;
Из

этой основы рождаются: образное видение мира, художественное творчество, мудрость народа, т.о. взаимодействуют два начала- этническое и социальное, проявляясь в культуре
Слайд 23

Ментальные стереотипы устойчивы, но не вечны! Пример: образ украинца времен казачества

Ментальные стереотипы устойчивы, но не вечны!

Пример: образ украинца времен казачества –

«казак Мамай»- одинокий бандурист: люлька, горилка и конь вороной.
Образ современного человека изменен, но дух присутствует!
В песенном творчестве заметно проявление двух традиций – крестьянской (земледельческой, хлеборобской) и казацкой, с отдельным элементом - чумацкая культура (профессиональная субкульутра).
Слайд 24

Пример: Организация чумаческой корпоративной общины основана на полувоенной организации купеческих караванов

Пример: Организация чумаческой корпоративной общины

основана на полувоенной организации купеческих караванов раннего

Средневековья. Значительное влияние на неё оказали организация Войска Низового Запорожского и средневековых ремесленных цехов.
организация была настолько жизнестойкой, что смогла просуществовать практически без изменений по меньшей мере с XVI по XIX столетие.
Слайд 25

Отношение к земле белорусского кpестьянина гpаничило с ее обожествлением. Земледельческий обpаз

Отношение к земле белорусского кpестьянина

гpаничило с ее обожествлением.
Земледельческий обpаз жизни

близость к пpиpоде - чувство собственного достоинства, увеpенность в своих силах, в какой-то меpе – индивидуализм.
В чувстве собственного достоинства, коpенится чувство спpаведливости, ненависти к ущемлению, толкающие белоруса к пеpманентному поиску пpавды.
Слайд 26

Т.о., Мировосприятие славян Образно по своей основе; Язык образов преобладал в

Т.о., Мировосприятие славян

Образно по своей основе;
Язык образов преобладал в сказах, былинах,

бытовом творчестве;
Воплощение ментальности в культурных образцах
Рассмотрим на примерах
4.1.Понимание мира Божественного (мифология)
4.2.Народные праздники
4.3.Народные ремесла
Слайд 27

Примеры: Пантеон славянских богов выстроен в определенной последовательности в соответствии с

Примеры: Пантеон славянских богов

выстроен в определенной последовательности в соответствии с временами

года и видами с/х деятельности – это одно из подтверждений не случайного, гармоничного сочетания знаний, веры и умения вести быт, хозяйство
нашими предками.
Слайд 28

образ триединства Вседержителя Триглав изображение трезубца, этот знак на домашней утвари,

образ триединства Вседержителя

Триглав изображение трезубца,
этот знак на домашней утвари, монетах,

печати им отмечали свои письмена.
использовали этот знак и в сказаниях - например, в понятии о «три-девятом царстве - три-десятом государстве». Был Трезуб и знаком князей - например, князя Кыя, династия которого продолжалась с IV до IX в. н.э. при князьях Аскольде и Дире Киевских.
Слайд 29

Збручский идол найден у села Гусятин в реке Збруч (приток Днестра)

Збручский идол найден у села Гусятин в реке Збруч (приток Днестра) в

1848 году. 2,67 м, высеченный из серого известняка.
философско-теологический трактат в камне
стоял до середины XIII в. на вершине Горы Богит, окруженный кольцом из восьми священных костров (жертвенных ям), ориентированный гранями по сторонам света.
Мокошь при этом, очевидно, глядела на север,
в сторону входа в святилище, Заря — на восток, а Даждьбог-Солнце — на юг.
Слайд 30

Слайд 31

Збручский идол окрашен был в красный цвет изображает Бога Рода -

Збручский идол окрашен был в красный цвет

изображает Бога Рода - всю

Вселенную: четыре грани — четыре стороны света, три яруса — три вертикальных мира.
Верхний ярус — небо с фигурами четырех богов: богини с рогом (Мокошь), бога-всадника с мечом (Перун), богини с кольцом в руке (Утренняя Заря) и бога с солярным знаком на груди (Даждьбог).
Слайд 32

Средний ярус — земля с хороводом людей. Нижний ярус — подземный

Средний ярус — земля с хороводом людей.
Нижний ярус — подземный

мир с трехликим богом, держащим на себе землю. (Либо Велес, либо Чернобог- Бог подземного мира.)
Композиция увенчана княжеской шапкой – т.к.это символ ВЕРХОВНОГО Божества