Содержание
- 2. НИКОЛА́Й АЛЕКСА́НДРОВИЧ БЕРДЯ́ЕВ (6 МАРТА 1874, КИЕВ — 23 МАРТА 1948, КЛАМАР ПОД ПАРИЖЕМ) — РУССКИЙ
- 4. БИОГРАФИЯ Н. А. БЕРДЯЕВ РОДИЛСЯ В ДВОРЯНСКОЙ СЕМЬЕ. ЕГО ОТЕЦ, ОФИЦЕР-КАВАЛЕРГАРД АЛЕКСАНДР МИХАЙЛОВИЧ БЕРДЯЕВ, БЫЛ КИЕВСКИМ
- 5. НИКОЛАЯ АЛЕКСАНДРОВИЧА БЕРДЯЕВА (1874—1948 ) ЧАСТО НАЗЫВАЮТ ОДНИМ ИЗ ВЛАСТИТЕЛЕЙ ДУМ XX ВЕКА, ЧЕЛОВЕКОМ, КОТОРЫЙ С
- 6. БЕРДЯЕВ — РЕЛИГИОЗНЫЙ МЫСЛИТЕЛЬ, НАСЛЕДУЮЩИЙ ТРАДИЦИИ РУССКОЙ РЕЛИГИОЗНО-МИСТИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ, И ЭТИМ ОБСТОЯТЕЛЬСТВОМ ПРЕЖДЕ ВСЕГО ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ ЕГО
- 7. КУЛЬТУРА, ПИШЕТ БЕРДЯЕВ, ОТНОСИТСЯ К ЧИСЛУ БЛАГОРОДНЫХ ФЕНОМЕНОВ НЕ ТОЛЬКО ПОТОМУ, ЧТО ИЗНАЧАЛЬНО СВЯЗАНА С РЕЛИГИЕЙ,
- 8. КУЛЬТУРА, БУДУЧИ АРИСТОКРАТИЧНОЙ ПО СВОЕЙ ПРИРОДЕ, ОСНОВАНА, КАК ПИШЕТ БЕРДЯЕВ, «НА ПРИНЦИПЕ КАЧЕСТВЕННОГО ОТБОРА». ТВОРЦЫ КУЛЬТУРЫ
- 9. ИССЛЕДУЯ ПРИРОДУ КУЛЬТУРЫ, БЕРДЯЕВ ПОСТУЛИРУЕТ СЛЕДУЮЩИЙ ТЕЗИС: В КУЛЬТУРЕ ИЗНАЧАЛЬНО БОРЮТСЯ ДВА НАЧАЛА — КОНСЕРВАТИВНОЕ, ОБРАЩЕННОЕ
- 10. РАСКРЫТИЕ СУЩНОСТИ КУЛЬТУРЫ БЕРДЯЕВ ПРОИЗВОДИТ ЧЕРЕЗ СОПОСТАВЛЕНИЕ ЕЕ С ЦИВИЛИЗАЦИЕЙ. ОДНАКО ЛОГИКА ЕГО МЫСЛИ НЕ ТОЖДЕСТВЕННА
- 11. ПО МЫСЛИ БЕРДЯЕВА, ЦИВИЛИЗАЦИЯ СУТЬ ПРОМЕЖУТОЧНОЕ СОСТОЯНИЕ ОБЩЕСТВА. ОНА НАХОДИТСЯ МЕЖДУ «ЦАРСТВОМ ПРИРОДЫ И ЦАРСТВОМ СВОБОДЫ».
- 12. ИЗЛАГАЯ СВОЮ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКУЮ КОНЦЕПЦИЮ, БЕРДЯЕВ ОБСТОЯТЕЛЬНО ИССЛЕДУЕТ ПРОБЛЕМУ ГЕНЕЗИСА КУЛЬТУРЫ. ПОСЛЕДНЯЯ ДЛЯ НЕГО НЕ ЕСТЬ НЕЧТО
- 13. «КУЛЬТУРА ПРЕДСТАВЛЕНА КАК ФЕНОМЕН, НЕСУЩИЙ НА СЕБЕ ОТПЕЧАТОК САКРАЛЬНОГО, КАК СФЕРА ПОДЛИННОГО, А НЕ МНИМОГО БЫТИЯ
- 14. ТАКИМ ОБРАЗОМ, ГЛАВНЫЙ АРГУМЕНТ Н.А. БЕРДЯЕВА О РЕЛИГИОЗНОМ ПРОИСХОЖДЕНИИ КУЛЬТУРЫ ВРЯД ЛИ МОЖНО ПРИЗНАТЬ УБЕДИТЕЛЬНЫМ. СЛЕДУЕТ
- 16. Скачать презентацию
НИКОЛА́Й АЛЕКСА́НДРОВИЧ БЕРДЯ́ЕВ (6 МАРТА 1874, КИЕВ — 23 МАРТА 1948,
НИКОЛА́Й АЛЕКСА́НДРОВИЧ БЕРДЯ́ЕВ (6 МАРТА 1874, КИЕВ — 23 МАРТА 1948,
БИОГРАФИЯ
Н. А. БЕРДЯЕВ РОДИЛСЯ В ДВОРЯНСКОЙ СЕМЬЕ. ЕГО ОТЕЦ, ОФИЦЕР-КАВАЛЕРГАРД АЛЕКСАНДР
БИОГРАФИЯ
Н. А. БЕРДЯЕВ РОДИЛСЯ В ДВОРЯНСКОЙ СЕМЬЕ. ЕГО ОТЕЦ, ОФИЦЕР-КАВАЛЕРГАРД АЛЕКСАНДР
НИКОЛАЯ АЛЕКСАНДРОВИЧА БЕРДЯЕВА (1874—1948 ) ЧАСТО НАЗЫВАЮТ ОДНИМ ИЗ ВЛАСТИТЕЛЕЙ ДУМ
НИКОЛАЯ АЛЕКСАНДРОВИЧА БЕРДЯЕВА (1874—1948 ) ЧАСТО НАЗЫВАЮТ ОДНИМ ИЗ ВЛАСТИТЕЛЕЙ ДУМ
НА ЗАПАДЕ, ДА И У НАС В СТРАНЕ БЕРДЯЕВ ИЗВЕСТЕН ПРЕЖДЕ ВСЕГО БЛАГОДАРЯ ТАКИМ РАБОТАМ, КАК «ИСТОКИ И СМЫСЛ РУССКОГО КОММУНИЗМА», «ДУХИ РУССКОЙ РЕВОЛЮЦИИ», «РУССКАЯ ИДЕЯ», «ДУША РОССИИ», ЕГО СТАТЬЯМ В ТРЕХ ПРОГРАММНЫХ СБОРНИКАХ РОССИЙСКОГО ЛИБЕРАЛИЗМА НАЧАЛА XX В. («ПРОБЛЕМЫ ИДЕАЛИЗМА», «ВЕХИ», «ИЗ ГЛУБИНЫ»), КНИГЕ «САМОПОЗНАНИЕ». ОДНАКО ЕГО ПЕРУ ПРИНАДЛЕЖИТ ЗНАЧИТЕЛЬНОЕ ЧИСЛО ТРУДОВ, ГДЕ БЕРДЯЕВ ВЫСТУПАЕТ В РОЛИ ОРИГИНАЛЬНО МЫСЛЯЩЕГО ТЕОРЕТИКА КУЛЬТУРЫ, ХОРОШО ПОНИМАЮЩЕГО ДРАМАТИЗМ НЫНЕШНЕЙ ЭПОХИ, ВИДЯЩЕГО ВСЮ ПРОТИВОРЕЧИВОСТЬ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ, КОТОРАЯ, КАК ОН ПИШЕТ, «ЕСТЬ ДЕТИЩЕ ПОЖИРАЮЩЕЙ И ИСТРЕБЛЯЮЩЕЙ ПОХОТИ». ИЗ НИХ СЛЕДУЕТ НАЗВАТЬ ПРЕЖДЕ ВСЕГО ТАКИЕ КНИГИ, КАК «ФИЛОСОФИЯ НЕРАВЕНСТВА», «СМЫСЛ ТВОРЧЕСТВА», «НОВОЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЕ», ГДЕ В ОСНОВНОМ ИЗЛОЖЕНА БЕРДЯЕВСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ КУЛЬТУРЫ, КОТОРАЯ С ПОЛНЫМ ОСНОВАНИЕМ МОЖЕТ БЫТЬ НАЗВАНА ТЕОЛОГИЧЕСКОЙ, ИБО, РАСКРЫВАЯ СВОЕ ПОНЯТИЕ КУЛЬТУРЫ, ВЫЯСНЯЯ СВЯЗЬ КУЛЬТУРЫ И ЦИВИЛИЗАЦИИ, БЕРДЯЕВ ПРЕДСТАЕТ ПЕРЕД НАМИ КАК РЕЛИГИОЗНЫЙ МЫСЛИТЕЛЬ, ГЛУБОКО ВЕРУЮЩИЙ ЧЕЛОВЕК, ИСПОВЕДУЮЩИЙ ДОГМАТЫ НЕОРТОДОКСАЛЬНОГО ПРАВОСЛАВИЯ
БЕРДЯЕВ — РЕЛИГИОЗНЫЙ МЫСЛИТЕЛЬ, НАСЛЕДУЮЩИЙ ТРАДИЦИИ РУССКОЙ РЕЛИГИОЗНО-МИСТИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ, И ЭТИМ
БЕРДЯЕВ — РЕЛИГИОЗНЫЙ МЫСЛИТЕЛЬ, НАСЛЕДУЮЩИЙ ТРАДИЦИИ РУССКОЙ РЕЛИГИОЗНО-МИСТИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ, И ЭТИМ
КУЛЬТУРА, СОГЛАСНО ВОЗЗРЕНИЯМ БЕРДЯЕВА, НЕСЕТ НА СЕБЕ ОТПЕЧАТОК САКРАЛЬНОГО, ИБО ВОКРУГ ХРАМА ЗАЧАЛАСЬ ОНА И В ОРГАНИЧЕСКИЙ СВОЙ ПЕРИОД БЫЛА СВЯЗАНА С ЖИЗНЬЮ РЕЛИГИОЗНОЙ.
КОРНИ И ИСТОК КУЛЬТУРЫ, СЧИТАЕТ БЕРДЯЕВ, НАДО ИСКАТЬ В КУЛЬТЕ. НЕДАРОМ У ЭТИХ СЛОВ ОДИН И ТОТ ЖЕ КОРЕНЬ. ПОДТВЕРЖДЕНИЕ ЭТОЙ МЫСЛИ БЕРДЯЕВ ВИДИТ В ТОМ, ЧТО КУЛЬТУРА СИМВОЛИЧНА ПО СВОЕЙ ПРИРОДЕ, А СИМВОЛИЗМ КУЛЬТУРА ПОЛУЧАЕТ ОТ КУЛЬТА, В КОТОРОМ СИМВОЛ ИГРАЕТ ОСНОВОПОЛАГАЮЩУЮ РОЛЬ.
КУЛЬТУРА, ПИШЕТ БЕРДЯЕВ, ОТНОСИТСЯ К ЧИСЛУ БЛАГОРОДНЫХ ФЕНОМЕНОВ НЕ ТОЛЬКО ПОТОМУ,
КУЛЬТУРА, ПИШЕТ БЕРДЯЕВ, ОТНОСИТСЯ К ЧИСЛУ БЛАГОРОДНЫХ ФЕНОМЕНОВ НЕ ТОЛЬКО ПОТОМУ,
КУЛЬТУРА, — ГОВОРИТ БЕРДЯЕВ, — ВСЕГДА ГОРДИТСЯ ДРЕВНОСТЬЮ СВОЕГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ, НЕРАЗРЫВНОЙ СВЯЗЬЮ С ВЕЛИКИМ ПРОШЛЫМ. И НА КУЛЬТУРЕ ПОЧИЕТ ОСОБОГО РОДА БЛАГОДАТЬ СВЯЩЕНСТВА. КУЛЬТУРА, ПОДОБНО ЦЕРКВИ, БОЛЕЕ ВСЕГО ДОРОЖИТ СВОЕЙ ПРЕЕМСТВЕННОСТЬЮ. В НЕЙ НЕТ ХАМИЗМА, НЕТ ПРЕНЕБРЕЖИТЕЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ К МОГИЛАМ ОТЦОВ. СЛИШКОМ НОВАЯ, НЕДАВНЯЯ КУЛЬТУРА, НЕ ИМЕЮЩАЯ ПРЕДАНИЙ, СТЕСНЯЕТСЯ СВОЕГО ПОЛОЖЕНИЯ.
КУЛЬТУРА, БУДУЧИ АРИСТОКРАТИЧНОЙ ПО СВОЕЙ ПРИРОДЕ, ОСНОВАНА, КАК ПИШЕТ БЕРДЯЕВ, «НА
КУЛЬТУРА, БУДУЧИ АРИСТОКРАТИЧНОЙ ПО СВОЕЙ ПРИРОДЕ, ОСНОВАНА, КАК ПИШЕТ БЕРДЯЕВ, «НА
В КУЛЬТУРЕ, — ПИШЕТ БЕРДЯЕВ, — ПРОИСХОДИТ ВЕЛИКАЯ БОРЬБА ВЕЧНОСТИ СО ВРЕМЕНЕМ, ВЕЛИКОЕ ПРОТИВЛЕНИЕ РАЗРУШИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ ВРЕМЕНИ. КУЛЬТУРА БОРЕТСЯ СО СМЕРТЬЮ, ХОТЯ БЕССИЛЬНА ПОБЕДИТЬ ЕЕ РЕАЛЬНО... КУЛЬТУРА, В КОТОРОЙ ЕСТЬ РЕЛИГИОЗНАЯ ГЛУБИНА, ВСЕГДА СТРЕМИТСЯ К ВОСКРЕШЕНИЮ.
ВЕСЬМА ПОКАЗАТЕЛЬНА В ЭТОМ ОТНОШЕНИИ, СЧИТАЕТ БЕРДЯЕВ, КУЛЬТУРА ДРЕВНЕГО ЕГИПТА, ГДЕ ИДЕЯ ВЕЧНОГО КРУГОВОРОТА, НЕИЗМЕННОГО ВОСКРЕШЕНИЯ ПОСЛЕ СМЕРТИ ЯВЛЯЕТСЯ БАЗИСНОЙ НЕ ТОЛЬКО ДЛЯ РЕЛИГИИ, НО И МИФОЛОГИИ, ИСКУССТВА, МОРАЛИ.
ИССЛЕДУЯ ПРИРОДУ КУЛЬТУРЫ, БЕРДЯЕВ ПОСТУЛИРУЕТ СЛЕДУЮЩИЙ ТЕЗИС: В КУЛЬТУРЕ ИЗНАЧАЛЬНО БОРЮТСЯ
ИССЛЕДУЯ ПРИРОДУ КУЛЬТУРЫ, БЕРДЯЕВ ПОСТУЛИРУЕТ СЛЕДУЮЩИЙ ТЕЗИС: В КУЛЬТУРЕ ИЗНАЧАЛЬНО БОРЮТСЯ
ПОДОБНО ДРУГИМ ТЕОРЕТИКАМ КУЛЬТУРЫ НАЧАЛА И СЕРЕДИНЫ XX В., БЕРДЯЕВ СЧИТАЕТ, ЧТО ПРОЦЕССЫ ДЕМОКРАТИЗАЦИИ ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ САМЫМ НЕГАТИВНЫМ ОБРАЗОМ СКАЗАЛИСЬ НА СОСТОЯНИИ КУЛЬТУРЫ, УРОВЕНЬ КОТОРОЙ СТРЕМИТЕЛЬНО ПАДАЕТ ПО МЕРЕ ТОГО КАК ВСЕ БОЛЬШЕЕ ЧИСЛО ЛЮДЕЙ ПОЛУЧАЮТ ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ ПРАВА, ОБРАЗОВАНИЕ, НЕОБХОДИМОЕ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ФУНКЦИЙ, И, СООТВЕТСТВЕННО, ВОЗМОЖНОСТЬ ВЛИЯТЬ НА ПРОЦЕСС СОЗДАНИЯ, РАСПРОСТРАНЕНИЯ И ПОТРЕБЛЕНИЯ КУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ. «ЗАКРЫТИЕ АРИСТОКРАТИЧЕСКИХ ИСТОЧНИКОВ КУЛЬТУРЫ ЕСТЬ И ССЯКНОВЕНИЕ ВСЯКИХ ИСТОЧНИКОВ», — ПИШЕТ БЕРДЯЕВ. СОХРАНЕНИЕ СЛОЯ ТЕХ, КТО СПОСОБЕН СОЗДАВАТЬ ПОДЛИННЫЕ, А НЕ МНИМЫЕ КУЛЬТУРНЫЕ ЦЕННОСТИ ЯВЛЯЕТСЯ, С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ БЕРДЯЕВА, ГЛАВНЫМ, ЕСЛИ НЕ ЕДИНСТВЕННЫМ, УСЛОВИЕМ ПРОГРЕССА.
РАСКРЫТИЕ СУЩНОСТИ КУЛЬТУРЫ БЕРДЯЕВ ПРОИЗВОДИТ ЧЕРЕЗ СОПОСТАВЛЕНИЕ ЕЕ С ЦИВИЛИЗАЦИЕЙ. ОДНАКО
РАСКРЫТИЕ СУЩНОСТИ КУЛЬТУРЫ БЕРДЯЕВ ПРОИЗВОДИТ ЧЕРЕЗ СОПОСТАВЛЕНИЕ ЕЕ С ЦИВИЛИЗАЦИЕЙ. ОДНАКО
ЦИВИЛИЗАЦИЮ БЕРДЯЕВ ВОСПРИНИМАЕТ ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО НЕГАТИВНО. В ЦИВИЛИЗАЦИИ, ПО ЕГО СЛОВАМ, «ЕСТЬ ЯД, ЕСТЬ НЕПРАВДА». ОНА «ЗАЧАТА ВО ГРЕХЕ» И ПОСЕМУ ИЗНАЧАЛЬНО НЕ МОЖЕТ НЕСТИ В СЕБЕ НИЧЕГО ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО. СВОЕ РЕЗКО ОТРИЦАТЕЛЬНОЕ ОТНОШЕНИЕ К ЦИВИЛИЗАЦИИ БЕРДЯЕВ ОБЪЯСНЯЕТ ТЕМ, ЧТО ПОСЛЕДНЯЯ ВОЗНИКАЕТ В РЕЗУЛЬТАТЕ УСТАНОВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОГО НЕРАВЕНСТВА И УГНЕТЕНИЯ, ЭКСПЛУАТАЦИИ ЧЕЛОВЕКА ЧЕЛОВЕКОМ, В РЕЗУЛЬТАТЕ ПОДЧИНЕНИЯ ИНДИВИДА ТЕХНИКЕ, КОТОРАЯ ЗАСТАВЛЯЕТ ЕГО СТРОИТЬ ЖИЗНЬ НА ОСНОВЕ ПРИНЦИПА ТЕХНИЧЕСКОЙ РАЦИОНАЛЬНОСТИ. «ЦИВИЛИЗАЦИЯ, — ПИШЕТ БЕРДЯЕВ, — ОБЕЩАЕТ ОСВОБОДИТЬ ЧЕЛОВЕКА, И, БЕССПОРНО, ОНА ДАЕТ ОРУДИЯ ОСВОБОЖДЕНИЯ. НО ОНА ТАКЖЕ ЕСТЬ ОБЪЕКТИВАЦИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО СУЩЕСТВОВАНИЯ И ПОТОМУ НЕСЕТ В СЕБЕ ПОРАБОЩЕНИЕ»43. ПОЭТОМУ ВИДЕТЬ В ЦИВИЛИЗАЦИИ РЕЗУЛЬТАТ ПРОГРЕССИВНОГО РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА И ВКЛАДЫВАТЬ В ЭТО ПОНЯТИЕ ПОЗИТИВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ НЕ ПРЕДСТАВЛЯЕТСЯ ВОЗМОЖНЫМ. НЕДАРОМ ПРОТИВ ЦИВИЛИЗАЦИИ ВЫСТУПАЛИ ТАКИЕ ЛЮДИ, КАК РУССО, ЛЕВ ТОЛСТОЙ, КОТОРЫЕ ВОСПЕЛИ ОСАННУ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ И ГИМН СВОБОДЕ. ЦИВИЛИЗАЦИИ, СЧИТАЕТ БЕРДЯЕВ, ПРОТИВОСТОИТ НЕ «ЗДОРОВОЕ И БЛАЖЕННОЕ ВАРВАРСТВО» КАКОГО-ТО ПРИРОДНОГО ЧЕЛОВЕКА ИЛИ ДОБРОГО ПО ПРИРОДЕ ДИКАРЯ, А КУЛЬТУРА. «СУД НАД ЦИВИЛИЗАЦИЕЙ, — ПИШЕТ БЕРДЯЕВ, — НЕ МОЖЕТ СОВЕРШАТЬ ПРИРОДА, ЕГО МОЖЕТ СОВЕРШАТЬ ТОЛЬКО ДУХ»
ПО МЫСЛИ БЕРДЯЕВА, ЦИВИЛИЗАЦИЯ СУТЬ ПРОМЕЖУТОЧНОЕ СОСТОЯНИЕ ОБЩЕСТВА. ОНА НАХОДИТСЯ МЕЖДУ
ПО МЫСЛИ БЕРДЯЕВА, ЦИВИЛИЗАЦИЯ СУТЬ ПРОМЕЖУТОЧНОЕ СОСТОЯНИЕ ОБЩЕСТВА. ОНА НАХОДИТСЯ МЕЖДУ
ИЗЛАГАЯ СВОЮ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКУЮ КОНЦЕПЦИЮ, БЕРДЯЕВ ОБСТОЯТЕЛЬНО ИССЛЕДУЕТ ПРОБЛЕМУ ГЕНЕЗИСА КУЛЬТУРЫ. ПОСЛЕДНЯЯ
ИЗЛАГАЯ СВОЮ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКУЮ КОНЦЕПЦИЮ, БЕРДЯЕВ ОБСТОЯТЕЛЬНО ИССЛЕДУЕТ ПРОБЛЕМУ ГЕНЕЗИСА КУЛЬТУРЫ. ПОСЛЕДНЯЯ
ОСЕНЬ КУЛЬТУРЫ, — ПИШЕТ БЕРДЯЕВ, — САМАЯ ПРЕКРАСНАЯ И УТОНЧЕННАЯ ПОРА. ПОЗДНИЕ ЦВЕТЫ КУЛЬТУРЫ — САМЫЕ ИЗЫСКАННЫЕ ЕЕ ЦВЕТЫ. В ЭТО ВРЕМЯ В КУЛЬТУРЕ ДОСТИГАЕТСЯ НАИБОЛЬШАЯ ОСТРОТА ПОЗНАНИЯ И НАИБОЛЬШАЯ СЛОЖНОСТЬ. РАЗДВОЕНИЕ УПАДОЧНОЙ КУЛЬТУРЫ ОТКРЫВАЕТ МНОГОЕ, ЗАКРЫТОЕ ДЛЯ БОЛЕЕ ЦВЕТУЩИХ И ЗДОРОВЫХ КУЛЬТУРНЫХ ЭПОХ... В ИСКУССТВЕ, В ФИЛОСОФСКОЙ МЫСЛИ, В МИСТИЧЕСКОЙ НАСТРОЕННОСТИ ОТКРЫВАЮТСЯ ДВЕ ПОЛЯРНЫЕ БЕЗДНЫ. ПРИОБРЕТАЕТСЯ ОСТРОЕ ЗНАНИЕ И ДОБРА, И -ЗЛА. НО ВОЛЯ К ЖИЗНИ, К ЕЕ УСТРОЕНИЮ И РАЗВИТИЮ НЕ ИМЕЕТ ПРЕЖНЕЙ ЦЕЛЬНОСТИ. ПОЯВЛЯЕТСЯ УТОНЧЕННАЯ УСТАЛОСТЬ. НЕТ УЖЕ ВЕРЫ В ПРОЧНОСТЬ КУЛЬТУРЫ В ЭТОМ МИРЕ, В ДОСТИЖИМОСТЬ СОВЕРШЕНСТВА И КРАСОТЫ ЦВЕТУЩЕЙ КУЛЬТУРЫ
«КУЛЬТУРА ПРЕДСТАВЛЕНА КАК ФЕНОМЕН, НЕСУЩИЙ НА СЕБЕ ОТПЕЧАТОК САКРАЛЬНОГО, КАК СФЕРА
«КУЛЬТУРА ПРЕДСТАВЛЕНА КАК ФЕНОМЕН, НЕСУЩИЙ НА СЕБЕ ОТПЕЧАТОК САКРАЛЬНОГО, КАК СФЕРА
ТАКОВА КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ Н.А. БЕРДЯЕВА, КОТОРАЯ МОЖЕТ БЫТЬ КЛАССИФИЦИРОВАНА КАК ЦЕЛЬНАЯ, ДОСТАТОЧНО СТРОЙНАЯ СИСТЕМА ВЗГЛЯДОВ НА СУЩНОСТЬ КУЛЬТУРЫ, ЕЕ ГЕНЕЗИС, НА ПРИЧИНЫ КУЛЬТУРНОГО КРИЗИСА, ПЕРЕЖИВАЕМОГО НЫНЕ «ФАУСТОВСКОЙ» ЦИВИЛИЗАЦИЕЙ. В ЕЕ РАМКАХ
ЗАДАДИМСЯ ВОПРОСОМ: МОЖНО ЛИ ВСЕ ПРИНЯТЬ БЕЗОГОВОРОЧНО В ИЗЛОЖЕННОЙ ВЫШЕ ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ КОНСТРУКЦИИ? ДУМАЕТСЯ, НЕТ. ВОЗРАЖЕНИЕ ВЫЗЫВАЕТ ПРЕЖДЕ ВСЕГО ОСНОВНОЙ ТЕЗИС БЕРДЯЕВА О ПРОИСХОЖДЕНИИ КУЛЬТУРЫ ИЗ КУЛЬТА, ОБ ОБЛАГОРАЖИВАЮЩЕМ ВЛИЯНИИ ВЕРЫ НА КУЛЬТУРНО-ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС.
ТО, ЧТО КУЛЬТУРА ТЕСНО СВЯЗАНА О РЕЛИГИЕЙ, КУЛЬТОМ, — ФАКТ, НЕ ВЫЗЫВАЮЩИЙ СОМНЕНИЯ. ДЕЙСТВИТЕЛЬНО, ЕСЛИ БРОСИТЬ РЕТРОСПЕКТИВНЫЙ ВЗГЛЯД В ПРОШЛОЕ, ТО НЕТРУДНО УСТАНОВИТЬ ТО ОБСТОЯТЕЛЬСТВО, ЧТО НА ПРОТЯЖЕНИИ ВЕКОВ КУЛЬТУРА, А БОЛЕЕ ТОЧНО — ИСКУССТВО, В КОТОРОМ ВЫРАЖАЕТСЯ КВИНТЭССЕНЦИЯ КУЛЬТУРЫ ТОЙ ИЛИ ИНОЙ ИСТОРИЧЕСКОЙ ЭПОХИ, ТОГО ИЛИ ИНОГО ОБЩЕСТВА, РАЗВИВАЛАСЬ В ЛОНЕ ЦЕРКВИ. ДОСТАТОЧНО ВСПОМНИТЬ ТАКИЕ ИМЕНА, КАК МИКЕЛАНДЖЕЛО, НАПИСАВШЕГО ПОТРЯСАЮЩИЕ СВОЕЙ МОЩЬЮ ФРЕСКИ СИКСТИНСКОЙ КАПЕЛЛЫ, МАДОНН РАФАЭЛЯ И ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ, БРАМАНТЕ, СОЗДАВШЕГО СОБОР СВ. ПЕТРА В РИМЕ, АРИСТОТЕЛЯ ФЬОРАВАНТИ, ВОЗДВИГШЕГО УСПЕНСКИЙ СОБОР В МОСКОВСКОМ КРЕМЛЕ, НЕИЗВЕСТНЫХ АРХИТЕКТОРОВ, ПОСТРОИВШИХ СОБОР СВ. СОФИИ В КИЕВЕ, ЦЕРКОВЬ ПОКРОВА НА НЕРЛИ, НАКОНЕЦ, ГЕНИАЛЬНОГО ГАУДИ, СОЗДАВШЕГО ОДНО ИЗ ВЕЛИЧАЙШИХ ТВОРЕНИЙ АРХИТЕКТУРЫ XX В. — КАФЕДРАЛЬНЫЙ СОБОР В БАРСЕЛОНЕ, ЧТОБЫ УБЕДИТЬСЯ В ЭТОМ, НЕ ГОВОРЯ УЖЕ ОБ ИСКУССТВЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ, КОТОРОЕ НЕ ЗНАЛО ВООБЩЕ ИНЫХ СЮЖЕТОВ, КРОМЕ РЕЛИГИОЗНЫХ, И СВОЮ ГЛАВНУЮ ЗАДАЧУ ВИДЕЛО В ТОМ, ЧТОБЫ ВСЕМИ ДОСТУПНЫМИ СРЕДСТВАМИ ВОССЛАВЛЯТЬ ХРИСТА.
ТАКИМ ОБРАЗОМ, ГЛАВНЫЙ АРГУМЕНТ Н.А. БЕРДЯЕВА О РЕЛИГИОЗНОМ ПРОИСХОЖДЕНИИ КУЛЬТУРЫ ВРЯД
ТАКИМ ОБРАЗОМ, ГЛАВНЫЙ АРГУМЕНТ Н.А. БЕРДЯЕВА О РЕЛИГИОЗНОМ ПРОИСХОЖДЕНИИ КУЛЬТУРЫ ВРЯД