обучение восприятию на слух речевых и неречевых звуков

Содержание

Слайд 2

За период дошк. обучения дети должны научиться: узнавать звучание игрушек и

За период дошк. обучения дети должны
научиться:
узнавать звучание игрушек и музыкальных инструментов;
определять

количество звучаний;
различать на слух долготу, слитность, темп, громкость, высоту и ритм звучаний;
различать звучания мужского и женского голоса;
узнавать голоса животных и птиц
различать на слух бытовые шумы и сигналы городского транспорта
Слайд 3

Умение воспринимать на слух долготу, темп, громкость, высоту, слитность, ритм звучаний

Умение воспринимать на слух
долготу, темп, громкость, высоту,
слитность, ритм звучаний
позволяет развивать

и
совершенствовать сенсорную
основу для восприятия
ребенком темпо – ритмической
стороны устной речи
Слайд 4

Работу по различению на слух неречевых и речевых звучаний целесообразно проводить

Работу по различению на слух
неречевых и речевых звучаний
целесообразно проводить на
фронтальных занятиях

по
развитию слухового восприятия и
обучению произношению, а также
на музыкальных занятиях
Слайд 5

Педагог должен знать звучание каких игрушек ощущает и не ощущает каждый

Педагог должен знать звучание каких
игрушек ощущает и не ощущает
каждый ребенок группы:
С

индивидуальными слуховыми аппаратами (на каком расстоянии)
Без аппаратов (на каком расстоянии)
Со звукоусиливающей аппаратурой коллективного пользования
Слайд 6

Различение на слух речевых и неречевых сигналов проводится на материале только

Различение на слух речевых и
неречевых сигналов проводится на
материале только тех игрушек,
которые

доступны слуху всей группы.
Это касается и расстояния, на
котором дети ощущают звучание
игрушки
Слайд 7

Различение звучащих игрушек

Различение звучащих игрушек

Слайд 8

Выбор методики обучения узнаванию на слух неречевых и речевых звучаний зависит от возраста детей

Выбор методики обучения узнаванию
на слух неречевых и речевых
звучаний зависит от возраста

детей
Слайд 9

Слуховые представления ребенка должны найти отражение в его собственных речевых представлениях

Слуховые представления ребенка
должны найти отражение в его
собственных речевых
представлениях

Слайд 10

Артикуляционные движения тесно связаны с крупной моторикой, на чем основана речевая

Артикуляционные движения тесно
связаны с крупной моторикой, на чем
основана речевая ритмика. Поэтому
важно,

чтобы ответ ребенка на
воспринятое звучание был
двигательный, сопровождаемый
устным проговариванием
Слайд 11

Для ответа детей 2,5 – 3 лет более мотивированным и более

Для ответа детей 2,5 – 3 лет более
мотивированным и более
действенным способом

является
«опредмечивание» звучания. Этот
прием заключается в том, что
каждому звучанию соответствует
определенная игрушка
Слайд 12

Педагог, воспитатель и муз.работник учат детей определенным действием реагировать на звучания

Педагог, воспитатель и муз.работник
учат детей определенным действием
реагировать на звучания

Слайд 13

Например: Барабан - шагать на месте, произнося папапа Бубен - топать

Например:
Барабан - шагать на месте, произнося папапа
Бубен - топать одной ногой,

произнося татата
Гармошка - подносить руку ко рту рупором,
произнося у___
Свисток - вставать на носки, поднимать руки
вверх, произнося и___ или пи___
Металлофон - приседать (руки на пояс),
произнося ляляля
Шарманка - «петь» а___
Слайд 14

Последовательность работы по различению звучащих игрушек такова: 1. Различение 2-х (потом

Последовательность работы по
различению звучащих игрушек
такова:
1. Различение 2-х (потом 3-х – 4-х

, а
для слабослышащих детей 5-ти – 6ти)
звучащих игрушек при восприятии на
слухо – зрительной основе
Слайд 15

2. Предъявление звучания игрушки в качестве образца 3. Различение на слух

2. Предъявление звучания игрушки в
качестве образца
3. Различение на слух двух (потом

3-х – 4-х и более) звучащих игрушек
Слайд 16

Для результативности данной работы надо помнить: Время звучания каждой игрушки должно

Для результативности данной работы
надо помнить:
Время звучания каждой игрушки
должно быть примерно равным;
Последовательность

предъявления
звучаний должна постоянно меняться;
при этом звучание одной и той же
игрушки может повторяться 2-3 раза.
Слайд 17

Слабослышащих детей, а также успешных глухих детей следует учить опознаванию на слух звучащих игрушек

Слабослышащих детей, а также
успешных глухих детей следует
учить опознаванию на слух звучащих
игрушек

Слайд 18

На последних двух годах занятий слабослышащих детей учат различать муз.инструменты: барабан, аккордеон, пианино, скрипка и т.д.

На последних двух годах занятий
слабослышащих детей учат
различать муз.инструменты: барабан,
аккордеон, пианино, скрипка

и т.д.
Слайд 19

Определение количества звучаний

Определение количества звучаний

Слайд 20

Вначале нужно научить детей различать на слух одно звучание и большое

Вначале нужно научить детей
различать на слух одно звучание и
большое их количество,

соотнося их
с определенным количеством
предметов
Слайд 21

Затем педагог обучает их различать один и два удара (впоследствии один,

Затем педагог обучает их различать
один и два удара (впоследствии
один, два и

три; один, два, три,
четыре; для слабослышащих – в
пределах семи звучаний)
Слайд 22

Различение на слух длительности, слитности, темпа, громкости, высоты и ритма звучаний

Различение на слух длительности, слитности, темпа, громкости, высоты и ритма звучаний


Слайд 23

При определении длительности (громкости, слитности, темпа, высоты) звучаний вначале педагог учит

При определении длительности
(громкости, слитности, темпа, высоты)
звучаний вначале педагог учит детей
различать на

слухо – зрительной
основе, затем дает им послушать
длительные и краткие (или громкие и
тихие и т.п.) звучания в качестве
образца и затем, предлагает
различать их на слух
Слайд 24

Особенность проведения данной работы заключается в том, что на начальном этапе

Особенность проведения данной
работы заключается в том, что на
начальном этапе обучения педагог
наряду

со звуковым образцом дает и
зрительный эквивалент
Слайд 25

При знакомстве дошкольников с характером звучаний педагог воспроизводит голосом тот или

При знакомстве дошкольников с
характером звучаний педагог
воспроизводит голосом тот или иной
звук и

подчеркивает его особенность
соответствующим ему движением
Слайд 26

При работе с маленькими детьми эти звучания можно «опредметить». Например громкому

При работе с маленькими детьми
эти звучания можно «опредметить».
Например громкому звучанию
соответствует большой

мишка, а
тихому – маленький
Слайд 27

Обучая детей различению на слух слитности и темпа звучаний, педагог должен воспроизводить их примерно равное время

Обучая детей различению на слух
слитности и темпа звучаний, педагог
должен воспроизводить их

примерно
равное время
Слайд 28

Особое внимание следует уделять умению воспроизводить соответствующие звучания по словесной инструкции:

Особое внимание следует уделять
умению воспроизводить
соответствующие звучания по
словесной инструкции: играй (говори)
долго (кратко,

тихо, громко и т.д.)
Слайд 29

Работа проводится в определенной последовательности: вначале дети знакомятся с долготой (долго-кратко),

Работа проводится в определенной
последовательности: вначале дети
знакомятся с долготой (долго-кратко),
слитностью (слитно –

неслитно) и
темпом (быстро - медленно), и лишь
затем с громкостью (громко - тихо) и
высотой (высоко - низко)
Слайд 30

В процессе занятий дошкольников учат узнавать на слух и воспроизводить сначала

В процессе занятий дошкольников
учат узнавать на слух и
воспроизводить сначала резко
противопоставленные

звуки, а затем
и более близкие по звучанию (громко
– нормально – тихо – очень тихо)
Слайд 31

Полезно предлагать постепенное изменение характера звучаний (убыстрение или замедление темпа звучаний)

Полезно предлагать постепенное
изменение характера звучаний
(убыстрение или замедление темпа
звучаний)

Слайд 32

Слабослышащих дошкольников на последних годах обучения следует учить различать на слух

Слабослышащих дошкольников на
последних годах обучения следует
учить различать на слух и
воспроизводить одновременно

две
характеристики звучаний
Слайд 33

Работа по различению на слух ритмов. Дети учатся различать на слух:

Работа по различению на слух
ритмов. Дети учатся различать на
слух:
Двусложные ритмы таТА

и ТАта
Трехсложные ритмы ТАтата, таТАта, татаТА
Дву-, трехсложные ритмы таТА, ТАта, ТАтата, таТАта, татаТА
Повторяющиеся двусложные ритмы ТАтаТАта, таТАтаТАтаТА
Слайд 34

Обучение детей различению на слух слитности, темпа, высоты и т.д. оказывает

Обучение детей различению на слух
слитности, темпа, высоты и т.д.
оказывает положительное влияние
на

темпо-ритмическую сторону речи.
Дети успешнее овладеют ею если
обратить внимание на следующее:
Слайд 35

Во-первых, знакомство детей с характером звучания проводится на материале тех сигналов,

Во-первых, знакомство детей с
характером звучания проводится на
материале тех сигналов, которые
наиболее доступны

слуху детей
группы
Слайд 36

Во-вторых, с первых занятий педагог учит детей и различать на слух звучания, и воспроизводить их

Во-вторых, с первых занятий педагог
учит детей и различать на слух
звучания, и

воспроизводить их
Слайд 37

В-третьих, по мере овладения детьми умением воспроизводить характер звучания произнесение слогосочетаний,

В-третьих, по мере овладения
детьми умением воспроизводить
характер звучания произнесение
слогосочетаний, эта работа
проводится и

на материале слов и
фраз
Слайд 38

При работе над ритмами следует широко использовать слова и фразы: ТАтата

При работе над ритмами следует
широко использовать слова и фразы:
ТАтата – яблоко,

бабушка
таТАта – бумага, собака
татаТА – карандаш, барабан
ТАтаТАта – мама дома, папа пишет
таТАтаТА – вода бежит, петух кричит
ТАтатаТА – мальчик стоит, Петя идет
таТАТАта – арбуз вкусный, упал мальчик
Слайд 39

На последнем году занятий следует учить дошкольников выкладывать ритмы геометрическими формами

На последнем году занятий следует
учить дошкольников выкладывать
ритмы геометрическими формами

Слайд 40

Определение направления звука

Определение направления звука

Слайд 41

При проведении данной работы следует придерживаться определенной последовательности: сначала узнавать местонахождение

При проведении данной работы
следует придерживаться
определенной последовательности:
сначала узнавать местонахождение
источника звука справа –

слева,
затем спереди – сзади и наконец –
справа, слева, спереди, сзади
Слайд 42

Крайне важно учить детей, протезированных бинаурально определять направление звучания голоса

Крайне важно учить детей,
протезированных бинаурально
определять направление звучания
голоса

Слайд 43

Различение музыкальных ритмов

Различение музыкальных ритмов

Слайд 44

Детей знакомят с муз.ритмами, их учат различать на слухо-зрительной, а затем

Детей знакомят с муз.ритмами, их
учат различать на слухо-зрительной,
а затем на слуховой

основе звучание
марша, вальса, польки (полонез и др.
мелодии доступны только
слабослышащим)
Слайд 45

Различение на слух инструментальной и вокальной музыки, речи

Различение на слух
инструментальной и
вокальной музыки, речи

Слайд 46

Вначале детей знакомят с «живым» исполнением музыки, пения и речью. Потом

Вначале детей знакомят с «живым»
исполнением музыки, пения и речью.
Потом дети слушают

звучание речи и
музыки – инструментальной и
вокальной – в записи. Затем
дошкольник учатся различать их
звучание сначала при выборе из
двух, затем из трех
Слайд 47

Постепенно задания усложняются: детям предлагают записи пения в муз.сопровождении, при этом

Постепенно задания усложняются:
детям предлагают записи пения в
муз.сопровождении, при этом важно,
чтобы последнее

не заглушало
звучания голоса
Слайд 48

Различение на слух голосов птиц и животных

Различение на слух голосов птиц и животных

Слайд 49

С целью обогащения представлений детей о звуках окружающего мира их нужно

С целью обогащения представлений
детей о звуках окружающего мира их
нужно ознакомить с

голосами
знакомых им птиц и животных и
научить узнавать на слух