«Основные психолого-педагогические закономерности и принципы обучения и развития музыкально-образного мышления младших школ

Содержание

Слайд 2

Цель: сформировать у студентов представление об основных психолого-педагогических закономерностях и принципах

Цель: сформировать у студентов представление об основных психолого-педагогических закономерностях и принципах

обучения и развития музыкально-образного мышления младших школьников.

Задачи:
Сформировать представление о процессе становления музыкально-образного мышления у учащихся.
Рассмотреть процессы становления музыкально-образного мышления с точки зрения Д.Б. Кабалевского, Б.Л. Яворского, Б.В. Асафьева, В.И. Шацкой, Н.Л. Гродзенской.
Проанализировать метод поэтапной организации восприятия музыкального произведения на уроке Гродзенской Н.Л.
Авторская методика организации процесса становления музыкально-образного мышления у учащихся по методу «четырех ситуаций» (на основе методики Гродзенской Н.Л.)

Слайд 3

Литература: Апраксина О.А. Методика музыкального воспитания в школе. — М., 1983

Литература:

Апраксина О.А. Методика музыкального воспитания в школе. — М., 1983 —

143 с. Алексеев, П.В. Философия: учеб. – 4-е изд., перераб. и доп./ П.В. Алексеев. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007. – 592 с.
Гришанович Н.Н. Развитие музыкального мышления учащегося как основа музыкального воспитания. Личность и музыка. — Мн., 1998 — 313 с.
Шацкая В.И. Музыкально-эстетическое воспитание детей и юношества. — М., 1975 — 327 с.
Слайд 4

Методика развития Д. Б. Кабалевского Она представляет собой постепенный (по классам)

Методика развития Д. Б. Кабалевского

Она представляет собой постепенный (по классам) путь

формирования у детей музыкально-образного мышления: от освоения простейших музыкальных жанров и форм, элементов музыкальной речи к пониманию связи музыки с другими видами искусства и постижению художественного образа произведения.
Д.Б. Кабалевский условно разделяет процесс работы над процессом мышления учащихся на семь этапов, семь ступенек от II до VIII класса (в данное время программа Д.Б.Кабалевского адаптирована для работы с I по IV классы).
Слайд 5

Другие исследователи процесс становления музыкально-образного мышления разграничивают на более широкие этапы,

Другие исследователи процесс становления музыкально-образного мышления разграничивают на более широкие этапы,

с более объёмной компановкой тем и задач:
Проинтонационный этап (1 - 2 класс)
Интонационно-речевой этап (3 - 4 класс)
Композиционный этап (5 - 7 класс)
Концептуальный этап (7 - 8 класс)
Слайд 6

Проинтонационный этап Данный этап характеризуется развитием ассоциативно-образных свойств художественного мышления. Происходит

Проинтонационный этап

Данный этап характеризуется развитием ассоциативно-образных свойств художественного мышления. Происходит накопление

художественного и ассоциативного опыта ребёнка, выступающего базой его музыкально­образного мышления. На этом этапе процесс восприятия музыки ярко и эмоционально окрашен. Учащиеся быстро откликаются на характер, настроение музыкального произведения, восприятие носит конкретно­образный характер. Здесь легко проводить ассоциативные связи музыки с различными внемузыкальными представлениями: образами природы, животных и т. п.
Главная цель данного этапа — накопление детьми багажа элементарных музыкальных впечатлений о таких явлениях как темп, тембр, динамика, регистр и т.д., с опорой на внемузыкальные впечатления. При этом, в конце второго класса некоторые их этих впечатлений должны приобретать форму устойчивых представлений.
Слайд 7

Интонационно-речевой этап В этот период происходит овладение школьниками смыслообразующей роли элементов

Интонационно-речевой этап

В этот период происходит овладение школьниками смыслообразующей роли элементов музыкальной

речи. Здесь происходит движение от эмоционального, интуитивного постижения образа к более осмысленному, дифференцированному его восприятию.
На этом этапе у учащихся расширяется объём музыкальных и внемузыкальных представлений (исторические события, происшествия из жизни, герои литературных произведений, мультфильмов и кинофильмов и т.п.).
Учащиеся знакомятся со средствами выразительности в музыке, осваивают понятие «интонации», формируются навыки оперирования специальными музыкальными понятиями при анализе музыкальных произведений.
Слайд 8

Композиционный этап В основе композиционного этапа лежит формирование у учащихся способности

Композиционный этап

В основе композиционного этапа лежит формирование у учащихся способности структурировать

музыкальный образ, создавать драматургию его развития. То есть, это этап начального творчества, основанного на механизмах музыкально-образного мышления учащихся.
На данном этапе, музыкально-образное мышление оперирует уже приобретенными представлениями, которые выступают в качестве структурных элементов того или иного художественного образа.
Слайд 9

Концептуальный этап Это завершающий этап в музыкальном обучении детей в средней

Концептуальный этап

Это завершающий этап в музыкальном обучении детей в средней школе

по предмету «Музыка».
К четвертому классу происходит формирование способности самостоятельной интерпретации музыкальных образов, умения самостоятельно характеризовать их с использованием музыкальной терминологии.
Слайд 10

Подходы к организации учебного процесса по предмету «Музыка» в общеобразовательной школе

Подходы к организации учебного процесса по предмету «Музыка» в общеобразовательной школе

Слайд 11

В музыкальной педагогике разработан и применен на практике ряд подходов к

В музыкальной педагогике разработан и применен на практике ряд подходов к

организации учебного процесса по изучению музыкального искусства

Б.Л. Яворский предлагает интуитивно-аналитический метод, ориентированный на непосредственное детское восприятие музыки без предварительного её анализа.
Б.В. Асафьев выделяет дедуктивный метод, который основывается на предварительной характеристике произведения (сообщение сведений о композиторе, стиле).
Метод целостного анализа, разработанный В.И. Шацкой, заключается в раскрытии содержания выразительных средств, которые характеризуют музыкальный образ. В частности, она детализировала этап, на котором проводится подробный анализ музыкального произведения.

Слайд 12

Гродзенская Н.Л. предложила метод поэтапной организации восприятия музыкального произведения на уроке,

Гродзенская Н.Л. предложила метод поэтапной организации восприятия музыкального произведения на уроке,

включающий:

вступительное слово педагога,
слушание произведения,
его анализ,
повторное слушание.

Слайд 13

Мы придерживаемся концепции Гродзенской Н.Л., которая указывает на необходимость четырехэтапного изучения

Мы придерживаемся концепции Гродзенской Н.Л., которая указывает на необходимость четырехэтапного изучения

музыкального произведения учащимися.
Трансформируя идею Гродзенской Н.Л., мы предлагаем организацию четырех ситуаций, связанных с:
активизацией внимания учащихся перед прослушиванием,
непосредственным восприятием музыки,
анализом прослушанной музыки,
обобщением наработанного материала.

Метод «Четырех ситуаций»

Слайд 14

Ситуация активизации внимания школьников перед прослушиванием музыкального произведения Словесный. Эмоционального стимулирования. Межпредметных связей. Создания проблемно-поисковой ситуации.

Ситуация активизации внимания школьников перед прослушиванием музыкального произведения

Словесный.
Эмоционального стимулирования.
Межпредметных связей.
Создания проблемно-поисковой

ситуации.
Слайд 15

Ситуация непосредственного восприятия музыкального произведения Метод вариативного исполнения. Метод графического изображения. Метод пластического интонирования.

Ситуация непосредственного восприятия музыкального произведения

Метод вариативного исполнения.
Метод графического изображения.
Метод пластического интонирования.

Слайд 16

Ситуация анализа музыкального произведения Метод межпредметных связей. Метод анализа музыкальных впечатлений.

Ситуация анализа музыкального произведения

Метод межпредметных связей.
Метод анализа музыкальных впечатлений.
Вокальное и пластическое

интонирование.
Метод творческих заданий.
Поисковый метод.
Метод инструментальной импровизации.
Слайд 17

Ситуация обобщения результатов предыдущих этапов развития музыкально-образного мышления метода межпредметных связей.

Ситуация обобщения результатов предыдущих этапов развития музыкально-образного мышления

метода межпредметных связей.
метода творческих

заданий.
диалогического метода (беседа, дискуссия).
метода создания нравственных ситуаций.
Слайд 18

выводы по лекции: 1. Организация процесса освоения музыкальных образов — важная

выводы по лекции:

1. Организация процесса освоения музыкальных образов — важная задача

обучения учащихся по программе «Музыка». Эта задача успешно реализуется при условии ясного понимания педагогом закономерностей построения протоинтонационного, интонационно-речевого, композиционного и концептуального этапов развития образо-творческой деятельности учащихся.
2. Работа над художественным образом на уроке музыки должна строиться на основе раскрытия эмоционально-образной программы произведения и постижения выразительного значения опорных или ведущих элементов музыкальной речи.
Слайд 19

3. Постижение художественного образа музыкального произведения должно строиться с учетом поэтапности

3. Постижение художественного образа музыкального произведения должно строиться с учетом поэтапности

процессов восприятия:
1 этап – целостное восприятие (общее представление о произведении, его характере).
2 этап – дифференцированное восприятие (анализ средств музыкальной выразительности).
3 этап – обобщенное восприятие.
4. Накопление образно-ассоциативных представлений учащихся и оперирование ими происходит в дидактически правильно-организованных художественно-педагогических ситуациях на уроке:
в ситуации активизации внимания школьников перед прослушиванием музыки,
в ситуации активного соинтонирования при непосредственном восприятии,
в ситуации анализа музыкально-слуховых впечатлений,
в ситуации обобщенного представления о музыкальном произведении.