Первые шаги в программировании

Содержание

Слайд 2

Из истории Пустая программа Вывод текста на экран Переменные и их

Из истории
Пустая программа
Вывод текста на экран
Переменные и их объявление
Тип переменной
Первая программа
Алфавит

языка. Арифметические операции
Закрепление материала

План урока

Слайд 3

Из истории Язык программирования Паскаль был разработан в 1968 - 1970

Из истории

Язык программирования Паскаль был разработан в 1968 - 1970

годах швейцарским профессором Никлаусом Виртом и назван в честь великого французского математика и философа Блеза Паскаля (1623-1662г).
Созданный для обучения студентов, язык оказался настолько хорош, что стал использоваться профессионалами.
Слайд 4

Пустая программа Кумир алг Куку нач |основная программа кон Паскаль Program qq; Begin {основная программа} End.

Пустая программа

Кумир

алг Куку
нач
|основная программа
кон

Паскаль

Program qq;
Begin
{основная программа}
End.

Слайд 5

Вывод текста на экран алг вывод нач вывод ‘ 2+’ вывод

Вывод текста на экран

алг вывод
нач
вывод ‘ 2+’
вывод ‘ 2=?’, нс
вывод ‘

ответ: 4’
кон

Program vivod;
Begin
Write(‘2+’);
Writeln (‘2=?’);
Write (‘ответ: 4’)
End.

Напишем программу, которая выводит на экран такие строки:
2+2=? Ответ:4

Слайд 6

Программа на псевдокоде алг сумма нач Ввести 2 числа Сложить их

Программа на псевдокоде

алг сумма
нач
Ввести 2 числа
Сложить их
Вывести результат
кон

Запрашивает у пользователя 2

числа
Складывает их
Выводит результат сложения

Напишем программу, которая выполняет сложение двух чисел. Компьютер не может выполнить псевдокод, нужно расшифровать его команды через операторы программирования. Здесь надо хранить данные в памяти. Для этого используют переменные.

Слайд 7

Переменные Переменная - это область в оперативной памяти компьютера для хранения

Переменные

Переменная - это область в оперативной памяти компьютера для хранения какой-либо

информации.
Переменная – это величина, которая имеет имя, тип и значение.
Значение переменной может измениться во время выполнения программы.
Слайд 8

Переменная определяет область памяти, где хранится только одно значение. При записи

Переменная определяет область памяти, где хранится только одно значение. При записи

в неё нового значения «старое» стирается, и его уже никак не восстановить.
Переменные в программе надо объявлять, то есть указать тип переменной и её имя (идентификатор).
Например: var a,b,c: integer;

Объявление переменных

Слайд 9

ПРИМЕРЫ ОПИСАНИЯ ПЕРЕМЕННЫХ Var a: byte; b: integer; c, d, e:

ПРИМЕРЫ ОПИСАНИЯ ПЕРЕМЕННЫХ

Var a: byte;
b: integer;
c, d, e: real;

f: double;

Слово var - это сокращение от слова variable (переменная) и является зарезервированным словом.
В разделе описания переменных может содержаться несколько строчек, каждая из которых заканчивается точкой с запятой. Для описания переменных необходимо перечислить через запятую их имена, а затем после двоеточия «:» указать их тип.

Слайд 10

Наглядно переменную можно представить как коробочку, в которую можно положить на

Наглядно переменную можно представить как коробочку, в которую можно положить на

хранение что-либо.
Имя переменной – это надпись на коробочке
Значение переменной– это то, что хранится в ней в данный момент.
Тип переменной это то, что допустимо класть в эту коробочку.
Слайд 11

ИМЯ ПЕРЕМЕННОЙ должно удовлетворять следующим требованиям: 1) всегда начинаться с буквы,

ИМЯ ПЕРЕМЕННОЙ

должно удовлетворять следующим требованиям:
1) всегда начинаться с буквы, после

которой могут другие буквы или цифры;
2) не должно быть пробелов, запятых или других непредусмотренных знаков;
3) нельзя использовать служебные слова или операторы.
Например: A1, spisok, A_2
Слайд 12

ОСНОВНЫЕ ТИПЫ ПЕРЕМЕННЫХ 1). нат – word целые положительные числа [0,

ОСНОВНЫЕ ТИПЫ ПЕРЕМЕННЫХ

1). нат – word
целые положительные числа
[0, 65535]
2).

цел - integer
целые числа из интервала
[-32768, 32767];
3). вещ - real
дробные числа из интервала
[-2.9*10-39,- + 2.9*10-39]
4). лит - CHAR –1 символа (буквы, знака или кода, занимает 1 байт)
5). лит - Ctring – хранит слова, занимает 16 байт)
Слайд 13

1. ЦЕЛЫЙ ТИП

1. ЦЕЛЫЙ ТИП

Слайд 14

2. ВЕЩЕСТВЕННЫЙ ТИП

2. ВЕЩЕСТВЕННЫЙ ТИП

Слайд 15

3. СИМВОЛЬНЫЙ ТИП CHAR – представляет собой тип данных, предназначенный для

3. СИМВОЛЬНЫЙ ТИП

CHAR – представляет собой тип данных, предназначенный

для хранения 1 символа (буквы, знака или кода, занимает 1 байт)
Ctring – хранит слова, занимает 16 байт)
Слайд 16

4. БУЛЕВСКИЙ (ЛОГИЧЕСКИЙ ) ТИП BOOLEAN - Имеется два значения, которые

4. БУЛЕВСКИЙ (ЛОГИЧЕСКИЙ ) ТИП

BOOLEAN - Имеется два значения,

которые могут принимать переменные этого типа “true” - истина и “false” - ложь.
Допустимые операции сравнения: FALSEСтандартные логические операции:
or -логическое сложение
and - логическое умножение
xor - сложение по модулю
not - логическое отрицание.
Слайд 17

Алфавит языка Арифметические операции

Алфавит языка Арифметические операции

Слайд 18

АЛФАВИТ ЯЗЫКА Заглавные и строчные латинские буквы и символы; Цифры 0,

АЛФАВИТ ЯЗЫКА

Заглавные и строчные латинские буквы и символы;
Цифры 0, 1,

2, 3, 4, 5,…9;
22 спец. символа + - < > : ; / . , @ * ( ) { } # $ ^ [ ] “
Слайд 19

АРИФМЕТИЧЕСКИЕ ОПЕРАЦИИ В ПАСКАЛЕ 1. Операции с дробными числами (обычные, как

АРИФМЕТИЧЕСКИЕ ОПЕРАЦИИ В ПАСКАЛЕ

1. Операции с дробными числами (обычные, как в

математике).
- вычитание;
+ сложение;
* умножение;
/ деление.
2. Операции с целыми числами.
- вычитание; + сложение; * умножение;
Деление представлено двумя операциями:
div - целая часть от деления, mod - остаток.
23 div 3 = 7 23 mod 3 = 2
9 div 4 = 2 9 mod 4 = 1
35 div 10 = 3 35 mod 10 = 5
Слайд 20

ПРИОРИТЕТ АРИФМЕТИЧЕСКИХ ОПЕРАЦИЙ Порядок выполнения действий - слева направо. возведение в

ПРИОРИТЕТ АРИФМЕТИЧЕСКИХ ОПЕРАЦИЙ

Порядок выполнения действий - слева направо.
возведение в

степень
умножение (*) и деление ( /, div, mod).
сложение и вычитание.
Выражения в скобках вычисляются в первую очередь.