Подъем русской культуры в конце XIII - начале XIV века (10 класс)

Содержание

Слайд 2

1. Подъем Русской культуры. Постепенное возрождение культуры началось в конце XIII


1. Подъем Русской культуры.

Постепенное возрождение культуры началось в конце XIII -

начале XIV века.
На ровне с возрождением культуры - заново отстраивались города,пострадавшие от монгольского нашествия,создавались величественные архитектурные сооружения, расширялось ремесленное производство, возродилось создание летописей.
Так же между Русью и Ордой установились экономические и культурные связи.
Государству требовались грамотные люди, по тому уже к середине XVI века был поставлен вопрос о создании постоянных школ по обучению грамоте.
Слайд 3

Книга на Руси считалась источником мудрости и духовности. Во все времена

Книга на Руси считалась источником мудрости и духовности. Во все времена

уцелевшие от ордынских набегов и усобиц, книги ценили и оберегались, а так же их переписывали в монастырях и в крупных городах — Москве, Новгороде, Твери.
В середине XVI века в России возникло книгопечатание, произведшее важный культурный поворот - знания стали распространяться быстрее и охватывать большие слои населения.
1564 год - Дьякон Иван Федоров с Петром Мстиславцем выпустили книгу «Апостол»(1).
К концу XVI века появились первые поэтические произведения о Куликовской Битве, а светских же произведениях отображались события и проблемы жизни страны. В XV веке было создано подробное «Сказание о Мамаевом побоище»(2).

2. Книжное дело и Литература

(1)

(2)

Слайд 4

Возражение культуры способствовало усилению интереса русских людей к другим странам. Например,

Возражение культуры способствовало усилению интереса русских людей к другим странам. Например,

были распространены «хождения» - записки путешественников об увиденном в дальних странах.
Так же значительным явлением было распространение светского начала в литературе, постепенное выделение ее из церковно-нравоучительных рамок - «омирщание».
Литература постепенно уходила
от церковного влияния, все чаще
включались в произведения темы
жизни обычных крестьян,
купцов, горожан, все чаще
писатели обращались к личности
человека в своих текстах.
Слайд 5

Персоналии: Одним из самых крупных Писателей Руси конца XIV-XV веков ,

Персоналии:
Одним из самых крупных Писателей Руси конца XIV-XV веков , был

Епифаний Премудрый (1) -монах Троице-Сергиева монастыря.
Митрополит Макарий (2).
Самым известным русским поэтом был ученый и просветитель Симерон Полоцкий(3).
Алексей Михайлович

Театр.
Во второй половине XVII века, стало новшеством появление театра в России, а при дворе Алексея Михайловича уже ставились пьесы , изначально шедшие только не немецком языке. После смерти Алексея Михайловича театр прекратил свое существование.

(1)

(2)

(3)

Слайд 6

Каменное зодчество возобновилось лишь в конце XIII века. После монголо-татарского нашествия

Каменное зодчество возобновилось лишь в конце XIII века. После монголо-татарского нашествия

многое из достижений древнерусской архитектуры было утрачено.
В Великом Новгороде сохранилась церковь Николы на Липне. В XIV веке новгородцы выбрали особый архитектурный стиль.( церковь Федора Стратилата(1) и церковь Спаса на Ильине улице(2))
В Москве ,при правлении Ивана Калиты , внутри кольца стен кремля ,были построены первые небольшие белокаменные соборы - Успенский, Архангельский, Спаса на Бору. При Дмитрии Донском появился белокаменный Кремль. Московские постройки XIV века не дошли до наших дней.

3. Архитектура.

(1)

(2)

Слайд 7

1479 год- по плану архитектора Аристотеля Фиораванти был построен Успенский Собор

1479 год- по плану архитектора Аристотеля Фиораванти был построен Успенский Собор

- выдающееся сооружение XII века.
Вскоре был сооружен в Московском Кремле Благовещенский собор , возникла Соборная площадь, были уреплены кремлевские стены.
При строительстве церкви Вознесения (усадьба Коломенское) был использован новый стиль XVI века - шатровый стиль. В шатровом стиле так же был выполнен знаменитый собор Покрова - храм Василия Блаженного.
Характерной чертой архитектуры XVII века было яркое декоративное убранство зданий - "дивное узорочье", небольшие посадские церкви, а так же к концу века появился новый архитектурный стиль - московское барокко.
Слайд 8

В русской живописи нашли отражение трагические события,связанные с последствиями монгольского нашествия.

В русской живописи нашли отражение трагические события,связанные с последствиями монгольского нашествия.


Иконы.
В XIV - XV веках на иконах стали изображать видных современников, пользовавшихся в народе особым уважением. Например : митрополиты Петр и Алексей, Сергей Радонежский. В это же время творили три великих иконописца - Феофан Грек, Андрей Рублев и Дионисий
.
Персоналии :
Феофан : Иконы Богоматери Донской , Успения Богоматери.
Андрей Рублев : икона "Троица"
Кисти Дионисия принадлежит ряд житийных икон, на которых в клеймах отображены эпизоды жизни выдающихся святых Руси - митрополитов Петра и Алексея.
Симон Ушаков (1626-1686) : "Спас Нерукотворный" ,"Владимирская Богоматерь"

4. Живопись.

Троица

Икона Донской Богоматери

Работа Дионисия

Спас Нерукотворный

Слайд 9

Живописное искусство провинциальных художников так же удостоилось внимания городских властей. Так

Живописное искусство провинциальных художников так же удостоилось внимания городских властей. Так

ярославским художником Гурием Никитиным, в 1681 году была расписана церковь Ильи Пророка(1).
"Царь Царей"(2) - икона, с изображением увенчанного короной Христа.
Семнадцатый век стал последним веком развития русской живописи как чисто церковного Искуства. Появилась тенденция, противоположная желанию сохранить нетронутыми прежние традиции - это стремление к новому.

(2)

(1)