Политические и правовые учения древнего Рима

Содержание

Слайд 2

Вопросы на семинарское занятие: 1. Политико-правовые воззрения римских стоиков. 2. Политико-правовые взгляды римских юристов.

Вопросы на семинарское занятие:

1. Политико-правовые воззрения римских стоиков.
2. Политико-правовые взгляды римских

юристов.
Слайд 3

ПЕРИОДЫ ДРЕВНЕГО РИМА: 1. Царский Рим (754 – 510 гг. до

ПЕРИОДЫ ДРЕВНЕГО РИМА:

1. Царский Рим (754 – 510 гг. до н.э.);
2.

Республиканский Рим (509 – 28 гг. до н.э.);
3. Императорский Рим (27г. до н.э. – 476 г.).
Слайд 4

Политико-правовые институты и воззрения развивались в Древнем Риме в условиях острой

Политико-правовые институты и воззрения развивались в Древнем Риме в условиях острой

борьбы между различными слоями населения:

1) патрициями и плебеями;
2) нобилитетом (из патрициев и богатых плебеев) и неимущими;
3) оптиматами (приверженцами верхов общества) и популярами (сторонниками свободных низов);
4) свободными и робами.

Слайд 5

На формирование политико-правовых воззрений в Древнем Риме оказали влияние: 1. Борьба

На формирование политико-правовых воззрений в Древнем Риме оказали влияние:

1. Борьба плебеев

за уравнение своего положения с патрициями.
2. Влияние древнегреческих концепций на древнеримскую политико-правовую мысль.
3. Появление христианства.
Слайд 6

Результаты борьбы плебеев за уравнение своего положения с патрициями: 1) плебеи

Результаты борьбы плебеев за уравнение своего положения с патрициями:

1) плебеи были

включены в состав «римского народа», разделенного на пять разделов по имущественному признаку;
2) был обеспечен перевес богатых в управлении государством;
3) плебеи получили право на участие в народном собрании и на долю от общественной собственности, но не были уравнены в правах с патрициями;
4) учреждена должность плебейского (народного) трибуна.
Слайд 7

Влияние древнегреческих концепций проявилось: 1) в учении о политике и политической

Влияние древнегреческих концепций проявилось:

1) в учении о политике и политической справедливости;
2)

в учениях о формах государства;
3) в учениях о «смешанной» форме правления.
Слайд 8

Социально-историческая и политическая реальность Рима: 1) высокое развитие отношений частной собственности

Социально-историческая и политическая реальность Рима:

1) высокое развитие отношений частной собственности и

права;
2) кризис полисного устройства государства и старой полисной идеологии;
3) превращение Рима в мировую державу;
4) переход от республики к империи с единоличной властью;
5) кризис рабского труда.
Слайд 9

Появление христианства 1) идея всеобщего равенства и свободы людей; 2) отказ

Появление христианства

1) идея всеобщего равенства и свободы людей;
2) отказ от частной

собственности;
3) отказ от деления людей на свободных и рабов, богатых и бедных;
4) принцип всеобщей обязанности трудиться.
Слайд 10

МАРК ТУЛЛИЙ ЦИЦЕРОН (106-43 гг. до н.э.) Основные работы: «О государстве», «О законах».

МАРК ТУЛЛИЙ ЦИЦЕРОН (106-43 гг. до н.э.)
Основные работы: «О государстве», «О

законах».
Слайд 11

О ГОСУДАРСТВЕ 1. «Государство – это дело, достояние народа, но народ

О ГОСУДАРСТВЕ

1. «Государство – это дело, достояние народа, но народ не

любое соединение людей, собранных вместе каким бы то ни было образом, а соединение многих людей, связанных между собой согласием в вопросах права и общностью интересов».
2. Причина происхождения государства заключается во врожденной потребности людей жить вместе и в необходимости охранять свою собственность.
Слайд 12

Простые формы государственного устройства 1.Царская власть 2. Власть оптиматов (аристократия) 3. Народная власть (демократия)

Простые формы государственного устройства

1.Царская власть
2. Власть оптиматов (аристократия)
3. Народная власть (демократия)

Слайд 13

Основной порок простых форм государства состоит в том, что все они

Основной порок простых форм государства состоит в том, что все они

неизбежно, в силу присущей им односторонности, находятся на «обрывистом и скользком пути».
Так, например, царская власть, чреватая произволом единовластного правителя, легко вырождается в тиранию, а власть оптиматов из власти наилучших (по мудрости и доблести) превращается в господство клики богатых и знатных. Полновластие народа так же приводит к пагубным последствиям, к «безумию и произволу толпы», к ее тиранической власти.
Слайд 14

Эти переродившиеся виды властвования (тирания единоличного владыки или толпы, господство клики)

Эти переродившиеся виды властвования (тирания единоличного владыки или толпы, господство клики)

уже не являются формами государства, поскольку в них отсутствует само государство, понимаемое как общее дело и достояние народа, отсутствуют общие интересы и общеобязательное для всех право.
Слайд 15

Преодолеть такое вырождение государственности можно лишь в условиях наилучшего (смешенного) вида

Преодолеть такое вырождение государственности можно лишь в условиях наилучшего (смешенного) вида

государственного устройства, образуемого путем равномерного смешения положительных свойств трех простых форм правления.
Аналогию царской власти он видел в полномочиях магистратов (консулов), власти оптиматов – в полномочиях сената, народной власти – в полномочиях народных собраний и народных трибунов.
Слайд 16

Необходимо добиваться «равномерного распределения прав, обязанностей и полномочий – с тем,

Необходимо добиваться «равномерного распределения прав, обязанностей и полномочий – с тем,

чтобы достаточно власти было у магистратов, достаточно влияния у совета первенствующих людей и достаточно свободы у народа». Цицерон
Подчеркивал опасность крена в сторону того или иного начала смешанной государственности и выступал за их взаимное равновесие.
Слайд 17

Свою концепцию смешанной формы государства Цицерон противопоставлял проектам идеального государства Платона

Свою концепцию смешанной формы государства Цицерон противопоставлял проектам идеального государства Платона

в силу того, что считал последние реально не осуществимыми. При этом, необходимо отметить, что реальность своего смешенного государственного строя Цицерон видел скорее в прошлом, чем в настоящем, так как в его время политический строй Рима двигался к установлению единоличной власти.
Слайд 18

Идеи Цицерона об «общем благе» и «согласовании» относились исключительно к свободным

Идеи Цицерона об «общем благе» и «согласовании» относились исключительно к свободным

людям, но не к рабам.
Рабство, по его мнению, обусловлено самой природой, которая дарует лучшим людям владычество над слабыми для их же пользы.
Слайд 19

Качества необходимые государственному деятелю: мудрость; справедливость; воздержанность; красноречие; осведомленность в учениях

Качества необходимые государственному деятелю:

мудрость;
справедливость;
воздержанность;
красноречие;
осведомленность в учениях о государстве и праве. Все

это позволит мудрому государственному деятелю видеть и предугадывать пути и повороты в делах государства, чтобы воспрепятствовать неблагоприятному ходу событий.
Слайд 20

Обязанности идеального гражданина: следование познанию истины; следование справедливости; величие духа; благопристойность.

Обязанности идеального гражданина:

следование познанию истины;
следование справедливости;
величие духа;
благопристойность.
Долг каждого гражданина защищать

отечество в качестве воина.
Слайд 21

В основе права лежит присущая природе справедливость, которая понимается Цицероном как

В основе права лежит присущая природе справедливость, которая понимается Цицероном как

вечное, неизменное и неотъемлемое свойство и природы в целом, и собственно человеческой природы.
Природе присущ разум, который и является подлинным источником и носителем естественного права.
Слайд 22

«Истинный закон – это разумное положение, соответствующее природе, распространяющееся на всех

«Истинный закон – это разумное положение, соответствующее природе, распространяющееся на всех

людей, постоянное, вечное, которое призывает к исполнению долга, приказывая; запрещая, от преступления отпугивает… Предлагать полную или частичную отмену такого закона – кощунство; сколько-нибудь ограничивать его действие не дозволено; отменить его полностью невозможно, и мы ни постановлением сената, ни постановлением народа освободиться от этого закона не можем». Цицерон
Слайд 23

Основной принцип естественного права в том, что «оно воздает каждому свое

Основной принцип естественного права в том, что «оно воздает каждому свое

и сохраняет равенство между ними». Справедливость требует не вредить другим и не нарушать чужую собственность.
С этих позиций Цицерон отвергал такие акции как кассация долгов, ущемление крупных землевладельцев и раздача плебсу денег и имущества, отнятых у законных владельцев.
Слайд 24

Поскольку само государство, по мнению Цицерона, является по своей сущности воплощением

Поскольку само государство, по мнению Цицерона, является по своей сущности воплощением

того, что по природе есть справедливость и право, то человеческие установления (политические учреждения, писаные законы и т.п.) должны соответствовать справедливости и праву, ибо последние не зависят от мнения и усмотрения людей.
Право устанавливается природой, а не человеческими решениями и постановлениями.
Соответствие или несоответствие человеческих законов природе выступает как критерий и мерило их справедливости.