Политика как важнейшая сфера общественной жизни. Правовой нигилизм. Политические элиты и лидерство

Содержание

Слайд 2

Что могут сделать законы в политике без морали? Бенджамин Франклин Когда

Что могут сделать законы в политике без морали?
Бенджамин Франклин
Когда

политика подменяет собой религию и веру, первыми горят книги, вторыми - люди.
Андрей Белянин
Политика слишком важное дело, чтобы доверять ее политикам.
Шарль де Голль
Слайд 3

Содержание тем История политической мысли. Политика сегодня. Правовой нигилизм. Сущность, причины,

Содержание тем
История политической мысли. Политика сегодня.
Правовой нигилизм. Сущность, причины, последствия.
Политические элиты

классические и современные подходы.
Слайд 4

Возникновение и развитие политической науки Этапы Первый (античность - XV в.)

Возникновение и развитие политической науки

Этапы

Первый
(античность - XV в.)
Второй
(XVI -

XIX вв.)
Третий
(XX в. – по н/в)
Уровень развития политического знания

Генезис и эволюция идей и взглядов о политике и государстве в системе философского и др. знаний об обществе
Обобщение, систематизация и оформление собственно политического знания
Институционализация политической науки как самостоятельной отрасли социально-гуманитарного знания, формирование ее как учебной дисциплины

Слайд 5

ПОЛИТИЧЕСКИЕ УЧЕНИЯ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ И ДРЕВНЕГО РИМА 3 постепенное освобождение политических

ПОЛИТИЧЕСКИЕ УЧЕНИЯ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ И ДРЕВНЕГО РИМА

3

постепенное освобождение политических взглядов от

мифологической формы

всесторонний анализ устройства государства, классификация его форм

становление политических взглядов как относительно самостоятельной части философии

Сократ править должны знающие; законопослушание, справедливые законы

Платон управлять государством должны философы

ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ

Аристотель государство имеет естественное происхождениеформы правления правильные и неправильные

поиск и определение идеальной формы правления

Цицерон: «Государство - достояние народа, возникшее в результате стремления людей к личной и имущественной безопасности, а также достижения ими согласия в вопросах общности интересов и права»

Слайд 6

ПОЛИТИЧЕСКИЕ УЧЕНИЯ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ 4 перемещение центра тяжести в общественном сознании от

ПОЛИТИЧЕСКИЕ УЧЕНИЯ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ

4

перемещение центра тяжести в общественном сознании от государства к

церкви, к проблемам религии, безраздельное господство католической церкви в духовной жизни

политическая наука стала отраслью богословия, догмы религии приобретали форму законов

социально-политическая мысль развивалась усилиями религиозных деятелей

Августин Блаженный - человек не ненавидит человека из-за его порока, не любит порок из-за человека, но ненавидит порок и любит человека; - церковь выше светской власти;

ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ

обоснование теологической теории появления государства и политической власти

Фома Аквинский - сущность власти устанавливается богом; - государство - божественное установление; - государство может наказывать еретиков;

- могут быть злоупотребления властью, и это даёт народу право на сопротивление тирану и даже его насильственное свержение

- государство создано Богом, поэтому все государи должны служить своей властью как Богу, так и человеку

Иоанн Солсберийский: «Чтобы стать государем, человек должен быть избранным Богом, т.е. получить одобрение церкви»

Слайд 7

ПОЛИТИЧЕСКИЕ УЧЕНИЯ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ И РЕФОРМАЦИИ 5 освобождение политической науки от

ПОЛИТИЧЕСКИЕ УЧЕНИЯ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ И РЕФОРМАЦИИ

5

освобождение политической науки от теологии и

стремление создать чисто светскую теорию

анализ проблем и свобод человека, закона и государства, демократического устройства общественной жизни

обоснование революционных форм и методов переустройства общества

Н.Макиавелли главная опора политики государства – хорошие законы и сильное войско

Дж.Локк идеолог «правового государства», антагонист патриархального абсолютизма

ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ

Т.Гоббс идеолог «общественного договора»

развитие гуманистических начал в политической теории

Бенедикт Спиноза: «Возможно гармоничное сочетание частных эгоистических интересов граждан с интересами всего общества»

Слайд 8

СОВРЕМЕННЫЕ ПОЛИТИЧЕСКИЕ УЧЕНИЯ 7 1-й этап (конец XIX - конец 40-х

СОВРЕМЕННЫЕ ПОЛИТИЧЕСКИЕ УЧЕНИЯ

7

1-й этап (конец XIX - конец 40-х гг. XX

вв.) исследование проблем политической власти и ее социальных основ - теория заинтересованных групп (А.Бентли) - теория элиты (правящего класса) (Г.Моска, В.Парето) - социологическая теория государства (М.Вебер) - теория олигархизации власти (Р.Михельс) - психологическая теория власти (Г.Лассуэл)

2-й этап (конец 40-х - вторая половина 70-х гг. XX в.) поворот к проблемам либерализации политической жизни, демократии, социальной политики государства - новая теория демократии (И.Шумпетер) - плюралистическая теория демократии (Р.Даль) - теория партисипаторной демократии (К.Макферсон, Дж.Вольф, Б.Барбер) - концепция государства благосостояния, общества потребления (Дж.Катона, У.Ростоу, О.Тоффлер)

3-й этап (середина 70-х гг. XX в. – н.в.) разработка и развитие новых парадигм политической науки - футурологическая концепция единого мирового государства (С.Кларк, К.Сон) - концепция постиндустриального общества (Д.Белл, Р.Арон, Дж.Гэлбрайт) - концепция информационного общества (О.Тоффлер, Дж.Нейсбит, Е.Масуда) - концепция национального интереса (Г.Моргентау)

Слайд 9

Общая схема коммуникации

Общая схема коммуникации

Слайд 10

Агитация Пропаганда Рациональное убеждение

Агитация
Пропаганда

Рациональное убеждение

Слайд 11

Слайд 12

Слайд 13

ПОЛИТИЧЕСКИЙ МИФ УСТОЙЧИВОСТЬ ДИНАМИЧНОСТЬ Взаимообусловленность мифа и массового сознания Живучесть элементов

ПОЛИТИЧЕСКИЙ МИФ

УСТОЙЧИВОСТЬ

ДИНАМИЧНОСТЬ

Взаимообусловленность мифа и массового сознания
Живучесть элементов изначального сознания
Заинтересованность

людей в политике и неспособность к обнаружению ее мифологического характера
Осознание возможности находить смысл собственной жизни с помощью мифа

Могут исчезать и воспроизводиться вновь в зависимости от соответствующих потребностей

Слайд 14

«Приклеивание ярлыков». Используется для того, чтобы опорочить какую-то идею, личность или

«Приклеивание ярлыков». Используется для того, чтобы опорочить какую-то идею, личность или

явление посредством оскорбительных эпитетов или метафор, вызывающих негативное отношение. Чаще всего применяют в отношении политических деятелей, представителей высшего командования и других общественных лиц. Так, Б. Березовский назвал Ю. Лужкова «врун, болтун и хохотун». «Сияющее обобщение». Заключается в обозначении конкретной идеи или личности обобщающим родовым понятием, имеющим положительную эмоциональную окраску с целью побудить объект воздействия принять и одобрить преподносимое понятие или суждение. В качестве примера приведём один из лозунгов партии «Яблоко»: «МЫ не боремся с коммунизмом, МЫ боремся с НИЩЕТОЙ». Этот способ позволяет скрывать отрицательные последствия усвоения содержания внушения и тем самым не проводить негативные ассоциации. «Перенос» (трансфер). Вызывает через преподносимый образ (понятие, идею, лозунг) ассоциации с кем-либо (чем-либо), имеющим в глазах объекта бесспорный престиж (ценность), чтобы сделать содержание воздействия приемлемым. Например, для американцев такой ценностью обладает образ Авраама Линкольна, для китайцев —  Конфуция. «Свидетельство». Используется для манипулирования массовым сознанием. Заключается в цитировании высказываний личности, которую уважает или ненавидит объект воздействия. Высказывание, как правило, содержит положительную оценку преподносимой идеи (понятия, суждения) и ставит своей целью побуждение объекта воздействия к принятию навязываемого ему мнению по этому поводу. Например, наши политики в теледебатах подкрепляют свои аргументы высказываниями древнегреческих философов. «Игра в простонародность». Побуждает объект внушения к отождествлению субъекта и преподносимых им идей с позитивными ценностями вследствие «народности» этих идей либо вследствие принадлежности источника информации к так называемым «простым людям». Этот способ используется практически всеми ведущими российскими политиками в преддверии думских и президентских выборов. «Общая платформа». Побуждает объекта воздействия принять содержащуюся в информации идею (суждение, оценку, мнение) на том основании, что якобы большинство представителей данной социальной группы разделяют её. Например: «Надо отменить смертную казнь, так как практически во всех демократических странах она давно отменена».
Слайд 15

«Дьявольский» характер врага. Враг угрожает целям и ценностям. Это умная и

«Дьявольский» характер врага. Враг угрожает целям и ценностям. Это умная и

коварная сила, склонная вредить из принципа и имеющая наклонность к трусливым и закулисным методам. Мужественный образ себя. Пропаганда стойкости и героизма своей группы и публичное наказание отступников и сторонников мирного разрешения конфликта. Моральность себя —  аморальность противника. Один из вариантов подчёркивания собственной моральности и справедливости —  это предположение о несчастных и, в принципе, хороших рядовых членах группы противника, которых обманывает «чёрная верхушка», погрязшая в коррупции и лжи. Селективная невнимательность. Воспринимаются только те темы, которые подтверждают сложившийся образ врага и отвергаются все остальные. Отсутствие эмпатии. Трудно убить кого-то или нанести ему существенный вред, если воспринимаешь его таким же человеческим существом. Категоризация противника как существа неодушевлённого, биологического или аморального, ставит его вне закона, делает эмпатию в отношении него очень слабой и тем самым защищает личность от психологического ущерба при совершении его агрессивных действий. Милитаристская самоуверенность. Рост страха часто сочетается с милитаристской самоуверенностью, особенно у профессиональных солдат.[39]
Слайд 16

ТЕОРИЯ МАССОВОГО ОБЩЕСТВА как научная база для исследований политической коммуникации Массы

ТЕОРИЯ МАССОВОГО ОБЩЕСТВА
как научная база для исследований политической коммуникации
Массы –

элементарные спонтанно возникающие коллективы, которые во многом напоминают толпы, однако по многим параметрам радикально отличаются от них (классическое определение Г. Блумера).
Характеристики:
1. Масса формируется из представителей разных социальных, культурных, расовых, профессиональных и т.п. групп населения.
2. Массы состоят из анонимных индивидов.
3. Взаимодействие и обмен опытом между членами массы минимален, т.к. они физически разобщены между собой.
4. В массах отсутствует организационная структура. В отличие от толпы они не могут действовать согласованно.
СМИ – основной инструмент, объединяющий людей в массы. Массы не являются ни толпой, ни публикой. Поэтому продукция СМИ и все, что связано с массовой культурой, производится в максимально простой и элементарной форме.
Слайд 17

ПОЛИТИЧЕСКИЙ МИФ превращенная форма политического сознания, в котором знание и понимание

ПОЛИТИЧЕСКИЙ МИФ

превращенная форма политического сознания, в котором знание и понимание фактов

политики замещается образами, символами, вымыслами, легендами и верой в них
Слайд 18

Специфические особенности политических мифов они не появляются спонтанно, а создаются искусственно,

Специфические особенности политических мифов

они не появляются спонтанно, а создаются искусственно,

сознательно и целенаправленно;
основу их составляют осознанные и культивируемые политиками коллективные чаяния и надежды, усвоенные массовым сознанием;
в них соединяются два разнородных качества: трезвый расчет и фанатическая вера, позволяющие политикам освобождать себя от всех моральных преград;
они не поддаются разрушению с помощью рациональных аргументов и потому вполне правомерна их оценка как ненаучного знания. Политические мифы в лучшем случае — полуправда;
для них характерна непосредственная связь с политической реальностью, они призваны оправдывать тот или иной ход событий, обеспечивать абсолютную уверенность людей в правоте осуществляемых политических акций;
политические мифы появляются значительно позже мифов художественных, что обусловлено созданием политических структур и социальной дифференциацией
Слайд 19

Слухи «Слух есть некая разновидность информации, которая распространяется исключительно по неформальным

Слухи

«Слух есть некая разновидность информации, которая распространяется исключительно по неформальным каналам

и направлена на удовлетворение некоей реальной информационной потребности, не удовлетворяемой иными способами, коллективная попытка найти ответ на некий актуальный вопрос в условиях дефицита информации». А.В. Оболонский
Американский психолог Дж. Меерло считает, что слухи являются такой же «необходимостью для взрослого человека, как сказка для ребенка». Человек, который распространяет слухи, увеличивает свой социальный престиж, рассказывая «важные новости». Человек, воспринимающий слухи, хочет окунуться в увлекательные новости
На основе того, каким эмоциональным потребностям людей удовлетворяют слухи, выделяют три их вида:
1) слух-мечта (pipe-dream rumors);(пример)
2) слух-пугало (fear or bogey rumors);
3) слух-разделитель (wedge-driving rumors).(комментарии в соцсетях)
Слайд 20

формы политического сознания политическая идеология политическая психология

формы политического сознания

политическая
идеология

политическая
психология

Слайд 21

ПОЛИТИЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ - нормы, актуальные стереотипы политического сознания, которые позволяют оценивать

ПОЛИТИЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ -

нормы, актуальные стереотипы политического сознания, которые позволяют оценивать

политическую ситуацию и ориентироваться в ней, это представления человека об идеальных моделях поведения и идеальных конечных целях

групповые

персональные

ПОЛИТИЧЕСКАЯ УСТАНОВКА

отношение человека к тем или иным политическим объектам (институтам политической системы, лидерам и т.д.), его субъективная готовность вести себя определенным образом по отношению к этим объектам.

Слайд 22

Слайд 23

ПОЛИТИЧЕСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ как продукт политического сознания Отождествление субъектом политического процесса себя

ПОЛИТИЧЕСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ как продукт политического сознания

Отождествление субъектом политического процесса себя с

определенной политической позицией, признаваемое другими субъектами политических отношений

Формируется под воздействием

Психологической
Деятельности
субъектов

Системы
ценностей

стереотипов

Слайд 24

Правовой нигилизм как отрицательный фактор политики Законы святы, да исполнители лихие супостаты Русская пословица

Правовой нигилизм как отрицательный фактор политики

Законы святы, да исполнители лихие супостаты
Русская

пословица
Слайд 25

Революционная интеллигенция: М.А. Бакунин, П.А. Кропоткин называли право, порожденное государством, злом.

Революционная интеллигенция:
М.А. Бакунин, П.А. Кропоткин называли право, порожденное государством, злом.

Слайд 26

Интеллигенция: Л.Н. Толстой призывал жить «не по закону, а по совести»

Интеллигенция:
Л.Н. Толстой призывал жить «не по закону, а по совести»

Слайд 27

Философы-идеалисты: Н.А. Бердяев, В.С. Соловьев решающее значение придавали духовным факторам (религии

Философы-идеалисты:
Н.А. Бердяев, В.С. Соловьев решающее значение придавали духовным факторам (религии и

морали), но праву места не находили
Слайд 28

Понятие и виды нигилизма Нигилизм – отрицание общепринятых ценностей. Виды нигилизма:

Понятие и виды нигилизма

Нигилизм – отрицание общепринятых ценностей.
Виды нигилизма:
1. Идеологический
2.

Религиозный
3. Политический
4. Нравственный
5. Правовой
Слайд 29

Причины правового нигилизма 1. Самодержавный способ правления, многовековое крепостничество, лишавшее массу

Причины правового нигилизма

1. Самодержавный способ правления, многовековое крепостничество, лишавшее массу людей

прав и свобод, репрессивное законодательство
2. Провозглашение диктатуры пролетариата как власти, не связанной и не ограниченной законами
3. Административно-командные методы управления в советский период, широкое использование карательных возможностей права
4. Длительность процесса перехода к рыночным отношениям и постоянная корректировка законов
5. Некомпетентность чиновников
6. Несовершенное правосудие
7. Знание людей о том, что законы не исполняются
Слайд 30

Формы правового нигилизма ( в зависимости от степени выраженности отрицания ценности

Формы правового нигилизма ( в зависимости от степени выраженности отрицания ценности

права)

Пассивные формы:
1. Конформистское отношение к праву ( конформизм приспособленчество, отсутствие своей позиции, некритичное следование образцу)( Пр.: голосовать как знакомые люди)
2. Равнодушное отношение к праву(Пр.: общественная значимость выборов отодвигается на задний план, все зависит от настроения)

Слайд 31

Активные формы: 1. Критичный правовой нигилизм (Пр.: человек не только сам

Активные формы:
1. Критичный правовой нигилизм (Пр.: человек не только сам убежден

в бесполезности права, но и с помощью аргументов пытается убедить других)
2. Агрессивный правовой нигилизм (Пр.: слова превращаются в дела, противоречащие закону)
Слайд 32

Пути преодоления правового нигилизма 1. Направлять силы на искоренение наиболее опасных

Пути преодоления правового нигилизма

1. Направлять силы на искоренение наиболее опасных проявлений

правового нигилизма – преступлений.
2. Уважать права других людей и научиться защищать свои права и свободы.
3. Совершенствование законодательства.
4. Улучшение работы правоохранительных органов
5. Повышение уровня правовой культуры населения (включает знания, отношение к праву, действия)
Слайд 33

Pacta sunt servanda Договоры должны выполнятся Принцип римского права

Pacta sunt servanda

Договоры должны выполнятся
Принцип римского права

Слайд 34

Статья 69 К ведению Народного Совета Луганской Народной Республики относятся: принятие

Статья 69
К ведению Народного Совета Луганской Народной Республики относятся:
принятие Конституции Луганской

Народной Республики и законов Луганской Народной Республики, внесение в них изменений;
принятие постановлений Народного Совета Луганской Народной Республики и внесение в них изменений;
толкование Конституции Луганской Народной Республики и законов Луганской Народной Республики;
Слайд 35

Политические элиты классические и современные подходы. Куры под одной крышей живут

Политические элиты классические и современные подходы.

Куры под одной крышей живут в

мире и согласии, а два петуха никогда не могут ужиться в одном курятнике — уж такова их природа.
Леонардо да Винчи
Слайд 36

Г.Моска Власть всегда находится в руках меньшинства. Общество Правящий класс Класс

Г.Моска

Власть всегда находится в руках меньшинства.
Общество

Правящий класс

Класс управляемых

Элита – это люди,

способные к управлению. Их выделяет сплоченность,
организованность, материальное, моральное и интеллектуальное
превосходство.

Две тенденции.
Аристократическая
Демократическая

Слайд 37

Типы лидерства по В. Парето «Львы» – консерваторы, используют грубые силовые

Типы лидерства по В. Парето

«Львы» – консерваторы, используют грубые силовые методы

«Лисы»

– мастера обмана, политических комбинаций, реформаторы
Слайд 38

Определите тип лидерства

Определите тип лидерства

Слайд 39

Определите тип лидерства

Определите тип лидерства

Слайд 40

Владимир Вольфович Жириновский

Владимир Вольфович Жириновский

Слайд 41

Определите тип лидерства

Определите тип лидерства

Слайд 42

Владимир Владимирович Путин

Владимир Владимирович Путин

Слайд 43

Р. Михельс Железный закон олигархии Превращение любой элитарной группы в замкнутый олигархическиё клан

Р. Михельс

Железный закон олигархии
Превращение любой элитарной группы в замкнутый олигархическиё клан 

Слайд 44

Слайд 45

Типология лидерства Формальные; неформальные Способ легитимации власти лидера в обществе Традиционные;

Типология лидерства

Формальные;
неформальные
Способ легитимации власти лидера
в обществе
Традиционные;
рационально-легальные;
харизматические
Стиль руководства
Авторитарные;
либеральные;
демократические
Имидж и ролевое назначение


Лидер-знаменосец;
лидер-служитель;
лидер-торговец;
лидер-пожарный
Тактика достижения поставленных целей
Консерваторы;
реформаторы;
революционеры