Понятие «банальность зла» в этике Ханны Арендт

Содержание

Слайд 2

Ханна Аренд (1906 - 1975) Жизнь свободного человека, отвечающего за свои

Ханна Аренд (1906 - 1975)

Жизнь свободного человека, отвечающего за свои деяния,

становится неудобной и опасной.
Жизнь раба обеспечивает комфортное, однако, не человеческое животное существование.
Слайд 3

Иерусалим. 11 апреля 1961 г. – Суд. «Эйхман в Иерусалиме: доклад о банальности зла» (1963)

Иерусалим. 11 апреля 1961 г. – Суд. «Эйхман в Иерусалиме: доклад о

банальности зла» (1963)
Слайд 4

Адольф Эйхман (1906 - 1962) Заурядность Плохая память Клише Бахвальство Не

Адольф Эйхман (1906 - 1962)

Заурядность
Плохая память
Клише
Бахвальство
Не приверженец нацизма
Не антисемит
Полная неспособность

взглянуть на что бы то ни было чужими глазами
Слайд 5

Радикальное зло - желание разрушать законы Эксперименты по изменению человеческой природы

Радикальное зло - желание разрушать законы
Эксперименты по изменению человеческой природы (масса)
6

миллионов человек
организованно и безукоризненно
отправлены
на «медицинские процедуры»
изживании всякой человеческой спонтанности
(И. Кант)
Слайд 6

Радикальное зло: кодовое слово «прину­дительное переселение» «депортация» «окончательное решение» «радикаль­ное решение»

Радикальное зло: кодовое слово

«прину­дительное переселение»
«депортация»
«окончательное решение»
«радикаль­ное решение»
«специальная обработ­ка»
«переселение»
«лагеря превращались

в «учебные площадки», на которых совершенно нормальные люди тренировались, чтобы стать полноценными эсэсовцами»
внедрение в сознание людей разных «языковых норм» и клише, была частью политики тоталитарного государства, направленной на предупреждение у своих служащих конфликтов с реальностью.
«Языковые нормы» позволяли чиновникам на разных уровнях воспринимать законы как что-то внешнее, не вникая в их суть
Слайд 7

Банальное зло «Зло, существующее в мире, почти всегда результат невежества, и

Банальное зло
«Зло, существующее в мире, почти всегда результат
невежества, и любая

добрая воля может причинить
столько же ущерба, что и злая, если только эта добрая
воля недостаточно просвещена»
(Сократ, И. Кант)
Слайд 8

Тип банального злодея 6 миллионов человек отправил в лагеря смерти Ни

Тип банального злодея

6 миллионов человек отправил в лагеря смерти
Ни одного не

убил лично
В эпилоге Арендт, подводя итог всему увиденному на суде, пишет:
«Проблема с Эйхманом заключалась именно в том, что таких, как он, было много, и многие не были ни извращенцами, ни садистами – они были и есть ужасно и ужасающе нормальными»
Слайд 9

Нормальность и банальность типа банального злодея «Судьи не поверили нормальности Эйхмана,

Нормальность и банальность типа банального злодея
«Судьи не поверили нормальности Эйхмана, потому

что, будучи людьми порядочными и, возможно, слишком даже совестливыми для своей профессии, не могли и представить, что обыкновенный, «нормальный» человек – не слабоумный, не циничный и не жертва пропаганды – оказался абсолютно неспособным отличить добро от зла»
«винтик в системе» - оправдание или вина, за которую несем персональную ответственность?
Слайд 10

Ограничения для банального зла сократическая мораль «Лучше несправедливо страдать, чем несправедливо

Ограничения для банального зла

сократическая мораль
«Лучше несправедливо страдать, чем несправедливо поступать»
«Пусть я

лучше буду в разногласии со всем миром, чем, будучи единым целым, окажусь в разногласии с самим собой»
Слайд 11

Ограничения для банального зла сократическая мораль Мышление – совесть (греческая традиция)

Ограничения для банального зла

сократическая мораль
Мышление – совесть (греческая традиция) - смерть
Эйхман

и другие нацистские преступники не являлись личностями (не мыслят)
«Способность оценивать по достоинству произведения искусства не имеет никакого отношения к способности мыслить».
Слайд 12

Проблема мышления клише заменили Эйхману способность мыслить использование в речи клише

Проблема мышления

клише заменили Эйхману способность мыслить
использование в речи клише подтверждает состояние

слепой лояльности, так как человек проговаривает мысли других людей, и тем самым отказывается от рефлексивного мышления
Мышление понимается не как процесс обнаружения одной раз и навсегда данной истины, а лишь как способ существования личности. Мышление ничего не может санкционировать, оно может только подрывать веру в любые истины
Мышление не есть созерцание, это всегда движение
Слайд 13

«Потребность мыслить можно удовлетворить, только мысля, а мысли, которые были у

«Потребность мыслить можно удовлетворить, только мысля, а мысли, которые были у

меня вчера, удовлетворяют эти потребности лишь в той мере, в какой я помыслю их заново»
мышление - главное условие недопустимости аморального поступка в условиях крушения всех моральных норм и принципов
Тоталитарное общество превращает патологическое (зло) в норму
Слайд 14

Ханна Арендт – худ. фильм https://www.youtube.com/watch?v=mzTYtPXwN-c Суд над Адольфом Эйхманом – док. фильм http://www.youtube.com/watch?v=Epel2ptmetY

Ханна Арендт – худ. фильм
https://www.youtube.com/watch?v=mzTYtPXwN-c
Суд над Адольфом Эйхманом – док. фильм
http://www.youtube.com/watch?v=Epel2ptmetY